Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Материальной основой бюджетной системы страны выступает система бюджетов публично-правовых образованийи бюджетов внебюджетных фондов.






Тема 7. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

7.1. Понятие и структура бюджетной системы

7.2. Принципы бюджетной системы

7.3. Бюджетный федерализм. Полномочия бюджетов различных уровней.

7.4.Бюджетная политика и бюджетный процесс

 

ВОПРОС 7.1. Понятие и структура бюджетной системы

 

Нигде в мире не практикуется бюджет в едином числе. Множественность бюджетов обусловлена государственным устройством и административно-территориальным делением стран. Для эффективного выполнения государством своих функций и задач по производству, распределению и предоставлению общественных благ каждый орган государственной власти и местного самоуправления формирует и использует бюджет своей территории в рамках установленных законодательством страны бюджетных полномочий.

Поэтому в большинстве стран бюджеты образуют систему и функционируют в рамках организуемой государством бюджетной системы — упорядоченной совокупности бюджетов публично-правовых образований (в некоторых странах — еще и бюджетов внебюджетным фондов).

Бюджетная система страны характеризуется следующими признаками:

1) в основе бюджетной системы лежат финансовые отношении возникающие в процессе формирования и использования бюджетных ресурсов;

2) структура бюджетной системы непосредственно зависит от государственного устройства и особенностей организации местного самоуправления страны;

3) бюджетная система жестко регламентируется законодательством страны, нормами финансового и бюджетного права;

4) материальную основу бюджетной системы составляет совокупность взаимосвязанных бюджетов публично-правовых образований и бюджетов внебюджетных фондов (последние включиются в бюджетную систему не во всех странах);

5) бюджетная система строится и функционирует на основе законодательно определенных организационных принципов.

 

Финансовые отношения, которые лежат в основе бюджетной системы страны, возникают в связи с финансовым обеспечением выполнения государством своих функций по производству общественных благ (услуг) и удовлетворению иных связанных с ними общественных потребностей. Эти отношения могут выходить за рамки бюджетов публично-правовых образований и включать в себя отношения по поводу

финансового обеспечения системы государственного (обязательного) пенсионного, социального, медицинского страхования.

 

Количество уровней бюджетной системы, состав бюджетов и форм их взаимодействия зависят от типа государственного устройства (федеративное, конфедеративное, унитарное) и устройства местного самоуправления.

Государственное устройство определяет административно-территориальное деление страны, уровни государственной власти и соответствующие им органы государственной власти, а так же основы разграничения полномочий между ними.

Бюджетная система унитарного государства состоит из двух уровней: бюджета центральной власти и местных бюджетов;

федеративного государства — трех уровней: федерального бюджета, бюджета субъектов федерации и местных бюджетов.

Бюджетная система конфедеративного государства может включать в себя еще и четвертый уровень — бюджет конфедерации (например, в ЕС).

 

В зависимости от основных принципов организации местного самоуправления в разных странах система местных бюджетов может быть одно-, двух- и трех уровневой.

 

Организация и функционирование бюджетной системы регламен­тируются рядом основополагающих законодательных актов страны, как правило, конституционными нормами, основным бюджетным законодательством, основным законом о налогах и сборах, законом об орга ­ низации местного самоуправления и т.д.

Материальной основой бюджетной системы страны выступает система бюджетов публично-правовых образованийи бюджетов внебюджетных фондов.

Как упорядоченная совокупность бюджетная система состоит из видов бюджетов и уровней системы бюджетов.

Вид бюджета — это бюджет определенного органа государственной власти (местного самоуправления) публично-правового об­разования одного типа.

Уровень системы бюджетов (бюджетной сис ­темы) — это совокупность бюджетов одного вида (видов — в отношении местных бюджетов).

- Первый (он же высший) уровень всегда представлен одним бюджетом центрального органа власти,

а все нижестоящие уровни — многочисленными видами бюджетов, определяемыми особен­ностями государственного и муниципального устройства конкретной страны.

Система бюджетов внебюджетных фондов также специфична для каждой страны. Она может быть одноуровневой и многоуровневой, различаться по составу и другим параметрам, но обычно в обязатель­ном порядке включает в себя бюджеты государственного пенсионного фонда, фонда государственного социального страхования и фонда го­сударственного медицинского страхования, фонда безработицы (заня­тости).

Таким образом, бюджетная система страны представляет собой основанную на финансовых отношениях, государственном устройстве и устройстве местного самоуправления, регулируемую законодательством страны совокупность бюджетов публично-правовых образований) (бюджетов внебюджетных фондов), построенную на принципах.

Несмотря на определенную общность, бюджетные системы каждой страны имеют существенные особенности.

Согласно ст. 6 БК РФ бюджетная система Российской Федерации — это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюдж» тов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджетная система Российской Федерации является трехуров невой, а система местных бюджетов — двухуровневой. В состав российской бюджетной системы включаются следующие бюджеты:

1) первого уровня:

■ федеральный бюджет,

■ бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ, в том числе: бюджет ПФ РФ, бюджет для ФСС России, бюджет ФФОМС;

2) второго уровня:

■ бюджеты субъектов РФ,

■ бюджеты ТФОМС;

3) третьего уровня: местные бюджеты, в том числе:

■ бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов Москвы и Санкт-Петербурга,

■ бюджеты городских и сельских поселений.

 

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ предназначены для исполнения расходных обязательств Федерации.

Федеральный бюджет и свод консолидированных местных бюджетов, бюджетов субъектов РФ (без учета межбюджетных трансфертов) образуют консолидированный бюджет России-Федерации.

Несмотря на внешнюю схожесть консолидированного бюджета РФ с бюджетной системой РФ, это разные понятия.

Первый определяется сводом исполняемых федерального, региональных и местных бюджетов и предназначен преимущественно для аналитических целей, вторая— это реально функционирующая на определенных принципах система.

Консолидированный бюджет любого уровня публично-правового образования не утверждается законодательными органами власти. Его данные используются для определения нормативов отчислений от федеральных, региональных и местных налогов в региональные и местные бюджеты, для расчета сумм межбюджетных трансфертов и других расчетных и аналитических целей.

Показатели отчета об исполнении консолидированного бюджета используются для составления проекта консолидированного бюджета на следующий финансовый год и распределения на его основе совокупного объема по уровням бюджетной системы.

Каждый субъект РФ имеет собственный бюджет и бюджет ФОМС. Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) и бюджет ФОМС предназначены для исполнения расходных обязательств субъекта РФ. Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ (без учета межбюджетных трансфертов), образуют консолидированный бюджет субъекта РФ.

БК РФ предусматривает также, что каждое муниципальное обра-юпапие имеет собственный бюджет. Это положение законодательства вазывает неоднозначную реакцию среди специалистов. В основном споры ведутся относительно целесообразности формирования самосто­ятельных собственных бюджетов некоторых мелких городских и особенно сельских поселений, учитывая практически полное отсутствие их собственной доходной базы.

 

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией раздельно предусматриваются средства, направляемые на| исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов для осуществления отдельных государствен ных полномочий. Бюджет муниципального района и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов), образуют консолидированный бюджет муниципального района.

 

Государственные внебюджетные фонды не консолидируются в бюджетах соответствующих уровней публично-правовых образований, и функционируют как самостоятельное звено бюджетной системы РФ

Система бюджетов государственных внебюджетных фондов состоит из двух уровней: 1) бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации (ПФР, ФСС России, ФФОМС); 2) бюджет ТФОМС.

Бюджеты государственных внебюджетных фондов рассматриваются и утверждаются соответственно отдельными федеральными законами и законами субъектов РФ и учитываются на отдельных счетах.

 

Процесс функционирования бюджетной системы Российской Федерации регламентируется следующими законодательными актами: Конституцией РФ, БК РФ, НК РФ, Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», федеральными законами, законами субъектов РФ и решениями органов местного самоуправления о соответствующих бюджетах на очередной финансовый год и плановый период, некоторыми другими законодательными актами.

В Конституции РФ заложены основы бюджетного устройства на Российской Федерации, определены федеративное устройство РФ, полномочия и предметы ведения Российской Федерации и субъектом РФ, в том числе в области бюджетных полномочий раздельного и со вместного ведения.

БК РФ регламентируются основы и принципы бюджетной системы РФ, а также границы бюджетных правоотношений, к которым отнесены формирование доходов и расходов бюджетов, внебюджетных фондов, осуществление государственных и муниципальных заимствований, регулирование государственного и муниципального долга, межбюджетного регулирование, осуществление бюджетного процесса на всех уровнях бюджетной системы.

В НК РФ заложены основы организации налоговой системы РФ и разграничения налогов на федеральные, региональные и местные, что позволяет определить налоговую базу бюджетов всех уровней.

Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления» определяются устройство местного самоуправления в Российской Федерации, вопросы местного и совместного ведения, состав доходов и расходов местных бюджетов и другие финансовые правоотношения.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.