Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






II. Телесериалы 60-70-х гг., посвященные советской действительности






На основе вышеописанных концепций в содержании документального телесериала были выделены четыре составляющих образа советской действительности:

1. Образ порядка. Визуализация жизни, быта и труда в СССР и странах социалистического лагеря. Например на экране чередуются кадры строительства ГЭС, диктор комментирует: «А ведь нет уже мертвой материи, она одушевлена, преображена, оживляются новые русла. - говорит диктор. - Мы укротили тысячи рек!» («Летопись полувека. Год 1967»).

2. Образ хаоса. Визуализация жизни в странах капиталистического лагеря, угнетение трудящихся, разрушения от войны. Например, в «Летописи полувека. Год 1937» диктор использует метафору газеты «Известия»: «Мир подожжен с двух концов». Фашизм в Испании и Германии (28-я минута) на Западе и милитаристская Япония захватывает земли Китая на Востоке (33-я минута).

3. Образ борьбы. Кадры митингов, вооруженные столкновения «своих» (социалисты, коммунисты, пролетариат) против «чужих» (контрреволюционеры, буржуазия, капиталисты, фашисты, империалисты, изменники), борьба за мир, борьба с природой (строительство ГЭС, освоение целинных земель, борьба за урожай и т.д.).

Например, первые кадры фильма «Летопись полувека. Год 1917» — выстрел крейсера «Аврора». Визуальный образ борьбы первое, что мы видим на экране при знакомстве с «Летописью полувека». В «Нашей биографии. Год 1961» говориться о мирной борьбе: «Ведь тогда говорили, что нашей стране потребуется пятьдесят лет, чтобы восстановить народное хозяйство. А мы за шестнадцать лет подняли из руин войны нашу страну до космических высот».

4. Образ героев. Визуализация носителя (источника) общественно значимой информации; выразителя (лидера) мнения социальной группы; участника (свидетеля) события.

Например, «Наша биография. Год 1961» начинается с города носящего имя Гагарина. Шестнадцатилетние жители города торжественно получают паспорта из рук космонавта В.М.Желобова, который торжественно произносит: «Будьте достойны имени Гагарина. Всегда равняйтесь на Юрия Алексеевича Гагарина». Диктор цитирует слова Гагарина на 6-й минуте фильма: «Да, я очень счастливый человек, потому что я родился в стране, где каждый человек имеет право на счастье». Главный герой фильма — Юрий Гагарин, выразитель советской мечты, образец для подражания. Гагарин лицо народа-героя, преодолев земное притяжение он становится «сверхчеловеком», вышедшим за пределы биосферы. Этот образ служит подтверждением тезиса о том, что советский человек, используя науку, получает власть над природой.

 

 

В качестве анализа выбрано восемь серий «Летописи полувека» (1967 год):

· «Летопись полувека. Год 1917» (автор сценария Э.Марьянов, режиссер Л.Дурасов) — установление советской власти;

· «Летопись полувека. Год 1921» (автор сценария С.Жданова, режиссер П.Резников) — восстановление хозяйства после революции и Гражданской войны, начало НЭПа;

· «Летопись полувека. Год 1937» (автор сценария и режиссер В.Лисакович)— конец второй пятилетки, гражданская война в Испании;

· «Летопись полувека. Год 1941» (автор сценария Р.Арсеньев, В.Возчиков, режиссер М.Орлов) — начало Великой Отечественной Войны;

· «Летопись полувека. Год 1946» (автор сценария Ю.Толмачева, И.Беляев, режиссер И.Беляев) — восстановление страны после войны, настроения Победы;

· «Летопись полувека. Год 1957» (автор сценария А.Шамаро, режиссер Д.Костров) — фестиваль молодежи и студентов в Москве;

· «Летопись полувека. Год 1961» (автор сценария М.Ливертовский, Л.Юдасин, режиссер М.Ливертовский) — полет Юрия Гагарина в космос, начало космической эры;

«Летопись полувека. Год 1967» (автор сценария А.Егоров, режиссер Г.Фрадкин) — 50-летний юбилей советской власти, ожидания после «хрущевской оттепели».

 

В качестве анализа выбрано 8 серий сериала «Нашей биографии» (1977):

 

· «Наша биография. Год 1917» (комментарий Г.Шергова, автор сценария А.Лысенко, режиссер А.Корвяков, А.Монастырев);

· «Наша биография. Год 1921» (комментарий Г.Шергова, автор сценария Д.Барщевский, режиссер Х.Ниренбург);

· «Наша биография. Год 1937» (автор сценария Г.Чупина, режиссер М.Литовчин);

· «Наша биография. Год 1941» (автор сценария А.Лысенко, А.Корвяков, режиссер А.Корвяков);

· «Наша биография. Год 1946» (автор сценария Ю.Аксенов, В.Ворошилов, С.Гершберг, И.Русанова, режиссер В.Ворошилов);

· «Наша биография. Год 1961» (автор сценария В.Губарев, режиссер С.Анапольская);

· «Наша биография. Год 1967»;

· «Наша биография. Год 1976» (автор сценария Г.Шевелев, режиссер С.Белянинов).

 

Соотнесение образа советской действительности в «Летописи полувека» и «Нашей биографии»:

Сравнивая образ порядка в «Летописи полувека» и «Нашей биографии» наблюдается корреляция (рис.3 в приложении) возрастающего хронометража в годы обустройства страны после революции и после войны. В отличие от «Нашей биографии», «Летопись полувека» уделяет меньше времени на каждого отдельного героя, благодаря чему оставшийся хронометраж посвящен собирательному образу советского человека. Так же «Летопись полувека» уделяет больше внимания образу советского порядка в 1957 год, когда в Москве прошел Всемирный фестиваль молодежи и студентов.

Образ хаоса (рис.4 в приложении) как в «Летописи полувека», так и в «Нашей биографии» занимает минимум хронометража, если не считать отдельные выпуски. В «Летописи полувека. Год 1917» было уделено больше вниманию в изображении дореволюционной жизни, чем в «Нашей биографии». Зато в 1921 и 1941 году образ хаоса в обоих сериалах почти одинаков. Примечательно, что хаос постепенно уходит из образа послевоенных лет. В «Нашей биографии. Год 1961» он вовсе занимает 0% от хронометража картины.

Образ борьбы (рис.6) так же как и образ героев позволяет выявить общие точки роста и падения. Борьба занимает важное место в «Летописи полвека» и «Нашей биографии» в сериях за 1917 и сериях за Великую Отечественную Войну. В послевоенные годы образ борьбы постепенно заменяется романтикой мирного освоения страны.

Образ героев (рис.5 в приложении) показывает почти полную корреляцию между «Летописью полувека» и «Нашей биографией». Образ героя вытесняется другими образами в послевоенном 1946 году, после чего он снова начинает играть важную роль в образе страны 1961 и 1967 года. В целом, образ героя значительно возрастает в 1977 году во время съемок «Нашей биографии». Благодаря использованию магнитной пленки возрастает внимание к отдельной личности.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.