Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Криа - надрывание одежды






В знак траура все близкие родственники умершего (сын, дочь, мать, отец, брат, сестра, супруг/супруга) обязаны сделать криа, т.е. надрыв своей одежды. 12

Разрывание одежд является у евреев наиболее сильным знаком горя. 13

В Танахе есть много примеров разрывания одежд после известий о смерти. Когда яаков увидел полосатую одежду Иосифа, пропитанную, как он думал, кровью сына, он разорвал на себе одежды (Бытие 37: 34). Так же сказано про царя Давида: " И встал царь [после известия о смерти его сына Авшалома], и разорвал одежды свои" (2-я Книга Самуила 13: 31).

Разрывание одежд имеет, в частности, психологическое значение. Оно позволяет скорбящему дать выход своей боли путем контролируемого и санкционированного традицией акта разрушения. Комментаторы отмечают, что надрывание одежды удовлетворяет глубокую эмоциональную потребность этого момента, иначе оно не было бы позволено, ибо является явным нарушением принципа баль ташхит - запрета портить годные к употреблению вещи. 14

Разрывание одежды символизирует окончательность и безвозвратность утраты. Скорбя по умершим родителям, разрывают одежды на уровне сердца. Разрыв на одежде - символ разбитого сердца; как сказано у пророков (Йоэль 2: 13): " Рвите сердца ваши..."

Траур проявляется в самом факте разрывания одежды, а не в том, что уничтожается ценность. Не обязательно и даже нежелательно, чтобы одежда была новая. Соблюдающий траур может даже переодеться в такую одежду, которую не очень жалко рвать.

Подростки в возрасте до бар-мицвы (мальчики до 13, девочки до 12 лет) также должны сделать надрыв на одежде. Маленьким детям одежду надрывают взрослые.

По младенцу, не прожившему тридцати дней, криа не делается.

Молодожены в течение первых семи дней после свадьбы не обязаны делать криа.

Совершая надрыв одежды, произносят 15 благословение " Даян hа-Эмет" - признание справедливости Божественного Суда:

" Барух Ата Адонай Элоhейну Мелех hа-Олам, Даян hа-Эмет".
" [И даже при этом постигшем нас горе мы говорим: ] благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, Судья истинный".

 

Это благословение выражает следующую мысль. Каждый поступок Бога справедлив, и истина - печать Его. Признавая Суд Бога как проявление истины, мы провозглашаем, что даже самые труднопостижимые Божественные постановления имеют тот же источник, что и Его акты милосердия и доброты, которых мы так жаждем. И в самом деле, еврейская традиция учит нас, что в будущем люди удостоятся более ясного понимания пути Бога, и тогда в минуты скорби они будут говорить то же благословение, что и в минуты радости, " hа-тов ве-hа-метив" (" благой и дарующий благо"), выражая этим признание того факта, что все деяния Бога в равной степени милостивы.

В прежние времена криа делали, узнав о смерти близкого родственника, в момент наиболее сильного ощущения горя. 16 В наши дни криа делают обычно на похоронах, при выносе тела или перед закрыванием гроба.

Правила надрывания одежды таковы:

- Криа делают только стоя. У евреев принято встречать горе, стоя прямо, тем самым показывая силу перед лицом испытания и уважение к умершему. Мы видим это в том, что сказано про Давида: " И встал царь, и разорвал одежды свои".

Если человек разорвал одежду сидя, он не выполнил своей обязанности, и надо еще раз разорвать ее - стоя.

- Надрыв делают в том месте, где ткань была " монолитной", не по шву (потому что разрыв должен выглядеть на одежде как шрам, а не как случайная прореха). Недостаточно оторвать что-то, пришитое к одежде, - надо разорвать ее самое.

- Не надрывают куртку, пальто и прочую верхнюю одежду, а также нижнее белье (майку, талит-катан). Если человек не хочет рвать одежду, бывшую на нем в момент, когда он услыхал о смерти родственника, он может переодеться.

- Женщины также должны надрывать одежду, но они (из соображений скромности) могут надеть поверх надорванной еще какую-нибудь, чтобы надрыв не был виден, или заколоть надрыв, а сразу после похорон сшить (неаккуратно) края разрыва.

- Надрыв делается вертикальным. Если сделали по ошибке горизонтальный надрыв, следует сделать еще один, в правильном направлении.

В случае смерти отца или матери:

(1) Место надрыва: спереди с левой стороны возле горла, от воротника вниз до середины груди (" открытое сердце"). 17

(2) Надрыв делают рукой, а не ножом. Обычно кто-то из присутствующих (не из ближайших родственников) делает небольшой надрез, а дальше скорбящий рвет рукой.

(3) Если на человеке надето несколько одежд (кроме указанных выше, т.е. верхней одежды и белья), то надрывают их все, т.е. рубашку, свитер, пиджак и т.п. Если надорвал только часть одежд, этого недостаточно, и потом человек обязан надорвать все одежды, которые были на нем.

(4) Если в течение шива (7-дневного траура после похорон) скорбящий должен переодеться в другую одежду, он надрывает также и ее (благословение " Даян hа-Эмет" второй раз не говорят).

(5) Через тридцать дней после похорон можно неаккуратно сшить края разрыва, но аккуратно зашивать нельзя никогда. После смерти родителей скорбящий как бы " ставит знак разбитого сердца" собственной рукой, и этот знак не должен быть стерт. Рана, нанесенная смертью родителей, может зарубцеваться, но шрам, оставленный ею, не исчезает никогда.

(6) Сколько бы времени ни прошло после смерти кого-либо из родителей до момента, когда сын или дочь об этом услышали, нужно сделать криа. Если человек не знал, что нужно делать криа, - узнав об этом, он должен сделать ее, сколько бы времени ни прошло после смерти.

В случае смерти других близких родственников:

(1) Место надрыва: спереди с правой стороны возле горла, от воротника вниз на ширину ладони (9 см).

(2) Можно сделать надрыв не рукой, а ножом или ножницами.

(3) Надрывают только одну одежду (и можно даже надорвать так, чтобы снаружи надрыв не был виден).

(4) Если во время 7-дневного траура после похорон скорбящий меняет одежду, то он не рвет ее.

(5) По окончании шива можно сметать края одежды, а через тридцать дней после похорон - аккуратно зашить разрыв.

(6) Если человек узнал о смерти родственника уже после похорон, то он должен сделать криа, если после похорон еще не прошло тридцати дней. В противном случае криа не делают.

Если человек получил известие о смерти одновременно нескольких родственников, один из которых - отец или мать, он сначала делает криа по родителю, а затем, на той же одежде, но на отдалении около 3 см, - криа по другому родственнику.

5.3. hеспед - " надгробные речи"

Одним из важнейших проявлений почтения к умершему является то, что участники похорон - не только ближайшие родственники покойного, но и другие родственники и друзья - произносят hеспед (надгробные речи, " прощальное слово").

В надгробных речах нельзя приписывать умершему то, чего совершенно не было, например, о среднем человеке сказать, что он был абсолютный праведник, - это являлось бы насмешкой над мертвым. Но надо говорить о хороших качествах умершего, и можно немного преувеличить их. О его плохих качествах не следует говорить совсем. Если покойный был совершенным злодеем, hеспед говорить не следует. Но, в сущности, почти в любом человеке есть что-то хорошее, так что, как правило, всегда можно найти, что сказать.

В еврейском календаре есть даты, когда hеспед не произносят. Так, его не произносят в пятницу после полудня, в праздничные дни, включая " будни праздника" 18, в Хануку, Пурим, Новомесячье - или после полудня в дни, непосредственно предшествующие этим праздникам, а также в дни, непосредственно следующие за тремя главными праздниками (Песах, Шавуот, Суккот). Причина этого в том, что hеспед (букв. " плач", " оплакивание") противоречит духу праздника, который распространяется также и на прилежащие к празднику дни. В эти дни разрешается, однако, сказать слова прощания с умершим. 19

Не следует произносить hеспед, если покойный просил этого не делать.

Если хоронят в гробу, то во время произнесения hеспеда его обычно открывают (следует помнить, что тело и лицо умершего в течение всей процедуры похорон остаются закрытыми). Умершего нельзя целовать.

У евреев нет обычая устраивать " поминки" после похорон. Напротив, все то, что хотят вспомнить об умершем, говорят не после похорон, а в надгробных речах в ходе самих похорон.

Во время прощания с умершим читают Псалмы. Широко распространен обычай читать Псалом 23. Этот Псалом очень ярко выражает мысль, присутствующую во всех молитвах похоронного обряда, - надежду на Бога, Который в трудную минуту поддержит нас и в испытаниях не оставит Свою " паству": " Даже если пойду долиной смертной тени, не устрашусь зла, ибо Ты со мной".

После Псалмов читают " Кадиш ятом" (" Кадиш скорбящего")






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.