Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Преступность, связанная с угоном и кражей автомобилей

Васильева А.С., Гайдаржи А.А.

Студенты 3 курса юридического факультета НовГУ

Работа посвящена выявлению и анализу криминогенных факторов,

детерминирующих преступность, связанную с угоном и кражей автомобилей.

В ходе исследования был проведен анализ состояния преступности,

связанной с угоном и кражей автомобилей, личности преступника,

приведены меры по предупреждению и пресечению преступности.

Преступность, связанная с угоном и кражей автомобилей

 

Переход к рыночной экономике, связанное с ним усложнение отношений собственности привели к обострению криминологической ситуации в целом и к росту посягательств на чужое имущество. Преступления против собственности и борьба с ними превратились в одну из самых актуальных проблем современной юридической практики. Особенно актуальна проблема борьбы с кражами и угонами автомобилей.[1]

На момент возбуждения уголовного дела, когда местонахождение автотранспортного средства не установлено, далеко не всегда возможно дать правильную квалификацию содеянного -кража или угон, поэтому представляется необходимым разрабатывать единые рекомендации по расследованию данных видов преступлений.[2]

По данным статистики Управления Министерства внутренних дел по Новгородской области было зафиксировано:

· в 2009 году 489 краж и угонов автомобилей;

· в 2010 году 367 краж и угонов автомобилей;

· в 2011 году 201 угон автомобилей.[3]

Анализ информации о механизме совершения преступления, полученной на этапе возбуждения уголовного дела и проведения неотложных следственных действий, позволяет выдвинуть обоснованные версии о лицах, совершивших данное преступление:

· до 18 лет – 15, 3%;

· от 18 до 24 лет – 31, 6%;

· от 25 до 29 лет – 30, 3%;

· от 30 до 40 лет – 22, 8%.

Анализ социальных закономерностей показал, что:

· 25, 83% задержанных нигде не работали;

· 41, 33% трудились;

· 20, 68% являлись учащимися(студентами);

· 12, 16% предприниматели.[4]

Жертвами анализируемых престу­плений чаще всего являются собственники или владельцы автотранспорт­ных средств физические лица (свыше 90%), реже - юридические лица и другие общности. Социально-демографические характеристики по полу и возрасту выглядят следующим образом: потерпевшими - заявителями чаще всего выступают мужчины (свыше 95%), так как в основном они управляют транспортными средствами, но в последние годы проявляется тенденция увеличения среди жертв-заявителей женщин-водителей. Среди потерпевших преобладают три возрастные группы:

· лица в возрасте от 21 до 30 лет –24%;

· лица в возрасте от 31 до 40 лет – 36%;

· лица в возрасте от 41 до 50 лет – 23, 7%.

Старше 50 лет составляют 13, 7%, лица в возрасте 19-20 лет - 1, 8% и несовершеннолетние - 0, 8%. Наиболее бережно к своим автомашинам относятся люди старшего возраста: от 40 и старше. Жертвы указанных преступлений по материальному положению делятся на бедных, со средним достатком и богатых. От материального положения на­прямую зависят и их возможности по защите своей собственности. Виктимное поведение, то есть недостаточное внимание или беспечность, характер­но для 23, 4% жертв. При этом временное оставление автомобиля на улице при поездках при отсутствии противоугонных устройств или других уст­ройств, препятствующих угону, автор считает виктимным поведением, даже если водитель не имеет средств для их приобретения. Виктимность прояв­ляют собственники и владельцы, ставящие машины в плохо укрепленные гаражи, в гаражи, закрытые ненадежными замками, в не охраняемые либо не оборудованные сигнализацией; не заботящиеся при строительстве гаражей об обеспечении невозможности проникновения в них.[5]

Борьба с преступными посягательствами на автотранспортные средства представляет собой одну из наиболее сложных проблем, стоящих перед правоохранительными органами. Низкая эффективность деятельности органов внутренних дел по розыску угнанного или похищенного автотранспорта и лиц, их совершивших, говорит о том, что ее уровень невысок. Необходимо учитывать большую латентность и скрываемость от учета этих преступлений. Фактически их количество в десять раз превышает уровень официальной уголовной статистики. На состояние регистрационной дисциплины влияет множество факторов. При регистрации преступлений в сфере автобизнеса к их числу можно отнести: несообщение граждан о совершении угонов и краж автомобилей, сокрытие преступлений от учета.

В результате произведенных исследований были выявлены следующие причины латентности о преступлениях данного вида:

- отсутствие доверия правоохранительным органам (отсутствие доказательств, полиция плохо борется с преступностью, не хочется связываться с полицией из-за сложности процедур и т.п.);

- возможность защитить свои интересы в альтернативных уголовному правосудию формах, в частности, прибегнув к «помощи» организованных преступных группировок;

- профессионализм и организованность преступников;

- мотивы личностно-ситуативного характера (опасение мести преступников, нежелание огласки факта по корыстным соображениям);

- недостаточная штатная численность полиции;

- подделка и изготовление документов, печатей, бланков на транспортные средства, подделка или уничтожение идентификационных номеров транспортных средств, а также сбыт автомобилей с измененными идентификационными номерами.[6]

Обстановка совершения угонов и краж транспорта складывается из различных обстоятельств, детально рассматривать которые целесообразно применительно к конкретным фактам преступлений. Факторы, способствующие совершению краж автотранспорта можно условно разделить на общие и частные.

К общим можно отнести социально-экономические условия, правовые, политические, демографические, такие как всеобщий правовой нигилизм, навязывание западной идеологии стяжательства и корысти, противопоставление ей низкого уровня жизни основного населения страны; противоречия между спросом и предложением на автотранспорт; несовершенство действующего законодательства, высокий уровень коррупции и низкий авторитет правоохранительных органов.

К специальным факторам следует отнести: нехватку гаражей и платных стоянок, надлежащее количество которых способствовало бы обеспечению сохранности транспортных средств от преступных посягательств. Одним из путей решения данной проблемы является инициативная информация органов внутренних дел в администрации о включении мероприятий по строительству охраняемых стоянок в комплексные планы социального развития городов и районов.[7]

Одной из важных задач правоохранительных органов и, прежде всего, органов внутренних дел, является предупреждение корыстных посягательств на личную собственность граждан и собственность организаций. На фоне значительного увеличения количества автотранспорта беспокойство вызывает рост количества его краж и угонов. К предупреждению данного вида преступлений можно отнести следующие меры:

1. Меры безопасности, которые затрудняют совершение краж и угонов автотранспорта. К ним относятся:

- повышение технической защищенности автомобиля;

- страховое стимулирование;

- строительство новых гаражей, стоянок и других охраняемых мест парковки и хранения по специальным стандартам безопасности;

2. Меры, снижающие заинтересованность в совершении хищения автотранспорта. К ним относятся:

- маркировка. Эта мера способствует собственно предупреждению преступлений, если преступнику заранее будет известно о сложности последующей реализации украденного автомобиля;

- осознаваемой угрозы разоблачения - может быть обеспечен расширением различных форм наблюдения.[8]

Для успешного предупреждения краж и угонов автотранспортных средств система профилактики правонарушений должна быть сплошной (по всей территории страны), всеобъемлющей (затрагивать все стороны и области жизнедеятельности населения), иметь строгую структуру, обеспеченную специализированными кадрами, материально-техническими ресурсами для всех подразделений, информационными взаимосвязями между всеми субъектами, с четкими правами, обязанностями и ответственностью за невыполнение своих обязанностей.

 


[1] Лопашепко H.A. Преступления против собственности: теоретико-прикладное исследование. М.: Изд-во «ЛексЭст», 2005. С.408

[2] Комментарий к Уголовному кодексу РФ. Под общей редакцией Председателя Верховного Суда РФ В.М. Лебедева.

[3] Статистические данные УМВД РФ по Новгородской области за 2009-2011 годы.

[4] https://www.psj.ru

[5] https://www.law.edu.ru

[6] https:// www.fpa.su

[7] Чуфаровский Ю.В. Криминология: в вопросах и ответах.М.: «Проспект», 2011.С.108

[8] https://www.dissercat.com

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Понятия ``человек'', ``индивид'', ``личность'', ``индивидуальность''.




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.