Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подсознание






Другой аспект неосознанной осведомленности ка­сается той информации, которая не достигает порогового уровня и, следовательно, предшествует осознанию. Сигнальное значение этой информации находится ниже уровня, который мы «ощущаем» осознанно. Роберт Дилтс описал эти аспекты в кни­ге «Истоки НЛП» (Dilts, 1983). Здесь речь идет о таких подсознательных элементах, как свет вне пре­делов видимого диапазона, звуки/вибрация вне слы­шимого диапазона и т. д.

Существование еще одного «разума» внутри на­шего разума, который может подслушивать (если можно так выразиться) информацию из внешней среды и который не появляется в осознании, позво­ляет найти второй «самый легкий путь» к неосозна­ваемой части психики, а именно обучение без учас­тия сознания. По-видимому, многое оказывается в неосознаваемой части «разума», минуя осознание. Мы собираем лакомые кусочки информации и не­большие побочные сведения. Такая информация по­ступает «неосознанно». Мы учимся, но не знаем, что учимся - если не говорить о том, чему мы учимся.

Какой именно вид информации поступает к нам таким образом? Мы полагаем, что такая информация структурирована как встроенные команды, сдвиги тональности, коннотации, внушения, предположе­ния, метауровневый фрейминг и т. д.

Такое «обучение», по-видимому, функционирует как побочный эффект того, что мы просто живем. То есть мы постоянно чему-то учимся, но не «знаем» (осознанно) об этом. Мы особенно ощущаем это в наших снах. Часто мы включаем в них звук текущей воды, будильника, человеческую речь, лай собаки и т. д. из внешнего мира, но продолжаем спать, сде­лав этот стимул частью сна. Однажды я (М. X.) бро­дил мыслями где-то далеко, раскачиваясь при этом в кресле, а когда внезапно «очнулся» от задумчивости, заметил, что неосознанно синхронизировал свои раскачивания с какой-то фоновой музыкой.

Идея перегрузки осознания подробно описана в литературе, посвященной НЛП. Некоторые люди приняли эту идею и использовали ее в своих тренин­гах. Они так рекламировали свой подход: «Мы пере­гружаем осознание, чтобы в перегруженном состоя­нии все просто проскальзывало прямо в подсознание, немедленно давая вам неосознанную компетент­ность».

Как нам кажется, в этой связи возникают некото­рые проблемы. Если перегрузка работает таким об­разом и так хорошо, то почему мы не организуем на­чальную, среднюю и высшую школы так, чтобы дети учились по 12 часов? Почему преподаватели не чи­тают им лекции по четыре часа без перерыва, перегружая их, чтобы все «просто проскальзывало» и они «получали это»? Почему мы этого не делаем? Рабо­тает ли перегрузка в вашем случае - становитесь ли вы вдруг «превосходной энергичной обучающейся машиной?»

Такого просто не бывает, не так ли? Допущение, лежащее в основе этой идеи, при внимательном ис­следовании не подтверждается. Обычно большая часть обучения происходит с участием сознания, ко­торое усваивает информацию, принимает ее к исполнению, применяет ее, связывает с имеющимися зна­ниями и т. д. В данном случае мы имеем недобросо­вестную рекламу, которая не очень хорошо служит НЛП.

Очевидно, что в результате «побочного эффекта» человек не получает большого количества данных, а также, что эти данные даже не являются наилучши­ми. Как много этих данных? И как мы затем обраба­тываем их полезным для себя способом?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.