Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тестирование на полиграфе (общая характеристика)






Тестирование на полиграфе предусматривает предъявление обследуемому лицу стимулов, объединенных в тесты в особом, методически обусловленном порядке. Тесты предварительно обсуждаются с обследуемым. Перед предъявлением очередного теста следует убедиться, правильно ли понял обследуемый смысл обсужденных вопросов.

Тест, в зависимости от используемой методики, может содержать от 5 до 15 вопросов. Полиграфолог задает вопросы ровным, умеренно громким, монотонным голосом, избегая интонационных акцентов. Интервал между озвучиваемыми вопросами, в среднем, составляет 25-30сек. Предъявление каждого последующего вопроса допускается только после того, как прекратилась реакция на предыдущий вопрос.

Непосредственно перед предъявлением следующего теста полиграфолог каждый раз дает инструкцию обследуемому сидеть спокойно, не двигаться, смотреть прямо перед собой и отвечать на все вопросы правдиво и однозначно - «да» или «нет». Ни при каких обстоятельствах полиграфолог не должен давать инструкцию обследуемому - «ни о чем не думать во время теста». Напротив, можно попросить обследуемого сосредоточиться на тестировании и внимательно слушать вопросы, несмотря на то, что они повторяются.

После предъявления последнего вопроса теста полиграфолог объявляет перерыв на 1-2 минуты.

Каждый тест следует предъявлять 3-5 раз. Последовательность вопросов в тесте при этом может изменяться в зависимости от того, какая методика используется. В интервалах между предъявлениями одного и того же теста полиграфолог может поинтересоваться у обследуемого, какие вопросы и почему вызвали у него неудовлетворенность или беспокойство, а также, если необходимо, предлагает переформулировать их более приемлемым для обследуемого образом.

В процессе озвучивания вопросов и регистрации реакций обследуемого при ответе на них (в целях упрощения последующего анализа и интерпретации полиграмм как самим полиграфологом, так и другими специалистами) полиграфологу следует делать отметки на полиграмме, указывая:

· границы каждого вопроса (иного другого продолжительного раздражителя);

· порядковый номер вопроса;

· ответы обследуемого «да» или «нет», соответственно;

· начало предъявления теста и его порядковый номер;

· завершение предъявления теста;

· момент центрирования графика;

· изменение усиления в канале полиграфа;

· движения обследуемого, глубокий вдох, резкий выдох, кашель, чихание, шмыганье носом, зевота, икота, изменение интонации голоса при ответе и т.п.;

· внешний шум;

· давление воздуха в манжете и сопротивление кожи до и после предъявления теста.

В процессе предъявления тестов необходимо постоянно следить за качеством регистрации физиологических показателей и за состоянием датчиков. Особое внимание надо обращать на манжету сфигмоманометра: она не должна касаться грудной клетки, давление в ней всегда должно оставаться постоянным. Если обследуемый жалуется на дискомфорт, создаваемый манжетой, ее следует перенести на другую руку, соответственно поменяв на руках положение датчиков, или заменить пальцевым датчиком давления или датчиком фотоплетизмограммы. В то же время полиграфолог не должен сам задавать вопросов о дискомфорте, связанном с манжетой, чтобы искусственно не спровоцировать его появление.

При появлении у обследуемого признаков раздражительности или гнева (например, при появлении резких и громких ответов) следует приостановить тестирование и объяснить обследуемому еще раз цель и смысл всей процедуры, напомнив, что подобные ответы приводят к искажению реакций «не в его пользу». Тестирование также прерывается, если обследуемый с самого начала непрерывно двигается, кашляет и т.д. Он еще раз предупреждается о необходимости строгого соблюдения инструкций полиграфолога. Все комментарии следует делать только после завершения предъявления теста, т.к. появление артефактов может свидетельствовать о противодействии обследуемого процедуре.

В случае, когда в процессе тестирования у обследуемого нарастает или сохраняется стойкое состояние эмоционального напряжения, и он интенсивно реагирует практически на все вопросы, целесообразно изменить порядок исследования и предъявить длинный перечень исключительно нейтральных вопросов. Если после этого состояние гиперреактивности у обследуемого сохраняется, тестирование на полиграфе следует прекратить, тщательно разобраться в причинах беспокойства обследуемого и, при наличии возможности, провести тестирование повторно.

Когда полиграфолог отмечает снижение физиологической реактивности обследуемого, он должен использовать различные приемы стимуляции: проведение кратковременного тестирования памяти и внимания обследуемого в перерывах между предъявлениями тестов; проведение специального теста со звуковой биологической обратной связью; дополнительное акцентирование внимания обследуемого на значимости для него проводимого исследования и его результатов; употребление, в зависимости от состояния здоровья и предпочтений обследуемого, крепкого чая или кофе в перерыве между предъявлениями тестов (надо учитывать, что стимулирующий эффект кофе развивается через 15 минут после его употребления). Не следует использовать приемы стимуляции в отношении эмоционально нестабильных обследуемых.

В качестве диагностического приема проверки реактивности обследуемого можно использовать последовательное предъявление нескольких физических (например, хлопок в ладоши, легкое касание шеи рукой) и психических (ряд простых вопросов - «удобно ли сидеть?», «не мешают ли датчики?» и т.п.) стимулов. Значительное превышение величины реакций (особенно КГР) на физические стимулы по отношению к реакциям на психические может свидетельствовать о приеме каких-либо фармакологических препаратов.

При наличии подозрений, что обследуемый преднамеренно использует фармакологические препараты с целью противодействия ПФИ, у него по завершении тестирования на полиграфе уполномоченным на то лицом могут быть взяты образцы слюны или мочи для последующего химико-токсикологического анализа.

К факторам, снижающим эффективность тестирования на полиграфе, относятся:

· дискомфорт любой природы (тугие датчики, неудобное кресло, чрезмерно продолжительное исследование, некомфортная температура в помещении и т.д.), который при обнаружении подлежит немедленному устранению;

· длительное психическое напряжение обследуемого в ожидании прохождения ПФИ, а также затянувшаяся предтестовая беседа;

· действие естественных механизмов психологической защиты (вытеснение, рационализация и др.) у обследуемого;

· негативное отношение обследуемого к полиграфологу (если последнему не удалось установить нормальный психологический контакт с обследуемым, он должен отказаться от проведения исследования);

· неверное построение вопросов с точки зрения лингвистики, особенно проверочных и контрольных;

· некоторые особенности личности обследуемого (высокий уровень психопатии, невротизма, патологическая лживость и т.п.);

· высокая ситуативная эмоциональная напряженность (если она связана с необычностью обстановки для обследуемого, то для ее ослабления полиграфолог может предъявить длинный ряд, состоящий только из нейтральных вопросов);

· индивидуально присущая обследуемому высокая нестабильность физиологических показателей;

· попытки обследуемого подавить естественные физиологические состояния и потребности (кашель, чихание, зуд, позывы в туалет и т.п.);

· активное применение обследуемым приемов противодействия исследованию на полиграфе.

На этапе тестирования полиграфолог вправе сам определять порядок проведения исследования, а также способы воздействия на обследуемого. Вместе с тем рекомендуется следующий наиболее оптимальный порядок работы на этом этапе:

1. Проведение установочного (стимуляционно-адаптирующего) теста.

2. Предъявление тестов с контрольными вопросами (как вариант, по методике «зон сравнения»);

3. Предъявление вопросов на фактическую осведомленность по методике выявления скрываемой информации.

4. Применение вспомогательных методик проведения тестирования на полиграфе.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.