Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Модельные характеристики пловцов и выбор критериев спортивного отбора






Модельные характеристики — это специфические особенности телосложения, уровни развития общих и специфических двигательных способностей, функциональной производительности, технико-тактической и психологической подготовленности, обеспечивающие демонстрацию спортивных результатов мирового уровня. Модельные характеристики выявляются на основе всесторонних обследований спортсменов высокого класса. Результаты таких обследований, обработанные методами статистического анализа, позволяют выявить показатели, лимитирующие уровни спортивных достижений в конкретных видах спорта и в конкретных спортивных дисциплинах. Полученные количественные значения параметров специальной работоспособности и соревновательной деятельности и являются модельными характеристиками. Эти характеристики позволяют путем сличения индивидуальных значений с модельными оценить соответствие физического развития и двигательных способностей спортсмена специфическим требованиям вида спорта, демонстрируемому и планируемому спортивному результату. Они могут быть использованы для решения задач спортивного отбора, для уточнения специализации спортсменов внутри избранного вида спорта и для коррекции и планирования тренировочного процесса.

По своей природе модельные характеристики могут быть консервативными, не поддающимися или слабо поддающимися влиянию тренировки (например, продольные скелетные размеры, композиция мышечных волокон), и неконсервативными, хорошо тренируемыми: компенсируемыми (когда низкие уровни развития одних способностей могут быть компенсированы высокими уровнями других) и некомпенсируемыми (так, низкое МПК у пловцов не может быть компенсировано никакими другими качествами). Обычно модельные характеристики спортсменов высокого класса включают как консервативные, так и неконсервативные, как компенсируемые, так и некомпенсируемые показатели.

В результате многолетних научных исследований в области спортивного плавания сложились представления о специфических требованиях, предъявляемых данным видом спорта к организму и двигательным способностям спортсменов, и были разработаны обобщенные модельные характеристики пловцов высокого класса. Было показано, что спортивные достижения в плавании зависят от особенностей телосложения — тотальных размеров тела, пропорций, конституционального типа, которые определяют плавучесть и гидродинамические качества и косвенно свидетельствуют о силовых (обхватные размеры тела, величина мышечной массы, композиция мышечных волокон) и функциональных (ЖЕЛ, отношение ЖЕЛ к весу тела, активная масса тела) потенциях пловцов (рис. 77-78).

Рис. 77. Состав тела у пловцов высокого класса

Рис. 78. Силовые показатели пловцов высокой квалификации мужчин и женщин - спортсменок СССР и ГДР по величинам относительной мышечной ткани

Скорость плавания также тесно связана с максимальными силовыми возможностями и силовой выносливостью мышечных групп, участвующих в выполнении гребковых движений, с величиной тяговых усилий, которые спортсмен способен развивать в воде при плавании на привязи на нулевой скорости и в гидроканале на различных скоростях обтекающего потока. Эффективная реализация силовых способностей в процессе плавания требует высокого уровня подвижности в плечевых, коленных и голеностопных суставах и гибкости позвоночника. И, конечно, пловцы высокого класса отличаются высокими функциональными возможностями — абсолютные значения МПК у пловцов-мужчин, входящих в европейскую и мировую элиту, превышают 6, 0—6, 5 л/мин, а относительное МПК, несмотря на внушительную мускулатуру, достигает 75—80мл/кг/мин и более. Максимальные величины накопления лактата после прохождения соревновательной дистанции достигают у пловцов-спринтеров 20—26 ммоль/л, а у стайеров — 16—19 ммоль/л.

Одним из важных условий реализации физических и функциональных потенций в результаты экстра-класса является наличие определенных индивидуально-психологических свойств. Олимпийские чемпионы и призеры характеризуются такими чертами личности, как самоуверенность, самостоятельность и самодисциплинированность, эгоцентризм, честолюбие, эмоциональная устойчивость, умение терпеть неприятные ощущения, связанные с высокими тренировочными и соревновательными нагрузками. Они в высшей степени мотивированы на достижение спортивного успеха и никогда не останавливаются перед препятствиями на пути к достижению спортивной цели.

Постоянный рост спортивных результатов требует периодической коррекции модельных характеристик пловцов высокого класса. Поэтому необходимо иметь не только актуальные модельные характеристики, но и разрабатывать перспективные модели с учетом прогресса в спорте и новых тенденций в методике спортивной подготовки. Такие перспективные (прогнозные) модели составляются обычно на следующий цикл олимпийской подготовки и включают прогноз спортивных результатов и расчет соответствующих этим результатам уровней физического развития и специальной подготовленности. Таким образом, эмпирические эталонные модели преобразуются в перспективно-теоретическую форму.

Рис. 79. Контуры и сечения тела у пловцов высокого класса

Обобщенно-модельные характеристики пловцов высокого класса могут быть использованы в качестве ориентиров для отбора юных пловцов и планирования тренировки на этапах начальной и углубленной специализированной подготовки. Для спортсменов, демонстрирующих результаты международного класса или подходящих к этому уровню, использование обобщенных модельных характеристик менее эффективно. Исследования последних лет, проведенные на пловцах высокого класса, показывают, что скорость плавания разными способами на разных дистанциях определяется различными особенностями телосложения, физической и функциональной подготовленности (рис. 79). Это выдвигает перед исследователями и тренерами требования по разработке, наряду с обобщенными моделями пловцов высокого класса, модельных характеристик пловцов, специализирующихся в отдельных способах плавания и на разных дистанциях (модельные характеристики пловца-брассиста, пловца-дельфиниста, пловца-" спиниста", кролиста-спринтера, кролиста-стайера и т.п.). Каждая такая модель является как бы " сборной" поскольку включает не только средние, но и наибольшие индивидуальные значения показателей у спортсменов высокого класса (значения, принадлежащие разным спортсменам). На рис. 80—93 приведены модельные морфофункциональные характеристики пловцов. На внешней стороне окружности представлены максимальные значения признаков, имеющих наибольшую взаимосвязь со спортивными результатами, внутренняя окружность соответствует среднегрупповым значениям этих показателей у пловцов высокого класса. Такие модели целесообразно использовать на этапе спортивного совершенствования, они позволяют ориентироваться на максимальное развитие индивидуально-сильных сторон подготовленности и устранить явные диспропорции.

Рис. 80. Морфофункциональная модель кролиста-спринтера (100 м в/с). 1 - длина тела; 2 - поперечный диаметр грудной клетки; 3 - обхват плеча; 4 - обхват грудной клетки; 5 - вес тела

Рис. 81. Морфофункциональная МОДУЛЬ кролиста-средневика (400 м в/с):
1 - подвижность в плечевых гусгивях; 2 - ЖЕЛ; 3 - длина верхнего отрезка; 4 - длина ноги; 5 - длина корпуса.

На каждом этапе спортивного отбора у юных спортсменов измеряются и оцениваются показатели, входящие в модели пловцов высокого класса, а также показатели, обусловливающие успешность прохождения того или иного этапа многолетней спортивной подготовки. В данном случае по отношению к тестированию юных спортсменов модельные характеристики элитных спортсменов являются конечными, дефинитивными. Наряду с дефинитивными моделями отбора для каждого этапа могут разрабатываться этапные модели, позволяющие уточнить у юных спортсменов динамику развития черт, определяющих достижения в зрелом возрасте. При выборе и оценке показателей для создания этапных моделей необходимо помнить следующее:

1. Показатель этапной селекционной модели должен обладать стабильностью индивидуальных рангов развития (СИРР) в процессе многолетней подготовки (В.М.Зациорский, Н.Ж.Булгакова, 1983). Оценка СИРР осуществляется с помощью лонгитудинальных исследований, проводящихся на группах с постоянным контингентом юных спортсменов в качестве испытуемых в течение нескольких лет.

Для количественной оценки СИРР рассчитываются коэффициенты ранговой корреляции между ювенильными (исходными и промежуточными) и дефинитивными значениями показателей, лимитирующих спортивные результаты у взрослых спортсменов.

2. На начальных этапах ориентации и спортивного отбора — в процессе и после начальной подготовки — критерии селекции должны быть нацелены на оценку задатков (консервативных качеств). Связь этих показателей с результатами в ювенильных возрастах необязательна, так как сам результат не имеет в этот период прогностической ценности и определяется другими, по сравнению со взрослыми спортсменами, показателями (Н.Ж.Булгакова, 1986). Для выявления консервативных критериев отбора оценивается степень наследуемости показателей (используются методы генеалогических исследований, близнецовый метод, методы выявления генетических маркеров (В.Б.Шварц, С.В.Хрущев, 1984; Б.А.Никитюк, 1985; Я.М.Коц, 1986 и др.).

3. На последующих этапах селекции и отбора все большее значение имеют уровни развития двигательных способностей (реализация задатков), являющихся целевыми объектами тренировочного процесса на предыдущем этапе подготовки. В ряде случаев недостаточное развитие этих качеств нельзя компенсировать на последующих этапах подготовки.

4. При диагностике перспективности спортсменов следует учитывать не только абсолютный уровень имеющихся у него качеств (способностей), но и темпы их прироста за предшествующий период. Более перспективным может считаться спортсмен, у которого равный прирост способностей был достигнут за счет их устойчивого равномерного повышения (в отличие от спортсменов, продемонстрировавших бурное увеличение способностей на ранних этапах подготовки с последующим торможением прироста) (рис. 94).

5. При диагностике перспективности спортсмена следует учитывать также, за счет каких нагрузок достигнуто развитие способностей (Л.П.Матвеев, 1976; В.Н.Платонов, 1985). Для количественного вычисления показателя, который мы условно назвали " коэффициентом отдачи", можно воспользоваться следующей формулой:

Таким образом, при приблизительно одинаковом уровне интегральной способности (к моменту тестирования) перспективность спортсмена следует оценивать тем выше, чем выше " коэффициент" отдачи. Применение этого или аналогичных показателей позволяет более объективно оценивать перспективность спортсменов. Выявлять тех из них, которые добились высоких результатов в возрастных группах за счет так называемой форсированной подготовки (при этом нужно учитывать и абсолютные параметры освоенных тренировочных нагрузок).

Рис. 94. Возрастная динамика спортивных результатов у сильнейших пловцов мира (мужчин) - мсмк и мс:
А - 100 м в/с, Б - 1500 м в/с, В - 100 м брасс
3.12. Методика оценки спортивной перспективности и специальной подготовленности юных пловцов

Необходимым условием целенаправленного спортивного отбора и эффективного управления тренировкой юных спортсменов является разработка модельных характеристик и нормативных требований по физическому развитию и специальной подготовленности для каждого года (этапа) подготовки. Сопоставление юных спортсменов с возрастными стандартами и между собой позволяет оценить их спортивную пригодность и физическую подготовленность. Чтобы сравнивать юных спортсменов между собой как по отдельным критериям спортивной одаренности и специальной подготовленности, так и по сериям тестов, включающих показатели, имеющие разную природу и разные единицы измерения, нужно перевести значения всех показателей в нормированный или стандартизированный масштаб — в безразмерные показатели, баллы или очки. Путем суммирования балльных оценок частных признаков получают суммарную (обобщенную) оценку физических потенций.

По результатам массовых обследований юных пловцов 11—16 лет сотрудниками кафедры плавания РГАФК разработаны нормативные шкалы оценки показателей физического развития, лимитирующих спортивные достижения в плавании. По средним значениям показателей в каждом возрасте (X) и стандартным отклонениям (±S) были рассчитаны семибальные стандартные шкалы. Каждый диапазон значений показателя, равный половине стандартного отклонения (0, 5 S), оценивался в 1 балл. Протяженность шкалы составила от Х — 1, 5 S до Х +2, 0 S. В качестве примера в табл. 51, 52 приводятся нормативные шкалы оценки основных морфофункциональных показателей юных пловцов обоего пола.

Эти показатели на 80—90% детерминированы наследственностью и являются информативными критериями спортивного отбора. Оценка начинается с определения " ростового класса". Так как рост (длина тела) является наиболее значимым по отношению к спортивному результату в плавании антропометрическим показателем, то данный критерий целесообразно оценивать двойным баллом. Оценив в баллах у каждого испытуемого остальные показатели и суммировав эти баллы, получим обобщенную оценку физического развития. Аналогичным образом с помощью оценочных шкал можно определить " функциональный класс", " силовой класс" и т.п. для каждого юного спортсмена с последующим расчетом интегральной оценки физических потенций. Для повышения информативности обобщенных оценок может применяться методика присвоения весовых коэффициентов каждому показателю, включенному в батарею тестов. В качестве весовых коэффициентов могут быть использованы величины, полученные на основе экспертных опросов, либо коэффициенты детерминации, характеризующие взаимосвязь критериев пригодности и спортивных достижении.

Таблица 51

Шкалы оценки морфофункциональных показателей для юных пловцов 11-16 лет.

Мальчики-юноши
Оценка в баллах
Возрас, лет              
Длина тела (рост), см
  140, 3-143, 3 143, 5-146, 4 146, 5-149, 5 149, 6-152, 6 152, 7-155, 7 155, 8-158, 8 158, 9-161, 9
  143, 9-147, 1 147, 2-150, 4 150, 5-153, 7 153, 8-157, 0 157, 1-160, 3 160, 4-163, 6 163, 7-166, 9
  149, 5-152, 0 152, 1-155, 6 155, 7-159, 2 159, 3-162, 8 162, 9-166, 4 166, 5-170, 0 170, 1-173, 6
  159, 9-163, 6 163, 7-166, 4 166, 5-169, 2 169, 3-172, 0 172, 1-174, 8 174, 9-177, 6 177, 7-180, 4
  163, 5-166, 7 166, 8-170, 0 170, 1-173, 4 173, 4-176, 6 176, 7-179, 9 180, 0-183, 2 183, 3-186, 5
  167, 1-170, 1 170, 2-173, 2 176, 4-179, 4 176, 4-179, 4 179, 5-182, 5 182, 6-185, 6 185, 7-188, 7
Вес тела, кг
  33, 3-35, 0 35, 1-36, 8 36, 9-38, 6 38, 7-40, 4 40, 5-42, 2 42, 3-44, 0 44, 1-45, 8
  35, 4-37, 5 37, 6-39, 7 39, 8-41, 9 42, 0-44, 1 44, 2-46, 3 46, 4-48, 5 48, 6-50, 7
  39, 5-42, 4 42, 5-45, 4 45, 5-48, 4 48, 5-51, 4 51, 5-54, 4 54, 5-57, 4 57, 5-60, 4
  45, 7-48, 9 49, 0-52, 2 52, 3-55, 5 55, 6-58, 3 58, 4-61, 6 61, 7-64, 9 65, 0-68, 2
  52, 7-56, 0 56, 1-59, 4 59, 5-62, 8 62, 9-66, 2 66, 3-69, 6 69, 7-73, 0 73, 1-76, 4
  56, 7-59, 4 59, 5-62, 2 62, 3-65, 0 65, 1-67, 8 67, 9-70, 6 70, 7-73, 4 73, 5-76, 2
ЖЕЛ, мл
  2000-2150 2200-2350 2400-2550 2600-2750 2800-2950 3000-3150 3200-3350
  2200-2400 2450-2650 2700-2900 2950-3150 3200-3400 3450-3650 3700-3900
  2400-2700 2750-3050 3100-3400 3450-3750 3800-4100 4150-4450 4500-4800
  3350-3550 3600-3800 3850-4050 4100-4300 4350-4550 4600-4800 4850-5050
  3950-4100 4150-4300 4350-4500 4550-4700 4750-4900 4950-5100 5150-5300
  4200-4450 4500-4750 4800-5050 5100-5350 5400-6550 5700-5950 6000-6250
Вес/Рост, кг/см
  0, 226-0, 236 0, 237-0, 247 0, 248-0, 258 0, 259-0, 269 0, 270-0, 280 0, 281-0, 291 0, 292-0, 302
  0, 246-0, 254 0, 255-0, 263 0, 264-0, 272 0, 273-0, 281 0, 282-0, 290 0, 291-0, 299 0, 300-0, 308
  0, 277-0, 285 0, 286-0, 294 0, 295-0, 303 0, 304-0, 312 0, 313-0, 321 0, 322-0, 330 0, 331-0, 339
  0, 310-0, 315 0, 316-0, 321 0, 322-0, 327 0, 328-0, 333 0, 334-0, 339 0, 340-0, 345 0, 346-0, 351
  0, 333-0, 342 0, 343-0, 352 0, 353-0, 362 0, 363-0, 372 0, 373-0, 382 0, 383-0, 392 0, 393-0, 402
  0, 349-0, 355 0, 356-0, 361 0, 362-0, 368 0, 369-0, 375 0, 376-0, 381 0, 382-0, 388 0, 389-0, 395
ЖЕЛ/вес, мл/кг
  64, 8-65, 5 65, 6-66, 3 66, 4-67, 1 67, 2-67, 9 68, 0-68, 7 68, 8-69, 5 69, 6-70, 3
  65, 7-67, 1 67, 2-68, 6 68, 7-70, 1 70, 2-71, 6 71, 7-73, 1 73, 2-74, 6 74, 7-76, 1
  66, 7-68, 4 68, 5-70, 2 70, 3-71, 0 71, 1-72, 8 72, 9-74, 6 74, 7-76, 4 76, 5-78, 2
  69, 5-70, 8 70, 9-72, 2 72, 3-73, 6 73, 7-75, 0 75, 1-76, 4 76, 5-77, 8 77, 9-79, 2
  68, 1-69, 4 69, 5-70, 8 70, 9-72, 2 72, 3-73, 6 72, 7-75, 0 75, 1-76, 4 76, 5-77, 8
  73, 5-75, 0 75, 1-76, 6 76, 7-78, 2 78, 3-79, 8 79, 9-81, 4 81, 5-83, 0 83, 1-84, 6
Обхват груди/Рост, см
  0, 430-0, 439 0, 440-0, 449 0, 450-0, 459 0, 460-0, 469 0, 470-0, 479 0, 480-0, 489 0, 490-0, 500
  0, 435-0, 441 0, 442-0, 448 0, 449-0, 455 0, 456-0, 462 0, 463-0, 469 0, 470-0, 476 0, 477-0, 483
  0, 431-0, 441 0, 442-0, 452 0, 453-0, 463 0, 463-0, 474 0, 475-0, 485 0, 486-0, 496 0, 497-0, 507
  0, 444-0, 455 0, 456-0, 467 0, 468-0, 479 0, 480-0, 491 0, 492-0, 503 0, 504-0, 515 0, 521-0, 527
  0, 456-0, 469 0, 470-0, 483 0, 484-0, 497 0, 498-0, 512 0, 513-0, 526 0, 527-0, 540 0, 541-0, 554
  0, 481-0, 488 0, 489-0, 496 0, 497-0, 504 0, 505-0, 512 0, 513-0, 520 0, 521-0, 528 0, 529-0, 536

Таблица 52

Шкалы оценки морфофункциональных показателей для юных пловцов 11-16 лет

Девочки-девушки
Оценка в баллах
Возраст, лет              
Длина тела (рост), см
  145, 7-147, 8 147, 9-150, 0 150, 0-152, 2 152, 3-154, 4 154, 5-156, 6 156, 7-158, 8 158, 9-161, 0
  148, 1-150, 8 150, 9-153, 6 153, 7-156, 4 156, 5-159, 2 159, 3-162, 0 162, 1-164, 8 164, 9-167, 6
  156, 5-158, 9 159, 0-161, 4 161, 5-163, 9 164, 0-166, 4 166, 5-168, 9 169, 0-171, 4 171, 5-173, 9
  158, 2-160, 4 160, 5-162, 7 162, 8-165, 0 165, 1-167, 3 167, 4-169, 6 169, 7-171, 9 172, 0-172, 4
  160, 1-162, 5 162, 6-165, 0 165, 1-167, 5 167, 6-170, 0 170, 1-172, 5 172, 6-175, 0 175, 1-177, 2
Вес тела, кг
  32, 3-34, 8 34, 9-37, 4 37, 5-40, 0 40, 1-42, 6 42, 7-45, 2 45, 3-47, 8 47, 9-50, 4
  37, 7-40, 3 40, 4-43, 0 43, 1-45, 7 45, 8-48, 4 48, 5-51, 1 51, 2-53, 8 53, 9-56, 5
  45, 1-47, 1 47, 2-49, 2 49, 3-51, 3 51, 4-53, 4 53, 5-55, 5 55, 6-57, 6 57, 7-59, 7
  47, 2-49, 3 49, 4-51, 5 51, 6-53, 7 53, 8-55, 9 56, 0-58, 1 58, 2-60, 3 60, 4-62, 5
  49, 6-51, 7 51, 8-53, 9 54, 0-56, 1 56, 2-58, 3 58, 4-60, 6 60, 7-62, 9 65, 9-68, 2
  51, 6-53, 9 54, 0-56, 3 56, 4-58, 7 58, 8-61, 1 61, 2-63, 5 63, 6-65, 8 65, 9-68, 2
ЖЕЛ, мл
  1650-1950 2000-2300 2350-2650 2700-3000 3050-3350 3400-3700 3750-4050
  2100-2400 2450-2750 2800-3100 3150-3450 3500-3800 3850-4150 4200-4500
  2650-2900 2950-3200 3250-3500 3550-3800 3850-4100 4150-4400 4450-4700
  2800-3100 3150-3450 3400-3700 3750-4050 4100-4400 4450-4750 4800-5100
  2850-3150 3200-3500 3550-3850 3900-4200 4250-4550 4600-4900 4950-5250
  3100-3400 3450-3750 3800-4100 4150-4450 4500-4800 4850-5150 5200-5500
Вес/Рост, кг/см
  0, 218-0, 232 0, 233-0, 247 0, 248-0, 262 0, 263-0, 277 0, 278-0, 292 0, 293-0, 307 0, 308-0, 322
  0, 244-0, 259 0, 260-0, 275 0, 276-0, 291 0, 292-0, 307 0, 308-0, 323 0, 324-0, 339 0, 340-0, 355
  0, 280-0, 290 0, 291-0, 301 0, 302-0, 312 0, 313-0, 323 0, 324-0, 334 0, 335-0, 345 0, 346-0, 356
  0, 290-0, 301 0, 302-0, 313 0, 314-0, 325 0, 326-0, 337 0, 338-0, 349 0, 350-0, 361 0, 362-0, 373
  0, 302-0, 312 0, 313-0, 323 0, 324-0, 334 0, 335-0, 345 0, 346-0, 356 0, 357-0, 367 0, 368-0, 378
  0, 299-0, 314 0, 315-0, 330 0, 331-0, 346 0, 347-0, 362 0, 364-0, 379 0, 380-0, 395 0, 386-0, 411
ЖЕЛ/вес, мл/кг
  48, 5-54, 5 54, 6-60, 6 60, 7-66, 7 66, 8-72, 8 72, 9-78, 9 79, 0-85, 0 85, 1-91, 1
  52, 3-57, 8 57, 9-63, 4 63, 5-69, 0 69, 1-74, 6 74, 7-80, 2 80, 3-85, 8 85, 9-91, 4
  51, 0-56, 5 56, 6-62, 1 62, 2-68, 7 68, 8-74, 3 74, 4-79, 9 80, 0-85, 5 85, 6-91, 1
  54, 0-59, 5 59, 6-64, 6 64, 7-69, 7 69, 8-74, 8 74, 9-79, 9 80, 0-85, 0 85, 1-90, 1
  57, 1-61, 1 61, 2-65, 2 65, 3-69, 3 69, 4-73, 4 73, 5-77, 9 78, 0-82, 0 82, 1-86, 1
  54, 4-58, 5 58, 6-62, 7 62, 8-66, 9 67, 0-71, 1 71, 2-75, 3 75, 4-79, 5 79, 6-83, 7
Обхват груди/Рост, см
  0, 457-0, 469 0, 470-0, 482 0, 483-0, 495 0, 496-0, 508 0, 509-0, 521 0, 522-0, 534 0, 535-0, 547
  0, 460-0, 475 0, 476-0, 491 0, 492-0, 507 0, 508-0, 523 0, 524-0, 539 0, 540-0, 555 0, 556-0, 571
  0, 472-0, 482 0, 483-0, 493 0, 494-0, 504 0, 505-0, 515 0, 516-0, 526 0, 527-0, 537 0, 538-0, 548
  0, 484-0, 494 0, 495-0, 505 0, 506-0, 516 0, 517-0, 527 0, 528-0, 538 0, 539-0, 549 0, 550-0, 560
  0, 485-0, 495 0, 496-0, 506 0, 507-0, 517 0, 518-0, 528 0, 529-0, 539 0, 540-0, 550 0, 551-0, 561
  0, 481-0, 493 0, 494-0, 506 0, 507-0, 519 0, 520-0, 532 0, 533-0, 545 0, 546-0, 557 0, 558-0, 570





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.