Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие политической системы






Перегруппировка политических сил после августа 1991 г.Руководство России воспользовалось августовским политическим кризисом 1991 г. для прекращения деятельности руководящих и местных структур КПСС, оказавшихся в числе участников ГКЧП и активно поддержавших его действия. Указом Президента Б. Ельцина в августе 1991 г. была приостановлена деятельность КПСС на территории России. Имущество партии было национализировано, на ее денежные средства наложен арест.

Все это привело и к распаду единой прежде правящей номенклатуры. Значительно ослабли позиции приверженцев коллективно-номенклатурной собственности. У власти оказалась та часть прежде единого бюрократического сословия, которая выступала за переход к рыночным отношениям и либеральной модели политического развития.

После краха КПСС политические силы, выступавшие с позиций отстаивания социалистической и коммунистической перспективы, оказались на время разбитыми и дезорганизованными. Однако по мере нарастания трудностей апатия и растерянность сменились консолидацией приверженцев социалистических идеалов. Появились новые политические партии коммунистического направления: Социалистическая партия трудящихся, Российская партия коммунистов, Всесоюзная коммунистическая партия большевиков, Союз коммунистов, Российская коммунистическая рабочая партия. В феврале 1993 г. был проведен II (обьединительно-восстановительный) съезд компартии Российской Федерации. В составе этой партии почти сразу восстановили свое членство 200 тыс. бывших членов КПСС, что превышало численность всех остальных политических партий России, вместе взятых.

Однако августовские события привели к кризисным явлениям и среди политических сил либерального лагеря. Партии, ориентировавшиеся на многолетнюю борьбу с тоталитарным режимом, в одночасье оказались у власти. Они не имели конкретных программ реформирования, так как прежде главным направлением их деятельности была лишь критика тоталитарного режима. В условиях начавшегося перехода к рынку некоторые из этих партий не нашли ничего лучшего, как вновь перейти в оппозицию (теперь уже к президенту-реформатору).

«Третьей силой» выступили партии и движения национально-патриотической направленности (Российский общенародный союз, ЛДПР, Русский национальный собор и др.). Прошедший в начале 1922 г. конгресс национально-патриотических сил показал заметное укрепление их позиций после августа 1991 г.

По мере нарастания трудностей в осуществлении реформ началось и стало затем традиционным блокирование национал-патриотов с коммунистами. Этот альянс получил в официальной пропаганде наименование «непримиримой оппозиции» за безусловное требование ухода в отставку Президента и правительства.

Национальное устройство.Еще весной 1991 г. в политическом соперничестве Горбачева и Ельцина ставка обоими делалась на региональную номенклатуру. Горбачев обещал автономиям прямое участие в подписании договора о Содружестве Суверенных Государств. Ельцин шел еще дальше, предлагая им принимать на себя столько полномочий, сколько они смогут реализовать. В результате все республики заявили об отказе от статуса автономий, а все автономные области объявили себя суверенными республиками (исключение составила лишь Еврейская автономная область). Руководство Татарстана, Башкортостана, Якутии, Чечни взяло курс на плавный выход из Федерации.

Таким образом, в условиях распада СССР задача сохранения российского единства встала перед властями республики в полный рост. Ее решение затруднялось тем, что центробежные тенденции, начало которым было положено самим российским руководством, теперь сами же эти лидеры пытались преодолеть. На них со всех сторон сыпались обвинения в непоследовательности действий.

В этих условиях после многомесячной подготовки 31 марта 1992 г. был подписан Федеративный договор, определивший взаимоотношения между субъектами Российской Федерации (республиками, краями, областями, округами, а также Москвой и Петербургом) и обозначивший границы государства. В апреле 1992 г. договор был одобрен VI съездом народных депутатов России и затем подписан всеми бывшими автономиями, за исключением Татарстана и Чечни. Этот документ стал первым шагом конституционной реформы в России.

Разработка новой Конституции.Задача разработать проект новой Конституции России была поставлена еще I съездом народных депутатов РСФСР (1990 г.). Первый проект Конституции Президент Б. Ельцин вынес на обсуждение V съезда народных депутатов РФ в октябре 1991 г. Однако документ был направлен на доработку. На VI съезде (апрель 1992 г.) проект вновь был отклонен в связи с предложением внести в его текст содержание Федеративного договора.

Главное заключалось в том, на каких основах предстоит строить властные структуры в новой России. Президентский проект основывался на концепции президентской республики. Поэтому все его содержание соответствовало не раз высказанному лозунгу: «Сильный Президент — сильный парламент». Президент располагал по этому проекту значительными властными полномочиями, в то время как парламент — меньшими. Съезд народных депутатов и Верховный Совет исходили из противоположной идеи: «Сильный парламент — сильный Президент».

За этим спором стояли и вполне реальные политические расчеты. В принципиальном плане речь шла о выборе между либеральной и советской системой организации власти. Первая из них исходила из принципа разделения властей и выбора одной из принятых в мире форм государства: президентской республики (сильный Президент, формирующий правительство и имеющий в отдельных случаях право распускать парламент и назначать новые выборы), парламентской республики (сильный парламент, назначающий подотчетное ему правительство, должность Президента при этом либо отсутствует, либо наделена представительскими полномочиями), смешанной парламентско-президентской республики, основанной на реальном разделении и равенстве властей (классический пример — США.) Вторая — из идеи всевластия Советов. Обе стороны конфликта применяли самые различные меры для усиления своей власти за счет прав и полномочий другой.

По решению VII съезда народных депутатов (декабрь 1992 г.) вопросы конституционной реформы и доверия Президенту были вынесены на Всероссийский референдум (25 апреля 1993 г.). Большинство его участников поддержали курс Президента. Созванное по инициативе Ельцина представительное Конституционное совещание летом 1993 г. также одобрило президентский проект Конституции, исходивший из идеи смешанной парламентско-президентской республики. Однако руководство Верховного Совета отказалось от поддержки этого документа и тем самым завело в тупик ситуацию вокруг новой Конституции и разделения властей. Открытое столкновение стало неизбежным.

Осенний политический кризис.В конце сентября — начале октября разразился наиболее затяжной и острый политический кризис. Признавая безвыходность ситуации, 21 сентября 1993 г. Президент подписал указ о поэтапной конституционной реформе, в котором объявил о роспуске съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета, проведении в декабре выборов в новые органы государственной власти и референдума о новой Конституции России.

Против президентского указа выступило руководство Верховного Совета во главе со спикером Р. И. Хасбулатовым и большинство членов Конституционного суда, признавших действия Президента неконституционными и объявивших его низложенным. В ночь с 21 на 22 сентября об исполнении обязанностей Президента заявил вице-президент А. В. Руцкой, который начал формировать параллельное правительство.

Здание Верховного Совета России, где народные депутаты начали собираться на свой внеочередной съезд, стало центром сопротивления Президенту Ельцину, который предъявил ультиматум — покинуть «Белый дом» до 4 октября.

2 октября в Москве прошли организованные оппозицией демонстрации, вылившиеся в массовые беспорядки. В городе началось строительство баррикад. Это вдохновило защитников «Белого дома» на активные действия. 3 октября к 18 часам здания мэрии и гостиницы «Мир» были захвачены восставшими. Попытка штурма «Останкино» привела к кровопролитию, но была безуспешной. В ответ на эти действия Президент объявил в Москве чрезвычайное положение и ввел в столицу войска. 4 октября в 9 часов начался артиллерийский обстрел «Белого дома», вызвавший сильный пожар и гибель людей. В результате здание Верховного Совета было занято войсками, а руководители сопротивления арестованы.

Выборы в Федеральное собрание. Принятие новой Конституции.12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Совет Федерации и Государственную Думу, проходившие не только по избирательным округам, но и по партийным спискам. Результаты их оказались для многих неожиданными: почти четверть голосов избирателей получила ЛДПР В. В. Жириновского; «Выбор России» Е. Т. Гайдара оказался на втором месте, получив около 15 % голосов; уверенно прошли на выборах коммунисты.

В ходе всенародного голосования 12 декабря большинством голосов его участников была принята новая Конституция России. Она предусматривала вариант превращения страны в президентско-парламентскую республику. Президент получал значительные права (формирование правительства, внесение законодательных инициатив, роспуск органов законодательной власти в оговоренных случаях, издание указов по ключевым политическим вопросам и т. д.). Законодательным органом власти выступал двухпалатный парламент — Федеральное собрание. Оно состояло из Совета Федерации (куда входили представители субъектов Федерации) и Государственной Думы (депутаты которой избирались как по избирательным округам, так и по партийным спискам). Права этих органов власти были также весьма значительными.

«Третьей властью», по Конституции, являлся Конституционный суд, главными обязанностями которого стало толкование Конституции и осуществление контроля за ее исполнением.

В январе 1994 г. новые органы власти приступили к работе. Принятие новой Конституции страны создало юридическую основу для национального согласия. 28 апреля 1994 г. Договор об общественном согласии подписали представители органов исполнительной и законодательной власти, лидеры большинства политических партий, общественные деятели, представители духовенства, руководители субъектов Федерации и т. д. Это открывало перед страной возможность для достижения политической стабилизации в обществе.

Вопросы и задания: 1. Что такое правовое государство? Что для его построения уже сделано в России? 2. Как вы понимаете идею разделения властей? Что удалось сделать для ее реализации? 3. Как можно определить понятие «парламентская демократия»? В чем разница между нею и системой власти Советов? 4. Дайте свою оценку Конституции России 1993 г. 5. Как вы оцениваете перемены в политической системе России, произошедшие за последние годы?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.