Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологические особенности






ПРЕДИСЛОВИЕ

 

В настоящее время дошкольники с недостатками речевого развития составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Всесторонний анализ речевых нарушений у этих детей представлен в трудах Р.Е. Левиной, Л.С. Волковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и др.

На основе исследований закономерностей речевого развития детей с разной речевой патологией определе­ны пути преодоления речевой недостаточности, содер­жание коррекционного обучения и воспитания, разра­ботаны методы фронтального обучения и воспитания детей. Изучение структуры различных форм недоразви­тия речи - в зависимости от состояния компонентов ре­чевой системы, позволило подойти к научно обоснован­ной индивидуализации специального воздействия в ло­гопедических учреждениях разного типа (Р.А. Белова-Давид, Е.Н. Винарская, Б.М. Гриншпун, Г.М. Жаренкова, Г.А. Каше, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, Н.А. Никашина, Л.Ф. Спирова, Е.Ф. Соботович, Т.Б. Филичева, М.Ф. Фомичева, М.Е. Хватцев, Г.В. Чиркина, Н.А. Чевелева, С.Н. Шаховская и др.).

Для преодоления нарушений речевого развития у детей дошкольного возраста в Российской Федерации создана система логопедических детских садов. Основ­ным специалистом логопедического сада является ло­гопед, который осуществляет коррекцию речевых нару­шений у ребенка и совместно с воспитателями ведет под­готовку к школе. В программе логопедического детско­го сада (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, 1991) имеется обширный раздел по развитию базовых психических процессов и интеллектуальной деятельности.

Традиционно эту работу, как и психолого-педагогиче­ское обследование ребенка с речевыми нарушениями, осуществляет логопед.

С 1994 г. в системе образования функционирует служба практической психологии. С этого времени в логопедическом детском саду совместно с логопедами работают психологи. При определении их функциональ­ных обязанностей, организации и содержания работы возник ряд трудностей. Эти трудности обусловлены тем, что изучение познавательных процессов и дифференци­альная диагностика в условиях логопедического дет­ского сада не могут иметь решающего значения в рабо­те психолога, так как дети уже обследованы в условиях психолого-медико-педагогической комиссии, а углуб­ленное изучение речи и неречевых процессов проводит логопед.

В связи с этим можно утверждать, что в структуре функционала логопедического детского сада более зна­чимой является деятельность психолога в области психокоррекционной и консультативной, а не диагностиче­ской работы. Особую важность имеет работа по профи­лактике и коррекции нарушений личностного развития, так как именно этот аспект остается вне внимания дру­гих специалистов. Данный факт и определяет актуаль­ность практической разработки психокоррекционных мероприятий по преодолению нарушений личностного развития у детей с общим недоразвитием речи (ОНР).

Авторы впервые попытались теоретически обосно­вать деятельность психолога в логопедическом детском саду и представить содержание и организационные фор­мы психокоррекционной работы. Предлагаемые материалы имеют не только практическое значение, они вно­сят вклад в формирующуюся отрасль специальной пси­хологии - логопсихологию.

Пособие состоит из трех глав и приложения. В пер­вой главе рассматриваются психологические особенно­сти дошкольников с ОНР на основе анализа современ­ной специальной литературы. Вторая глава носит тео­ретико-прикладной характер и посвящена рассмотре­нию проблемы диагностики и коррекции особенностей личностного развития дошкольников с общим недораз­витием речи. В третьей главе представлен практический материал, отражающий содержание рекомендаций вто­рой главы пособия, - игры и упражнения для психокор-рекционной работы с детьми старшего дошкольного воз­раста с общим недоразвитием речи. Приложения содер­жат примеры, иллюстрирующие содержание отдельных разделов глав.

И.Ю. Левченко, доктор психологических наук,

профессор

 

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.