Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конспект занятия. Цель: уточнение конкретно-пространственных значений предлогов.






Тема: «Предлоги».

Цель: уточнение конкретно-пространственных значений предлогов.

Ход занятия

1) Выполнение учащимися различных действий по указа­нию логопеда.

Логопед. Дети, положите книги на стол.

Где лежат книги? (Книги лежат на столе.)

— Возьмите книги. Откуда взяли книги? (Книги взяли со стола.)

— Положите книги в стол. Где лежат книги? (Книги ле­жат в столе.)

— Возьмите книги. Откуда взяли книги? (Книги взяли из стола.)

— Спрячьте книги под стол. Где книги? (Книги под сто­лом.)

— Возьмите книги. Откуда взяли книги? (Книги взяли из-под стола.)

2) Построение учащихся по указанию логопеда.

Коля за Леной. Рита перед Леной.

Рита за Колей. Рита между Леной и Колей.

Рита за Леной. Коля возле Лены.

Рита сзади Коли. Коля впереди Лены.

Рита около Коли. Лена впереди Коли.

 

Ответить на вопросы:

За кем ты стоишь? Перед кем ты стоишь? Между кем ты стоишь? Рядом с кем ты стоишь? Впереди кого ты стоишь? Позади кого ты стоишь?

Вывод: Предлоги уточняют пространственное взаимораспо­ложение предметов. Эти небольшие слова, порой состоящие из одной буквы, нельзя пропускать в устной речи и на письме, или сливать с соседними словами. Они пишутся обособленно, само­стоятельно.

Задание. Списать тексты. Подчеркнуть предлоги.

Дети идут в школу. У школы дети строятся парами. За школой большой сад. Дети вышли из школы.

Лиса вышла из норы. В норе лисята. У конуры сидит Полкан. Днем собака спит в конуре. Белка живет в дупле. Она ча­сто выходит из дупла.

У Саши много хороших книг. Они стоят в шкафу и на пол­ках. Часть книг лежит в ящике. Саша очень следит за книга­ми. Они все в переплетах и без пятен.

Задание. Ответить на вопросы:

На чем ходят по снегу? (Лыжи.) На чем катаются по льду? (Коньки.) На чем летают по воздуху? (Самолёт.) На чем пла­вают по воде? (Лодка.)

 

Задание. Подобрать и правильно прочитать сочетания слов с предлогами.

прыгнуть речку

перейти верёвку

перескочить канаву

переплыть через лужу

перешагнуть мост

переехать дорогу

 

пробежать дождём

пролезть столом

проехать окном

пройти под пулями

проскочить мостом

прорыть землёй

 

выйти чашки разложить солнце
выбежать книги рассыпать сборе
выписать дому рассказать столе
выскочить из школы расклеить на полу
вылить гнезда расстелить стене
вылететь лесу растаять траве

 

Задание. Списать упражнение, подчеркнуть предлоги.

Мы с братом ходили в лес. Мы с младшим братом любим бродить в лесу. В этом лесу много ягод. У ручья мы отдыхаем. У лесного ручья приятно посидеть.

Задание. а) Прослушать предложение. Выложить его схему полосками с учетом предлогов. Подсчитать количество слов. Определить место пред-

Образец: ___________________

____ ___ _ ____

Лошадь шла по дороге.

Ветер по морю гуляет. Река вышла из берегов. Дорога шла через поле. На грядке зеленеет лук. Собака бежала по полю. Птицы с юга вернулись на север. Вокруг елки пляшут малы­ши. Хорошо у нас в стране. Шумят березы на ветру. На поляне в лесу стоит домик. В углу между шкафом и сундуком жил щенок. Пчелы летают с яблони на яблоню. Со всех сторон к школе спешат ребята. Птенчик жил у нас в комнате, в клетке. У входа в дом стоял сторож с фонарем.

б) Доказать разделительное написание предлога вставкой после него подходящего по смыслу слова.

Образец: Лошадь шла по пыльной дороге.

Задание. Прочитать предложения. Ответить на вопрос: так или не так? Записать в тетради после исправления.

Дед в печи, а дрова на печи. На столе сапожки, под столом лепешки. Овечки в речке, караси у речки.

Задание. Вставить нужные предлоги.

Грузовик ехал …. Мостовой. Часовой стоит … посту.

Тропинка вела … лес. Трава растет … крыльца.

Кровельщики работают … крыше. Учитель выходит... класса.

Рабочие вошли... столовую. Картина висит... диваном.

Самолет летит... морем. Лодка плывет... озеру.

Птенчик упал... гнезда. Лестницу прислонили... сте­не.

Туфли стоят... кроватью. Мать пошла... продуктами.

Листья падают... деревьев. Поезд отходит... станции.

Ученик сидит... партой. Пуговица оторвалась... пальто.

Машина стоит... подъезда. Трактор идет... целине.

Слова для справок: из, у, в, на, от, к, над, под, по. до, с.

Задание. Вставить нужные предлоги.

Ближайший выходной день мы решили провести... горо­дом. Встретились... условном месте... вокзале. Купили би­леты, пошли... перрон и через тридцать минут уже были... реке. Искупались, позагорали и направились... лесу, кото­рый был недалеко... реки. Мы расположились отдохнуть... развесистой сосной. Достали продукты, которые захватили... города, и... удовольствием поели, так как очень проголода­лись... свежем воздухе. Несколько часов мы провели... ле­су. Вернулись мы... город, когда... нашими головами уже засияли вечерние звезды.

Задание. Прочитать стихи. Найти каламбуры. Указать предлоги, объяснить написание.

Заревел медведь со сна.

И в густом лесу,

Вздрогнув, стукнула сосна

Шишкою лису.

Солнце прячется за бор.

Котофей Иваныч

Залезает на забор

Прогуляться на ночь. Я. Козловский.

ХИТРЫЙ КРОЛИК

Решили лисы кролика запечь,

А кролик из духовки — прыг

за печь,

Потом на лавку и в окошко

с лавки

Умчался в лес, где распевали

славки.

ЛЕНТЯЙ

Сидел он на окошке

И размышлял о кошке,

Вдруг подумал: «А у сов

Есть усы иль нет усов?»

веснушки

Веснушкам нету сноса,

Не исчезают с носа.

Я, не жалея мыла,

Нос терпеливо мыла, —

Зависело б от мыла,

Веснушки я б отмыла.

ЗИМА

Сугробы снега вьюги намели.

И у ворот, как баржа на мели,

Полуторка стоит. Ну и занос!

Я вышел за ворота, а мороз

Как затрещит – и хвать меня за нос!

 

ВЕРХОМ

Много ль верст проскачешь

в день!

Широки просторы.

Ну-ка, ногу в стремя вдень,

Дай гнедому шпоры.

С подводы

Воспоминанье берегу

О том, как я на берегу

Влез однажды на подводу

И с нее нырнул под воду.

НЕРЯХА ОПРАВДЫВАЕТСЯ

Вилка однажды споткнулась

о крошку,

Падая, стукнулась вилка

об ложку,

Ложка, взлетев, угодила

в окрошку,

Брызги на книжную сели

обложку.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.