Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






VI. Условия осуществления целей, задач и принципов совершенствования содержания и методики преподавания русского языка в школе






6.1. Успешное и полноценное преподавание русского языка осуществимо лишь при общей гуманизации школьного образования и воспитания на базе пересмотра места и роли, целей и задач предметов гуманитарного цикла в системе образования.

6.2. Совершенствование преподавания русского языка в школе должно опираться на значительный подъем престижа учителя-словесника в обществе, на основательный подъем культурного и профессионального уровня учителя. Учитель-словесник должен быть образцом для подражания в речевой деятельности, образцом в морально-этическом, нравственном, патриотическом и духовном плане. Подъем престижности образцов русского литературного языка должен сопровождаться активным общественным порицанием загрязнения русского языка во всех сферах его функционирования.

6.3. Совершенствование филологического образования в вузах должно опираться на более совершенную концепцию общего гуманитарного образования, подъема престижности гуманитарных профессий до уровня мировых стандартов. Без всенародного признания хотя бы равенства людей " бизнеса", наживы, и людей созидательного физического и умственного труда, истинного соотношения сфер материальной и духовной культуры соответственно русским национальным традициям невозможно решать проблемы гуманизации образования и совершенствования содержания и методики преподавания родного языка.

6.4. Процесс гуманизации образования и воспитания может быть успешным лишь там и тогда, где и когда он опирается на прочные традиции национального морально-этического, художественно-эстетического и религиозного воспитания. По мнению К.Д. Ушинского, русский православный храм имеет огромное воспитательное значение: в нем " каждое украшение, каждая песнь проникнуты величавой простотой и недосягаемой глубиной...". " Есть что-то чудное, недоступное прихоти времени даже в том необыкновенно богатом, звучном и выразительном языке, которым оглашаются наши русские храмы".23

6.5. Процесс гуманизации образования с опорой на восстановление национальных традиций потребует напряженного труда, гражданского мужества и творческих усилий учителей-экспериментаторов, стремящихся выйти из казенного футляра регламентариев, освободиться от носителей догматической карательной методики преподавания родного языка, нацеленной на подготовку бездушных роботов, способных безропотно выполнять чужую волю... Такой учитель может встретить недоверие и протест со стороны администрации и родителей, со стороны большинства учителей, " зацикленных на догматических методах обучения". " Детей и педагогов надо сейчас просто защищать - требует академик Д.С. Лихачев, - преподавание душится разного рода регламентирующими указаниями... В руках учителя наше будущее, наш двадцать первый век... Учитель обращается к душе человеческой. Он воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру".24

В представлении выдающегося русского врача и педагога Н.И. Пирогова, учитель - человек с нравственной свободой мысли, верящий в правду, готовый за нее к самопожертвованию. Только истинно знающий свой предмет учитель, искренне любящий детей, может обучать и воспитывать. Он должен видеть в ребенке личность, проявлять к нему гуманность, воспитывать откровенность. Отсюда и требования к обществу, администраторам и родителям возвышать личность педагога, оказывать ему доверие и уважение..." 25

6.6. Длительный процесс поисков, экспериментирования, создания учебно-методического комплекса можно сократить обращением к педагогическому наследию, переизданием для начальной школы " Родного слова" К. Д. Ушинекого26, для средней школы - пособия А.М. Пешковского27 и С. Карцевского28. При этом необходимо организовать школы-семинары для учителей, желающих работать по классическим пособиям. Необходимо написать и издать методические руководства для внедрения этих пособий. И, пожалуй, главное - необходимо всячески сохранять статус чистоты эксперимента, оберегать детей и учителей-новаторов.

Предлагаемая концепция и построенная на ее основе " сквозная" программа с I по XI классы допускает возможность использования как классических учебных пособий, так и ныне действующих учебников, при условии творческого подхода к ним учителя-новатора, готового под руководством методиста к изменению логики и последовательности подачи материала, углублению содержания, разумному соотнесению материала учебника с программой и.т.п. Желательно в педучилищах ввести факультативные занятия по экспериментальным программам.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.