Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Повтори чистоговорки.






Фе — фэ -фе — дядя мой живет в Уфе. Фы - фи - фы - не доехать до Уфы. Фа - фя - фа - у нас большая арфа. Фу - фю - фу - купили мы софу.


5. Повтори скороговорки.

У Фомки гость - Фимка, У Фимки гость - Фомка. У Фани - фуфайка, У Феди-туфли. У Федота - фагот. У Фимы - мифы; У кафе - Фома, У Фомы - кофе.

6. Повтори загадки.

Из меня посуду тонкую, Живет в лесу,

Нежно - белую и звонкую Ухает, как разбойник.

Обжигают с древних пор. Люди его боятся,

Называясь я... А он людей боится.

(Фарфор) (Филин)

7. Выучи стихотворение.

Филин серый, филин старый, А глаза горят, как фары. Филин - прыг, филин - скок, Филиненку дал флажок. Филиненок рад, рад -Два фонарика горят.

(Г. Сатир)

8. Игра»«Твердый — мягкий*

Перед ребенком лежат синяя и зеленая карточки. Если в словах, которые произносит взрослый, находится твердый звук Ф, ребенок поднимает синюю карточку. Если мягкий звук ФЬ - зеленую карточку.

Федя, шофер, фабрика, фуфайка, фикус, фарфор, ферма, шарф, граф, графин.

9. Игра «Составь предложения»

Взрослый предлагает ребенку составит предложения по следующим опорным словам:

Фома - ферма. Феня - фотоаппарат.

Федя - телефон. Федя — фокус.


10. Перескажи рассказ.

Взрослый предлагает ребенку послушать рассказ, а потом пересказать его.

Однажды Федя с папой пошли в цирк. Там выступали гим­насты, дрессировщики, факиры. Но больше всего Феде понра­вился фокусник. Фокусник с помощью платка превращал фикус в фиалку, телефон в магнитофон, фасоль в финики. Федя никак не мог понять, как же это происходит. «Навер­ное, это волшебство, - подумал мальчик.Когда я вырас­ту, то тоже стану фокусником и буду работать в цирке».


Звук В

Артикуляция звука

См. звук Ф. Разница заключается в том, что при звуке В голосовые складки сомкнуты, вибрируют, добавляется голос. Ощущается вибрация гортани и подбородка.

Постановка звука

Ставится на базе звука Ф с прибавлением голоса, наличие которого ребенок осязает, прикасаясь рукой к груди, к горта­ни или подбородку логопеда. При произнесении звука В нельзя допускать закусывания нижней губы. Она должна быть немно­го вывернута наружу и приближаться к верхним резцам.

Практический материал по автоматизации звука В

1. Повтори слоги:

Ва - во - ву - вы Вы - вы - вы

Вы - ва - во — ву Ва - ва - ва

Во - вы - ва - ву Во - во - во

By - во - ва - вы By - ву - ву

2. Повтори слова:

Звук в начале слова:

Вам, ваш, вата, Ваня, вагон, ванна, вахта, ватка, Вася, ваза, Валя, вафли, варка, варежка; вы, выть, высь, выгон, вызов, выезд, выпуск, выбор; вот, вон, воз, вода, вожак, волк, вобла; вуз, вуаль, вулкан.

Звук в середине слова:

Иван, Вова, диван, ковать, сова, Савва, совать, зазывать, голова, слива, слава, халва, глава, корова, трава, сорвать; ивы, оковы, гривы; выводок, завод, забава, вывоз, вывозить, завозить, заводить, повозка, зарево.

Стечение согласных звуков в слогах и словах:

Впа, вка, вку; вну, тва, твы; зва, зву; вла, вло; вра, вру, вкла, вклю. Впадать; вкус, вкусно; внук, внучка; Литва, клятва, листва, плотва, бритва, клятвы; звать, звание; звук, звуковой, 14


звучание, звучно; влага, власть, вложение; врать, враг, врач, враль, врун, врут; вклад, вкладыш, включение.

3. Повтори предложения.

Вот Воваи Вася. Вася купил вату. Сова пьет воду. У Вовы намокли варежки. Сова сидела на возу. Впереди стаи летел вожак. У коровы большая голова. Ваня уронил вафли в траву. Возле ивы выл волк. Ваня несет вазу. Валя ест сливы. Вова идет на завод. Раздался сильный звук. Внук и внучка вкусно поели у бабушки. У Ивана большая власть. Валя дала клятву. Внизу лежит листва.

4. Повтори чистоговорки.

Ва - вы - ва — вот высокая трава. Вы - ва - вы — даже выше головы.

5. Повтори пословицы.

Всему свое время. Всякой вещи свое место. Волков бояться — в лес не ходить. Много воды — много травы.

6. Повтори скороговорки.

Уточка вертихвосточка ныряла да выныривала, выныривала да ныряла.

В зимний холод всякий молод. Вкусная халва - мастеру хвала.

7. Повтори загадки.

В тихую погоду Маленький мальчишка

Нет нас нигде. В сером армячишке

Ветер подует — По дворам шныряет,

Бежим по воде. (Волны) Крохи собирает. (Воробей)

Колосится в поле рожь. Там, во ржи, цветок найдешь. Ярко-синий и пушистый, Только жаль, что не душистый.

(Василек)


Кто зимой холодной Бродит в лесу Злой, голодный?

(Волк)

8. Выучи стихотворение.

Весенний воздух свеж и чист. Вот зеленеет первый лист. Видна в проталинах земля. Вокруг ручьи бегут, звеня.

9. Игра «Подскажи словечко».

Взрослый предлагает ребенку подсказать подходящие по смыслу слова в конце каждого стихотворения.

Чик-чирик, не робей! Грязнулю всегда выручает... (вода). Я бывалый... (воробей).

Окраской — сероватая, Повадкой — вороватая, Крикунья хрипловатая — Известная персона. Это... (ворона).

10. Игра «Назови ласково».

Взрослый предлагает ребенку назвать ласково следующие предметы:

Ваза — (вазочка) слива — (сливка)

Вагон — (вагончик) диван — (диванчик)
Вода — (водичка) завод — (заводик)

Ива — (ивушка) голова — (головушка)

11. Перескажи рассказ.

Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ, затем пересказать его.

Возле реки растёт лес. В лесу высокие ели и сосны. Тут нора. У норы стоят Иван и Валя. Валя заглянул в нору. Там оказались лисята. Ребята хотели поиграть с лисятами, но не успели. Возле норы появилась лиса, пора уходить домой.


Звук Вь

Артикуляция и постановка звука

См. звук В. Разница заключается в том, что при произне­сении звука ВЬ нижняя губа менее напряжена.

Практический материал по автоматизации звука ВЬ

1. Повтори слоги.

Вя - вя ~ вя Вя - вё — вю — ви

Вю - вю - вю Be - вю - ви - вя

Be — ве - ве Вё — ве — ви - вю

Ви - ви - ви Вё - вю - вя - ви

Вё - вё - вё Вю - вя - ви - вё

2. Повтори слова.

Звук в начале слова:

Вяз, вязать, вяжет, вяленый; вид, вино, вина, вить, Витя, видно, викинг, витязь, визит, визитка, визг, вижу, вилка; век, Вена, вес, весь, весы, весна, вести, веселье, ветла, вера, веер, ветер, вечер, верба, верста, вереск; вёсны, вёсла, вёдра.

Звук в середине слова:

Навязать, увязнуть, завязать, завязанный, долговязый; Вовик, новинка, новичок, увижу, травинка; навес, повесить, повесть, совесть, завесить, занавес, занавески, увести, деревья; ковёр, отвёртка.

Стечение согласных звуков в слогах и словах:

Вня, вни; вся, все, всё, всю; свя, сви; звя. Внять, внятно, внимать, внизу, вникнуть; вся, всякий, все, вселенная, вселиться, всё, всю, всюду, повсюду; связать, связанный, связка, свить, свист, свистеть, свинья, свинка, свирель; звякать; коврик, деревня.

3. Повтори предложения.

Скоро я увижу Вовика. Весной деревья оживают. Вовик несет отвертку. Ветер качает ветку. Бабушка вяжет коврик. Внизу видна вся деревня. Новичок увидел весь класс. Внизу свистит


свирель. Вовик в классе новичок. Мы повесили занавески. Птицы свили на дереве гнездо. Витя несёт вёдра. От ветра качаются деревья. Ты свистишь на всю деревню. Витя завязывает шнурки.

4. Повтори пословицы.

Пословица вовек не сломится. Всякой вещи свое место. Век живи - век учись.

5. Повтори загадки.

Хохотун Егорка Тает снежок,

Взялся за уборку. Ожил лужок,

В пляс по комнате пошёл, День прибывает.

Оглянулся — чистый пол. Когда это бывает?
(Веник) (Весной)

По полю рыщет, Зверь я горбатый,

Поет да свищет, А нравлюсь ребятам.

Деревья ломает, (Верблюд)

К земле приклоняет.

(Ветер)

6. Выучи стихотворение.

Ветер сверху набежал, Ветку дерева сломал. Дул он долго, зло ворчал И деревья всё качал.

7. Игра «Подскажи словечко».

Взрослый читает стихотворения, ребенок добавляет пропу­щенные в конце слова.

Без разгона ввысь взлетает, Перед домом на Садовой
Стрекозу напоминает. Сели мы в троллейбус новый.

Отправляется в полёт Из открытого окна

Наш российский... (вертолёт). Вся Садовая... (видна).

8. Игра «Составь предложения*.

Взрослый называет опорные слова, предлагает ребенку со­ставить с их помощью предложения.


Витя - отвёртка. Класс - новичок.
Вера - ковёр. Вера - вязать.

Ветер - деревья. Витя - вёдра.

9. Игра «Один - много».

Взрослый называет предмет в единственном числе, ребе­нок — во множественном.

Верба - (вербы) визит - (визиты)

Вилка - (вилки) • отвёртка - (отвёртки)
Ведро - (вёдра) новичок - (новички)

Вечер - (вечера) травинка - (травинки)

10. Перескажи рассказ.

Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ, а затем пересказать его.

У Веры и Вени много разных игрушек. Веня часто играет с вертолётом. Он поднимает вертолёт и бегает с ним по комнате. Вера любит играть с совёнком. Она кормит совён ка, ходит с ним гулять. Ребята любят свои игрушки.


Дифференциация звуков В - ВЬ

После того, как поставлены и автоматизированы звуки В, ВЬ, необходимо провести их дифференциацию, чтобы ребе­нок не путал твердый и мягкий варианты произнесения.

Практический материал на дифференциацию звуков В - ВЬ






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.