Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Применение теории эластичности






 

Теория эластичности спроса и предложения имеет важное практическое значение. Проиллюстрируем ее применение на конкретных примерах. Увеличение производственных издержек толкает предприятие на повышение цены продукции. Что произойдет со сбытом? Снизится ли он значительно или вообще не изменится? Компенсирует ли рост цены сокращение прибыли за счет потери части потребительского спроса?

Чтобы ответить на эти вопросы и правильно выбрать ценовую стратегию предприятия, надо знать эластичность спроса и предложения на данный товар. Ниже приведены коэффициенты ценовой эластичности спроса на некоторые виды товаров и услуг:

 

|Хлеб |0, 15 |

|Говядина |0, 64 |

|Баранина |2, 65 |

|Яйца |0, 32 |

|Электричество в домах |0, 13 |

|Табачные изделия |0, 46 |

|Газеты и журналы |0, 42 |

|Одежда и обувь |0, 20 |

 

Приведенные данные характерны для экономики США. Для России показатели ценовой эластичности рыночного спроса будут несколько иными в зависимости от наличия товаров-заменителей и других обстоятельств, о которых говорилось выше.

Для фирмы важно иметь в виду, что эластичность спроса на ее продукцию и эластичность рыночного спроса не совпадают. Первая всегда (за исключением абсолютной монополии фирмы на рынке) выше второй. Рассчитать ценовую эластичность спроса на продукцию фирмы достаточно сложно, так как необходимо принимать во внимание и реакцию конкурентов на повышение или понижение фирмой цены. Помочь в этом может использование математических моделей или опыт руководителей фирмы.

Если фирма при принятии решения о цене будет руководствоваться только данными об эластичности рыночного спроса, то потери сбыта от повышения цен могут стать более значительными, чем ожидались. Например, если примем эластичность рыночного спроса на табачные изделия 0, 46, то это совершенно не означает, что эластичность спроса на сигареты фабрики «Marlboro» или «Kent» будет иметь то же значение. Конкуренция повысит коэффициент эластичности спроса на сигареты каждой из этих фабрик.

Эластичность спроса является важным фактором, влияющим на ценовую политику фирмы. Предположим, что какая-то фирма построила многоквартирный дом и решает вопрос, по какой цене следует предлагать квартиры съемщикам. Расходы на строительство и эксплуатацию фактически не зависят от того, сколько квартир будет сдано (за исключением расходов на текущий ремонт, которые составляют небольшую долю от общих расходов).

Если фирма знает спрос на квартиры и его эластичность, она может определить, по какой цене следует сдавать эти квартиры, чтобы обеспечить максимальную выручку. При этом максимальная выручка может достигаться даже в том случае, если часть квартир останется пустовать.

Другим примером практического использования теории эластичности является государственная налоговая политика. При введении косвенных налогов государство преследует цель увеличить объем налоговых поступлений в бюджет для перераспределения ресурсов в экономике, перераспределения доходов населения и поддержки малоимущих, развития социальной сферы, инфраструктуры, обороны и т.п. Однако в зависимости от эластичности спроса и предложения на отдельные виды товаров и услуг налоговое бремя будет распределяться по-разному между производителями и потребителями продукции.

Рассмотрим распределение налогового бремени при эластичном и неэластичном спросе на продукцию (эластичность предложения принимается постоянной). Производитель в условиях рыночной экономики может увеличить цену на сумму налога (хотя в России в переходной экономике это часто наблюдалось), установить ее выше равновесной, так как в условиях конкуренции он будет вытеснен с рынка. Единственное, что он может сделать — это поднять цену до равновесного уровня.

В случае если спрос эластичен, потери производителя будут выше, бремя налога ляжет в основном на него. Кроме того, производитель будет вынужден сократить производство, потеряв часть покупателей своей продукции за счет более высокой цены на нее.

В случае если спрос неэластичен, налоговое бремя ляжет преимущественно на потребителя. Кроме того, абсолютный размер налога также будет выше при неэластичном спросе. Именно поэтому государство облагает акцизными и другими косвенными налогами товары, спрос на которые неэластичен (сигареты, алкогольные напитки и т.п.).

Теперь рассмотрим зависимость распределения налогового бремени от эластичности предложения (эластичность спроса примем постоянной).

При эластичном предложении налоговое бремя ляжет в основном на потребителя, рост цены и сокращение объема производства будут значительными, сумма налога будет относительно меньше, чем при неэластичном предложении, потери общества — выше. При неэластичном предложении наблюдается обратная картина.

Теперь рассчитаем эластичность спроса на продукцию товаров РУП ГПКО. Объем спроса в 2011 году на данную продукцию составил 67, 97 тысяч метров квадратных, а в 2012 – 87, 91 тысяч метров квадратных. Цена за квадратный метр в 20011- 17169 рублей, а в 2012 – 22512 рублей. Рассчитаем эластичность спроса:

 

Е = ((87910-67970)*(22512+17169))/((87910+67970)*(22512-17169))=0, 95

Можно с уверенностью сказать, что спрос на данный товар является неэластичным, т.к коэффициент эластичности меньше единицы. Никакое изменение цены не влияет на изменение объема спроса. Это характерно для многих предприятий России, т.к. заводы работают согласно плана. На данном предприятии не производится вычисление эластичности спроса, что приводит к уменьшению прибыли. В настоящее время очень важно знать, приведет ли уменьшение или увеличение цены к изменению объема спроса. Если же расчеты по вычислению коэффициента эластичности не производятся, то как предприятие узнает, нужно ли уменьшать цену? Или наоборот, нужно ли ее повышать? На данном этапе предприятию не стоит снижать цену, т.к оно только уменьшит свою прибыль. Но если РУП ГПКО увеличит цену на 2087 рублей:

Е=791239140/832866840=0, 95

832866840-791239140=41627700 – разница между числителем и знаменателем (на это число нужно увеличить числитель, для того, чтобы Е=1).

Найдем на сколько нужно увеличить цену:

87910-67970=19940 руб – изменение спроса.

41627700/19940=2087 – изменение цены.

То коэффициент эластичности станет равняться единице, и тогда дальнейшее повышение цены приведет к снижению спроса. Я бы посоветовала предприятию заняться выпуском новой продукции, или же осваивать новые ранки сбыта, где данный товар востребован. За один год цена на данный товар повысилась на 22512-17169=5343. С уверенностью можно сказать, что и в 2013 году цена повыситься более чем на 2087 рублей, и дальнейшее ее повышение приведет к сокращению прибыли.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.