Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Осуществление или овеществление






 

Современное постсоветское общество довольно-таки щедро предоставляет своим юным согражданам, у которых впервые только начинается пробуждаться чувство независимости и самостоятельности, подборку всякого рода предметов-фетишей, чтобы как можно скорее воспрепятствовать естественному процессу становления их самосознания. Это, прежде всего, ослепляющий взоры денежный фетиш, поскольку Т-Д-Т (товарно-денежные отношения) проникают у нас вполне легально практически во все, и даже в весьма отдаленные от экономической жизни морально-интимные сферы. Лозунг «всё – на продажу!» уже никого не раздражает. Это и раздуваемая СМИ любовь к телу, поскольку озабоченность проблемой телесного здоровья, омоложения, изменения форм лица, груди и пр. давно уже перешла резонные границы. Деньги – это сила, определяющая научный прогресс, а тот в свою очередь питает наше тело по последнему слову техники. Технику можно так же выделить в особую фетишистскую категорию, поскольку она наполняется интеллектом, благодаря чему ей приписывают совсем не свойственные материальным предметам качества. Короче говоря, деньги, тело и техника всё более очеловечиваются, а лица, культивирующие эти и подобного рода вещи, всё более овеществляются. Жан Жак Руссо во многом оказался прав в том, что пущенная на самотек мировая цивилизация ничего, кроме извращения нравов и порождения всё новых, более изощренных способов духовного рабства человеку дать не сможет. Сложность ситуации заключается в том, что взятый нашим политическим руководством стратегический курс на Запад (ВТО, модернизация системы образования и т.д.) как раз направлен на то, чтобы сознательно ввести Россию и вместе с ней проживающие здесь народы с присущими им культурными особенностями в этот общий мировой самотёк. «Все идут туда, ну вот и мы, а чем мы хуже?». Надо сказать честно, что мы - хуже, но не потому, что отстаем от Запада в технологическом или формально-правовом отношении, а, прежде всего потому, что принимаем на веру всякого рода наукообразные мифы и стандарты евро-западного пути. Плюрализм мнений, свободная мораль, формальное право, рыночные отношения …. Уже американский футуролог Ф. Фукуяма заметно изменил свои прогнозы о «конце истории», поскольку понял, судя по книге «Америка на перепутье», что невозможно изменить человечество к лучшему, если не знаешь, в чем заключается сущность его бытия. Не для того, надо полагать, человечество прошло двух тысячелетний путь христианского испытания, чтобы вместо осуществления обетованной Христом духовной свободы впасть в чуждый духу процесс овеществления человеческих отношений. Конечно, можно, так сказать, персонально заниматься духовными изысканиями, совершая подобно некоторым нашим звездам рока паломничество на Восток, но это не изменит общую ситуацию в корне.

Нельзя уповать на инстинкт молодежи, что она якобы сама найдет все нужные ходы и выходы в созданных предшествующими поколениями лабиринтах. Мне думается, что не найдет: во-первых, она в подавляющем большинстве живет духом мира сего, а, значит, прагматически настроена на личный успех и решение выгодных для себя проектов, контрактов и пр., что само по себе замечательно; во-вторых, она имеет дело не просто с миром вещей, а вещей особого рода - фетишами, от которых просто так не абстрагируешься; в-третьих, она завязана на конечные цели и определенный набор правил и средств их достижения и т.д. и т.п. А для выхода из тупика всемирного масштаба необходимо, чтобы и масштаб мышления был принципиально иным. Этим масштабом на сегодня, как мне представляется, обладает совсем небольшая часть той самой пресловутой русской интеллигенции, которую как бы не порицали за те или иные прегрешения, которыми она наполняла отечественную историю, однако никто, кроме неё не в состоянии различить действительный ход исторического процесса от мнимого его разворота. Дело в том, что ещё на волне горбачевской перестройки в кругах либерально настроенных политиков возникла иллюзия, что Россия, дабы преодолеть вековую отсталость и нарождающуюся войну всех против всех, должна двигаться по известному евро-сценарию, написанному в своё время Дж. Локком. К тому же СССР в 1948 году подписал «Всеобщую декларацию прав человека». Нет сомнения, что представления о верховенстве закона и разделении властей, об неотчуждаемых правах граждан были и остаются важнейшими предпосылками для развития свободной личности. Более того, надо отдать должное мыслителю, который впервые, пусть на формально-рассудочном уровне, временно разрешил проблему сочетания противоположностей, а именно индивидуальной свободы и порядка, положив в основание этого сочетания идею общественного договора. Однако, как свидетельствует мировой кризис, общественный договор уже не выступает в качестве действительного основания жизни народов, поскольку формальный принцип достаточного основания, конкретизацией которого он является, себя исчерпал как исторически, так и логически. Актуальным становится такое понимание сущности основания, о котором сказано в Евангелии. Ведь сравнивая себя с краеугольным камнем, Христос, жертвую собой, заложил в основание человеческой истории вневременное, а потому нетленное знание, оставляя за нами абсолютное право на его познание и осуществление. «И познаете истину, и истина сделает вас свободными (Ин.8.32).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.