Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современное состояние проблемы






Одной из характерных особенностей общественного разделения труда современной эпохи перехода от индустриального к информационному обществу является усиление роли науки и ученых в функционировании и развитии общества. Общей тенденцией развития современной мировой науки является ее феминизация. Проблемы работы женщин в науке, ее эффективности свойственны всем без исключения промышленно развитым странам.

Процесс феминизации науки имеет свои национальные особенности, но в целом ему присущ ряд единых для большинства промышленно развитых стран закономерностей. В общесоциальном контексте вхождение женщин в науку рассматривается как активное вовлечение их в общественное производство в сфере высококвалифицированного труда. В условиях расширения общественного производства, развития науки и, соответственно, существования достаточной потребности в рабочей силе, в том числе и в научных кадрах, это явление оценивается в качестве позитивного. Однако, как показывает мировой опыт, при экономической нестабильности и росте безработицы в первую очередь страдают женщины. В полной мере это относится и к женщинам-ученым, которые при одинаковом с мужчинами образовании, профессиональном опыте и трудовом стаже в неблагоприятных условиях чаще лишаются своих мест, в лучшем случае они занимают временные должности или заняты неполный рабочий день. Так, в нестабильной ситуации 1987 г. уровень безработицы в области науки и техники составил среди американок 2, 7 %, среди американцев — 1, 3 %, среди имеющих степень доктора соответственно — 1, 6 % и 0, 7 % [29]. Социологическое исследование по поводу " грядущей безработицы" в российской науке, проведенное в 1991 г., показало, что боязнь остаться без работы испытывали 45 % женщин-ученых и 28 % их коллег-мужчин [30].

Еще одна современная тенденция заключается в том, что в развитых странах женщин‑ ученых стали расценивать в качестве дополнительного ресурса научно-технического потенциала. Особенно это заметно в США, где привлечение женщин в науку рассматривается как один из реальных способов сохранения научного лидерства [20].

Несмотря на это, по-прежнему сохраняются основные формы половой дискриминации женщин в науке. Первая вынуждает женщину выполнять нетворческие, почти технические виды работ, необходимые для развития любой научной дисциплины, но не дающие ни признания, ни настоящего удовлетворения. Вторая вынуждает образованных, одаренных и талантливых женщин оставаться на положении помощников, невидимых и плохо оплачиваемых. По этим причинам сохраняется диспаритет в научной продуктивности мужчин и женщин в пользу мужчин, разрыв в уровне их заработной платы. Согласно докладу Научного национального фонда США 1984 г. зарплата женщин-ученых и инженеров в среднем составляла 80 % зарплаты мужчин. Этот разрыв оставался постоянным все 80-е годы [16]. Отношение среднемесячной номинально начисленной заработной платы женщин в науке и научном обслуживании России к заработной плате мужчин в России составила 68 %, в Беларуси — 78, 1 % [31, 32]/

В академическом секторе, где работает большинство женщин-ученых, они добились определенных успехов. однако это касается преимущественно низших академических степеней - магистров. По мере обращения к более высоким ступеням академической иерархии диспаритет между мужчинами и женщинами становится все заметнее. В академических институтах стран Западной Европы и США женщины чаще всего занимают временные должности, заняты неполный рабочий день и редко имеют профессорскую должность и тенюре (контракт на бессрочное исполнение обязанностей).

Таким образом, совершенно очевидно, что " чем выше по карьерной лестнице поднимается женщина, тем меньше для нее остается воздуха". Наиболее ярким примером уменьшения доли женщин по мере продвижения их по ступеням научной иерархической лестницы служит Германия. Здесь женщины составляют примерно 52 % среди общего числа абитуриентов, среди студентов их уже 48 %, ученую степень по окончании вуза получают только 30 %. Преподавать в университетах их остаются лишь 12 % и только половина из них получает впоследствии профессорское звание [24]. По данным 1984 г. женщин среди профессоров было 5, 2 %, причем среди профессоров высшей категории этот показатель был еще ниже — 2, 6 % [33].

Доля женщин среди членов научных академий в Европе (вместе с Россией, балтийскими государствами, Индией, Японией, Австралией) колеблется от нулевого уровня (Австралия, Греция, Португалия) до 14, 6 % (Турция), 12, 3 % (Исландия), 11, 1 % (Норвегия) [21].

В Великобритании доля женщин среди членов Лондонского королевского общества выросла в 9 раз (с 0, 4 % в 1994 году до 3, 6 % в 1998 году). Что же касается участия женщин в органах, занимающихся государственной научной политикой, то в странах ЕС их число варьирует от 4 % (австрийский совет по научным исследованиям) до 37 % (Испанский высший совет по научным исследованиям) и 40 % (Датский совет по медицинским исследованиям) [24].

С момента учреждения Нобелевской премии в 1901 г. и до 1998 г. ее лауреатами в области физики стали две женщины (общее число награжденных — 158 человек), в области химии — три (из 131) и в области физиологии и медицины — шесть (из 168). Среди лауреатов других престижных наград за достижения в различных областях науки также большинство мужчин [24].

Чтобы добиться высоких научных результатов и получить признание женщина-ученый, кроме образования, таланта и квалификации, должна обладать высокой внутренней организацией, нередко следуя правилу, сформированному Х. Болтон еще в 1898 г.: у женщины-ученого должно хватить сил на то, чтобы быть готовой к одиночеству и преодолеть сарказм и насмешки мужчин, которые ревниво относятся к посягательству на то, что они считают своей прерогативой (занятие наукой).

Таким образом, сегодня женщины в большинстве развитых стран мира имеют равный с мужчинами доступ к высшему образованию. Теперь перед ними стоит задача достичь такого же равенства на высших ступенях научной иерархии, необходимо, чтобы женщины стали равноправными членами научного сообщества, что они заслужили годами упорных занятий и исследований.

 

Литература

1. Алик М. Наследство Гипатии: история женщин в науке с античности до конца XIX века, 1996.

2. https://www.ug.ru/97.08/t18_1.htm.

3. Елена Косолобова. Пифагорейская школа. Философский словарик. № 4-1999.//grek.ru/phil/firstphil.php.

4. Женщины-легенды /Сост., науч. ред. и авт. предисл. В.А. Федосик. — Мн.: Беларусь, 1993.

5. Штекли А. Гипатия, дочь Теона //Прометей, т.8, 1971.

6. Арлоў У. Еўфрасіння Полацкая. – Мн.: Маст. літ., 1992.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.