Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пути снижения негативных последствий глобализации






Особенностью современного этапа экономической глобализации является ее обширное воздействие не только на экономику и социальную сферу, но и на деятельность государства.

Во-первых, глобализация значительно ограничивает возможности правительств осуществлять контроль за проведением экономической политики, имеющей решающее влияние на уровень и качество занятости и на внутреннюю политику в интересах социального прогресса. Развитие государств, достигших высоких темпов экономического роста и роста экономического потенциала по созданию новых рабочих мест, объясняется их способностью разрабатывать и проводить политику, позволяющую им гибко реагировать на быстро меняющуюся экономическую обстановку в мире.

Во-вторых, в период усиливающейся интернационализации классические инструменты национальной политики, призванные активизировать экономический рост или сдерживать негативные процессы, в значительной степени утратили свою действенность. Финансовая децентрализация делает государства зависимыми от мировых финансовых рынков, что не всегда согласовывается с логикой экономического развития и социальной справедливости отдельных стран. Потеря государствами таких важных рычагов управления национальной экономикой является самым опасным негативным последствием глобализации. Преодоление подобного рода негативов или хотя бы смягчение их влияния, как показывает мировая практика, возможно на пути соответствующих структурно-функциональных преобразований.

Интернационализация экономики, социальной сферы, политики, культуры в реалиях воплощается в создании целого ряда международных образований. С достаточной степенью условности такие международные образования можно разделить на две категории:

1) структуры, выполняющие организационные функции по регулированию происходящих в мире процессов;

2) организации, обеспечивающие путем предоставления кредитов необходимыми финансовыми ресурсами нуждающиеся в оздоровлении экономики нации и государства.

Эти международные структуры, порожденные глобализационными процессами, по своему статусу призваны выполнять двуединую задачу:

-с одной стороны, они должны своей деятельностью способствовать широкому развертыванию глобальных трансформаций в мировой экономике, которые одновременно, кроме положительных результатов, несут большой силы негативный заряд;

-с другой стороны, они обязаны быть готовы погасить, нейтрализовать или, по крайней мере, максимально снизить отрицательный эффект негативных последствий глобализации. Выполнение такой задачи предполагает непрерывный контроль и анализ хода глобализационных процессов, выявление и нейтрализацию опасных для национального суверенитета и экономики государств тенденций, управление происходящими в мире событиями, имеющими планетарную значимость.

К числу таких наиболее важных и влиятельных международных структур относятся: ООН; Международная организация труда (МОТ); Международный валютный фонд (МВФ); Мировой банк, объединяющий Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международную финансовую корпорацию (МФК) и Международную ассоциацию развития (МАР) и др.

В условиях широкого развертывания глобализационных процессов на эти международные организации объективно распространяется все большая ответственность за социальное развитие мирового сообщества. Так Организация объединенных наций ориентирует и обязывает всех своих членов на совместные и самостоятельные действия по содействию повышения уровня жизни, занятости населения и обеспечение условий для экономического и социального прогресса. Например, по рекомендации ООН страны ОЕСР оказывают помощь странам «третьего мира» в размере 0.7% своего ВВП ежегодно.

Международная организация труда регулярно отслеживает характер глобальных тенденций, влияющих на состояние занятости, осуществляет а пределах своей компетенции разработку международных норм и положений, оказывает странам мирового сообщества помощь в определении национальной стратегии повышения уровня занятости и борьбы с бедностью.

Большое значение социальным аспектам придает в своей деятельности Мировой банк и его подразделения МБРР и МАР, главная цель которых состоит в содействии экономическому и социальному прогрессу в развивающихся странах путем повышения продуктивности труда и улучшения условий жизнедеятельности. Мировой банк уделяет особое внимание предупреждению падения уровня жизни и обеспечению необходимой социальной защиты населению нуждающихся стран. В настоящее время он является основным источником внешнего финансирования услуг в социальной сфере и в развитии человеческого капитала.

В процессе глобального регулирования принимает участие и Совет Европы, куда входят 40 государств. В его рамках осуществляется реализация программы «Глобализация без бедности», в которой задействованы правительства государств, межправительственные и неправительственные организации, местные власти, средства массовой информации. Все они объединены общей цельюподтвердить приверженность стран Европы к делу ликвидации бедности во всем мире.

Современная глобализация стимулирует открытие национальных и международных границ для международной торговли, потоков капитала, рабочей силы, информации и потому в разработке норм, стандартов политики и институтов наиболее весомые успехи достигнуты в интересах глобальных рынков. Сейчас становится все более очевидной необходимость введения таких норм, стандартов, общих ценностей и в социальную сферу.

Основные ценностисвобода, справедливость, равенство, толерантность, которые лежат в основе Статута ООН и Общей декларации прав человека, должны стать фундаментальной опорой глобального регулирования в социальной сфере и руководящими принципами процесса глобализации с человеческим обличьем. Принципы развития человеческого потенциала и социальной защиты должны быть включены в теорию и практику глобального регулирования. Это позволит обеспечить более эффективное управление на местном, национальном, региональном, глобальном уровнях, с тем чтобы сохранить преимущества глобальных рынков и конкуренции, но оставить достаточно места человеку, окружающей среде, национальным интересам стран, вовлеченных в орбиту глобализации. Ведь в настоящее время развивающиеся страны, в которых проживает 80\%населения планеты, но на которое приходится меньше одной пятой производимого мирового продукта, принимают незначительное участие в разработке и реализации норм, регламентирующих функционирование глобальных рынков, и не имеют серьезного влияния на международную политику в рамках нынешних глобальных высших политических форумов. Поэтому интересы многих народов и наций не находят достаточного отражения в проводимой политике глобализации. В этой связи, как считают специалисты ООН, глобализация лишь тогда будет восприниматься позитивно, если она принесет соответствующие выгоды развивающимся странам, сделает их менее уязвимыми и будет характеризоваться такими понятиями как:

-этика – меньше нарушений прав человека и больше уважения к человеческим ценностям;

-справедливость – меньше различий в уровне жизни людей в одной стране и в разных странах;

-интеграция – уменьшение масштабов маргинализации и изоляции народов и государств;

-человеческая безопасность – меньше нестабильности в обществе, уязвимости людей, стран и народов;

-устойчивое развитие - меньше разрушений и ущербного деформирования окружающей среды.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.