Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Главное услышать другого






 

Наше стремление, стремление Церкви, — увидеть суть проблемы, стоящей перед человеком. Почему распадается семья? Почему вообще существует такая проблема? Если разобраться в ситуации, то очень лег­ко и быстро можно понять, что у нас эту проблему, прежде всего и главным образом, создает один очень мощный фактор. Этот мощный фактор есть неумение общаться. К сожалению, у нас не учат, как правильно общаться друг с другом. В этом я постоянно убеждал­ся и на примере обучения в наших школах (и в отно­шении маленьких детей, и в отношении взрослых). Я видел, что это неумение проявляется очень рано и по мере возрастания человека приносит свои горь­кие плоды. Нас с малых лет учат ходить в школу, быть образованными, добропорядочными людьми, пра­вильно и красиво изъясняться. В этом нас наставляли еще наши бабушки: «Учись вежливо разговаривать. Веди себя хорошо. Будь воспитанным ребенком». И правда: в школе нас учили вежливо разговаривать, обращаться на «вы», учили всему такому, как каза­лось, необходимому.

Но мы забыли, что общение — это не только уме­ние хорошо говорить. Самое главное в общении — это умение хорошо слушать. И вот этому нас никто и никогда не учил. Хотя в нашей греко-православной культуре это есть. Если мы почитаем тексты не толь­ко древних авторов, но святых отцов Церкви и со­временных подвижников, то увидим сугубое внима­ние отцов к тому, как ты слушаешь другого человека. Если мы прочтем, к примеру, текст святого Никодима

 

 

Святогорца (он жил в ХVII-ХVIII столетиях на Свя­той Горе), то увидим, что он беседует со своим духов­ником и тот, будучи отшельником и подвижником, ему объясняет, как надлежит слушать другого человека: как сидеть на стуле, как смотреть на собеседника, как реагировать, какие делать движения (увещевает быть очень внимательным, дабы не совершать таких дви­жений, которые могут поставить другого в неловкое положение). Он даже упоминает о том, как должен ды­шать духовник в час, когда слушает другого человека. Вы видите дивную мудрость в опыте нашей традиции относительно общения с другим человеком. В наш век, к сожалению, мы ее утратили. Мы учились лишь говорить. Мы никогда не учились слушать.

Слава Богу, в Европе (об этом я узнал к своей ве­ликой радости) в школах, в университетах проводятся особые занятия, спецсеминары на тему «Как человек слушает другого». Впервые я услыхал об этом в Левкосии от одной дамы. Она рассказала мне, как поехала в Англию на шесть месяцев для того, чтобы пройти там курс занятий на тему «Как научиться слушать». Естественно, я улыбнулся тогда: «Неужели, чтобы научиться слушать, тебе нужно было отправиться в Англию?» Она ответила: «Да, отче. Этому нужно учиться — как услышать другого. Это очень важно!» Потом я убедился и в том, что мы не слышим, не уме­ем слышать, и в том, что это целая наука — услышать другого. Я сказал: «Слава Богу, что такие курсы суще­ствуют на Западе, и слава Богу, что мы живем в Евро­пе. Быть может, наряду с другими вещами мы перей­мем и этот добрый опыт, который был некогда и у нас самих, но мы его утратили».

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.