Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы и алгоритмы консультирования 20 страница






А тем временем Я клиента уже наполняется самопринятием и са­моуважением. Ведь он понял, что любые его чувства имеют под собой основание, и он знает причину этих чувств и поступков (то есть он уже многое узнал о себе), он может выбирать, как быть с этими чувствами, как распорядиться ими на поведенческом уровне, чтобы получить же­лаемое прямым и экономичным путем, а не через невротическую, нео­сознанную манипуляцию.

Постепенно интегрируя отношение к себе терапевта и модели вза­имодействия со значимым Другим, которые нарабатываются и оце­ниваются клиентом (с точки зрения безопасности и комфортности их применения) прямо на сессиях, клиент каждый раз возвращается в

среду, где господствует прежний коммуникативный стиль и прежнее отношение к клиенту. И вот здесь необходимо что-то еще кроме тера­пии отношения.

На протяжении всех сессий психотерапевт наблюдает, как прояв­ляются в рассказах клиента когнитивные конструкты, экзистенциаль­ные позиции, реакции тела, «законсервированные» и рождающиеся на глазах аффективные переживания, защитные формы поведения, поведенческие паттерны общения. Именно эти проявления и стано­вятся объектами пристального внимания и обсуждения с точки зре­ния их адаптивности и эффективности при удовлетворении потреб­ностей и взаимодействия с социальной средой.

Чтобы психотерапевт не остался единственным (а потому и неза­менимым и сверхзначимым) человеком, с которым клиент может по­зволить себе быть самим собой и свободно выражать себя, клиенту необходимо:

• пересмотреть всю систему своих убеждений,

• проработать хронические напряжения,

• осознать защитное и сценарное поведение,

• научиться связывать цели со средствами их достижения и, на­конец,

• приобрести некоторые коммуникативные умения.

Постепенные достижения в реальной жизни сами по себе меняют самоотношение клиента в позитивную сторону и помогают лучшей, чем прежде, интеграции в социуме. Эти новые убеждения, позиции, модели и умения, в свою очередь, привносят новый опыт и способ­ствуют заполнению и обновлению Я.

Этот процесс может быть более или менее структурирован, и — главное — он должен охватить все пять полюсов пентаграммы чело­века, которые у созависимого клиента всегда разобщены. Мы рас­смотрим подробно пентаграммическую структуру психотерапии не­сколько позже.

Завершающий этап психотерапии посвящается постепенному ук­реплению нового содержания Я, усвоению новых моделей отноше­ния к различным жизненным ситуациям. При этом важная тема ут­раты значимого лица, на этот раз терапевта, снова становится акту­альной.

Пока еще не интегрирована идея об отсутствии «удерживающих ма­нипуляций» ради сохранения отношений, которые перестают быть ак­туальными. Нового опыта подобного переживания нет, ведь клиент еще не расстался с психотерапевтом. И предвидение этого опыта пугает и возвращает клиента к старому проверенному способу «удерживания» с помощью привычных схем манипулятивного поведения. Подготов­ка к получению этого опыта — основная задача завершающего этапа. Как и во всем терапевтическом процессе, в данном случае нельзя торопиться. Прорабатывая свои чувства относительно предстоящей разлуки, клиент также учится новому опыту принятия утраты значи­мого человека без утраты своей целостности.

 

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ КОНТРПЕРЕНОСА ПРИ РАБОТЕ С СОЗАВИСИМЫМИ

Мы рассмотрели терапевтическое взаимодействие в его идеаль­ном варианте. Чем ближе к нему терапевтический процесс, тем он более эффективен. Однако известно, какими «трудными» могут быть созависимые клиенты, и как редки, к сожалению, случаи, когда они, преодолевая внутреннее сопротивление, вступают на путь сознава-ния и личностного роста. Первые робкие шаги в этом направлении сопровождаются высокой тревожностью, душевным страданием и на­пряженной готовностью повернуть назад — в привычное русло ста­рых стереотипов. Впрочем, в этом отношении они ничем не отлича­ются от любого человека, который взялся — ни много, ни мало — за изменение базовых установок, устоявшейся системы ценностей и, по сути, решился на изменение всей своей жизни. Бережное отношение к психологической территории и мировоззрению, доброжелательное принятие и безоценочность, обеспечивающие чувство безопасности, со стороны консультанта, играют иногда решающую роль в том, на­сколько глубоко решится клиент погрузиться в терапевтический про­цесс.

Кажется, нет консультанта, который не знал бы о необходимости взаимного доверия, доброжелательности и разделении ответственно­сти. Однако именно при сопровождении созависимых клиентов чаще, чем обычно, можно почувствовать раздражение, нетерпение и, порой, непреодолимое стремление взять несчастного за руку и тащить, угова­ривать, внушать и даже давить, ради того, чтобы он «прозрел» и вы­шел, наконец, на «правильный» путь. Зло кажется в этот момент консультанту однозначным и очевидным, а дальнейший сценарий ситуа­ции — настолько типичным, что он недоумевает: как можно этого не понимать?!

В другом случае его охватывает отчаяние, и он чувствует себя в ту­пике. И тогда хочется отмахнуться, «сбежать», отказаться от работы, слишком тягостной, слишком медленной, чтобы она могла доставить адекватное удовлетворение.

Третий вид реакции на созависимых клиентов — чувство непри­язни, почти презрения. Слушая их, психолог скучает, становится от­чужденным и холодным. Его раздражает их назойливость и беско­нечные жалобы, и потому и в этом случае стремится поскорее изба­виться от них.

Что же происходит? Откуда берутся эти эмоциональные пики? По­чему так трудно быть с ними терпеливыми и достаточно близкими, чтобы была возможность установить эмоционально теплый контакт?

Ответ заключается в процессах контрпереноса. Значение переноса и контрпереноса в психотерапевтическом альянсе столь велико, что ма­ститые авторы всех до одного направлений психотерапии уделяют им достаточно внимания, хотя и рассматривают это явление с различных точек зрения. Нам тоже необходимо остановиться на данном аспекте отношений, и начнем мы с обзора теоретических представлений.

Перенос как частный случай защитного реагирования.

«Перенос» буквально означает перенесение или перемещение чего-либо куда-либо. В психотерапевтическом же значении «перенос» пред­ставляет собой перенесение во взаимоотношения с консультантом

а) своего жизненного опыта (в том числе опыта общения, моделей поведения, привычек и т. п.),

б) реакций в связи с теми ассоциациями, которые вызывает лич­ность консультанта,

в) своих мыслей и ожиданий от консультанта и всего консульта­тивного процесса (положительных и отрицательных).

Примеры подобного переноса многочисленны и разнообразны. На­пример, консультант напоминает клиенту его строгую мать и, хотя клиент уже взрослый человек и давно не подчиняется матери, он мо­жет реагировать на слова и действия консультанта тем же сопротивле­нием или подчинением, а также передачей ответственности за реше­ние проблемы, как он делал это прежде в отношении своей матери.

В другом случае клиент привносит во взаимоотношения с консуль­тантом те способы своего взаимодействия с людьми, которые он прак­тикует в повседневной жизни, и консультант может на себе почувствовать их влияние. Например, клиентка, которая жалуется, что ею пре­небрегают, не считаются с ее мнением, в беседе с консультантом по­стоянно перебивает себя словами: «ну, это мне так кажется, да мало ли что мне может показаться», «ой, вы не обращайте внимания, это я сдуру разревелась», «что вы, куда мне до вас, конечно, вы лучше знаете, как j нужно сделать» и т. п.

Или клиент, обращающийся по поводу «бунта» своего сына и трудностей их отношений, может разговаривать с консультантом властным тоном, отдавая распоряжения по поводу того, что консультант должен Делать, и перебивая его замечаниями по поводу интонаций, темпа речи даже внешнего облика, вызывая таким образом сильный гнев и же­лание прекратить общение с клиентом со стороны консультирующего pro специалиста.

Часты случаи, когда клиенты приписывают консультанту самые раз­ные достоинства, и в соответствии с этим мнением строят свои ожидания от взаимодействия с ним. Если эти ожидания не оправдываются, клиенты воспринимают это как обман и даже предательство.

Также многочисленны случаи, когда клиенты, наоборот, видят в консультанте некую враждебную силу и ожидают от него подавления, манипуляций, других проявлений психологического насилия.

Как же можно объяснить явление переноса? М. Кан62 показывает, го для понимания этого явления необходимо рассмотреть два откры­тия Фрейда, которые и легли в основу открытия явления переноса.

1. Теория шаблонов. С раннего детства люди устанавливают опреде­ленные стереотипы, или шаблоны (в психологической литературе их часто называют паттернами), под которые подгоняется восприятие других людей, ожиданий и собственных реакций. Опыт предыдущих отношений часто становится своеобразным «прокрустовым ложем»,; все будущие отношения, а в особенности самые важные, подгоняться под установившийся стереотип. Например, если у человека поддерживались теплые отношения с отцом, то, возможно, мужскую авторитетную фигуру он будет стремиться рассматривать в положитель­ном свете. Он начнет искать отношения подобного рода, ожидать от S них хорошего и станет вести себя таким образом, чтобы увеличить возможность продолжения благоприятных отношений. Если же отец был особенно критичен к нему, то, возможно, он будет рассматривать ав­торитетных мужчин как угрожающих и относиться к ним соответству­ющим образом. Если человеку приходилось бороться за родительское внимание со своими сиблингами (братьями и сестрами), то, скорее всего, равных себе он будет считать соперниками в борьбе за ограни­ченные ресурсы и т. д.

Конечно, стремление втиснуть новые отношения в старые паттер­ны является, вероятно, причиной трудностей для каждого человека, но оно же может оказаться и бесценным союзником консультанта.

2. Вынужденное повторение. У людей есть потребность создавать повторяющиеся проигрыши ситуаций и отношений, которые были особенно затруднительными или проблематичными в ранние годы жизни. Не сложно встретить человека, обладающего поразительным стремлением воссоздавать ситуации, которые плохо заканчиваются. Это явление постоянно имеет место и в работе с клиентом. Как и мно­гое в человеческом поведении, оно кажется удивительным: зачем ис­кать проблемы и создавать ситуацию, которая наверняка принесет только боль и тревогу?

На первый взгляд, все выглядит так, как если бы человек пытался снова и снова организовать счастливый конец какой-то предшеству­ющей ситуации, которая когда-то закончилась неудачно. Но это ему снова и снова не удается. Переживание вновь оказывается испорчен­ным, и все возвращается на круги своя, сохраняя стремление восста­новить старую неудачную ситуацию. Фрейд считал, что боль, причи­ненная первоначальной ситуацией, фиксируется и заставляет челове­ка периодически приводить себя к бессознательной попытке понять, что же происходит и почему получается именно так.

Необходимо заметить, что, хотя личность, находящаяся в тисках вынужденного повторения, и выглядит ищущей удачного завершения, если человек не осознал, чем подталкиваются его выборы, действия и поступки, он будет приходить только к неудачным разрешениям ситу­аций, так как только такая программа, или схема развития отноше­ний, была когда-то заложена в бессознательное, и если она не коррек­тируется вполне сознательно, она будет работать с удивительным по­стоянством.

Люди, начинающие работу с консультантом, оказываются под вли­янием обеих описанных тенденций, поскольку консультанту придает­ся важное значение в разрешении жизненных проблем.

Этим неосознаваемым реакциям в отношениях клиента с консуль­тантом 3. Фрейд присвоил название перенос. А. Фрейд в своей книге «Эго и механизмы защиты» выделяет два вида переносов: перенос им­пульсов либидо и перенос защит.

Перенос импульсов либидо проявляется в терапевтических отноше­ниях во влюбленности, в ожидании только хорошего, в тяге к терапевту

Перенос защит — это воспроизведение защитной враждебности, по­дозрений и неприятия консультанта. На самом же деле, защиты при­званы лишь закрыть от консультанта и, самое главное, от самого кли­ента высокую значимость для последнего их психотерапевтических вза­имоотношений.

Многочисленные виды защитных реакций и защитного поведения многократно и всесторонне описаны в различной психологической ли­тературе, поэтому лишь перечислим некоторые из них.

Проекция — приписывание другим собственных чувств, мыслей, на­мерений и т. д. Например, мстительному человеку кажется, что ему хотят отомстить; человек, который сам много лжет и манипулирует другими, часто подозревает в этом окружающих людей и т. п. Поло­жительные качества и убеждения тоже проецируются.

Смещение — перенесение своих чувств на другое (например, более безопасное или более доступное) лицо или даже предмет. Например, женщина, которая злится на мать, но не позволяет себе испытывать такие «неправильные» чувства, вытесняет их из сознания и неосознан­но переносит на вещи матери, в результате чего она «нечаянно» пере­бивает всю посуду, принадлежащую последней

Вытеснение — «забывание» фактов, чувств, событий, которые по ка­ким-то причинам не соответствуют представлению о том, каков Я, как должно быть, как ко мне относятся и т. п. Если осознавание этих фак­тов и чувств несет в себе слишком болезненную, слишком грозную для человека информацию, психика защищается тем, что они как бы за­бываются. Человек совершенно искренне не помнит событий или не осознает чувств, которые грозят разрушить его представления о себе, о других, о мире.

Искажение (иллюзии) — человек воспринимает факты, импульсы и другие проявления реальности таким образом, чтобы они соответство­вали его потребностям, убеждениям, представлениям.

Интеллектуализация — человек изолирует от себя осознавание ис­тинных источников переживаний и приписывает им приемлемые для себя причины.

Суппрессия — сознательное или бессознательное решение челове­ка не обращать внимания на болезненные факторы в его жизни.

Ипохондризация — «уход» в болезнь, когда длительное вытеснение или суппрессия неблагоприятных обстоятельств вовсе не избавляет

iчеловека от негативного, разрушающего их воздействия и от скрытого желания отреагирования на них. Компульсивные действия или деятельность — человек, испытываю­щий высокую степень тревожности, может не осознавать ее, но зато переживает навязчивое желание считать окна в домах, не наступать или, наоборот, наступать на трещины на асфальте, придерживаться уто­мительных ритуалов для «безопасности» и т. п. На самом деле, все это — лишь проявление неосознанного стремления к сверхконтролю, при­званного умерить невыносимую тревожность. То же самое относится и к компульсивной деятельности, примером которой можно рассмат­ривать трудоголизм.

Можно еще долго перечислять всевозможные защиты, рискуя за­быть цели данной книги. Однако консультанту, безусловно, нужно быть хорошо знакомым с различными защитными реакциями и механиз­мами, чтобы уметь вовремя распознавать их проявления во взаимоот­ношениях с клиентом.

Кроме того, важно учитывать, что:

• все защитные механизмы тратят на себя огромное количество психической энергии;

• поскольку защиты, используемые человеком, в большинстве случаев не осознаются, то человек теряет доступ к регулиро­ванию своих реакций и поведения, ограничиваются возмож­ности самоконтроля;

• бессознательные невротические процессы постепенно расши­ряют поле своей деятельности, в конечном итоге, имеют судь­боносное значение;

• осознание механизмов защиты чрезвычайно болезненно, прежде всего, потому, что становится ясно, от чего они защи­щали, и что скрывалось от самого себя.

Однако при этом:

• защитные механизмы можно отследить в поведении человека, если знать о закономерностях их проявлений;

• постепенно их можно довести до сознания, периодически по­казывая их проявления в поведении, словах, действиях чело­века;

• механизмы защиты должны «вскрываться» постепенно, сопро­вождаясь поддержкой консультанта, и только в том случае, если это действительно необходимо для решения проблемы клиента;

• после проработки защитные реакции заменяются новыми, бо­лее конструктивными, или от них отказываются вообще, и это необходимо обсуждать с клиентом, так как взамен он может использовать новые, но неэффективные способы защиты;

• нельзя, «вскрывая» защитные реакции, требовать их удаления и, тем самым, лишать клиента привычных моделей за­щиты, если консультанту нечего предложить взамен или если клиент находится в ситуации, когда без выработанных защит он не сможет эффективно существовать в окружающей сре­де. Важно, чтобы человек понимал, какие способы защиты он применяет, а что делать с ними в дальнейшем — решать самому клиенту. Консультанту важно помнить, что

Защитные механизмы нужны человеку, однако, эти защиты необходимо применять осознанно и в том случае, когда они действительно необходимы.

После прочтения указанной программы по работе с бессознатель­ными защитами вполне уместен вопрос: как выяснить, какие защиты эффективны, а какие нет, какие защиты необходимо заменять, так как они являются по своей сути невротическими, а какие носят нормаль­ный, адаптационный характер.

В рамках данной книги практически невозможно подробно рас­смотреть конкретные варианты. Поэтому я отсылаю читателей к ра­ботам К. Хорни («Невротическая личность нашего времени», «Невроз и развитие личности» и др.), Э. Фромма «Анатомия человеческой дес-труктивности», «Иметь или быть», «Бегство от свободы»), Ф. Римана («Основные формы страха») и других авторов. Понимание невроти­ческих механизмов, которые и являются неэффективными защитами, позволяет увидеть их задолго до того, как сознание клиента будет го­тово к этому, и помогает консультанту исподволь подготовить его к осоз­нанию, обращая внимание на проявления этих механизмов в поведе­нии и эмоциональных реакциях и обсуждая их с клиентом.

Обратимся к самому общему представлению о различиях невротичес­ких и способствующих эффективной адаптации защитных механизмов.

Отличия эффективной защиты от невротической:

1. Эффективные защиты осознаются, а невротические остаются вне сознания, по крайне мере, до психотерапевтической про­работки.

2. Эффективные защиты приводят к удовлетворительным и пред­виденным человеком результатам, а невротические защиты ни­когда не приводят к удовлетворению, а, наоборот, почти всегда приводят как раз к тем ситуациям и эмоциональным пережи­ваниям, от которых призваны защищать.

3. Эффективные защиты человек применяет только там и тогда, когда они действительно необходимы, и он способен контролировать этот процесс, а неэффективные защиты работают «автоматичес­ки» и имеют тенденцию тотального поглощения психологической территории, то есть воздействуют на человека без разбора ситуа­ции и дифференциации последствий в отсутствии его осознанной воли и приводят к неадекватным реакциям и поступкам.

Итак, перенос — это реакция защиты и с этой точки зрения имеет характерные черты.

1. Перенос — это бессознательный процесс. «Хотя чувства клиента по отношению к консультанту могут быть и вполне сознательными, но сам факт, что они привнесены из других, более ранних отношений, не осознается»63.

2. Перенос — это ошибочная реакция. «Перенос всегда ошибочен в том смысле, что клиент всегда приписывает консультанту черты, свойственные другим людям и в других обстоятельствах»64.

3. Перенос бывает положительным и отрицательным. Необходимо учитывать, что понятия положительного и отрицательного переноса не имеют никакого отношения к его полезности или бесполезности. Перенос — это всегда материал, который может быть использован или не использован консультантом, и уже с этой точки зрения становится полезным или бесполезным. Положительный и отрицательный пере­нос — это лишь общий эмоциональный настрой клиента по отноше­нию к консультанту.

Положительный перенос. Клиент склонен видеть в консультанте че­ловека, более сильного и любящего, чем тот есть на самом деле. Такой клиент склонен к зависимости.

Р. Кочюнас перечисляет следующие проявления переноса65:

• постоянное цитирование высказываний консультанта (идеа­лизация);

• конкуренция с другими клиентами в отношении консультан­та (например: «Я всегда тщательно готовлюсь к нашей бесе­де, не то, что другие», «Я не знаю, как другие, но я постоянно обдумываю то, что вы говорите», «Я хоть и понимаю, что у вас много других клиентов, но мне кажется, что у нас с вами сложились особые отношения»);

• интерес к личной жизни консультанта, к его вкусам, потреб­ностям;

• дарение подарков (на Телефоне Доверия это может проявлять­ся в виде заказов песен на радио «специально для вас», посвя­щения стихов и т. п.);

• забывание заплатить за консультацию (в дистантном консуль­тировании это может проявляться как пропуск консультации, когда контакт был обговорен; звонок вместо приблизительно обговоренного времени в момент окончания дежурства кон­сультанта — тогда консультант либо вынужден задерживать­ся, либо клиент демонстрирует свою обиду или глубокую пе­чаль, связанную с неполучением внимания консультанта. И в том, и в другом случае это делает отношения «консультант-клиент» «не как у всех»;

• длительными паузами, вздохами, не соответствующими об­суждаемой ситуации, жалобами, что нечего сказать и голова совсем пустая (эта манипуляция заставляет консультанта дей­ствовать более активно, чем он планировал, и невольно брать на себя ответственность за исход консультации).

Отрицательный перенос. Основывается на отвержении и враждеб­ности. Если в процессе консультирования установка не меняется, то консультирование становится невозможным.

Не рекомендуется слишком акцентировать внимание клиента на яв­лении переноса в его поведении в следующих случаях66:

• при нехватке времени для работы с переносом (одноразовое консультирование);

• при отсутствии нормального рабочего альянса с клиентом;

• когда клиент из-за ослабления психологической защиты не может быть толерантен к тревоге и фрустрации;

• когда целью консультирования является не разрешение глу­бинных конфликтов, а, например, приспособление к текущим жизненным ситуациям.

Тем не менее чувства клиента игнорировать нельзя. Они должны быть рассмотрены в соответствии с общим уровнем глубины обсуждения.

Когда клиент проявляет тем или иным способом свои чувства, кон­сультант должен понимать, что он выражает подлинные чувства, хотя часто они рождены нереалистичными ожиданиями или деструктивными установками и предубеждениями. Именно принятие чувств кли­ента психологом не позволяет клиенту испытывать отверженность. В результате он начинает доверять консультанту и стремится рискнуть и открыться еще больше. Только тогда консультирование становится по-настоящему глубоким.

Однако необходимо пресекать всякие попытки манипулирования с целью перекладывания ответственности за отношения или за исход консультации на консультанта.

Тестирование консультанта клиентом

Дж. Вайсе рассматривает вопрос тестирования консультанта, ко­торое предпринимает клиент67. В ходе консультации клиент постоян­но тестирует консультанта, то есть он изучает консультанта как лич­ность, сверяет, насколько его (клиента) ожидания соответствуют тому, что представляет из себя консультант, насколько консультант искре­нен с ним, можно ли ему доверять, не сделает ли он больно и т. д. и т. п. Клиент чрезвычайно заинтересован в том, чтобы узнать, как кон­сультант будет реагировать на его высказывания, выражение чувств, его планы; будет ли психолог препятствовать ему в достижении его целей или поможет в этом.

Если консультант выдерживает его тесты, клиент начинает дове­рять ему, все более открываясь, одновременно предлагая ему все более жесткие тесты. Чаще всего клиент проводит тестирование консультанта бессознательно.

«Какое именно поведение клиента следует считать тестированием, определяется консультантом в известной степени произвольно, на ос­новании своих чувств, поскольку тестирование может отличаться от других форм поведения лишь интенсивностью. Консультант имеет основание предполагать тестирование со стороны клиента в следую­щих случаях:

• клиент ведет себя таким образом, чтобы вызвать у консуль­танта сильные чувства;

• клиент толкает консультанта на вмешательство; для этого он может долгое время сохранять молчание, делать абсурдные за­явления, проявлять обиду на слова консультанта; внезапно проявлять ничем не обоснованный гнев; требовать от консуль­танта выхода за пределы его роли и т. п.;

• клиент использует провокационные преувеличения;

• клиент демонстрирует явно глупое поведение»68.

Тестирование пассивной позицией

Клиент может использовать для тестирования перенос. Он наделя­ет консультанта авторитетом родителя и сам ведет себя так, как вел себя в отношении своего родителя.

Ребенок считает своих родителей высшим авторитетом. Он относится к себе так, как родители относятся к нему. Дж. Вайсе перечисляет неко­торые обстоятельства, которые могут вызвать в ребенке сильную невро-тизацию характера, а также будут ярко проявляться как перенос в пси­хотерапевтической ситуации69. Этот список я несколько расширила, учитывая опыт своей практики и другие источники информации.

□ Если родители отвергают ребенка, он делает вывод, что заслу­живает отвержения; его самооценка падает, и он утверждается во мнении, что никто не может любить его — не только родите­ли, но и другие.

О Если родители предстают в восприятии ребенка подавленными или неприспособленными к жизни, он может взять на себя от­ветственность за них и прикладывать усилия, чтобы сделать их счастливыми. Если это не удается, то ребенок может начать счи­тать себя неудачником или источником их страданий.

□ Если родители не заботятся о ребенке, но требуют, чтобы он высказывал им свое уважение, проявлял заботу, он может сде­лать вывод, что его удел — много давать, но мало получать. Он может принять это как неприятную особенность жизни, или противиться этому, болезненно воспринимая любую просьбу, необходимость любой заботы о Другом.

О Если родители постоянно ругают ребенка за различные свой­ства его характера, он может на сознательном уровне отвергать эту критику, но бессознательно соглашаться с ней. Это приво­дит его к бессознательному представлению о себе как о дурном человеке.

□ Если один из родителей алкоголик, то ребенок может чувствовать беспокойство о нем, с одной стороны, но с другой — отвержение со стороны пьющего родителя. Следствием такой двойной трав­мы может быть чувство стыда за себя и за своих родителей.

О Если в семье отрицается существование некоторых актуальных проблем, то у ребенка может развиться недоверие к собствен­ным чувствам и сложиться представление, что он не способен адекватно воспринимать окружающую действительность.

□ Если ребенок считает своих родителей непостоянными, напри­мер, если внезапные вспышки ярости сменяются необъяснимы­ми приступами нежности, у него может сложиться представле­ние, что он все время в опасности. В этом случае он станет сверхбдительным.

□ Если родители ребенка не защищают его и не помогают спра­виться с негативными проявлениями внешнего мира, он может прийти к убеждению, что он не заслуживает защиты. Такой ре­бенок может стать замкнутым, тревожным или склонным к па­нике.

□ Если ребенок терпит сексуальное насилие со стороны родите­лей, он обвиняет в этом себя и испытывает в связи с этим стыд за свою «грязность».

□ Если родители отвергают факты жестокого обращения со своим ребенком, он может сделать вывод, что не должен это помнить. Это может нанести удар по его чувству реальности. Или он дол­жен одновременно не помнить об этом, и в то же время помнить, чтобы постараться не спровоцировать такое обращение вновь, поскольку считает его виновником самого себя. В таком случае может произойти расщепление на несколько личностей.

□ Если ребенку кажется, что родители стыдятся его, то он тоже будет испытывать стыд за себя; поверив, что он неполноценен.

□ Если один из родителей ушел из семьи, ребенок может считать, что это произошло из-за него, и будет считать, что от него все­гда должны уходить любимые люди.

□ Если ребенок растет в несчастливой семье, то, даже став само­стоятельным и покинув дом, он поддерживает уровень несчас­тья, соответствующий тому, к которому он привык в детстве.

П Если в семье ребенка никто не умеет получать удовольствие от жизни, он будет считать, что он тоже не должен получать удо­вольствие, или он может испытывать депрессию или соматичес­кое расстройство каждый раз, когда позволит себе получить удо­вольствие или радоваться жизни.

Наблюдая за реакциями консультанта, клиент бессознательно про­веряет, будет ли консультант вести себя так же, как его родители, в от­вет на его поведение.

Глава 7. Психотерапия созависимости

Если консультант подтверждает такие ожидания, клиент утвержда­ется в деструктивном мнении о себе. Если консультант ведет себя по-другому, клиент может усилить проявление тех своих черт, которые вызывали негативную реакцию родителей. Тогда, когда консультанту удается успешно пройти такое тестирование, как правило, начинают­ся серьезные личностные изменения.

Клиентка, которую часто ругали в детстве за ее фантазии, во время консультирования постоянно вплетала в повествование свои фан­тазии на тему о том, как хорошо было бы, если бы у нее была совсем другая жизнь, другие родители и т. п. Консультант приняла эти фантазии благосклонно и отметила, что такое творчество мо­жет быть использовано очень конструктивно самой клиенткой для решения ее проблем.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.