Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 5. Метод Эйнштейна






 

Эйнштейн был одним из самых великих нарушителей правил в мире. Он бросил вызов не только законам физики. Он игнорировал традиции и приводил в ярость правительства. Пренебрежении правилами доставляло ему постоянные неприятности, но именно в его дерзкой, отчаянной готовности поставить под сомнение любые законы традиционной науки кроется секрет его гениальности. Эйнштейн был великим специалистом по раскрытию тайн мироздания, потому что лучше всех умел нарушать правила. Это общая черта гениев.

Скотт Торп. Учитесь думать как Эйнштейн

 

Гениальная идея основана на неожиданном, нетривиальном подходе к само собой разумеющимся вещам и явлениям. К примеру, Эйнштейн объединил в одну формулу пространство и время, тогда как для всех была очевидна их независимость. Для того чтобы объяснить явление фотоэффекта, ученый снова отошел от правил: он рассмотрел свет не только как нематериальную волну, но и по‑ новому – как поток материальных частиц, фотонов. Нарушил традиции «здравого» мышления и Макс Планк, основоположник квантовой механики. Объясняя парадокс процесса излучения энергии твердым телом, он выдвинул постулат о том, что это происходит порциями (квантами). Ведь если бы атом излучал энергию непрерывно, то он непрерывно терял ее бы и потому не мог бы пребывать в стабильном состоянии.

На основе этих оригинальных концепций созданы стройные научные теории, объясняющие явления нашего мира. Но для того чтобы еще глубже понять природу Реальности, нам надо отойти от еще более

глубоких традиций – например, от привычных представлений о материальности Реальности и ее непрерывности. Тогда, рассмотрев Реальность с иных позиций, мы сможем создать теории, объясняющие непонятные нам пока феномены мысли и Духа.

То, что для других было очевидным, для Эйнштейна таковым не являлось. Он сомневался в несомненном – отсюда и его теория, признанная гениальной. Но давайте логически разовьем этот процесс. Давайте сомневаться в очевидности самой теории относительности, и не только в ней. Давайте поставим под сомнение материальность и единственность этого «нашего» мира восприятия. «Ну это же очевидно, что мир материален», – возразят сторонники материализма. Однако не будем забывать, что точно так же поначалу возражали и Эйнштейну. «Это же очевидно, что пространство и время не взаимосвязаны. Это же очевидно, что время течет равномерно и монотонно во всей Вселенной», – говорили ему физики.

Когда‑ то, до эпохи Эйнштейна, соотношения Ньютона представлялись вечными и незыблемыми. Но вот оказалось, что эти законы далеко не всеобщи и являются частным случаем более глобальной теории Реальности – теории относительности. Но может быть, и она, как, впрочем, и квантовая механика, также частный случай какой‑ то еще более общей теории?

Соотношения Ньютона верны лишь в определенной области – при скоростях движения, намного меньших скорости света (дальше вступает в силу теория относительности), и для объектов, состоящих из очень большого числа атомов (отдельные же микрочастицы подчиняются законам квантовой механики). Но возможно, теория относительности и квантовая механика тоже действуют лишь в какой‑ то ограниченной области. Встает вопрос о том, что это за область? Не та ли, в которой постулирована первичность материи и не рассматривается нематериальный дух живых существ?

В Единой Реальности все связано между собою. Она неотделима от живых существ. Наблюдаемое не существует без наблюдателя.

Не существует некой полностью объективной Реальности, не зависящей от отношения к ней живых существ, от восприятия ее ими. Но именно о такой «мертвой», механистической Реальности говорят ее современные научные модели.

Процесс «оживления» модели Реальности начал Эйнштейн. В формулы своей научной теории он скрыто, неявно ввел человека и процессы его восприятия. Согласно Эйнштейну человек («наблюдатель» или группа «наблюдателей») воспринимает окружающую его Реальность различным, измененным образом, в зависимости от скорости механического движения. (В качестве обстоятельства, приводящего наблюдателя в измененное состояние восприятия, ученый принял механическую скорость движения, но существует и множество иных факторов, также изменяющих процессы восприятия.)

Итак, по теории Эйнштейна движущийся наблюдатель воспринимает окружающую его Реальность иначе, измененным образом, чем неподвижный. Например, если в покое человек воспринимает длину некого стержня равной одному метру, то, двигаясь с околосветовой скоростью, он будет воспринимать тот же стержень более коротким, может быть, полуметровым (сокращение длины, о котором говорил Лоренц)[22]. Сама же Реальность, стержень, то, что составляет ее суть – энергия, остается неизменной: изменилось лишь восприятие ее\ И то, как наблюдатель (или группа наблюдателей) воспринимает Реальность, изначальную энергию, таковой она и является, в таком виде она и существует для него (для отдельного наблюдателя или для группы наблюдателей, воспринимающих согласованным, одинаковым образом). Все определяется энергией и восприятием ее. Об этом же, только иными средствами выражения, говорит и мистика.

Кстати, в квантовой механике уже давно известен факт о том, что исследователь – «наблюдатель» – своим восприятием, отношением влияет на результат проводимого с частицами эксперимента. Реальность связана с живыми существами, зависит от их мыслей и создается мыслью.

Эйнштейн ввел в модель Реальности (каковой, как уже отмечалось, является теория относительности) человека. Но он, к сожалению, не рассмотрел его глубже – этого самого движущегося «наблюдателя», который стоит в центре его теории. Продолжим процесс, начатый Эйнштейном, – рассмотрим человека. Модель Реальности неотделима от модели человека.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.