Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация занятий. Подготовка альпинистов до выезда в горы рассчитана на проведение учебно-тренировочных занятий по альпинизму в коллективах физической культуры






Подготовка альпинистов до выезда в горы рассчитана на проведение учебно-тренировочных занятий по альпинизму в коллективах физической культуры, спортивных клубах и объединенных секциях районных, городских или областных советов добровольных спортивных обществ или ведомств и федераций альпинизма.

В секцию альпинизма принимаются мужчины и женщины, желающие систематически заниматься альпинизмом и допущенные к занятиям врачом. Выполнение практических нормативов на значок “Альпинист СССР” (до возраста 35 лет — женщины и 40 лет — мужчины) разрешается по достижении шестнадцати лет.

Секция ведет работу по альпинизму круглогодично и планирует ее для каждого контингента занимающихся в зависимости от задач, стоящих перед спортсменами, а также возможностей альпинистов и самого коллектива.

Круглогодичная тренировка включает в себя три периода — подготовительный (период фундаментальной подготовки), основной или иначе называемый соревновательный (период основных восхождений) и переходный период.

В подготовительном периоде создаются предпосылки приобретения наилучшей подготовленности или спортивной формы.

В основном (соревновательном) периоде обеспечивается сохранение наилучшей функциональной подготовленности или спортивной формы, происходит высокогорная акклиматизация (ускоренная адаптация к условиям высокогорья), восстановление и совершенствование приемов и навыков в технике и тактике альпинизма. Достигнутая подготовленность или спортивная форма реализуется в спортивных достижениях (восхождениях).

После основного (соревновательного) периода планируют переходный. Переходный период дает альпинистам возможность проанализировать итоги основного периода, наметить план дальнейшей подготовки и путем активного отдыха обеспечить сохранение функциональной подготовленности на таком уровне, который позволит начать новый период тренировки с более высоких исходных позиций, чем предыдущий.

Для последовательного и планомерного обучения набор в секцию лучше всего производить в начале подготовительного периода, т. е. осенью.

В секциях, расположенных близко к горам, учебно-тренировочные занятия альпинизмом, в том числе высокогорные переходы и восхождения, могут планироваться иначе, чем там, где горы далеко территориально, и проводиться не только в основном, но и в течение всего подготовительного периода. В зависимости от возможностей и планов секции, ее состава и подготовленности альпинистов, их спортивной квалификации, наряду с общей и специальной физической подготовкой, организуются систематические учебно-тренировочные занятия на горном рельефе, походы и восхождения в высокогорье. Содержание таких занятий, а также высокогорные переходы и восхождения определяются непосредственными условиями близлежащих высокогорных районов и проводятся согласно календарным планам работы и на основании “Единой программы обучения и подготовки альпинистов”.

Альпинистские секции “равнинных” районов, организующие в подготовительном периоде (в праздничные и выходные дни, каникулы и т. п.) плановые выезды в горы и краткосрочные сборы в высокогорье, должны к этим мероприятиям очень тщательно готовиться К участникам таких мероприятий предъявляются повышенные требования как к физической, так и к специальной подготовленности. Перед каждым выездом (перед началом сбора) участники должны сдавать контрольные испытания по физической подготовке, а если есть возможность, то и по технике альпинизма, согласно требованиям данного этапа (в соответствии с их альпинистской квалификацией) и программы учебного плана основного периода “Программы”, а также согласно “Правилам”.

Все теоретические, а также практические дисциплины, согласно учебному плану этапа подготовки, должны быть заблаговременно, до начала сбора, отработаны. Если же в силу условий не представилось возможным отработать необходимые темы практических занятий до начала сбора, тогда это делается в первые дни сбора перед началом учебно-тренировочных восхождений.

Некоторые темы учебно-тренировочных занятий, планируемые для прохождения по учебному плану в горах, могут быть при наличии соответствующих условий (мест занятий, снаряжения и т. д.) отработаны в подготовительном периоде, что обычно удостоверяется инструктором-методистом коллектива (преподавателем-тренером) в “Книжке альпиниста” или официальной справкой. В этом случае в горах, перед выходом на учебно-тренировочные и спортивные восхождения, такие альпинисты могут только сдать зачеты (экзамены) по пройденной в подготовительном периоде теме.

Со спортсменами, регулярно занимающимися в подготовительном периоде каким-нибудь другим видом спорта, следует уменьшить количество занятий по общей физической подготовке в составе альпинистской секции, но эти спортсмены должны посещать занятия по теории и технике альпинизма и сдавать контрольные нормативы по физической подготовленности и выполнять специальные требования соответствующего этапа подготовки.

В течение подготовительного периода занимающиеся не менее двух раз проходят медицинское обследование во врачебно-физкультурном диспансере, а там, где их нет, — в районной поликлинике.

В секции для проведения учебно-тренировочных занятий должны быть созданы следующие учебно-тренировочные группы: для начинающих альпинистов (I этап), значкистов (II этап), альпинистов III спортивного разряда (III и IV этапы), а также II спортивного разряда и выше (V—VI этапы). Занятия проводят инструкторы-методисты по альпинизму или преподаватели-тренеры.

Альпинистов высокой квалификации (I спортивный разряд, кандидаты в мастера спорта и мастера спорта СССР) объединяют в отдельные группы. Они занимаются, как правило, в составе сборной команды коллектива по индивидуальным тренировочным планам.

Количество учебно-тренировочных групп устанавливается в зависимости от общего числа занимающихся в секции, от их спортивной подготовленности, возраста и имеющейся материальной базы. В небольших коллективах можно создавать объединенные группы по уровню подготовленности, возрасту и полу.

Количество занимающихся на одного тренера не должно превышать 10—12 человек. Численный состав учебных групп новичков может быть увеличен до 15—20 человек. К организации занятий в секции привлекаются также наиболее квалифицированные спортсмены-альпинисты, будущие руководители спортивных групп и капитаны команд.

Во время пребывания в горах (в подготовительный или в основной период) занимающихся организуют в учебные отделения, возглавляемые командиром отделения — инструктором-методистом по альпинизму (I этап — не более 10 человек на одного инструктора-методиста, II этап — 6, III и IV этап — 5 человек). Учебные отделения объединяются в учебные отряды под руководством командиров отрядов— наиболее опытных и высококвалифицированных инструкторов-методистов (старших) по альпинизму. Отряд, занимающийся по программе I и II этапов, может состоять не более чем из шести отделений, для III и IV этапов — пяти отделений.

На V этапе и дальше альпинисты формируются в спортивные группы согласно “Правилам”.

Занимающиеся обязаны систематически выполнять утреннюю гимнастику (зарядку) и самостоятельно дополнительное (“домашнее”) задание — для устранения отмеченных инструктором-методистом или преподавателем-тренером недостатков в их физической и технической подготовленности.

Желательно, чтобы инструктор-методист (преподаватель-тренер) на протяжении всего периода обучения занимался с одной группой. Такая группа имеет ряд преимуществ при занятиях альпинизмом, особенно в горах при организации восхождений.

ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ

Учебно-тренировочный процесс планируется отдельно для подготовительного и основного периодов подготовки альпинистов.

Планировать учебные занятия и распределять учебный материал для занятий в секциях альпинизма в подготовительном периоде (до выезда в горы) и в основном периоде (во время пребывания в горах) следует на основании учебных планов, примерных годовых графиков расчета учебных часов по периодам тренировки и этапам подготовки, составленным применительно к климатическим условиям средней полосы СССР.

В средней полосе СССР подготовительный, период длится 10— 11 мес. в зависимости от местных климатических условий. Осенью (сентябрь — ноябрь) основное внимание уделяется повышению уровня всесторонней физической подготовленности, спортивной работоспособности и укреплению здоровья. В это время занимающиеся готовятся и сдают нормативы комплекса ГТО по летним видам спорта, тренируются и выступают в соревнованиях по другим видам спорта (спортивное скалолазание, спортивное ориентирование на местности, кроссы и т. д.), участвуют в контрольных соревнованиях по физической подготовленности.

Зимой основное внимание уделяется дальнейшему повышению всесторонней физической подготовки, закаливанию организма, сдаче норм комплекса ГТО по зимним видам спорта, а также тренировкам и участию в соревнованиях по зимним видам спорта.

Для бесснежных районов вместо занятий зимними видами спорта рекомендуется проводить тренировочные туристские походы, а если есть необходимый рельеф — совершенствовать специальные знания, умения и навыки в альпинизме.

Весной — главная задача — повышение специальной физической подготовленности, дальнейшее развитие общей и специальной выносливости, быстроты, силы, ловкости и других физических качеств; совершенствование навыков, помогающих овладению техникой альпинизма (техникой передвижения и страховки в горах), теоретическая и практическая подготовка по дисциплинам согласно учебному плану данного этапа; тренировка в скалолазании, участие в туристских походах и соревнованиях по спортивному ориентированию на местности и кроссах и т. д.; продолжается сдача нормативов комплекса ГТО, контрольных нормативов по физической и технической подготовленности альпинистов.

На протяжении всего подготовительного периода (осенью, зимой и весной) занимающимся рекомендуется активное участие во всех спортивных мероприятиях коллектива физической культуры и особенно в соревнованиях по спортивному скалолазанию.

В горных районах в подготовительном периоде следует по возможности продолжать тренировки по скалолазанию, передвижению по другим видам горного рельефа, отрабатывать приемы страховки и самостраховки, совершать учебно-тренировочные походы и восхождения в высокогорную зону.

Распределение часовой нагрузки в подготовительном периоде:

I этап — занятия проводятся как минимум в течение 10 мес. по 6 ч в неделю. Всего — не менее 240 ч.

II этап — занятия проводятся как минимум в течение 10 мес. по 8 ч в неделю. Всего — не менее 320 ч.

III и IV этапы — занятия проводятся как минимум в течение 10 мое. по 10—12 ч в неделю. Для каждого из этих этапов планируется не менее 400—480 ч.

V и VI этапы — тренировочные занятия должны проводиться из расчета не менее 500—600 ч на период до выезда в горы; количество учебно-тренировочных часов в неделю — не менее 12—16.

Длительность отдельного учебно-тренировочного занятия (2—4 ч) зависит от метеоусловий, подготовки учебно-тренировочных мест занятий, возможностей одновременной занятости занимающихся, обеспеченности инвентарем и снаряжением, организации безопасности и др., и задач, поставленных перед занятием.

В выходные дни занятия могут продолжаться 4—6 ч. В такие дни проводят, как правило, тренировки по общефизической и специальной подготовке (кроссы, лыжные пробеги, туристские походы, скалолазание и т. д.), а также соревнования по другим видам спорта или сдачу контрольных нормативов по общефизической или специальной подготовке.

Отчетным документом по ведению занятий в подготовительном периоде является “Журнал учета занятий группы”. Результаты учебно-тренировочной работы каждого занимающегося отмечает ответственный за подготовку инструктор-методист, преподаватель-тренер по альпинизму и заверяет организация, проводившая подготовку: для начинающих альпинистов и альпинистов-значкистов при подготовке на III спортивный разряд — в “Зачетной книжке альпиниста”, для разрядников — в “Книжке альпиниста”.

Правом участия в альпинистском мероприятии (получение путевки в альпинистский лагерь, включение в состав сбора и т. п.) пользуются активно участвующие в работе секции физкультурники и спортсмены, успешно освоившие программу по соответствующему этапу подготовки согласно учебному плану “Единой программы обучения и подготовки альпинистов”.

Ответственным моментом в работе секции альпинизма коллектива физической культуры является знание порядка своевременной подачи заявки на соцстраховские профсоюзные путевки в альпинистский лагерь. Заявки на путевки в альпинистские лагеря на каждый последующий год составляются секцией до июля предшествующего года, согласовываются с местным комитетом профсоюза и передаются в вышестоящий совет ДСО.

Основной период длится 2 месяца (с июня по сентябрь). Его длительность зависит от климатических условий, задач, возможностей и условий работы данного коллектива. Основной период — это пребывание в горах с активными занятиями альпинизмом (горовосхождениями). Основная задача этого периода: изучение, восстановление и совершенствование приемов техники передвижения и страховки в горах, достижение высокого уровня работоспособности в условиях высокогорья, совершенствование тактики горовосхождений, освоение теории и приобретение знаний, умений и навыков в сопутствующих альпинизму дисциплинах (ориентирование в горах, оказание доврачебной медицинской помощи, транспортировка пострадавшего в горных условиях и т. п. согласно учебному плану), участие в учебно-тренировочных походах по высокогорью и восхождениях на вершины.

Вся учебно-тренировочная работа в альпинистских лагерях, на учебно-тренировочных сборах и других альпинистских мероприятиях в течение основного периода проводится поэтапно, согласно тщательно продуманным на месте календарным планам, учитывающим непосредственные условия, обстановку высокогорного района, предварительную подготовку и подготовленность альпинистов. Календарные планы на этапы подготовки утверждаются на местах руководителями (начальниками учебно-спортивной работы, старшими тренерами спортивных сборов) альпинистских мероприятий. Основой для составления каждого календарного плана должен служить учебный план “Единой программы обучения и подготовки альпинистов” для соответствующих контингентов занимающихся с учетом их альпинистской подготовленности.

Учебно-тренировочные занятия и восхождения (в основном периоде) проводятся, вплоть до выполнения норм II спортивного разряда, под непосредственным руководством и при участии инструктора-методиста по альпинизму и являются учебными. Выпуск на учебные восхождения оформляется распоряжением по лагерю, сбору или другому альпинистскому мероприятию.

Альпинисты высших спортивных разрядов проводят тренировочную работу в группах под руководством своего (работавшего с группой в подготовительном периоде) инструктора-методиста (преподавателя-тренера) по альпинизму или инструктора-методиста лагеря, сбора, прикрепленного распоряжением по альплагерю к группе. Их рекомендации служат основанием для комплектования группы, выбора руководителя и выпуска участников группы на восхождение, соответствующее их подготовленности по календарному плану, составленному на основе учебного плана данного этапа подготовки альпинистов и согласованному с руководством альпинистского мероприятия или тренерским советом. Этот план должен включать занятия по общей и специальной физической, технической, тактической, психологической и теоретической подготовке, а также политико-воспитательную и культурно-массовую работу. Общее руководство и контроль за выполнением плана осуществляется руководителем альпинистского мероприятия.

Распределение часовой нагрузки в основном периоде (непосредственно в горах):

1—Ц этапы — учебно-тренировочные занятия в районе лагеря (сбора) — 6—7 ч (4—5 ч перед обедом и 2 ч после обеда). При выходах в высокогорную зону для проведения учебно-тренировочных занятий или восхождений общая их продолжительность в течение дня не должна превышать для I этапа — 10 ч, для II этапа — 12 ч.

III_iv этапы, а также этапы спортивного совершенствования и спортивного мастерства — в районе лагеря 7—8 ч (5—6 ч перед обедом и 2 ч после). При выходе в высокогорную зону общая продолжительность не более: для III—IV этапов — 12—14 ч, для V—VI этапов — 16 ч.

Примечание. В альпинизме часовая нагрузка на учебно-тренировочных занятиях и восхождениях исчисляется в академических часах, т. е. 1 ч равен 45 мин. Время, затраченное на подготовку к учебно-тренировочным занятиям (в том числе и к выходам в походы, на восхождения и т. п.), а также время подъезда, подхода к местам занятий в расчет не принимаются.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.