Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нарративная терапия






 

В отличие от описанных выше направлений психотерапии, в данном подходе главный акцент ставится не на отдельных элементах дисфункциональных когниций, а на нарративе в целом (Meichenbaum, Fong, 1993). Постепенно изменяющиеся в терапии характеристики нарратива (целостность, последовательность, непротиворечивость и т. д.) отражают способность к совладанию с травматическим опытом.

Теоретические положения, лежащие в основе нарративной терапии ПТСР, вытекают из нарративной теории ПТСР (см. главу 1). Считается, что людям свойственно создавать нарративы, находящиеся в согласии с их представлениями о себе и о мире. Если нарратив о событии не вписывается в эти представления, индивид старается избегать напоминаний о нем. Человеку свойственно создавать один «генеральный нарратив», на котором базируется его идентичность. Нарративные психотерапевты работают над тем, чтобы пациент смог посмотреть на событие с разных точек зрения, которые, тем не менее, не подрывают опору для идентичности.

На основе нарративного подхода к ПТСР израильскими психотерапевтами И. Палги и М. Бен-Езра была создана модель нарративной терапии «Назад в будущее», которая применяется в терапии острого стрессового расстройства на ранних этапах после травмы (Palgi, Benezra, 2010). Она базируется на «точках якорения», которые выявляет терапевт в процессе нарратива клиента о травматическом событии. Точки якорения – это те места в нарративе, которые противоречат травматическому нарративу и содержат информацию о прошлых негативных событиях и о том, как человек был готов противостоять им. Точки якорения усиливают здоровую, нетравматическую часть нарратива, ибо травматические ситуации возникают неожиданно и не дают возможности «подготовиться». Таким образом, в процессе переработки травматической информации пациенту важно мысленно вернуться в те трудные ситуации, с которыми он активно справлялся, и связать их с представлениями о способности справляться с тяжелым опытом в будущем.

Авторы заимствовали название модели у культового фильма «Назад в будущее» режиссера Р. Земекиса, где герой постоянно перемещается из прошлого в будущее, чтобы решить проблемы настоящего. В процессе терапии предполагается изменение травматического нарратива с помощью точек якорения, выявленных в личной истории пациента, которые делают нарратив когерентным и конфронтируют с посттравматическим нарративом. Пациент с помощью терапевта спонтанно «перекраивает» рассказ о травме с позиций своего прошлого, учитывая точки якорения (ресурсы из опыта совладания с трудными ситуациями). Повествование о травматическом событии происходит с позиции человека, как будто бы подготовленного, обладающего необходимыми ресурсами, – таким образом пациент отчасти преодолевает чувство собственной беспомощности, ощущение, что жизнь больше не поддается контролю.

В нарративной терапии решается также и другая задача – интеграция травматического события в континуум жизненной истории. Нарратив, получившийся в процессе терапии, будет функциональным для пациента, если он, во-первых, плавно соединяет прошлое пациента, травматическое событие и планируемое будущее и, во-вторых, если травматическое событие является интегрированной частью жизненного нарратива в целом. Если это удается, то границы травматического события как бы растягиваются: в прошлом существуют места, которые пациент рассматривает как своего рода «подготовку» (точки якорения), а в будущем – цели и планы, к которым он стремится, пережив травму.

Используя понятия теории Ж. Пиаже, Р. Неймейер вводит положение о том, что людям, перенесшим травму, свойственно автоматически ассимилировать травму в «макронарратив», в то же время идет процесс аккомодации, который происходит за счет наделения травматического события определенным смыслом либо реконструкции жизненного нарратива в целом (Neimeyer, 2002, 2006). Таким образом, конструктивистский подход к травме предполагает, что люди активно преобразуют свой внутренний мир с целью придания смысла событиям, которые трудно принять. Новый нарратив конструируется средствами внутри– и межличностного диалога, духовными процессами, социальной поддержкой – всем тем, что усиливает личностный рост.

Терапия включает следующие стадии:

 

1. Выявление дотравматических убеждений, разрушенных травмой. Обсуждение того, каким образом травма повлияла на картину мира, способствует формированию более здорового и когерентного нарратива. Определение точек якорения также способствует этому процессу.

2. Избегание повторных воспроизведений ядерных травматических образов, предотвращение интенсивных сенсорно-чувственных травматических воспоминаний. Терапевт на начальных этапах поощряет лишь нейтральные, фактологические повествования с целью снижения вероятности ретравматизации. Например, он предлагает пациенту употреблять слова «запах» вместо «я до сих пор чувствую запах горящей человеческой плоти»; «образ» вместо «я все еще вижу горящее тело так же живо, как будто только что увидел его». Таким образом, в отличие от вскрывающих техник, направленных на реконструкцию травматического события в цвете, звуках, запахах и т. д., нарративные терапевты считают, что поощрение пациента к детальным воспоминаниям о травматическом событии может усилить травматическую память. Терапевт также проводит так называемую «нормализацию» – сообщает пациенту, что его чувства и реакции не уникальны и нормальны после переживания такого события.

3. Директивный подход в анализе точек якорения из дотравматического опыта пациента. Нахождение точек якорения (ресурсов из прошлого опыта совладания с трудными ситуациями) дает основание, прежде всего самому пациенту, говорить о том, что он был отчасти готов, «имел иммунитет» к воздействию травматического события. На этом этапе терапевт задает пациенту вопросы типа: «Когда вы смотрели репортажи о террористических атаках по ТВ, размышляли ли вы о том, что бы вы делали, если бы оказались в этой ситуации?» Чем больше удается выявить якорей, тем легче пациенту создать альтернативный нарратив, в котором он сам выглядит более сильным, подготовленным и обладающим ресурсами совладания.

4. Формирование нового нарратива, который включает информацию обо всех точках якорения. Нарративные терапевты руководствуются допущением, что человек помнит не само событие, а воспоминание о нем, рассказ о нем. Чем больше удастся в терапии повторить новый, альтернативный нарратив о травме, тем выше вероятность того, что он будет запечатлен в памяти, и тем ниже вероятность развития посттравматических симптомов (Tuval-Mashiach et al., 2004). На этой стадии используются техники воображения для создания ресурсных образов, например, мест, где пациент чувствует себя в наибольшей степени расслабленно и спокойно.

5. Рассмотрение значения пережитого травматического опыта в позитивном ключе. Помимо интеграции травматического опыта в нарратив о жизни, пациенту необходимо переосмыслить его значение, придать ему новый смысл. Определенные обстоятельства из прошлой жизни могут получить новое, позитивное значение для личной и профессиональной идентичности. Например, пожарный, страдающий от посттравматических симптомов в связи с обнаружением в огне мертвых тел, в процессе повествования о своей жизни может вспомнить, что просмотр репортажей 11 сентября 2001 года стал значимым фактором в его решении стать пожарным. Таким образом, подверженность травматическим воздействиям является неотъемлемой частью его представлений о себе как о профессионале, усиливает профессиональную идентичность.

6. Установление связей между прошлым пациента и его планами на будущее. Травматическое событие в структуре нового жизненного нарратива рассматривается как составляющая опыта человека, из которого формируется образ будущего. В случае успешного прохождения предыдущих этапов человек чувствует себя более сильным, чем до травмы, и уверенным в том, что сможет справиться с новыми трудностями. Травматическое событие становится одним из событий в континууме жизни (Palgi, Ben-Ezra, 2010).

 

Авторы модели считают, что в целом людям свойственно, узнавая о разного рода тяжелых событиях из СМИ и других источников, готовить себя к возможному попаданию в такие ситуации. Они полагают, что это эволюционно сформированное свойство человеческих существ – готовить себя к вероятной опасности. Таким образом, восприятие травматической ситуации всегда амбивалентно: с одной стороны, человек уже пытался ставить себя на место жертв травм и в какой-то степени готовился к этому, с другой стороны – подобные ситуации практически всегда неожиданны и человек лишен возможности к ним подготовиться.

Цель нарративной терапии – формирование интегрированных в целостный нарратив воспоминаний о травматическом событии. Здесь хочется еще раз отметить, что нарративные терапевты не рекомендуют использовать вскрывающие техники, особенно на ранних этапах после травмы. Они считают, что погружение в травматические образы на ранних этапах терапии ведет к консолидации негативного нарратива, который является фактором развития ПТСР.

 

 

Заключение

 

В теоретической части монографии мы проанализировали наиболее современные и эмпирически подтвержденные когнитивные и социально-когнитивные модели посттравматического стресса. Современные когнитивные исследования ПТСР ведутся в двух направлениях: изучаются особенности когнитивных процессов при ПТСР (наиболее значимыми для понимания механизмов развития ПТСР являются особенности посттравматической памяти) и посттравматические убеждения человека о мире и о себе (картина мира). В интегративных моделях ПТСР выделяются два параллельных процесса переработки информации. Первый функционирует на неосознаваемом уровне, и результатом его дисфункции являются флэшбэки (непроизвольные воспроизведения травматических образов). Второй процесс переработки информации о травме называют концептуальным: он направлен на согласование дотравматических представлений человека о мире и о себе с посттравматическими. Функционирование психики на этом уровне рассматривается через концепт схем и убеждений.

Конструкт когнитивной схемы (убеждения) обладает эвристической ценностью не только в когнитивной, но и в клинической психологии и психологии личности. При этом для клинической психологии чрезвычайно важно понимание схемы не как исключительно когнитивной структуры, а как когнитивно-аффективного комплекса, формирующегося из опыта взаимодействия индивида с окружающим миром и опосредующего восприятие происходящих событий.

В концепции Р. Янофф-Бульман психическая травма рассматривается как изменение базисных убеждений личности о доброжелательности окружающего мира, о его справедливости, а также о ценности и значимости собственного Я. Данная концепция стала теоретико-методологическим основанием нашего исследования, а созданная в ее рамках методика „World assumptions scale“ («Шкала базисных убеждений») была апробирована на отечественной популяции и впоследствии модифицирована нами с учетом культуральных аспектов. Методика имеет высокие показатели надежности и валидности.

Проведенное с помощью «Шкалы базисных убеждений» исследование продемонстрировало сопряженность интенсивности переживаемых индивидом симптомов посттравматического стресса с негативными убеждениями о доброжелательности окружающего мира и значимости собственного Я. Однако при различных видах психической травматизации (участие в военных действиях и онкологическое заболевание) при развитии посттравматических стрессовых реакций меняются разные убеждения.

Полученные результаты свидетельствуют также, что репрезентация справедливости окружающего мира в индивидуальном сознании либо имеет различия по отечественной популяции по сравнению с американской, либо не входит в структуру базисных убеждений, изменяющихся при развитии посттравматических стрессовых симптомов.

Взаимосвязи некоторых базисных убеждений и основных индивидно-личностных особенностей (экстраверсии и нейротизма) по Айзенку говорят о сопряженности темпераментальных и содержательных характеристик личности.

Изучение травмы вынужденной миграции показало, что текущее психологическое состояние мигрантов во многом определяется последствиями принятого когда-то решения. Те из них, кто в разное время смог уехать, ныне демонстрируют значительно меньший уровень признаков посттравматического стресса, большую осмысленность жизни и более позитивную картину мира (особенно в части определения ценности и значимости собственного Я как достойного любви и уважения), по сравнению с оставшимися жить на исторической Родине. Ведущими когнитивно-смысловыми ресурсами при этом являются базовые позитивные убеждения о себе как об удачливом человеке, уверенность в собственных возможностях контролировать ситуацию и удовлетворенность самореализацией.

Опосредующая роль убеждений в психологическом состоянии испытуемых, переживших различные виды психических травм, была также показана на клинических примерах, в которых описаны как случаи успешного совладания с психической травмой, так и, напротив, высокого уровня посттравматических симптомов.

Подводя итоги проведенного исследования, отметим, что описанные результаты, как и ожидалось, представляют не только теоретический, но и практический интерес: они имеют значение для более углубленного понимания феноменологии различных видов психической травматизации (участие в военных действиях, онкологическое заболевание, вынужденное переселение). Особое внимание в монографии было уделено теоретическому изучению и осмыслению связей между когнитивными теориями травмы и психологической практикой: для нас было важно исследовать, каким образом теоретико-эмпирические разработки становятся источниками научно обоснованных направлений психотерапии.

 

Литература

 

Андреева Г. М. Психология социального познания. М.: Аспект-Пресс, 2004.

Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 1.

Бек А., Раш А., Шо Б., Эмери Г. Когнитивная психотерапия депрессии. СПб.: Питер, 2003.

Бодалев А. А., Столин В. В. Общая психодиагностика. М.: Речь, 2000.

Брунер Дж. О перспективной готовности: Хрестоматия по ощущению и восприятию. М., 1975. С. 134–152.

Брушлинский А. В. Психология субъекта. СПб.: Алетейя, 2002.

Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. Киев: Наукова Думка, 1989. С. 7–11.

Вайсс Д. Как работает психотерапия. Процесс и техника. М.: Независимая фирма «Класс», 1998.

Выготский Л. С. Собр. соч. В 6 т. М.: Педагогика, 1983. Т. 3.

Гаранян Н. Г., Холмогорова А. Б., Юдеева Т. Ю. Враждебность как личностный фактор депрессии и тревоги // Психология: современные напрвления междисциплинарных исследований: Материалы научной конференции, посвященной памяти члена-корреспондента РАН А. В. Брушлинского, 8 октября 2002 г. / Отв. ред. А. Л. Журавлев, Н. В. Тарабрина. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2003.

Гриценко В. В. Эмоциональное состояние русских вынужденных мигрантов // Психологический журнал. 2000. Т. 21. № 4. С. 22–31.

Ениколопов С. Н., Садовская А. В. Враждебность и проблема здоровья человека // Социальная и клиническая психиатрия. 2000. № 7. С. 59–64.

Захарова М. Л. Исследование дисфункциональных отношений у больных неврозами и их динамики в процессе психотерапии: Дис. … канд. психол. наук. СПб., 2001.

Зеленова М. Е., Лазебная Е. О., Тарабрина Н. В. Психологические особенности посттравматических стрессовых состояний у участников войны в Афганистане // Психологический журнал. 1997. Т. 18. № 2. С. 34–49.

Калмыкова Е. С., Комиссарова С. А., Падун М. А., Агарков В. А. Взаимосвязь типа привязанности и признаков посттравматического стресса (сообщение 2) // Психологический журнал. 2002. Т. 23 № 6. С. 89–97.

Калмыкова Е. С., Падун М. А. Ранняя привязанность и ее влияние на устойчивость к психической травме: постановка проблемы // Психологический журнал. 2002. Т. 23. № 5. С.88–105.

Кант И. Критика чистого разума // Кант И. Собр. соч. В 8 т. М., 1994. Т. 3.

Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. Киев, 1994.

Клиническое руководство по психическим расстройствам / Под ред. Д. Барлоу. СПб.: Питер, 2008.

Когнитивная психотерапия расстройств личности / Под ред. А. Бека и А. Фримена. СПб.: Питер, 2002.

Кравцова О. А. Сексуальное насилие как психологическая травма: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2000.

Крамер Д. Математическая обработка данных в социальных науках. Современные методы: Учебн. пособие для вузов. М.: Изд. центр «Академия», 2007.

Ксенофонтов А. М., Беликов И. И., Сложеникин А. П., Новикова А. А. Основные принципы диагностики и профилактики посттравматического стресса у участников контртеррористических операций / Под ред. П. И. Сидорова. Архангельск: Издат. центр Северного государственного медицинского университета, 2007.

Курбатова Т. Н. Исследование экстраверсии-интроверсии и нейротизма (Опросник Айзенка) // Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. СПб.: Питер, 2000. C. 289–295.

Курчакова М. С. Психофизиологические механизмы эмоционального реагирования в норме и при психической травме: Дис. … канд. психол. наук. M., 2008.

Лазебная Е. О. Травматическая стрессовая ситуация и посттравматический адаптационный процесс // Психология состояний: Хрестоматия / Под ред. А. О. Прохорова. СПб.: Речь, 2004.

Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М.: Смысл, 2000.

Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.: Медицина, 1977.

Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии, М.: Наука, 1984.

МакМаллин Р. Практикум по когнитивной терапии. СПб.: Речь, 2001.

Митина О. В. Структурное моделирование: состояние и перспективы // Вестник Пермского гос. пед. ун-та. Сер. 1. Психология. № 2. 2005. С. 3–15.

Найсер У. Познание и реальность. М.: Прогресс, 1981.

Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб.: Питер, 2000.

Николаева В. В. Влияние хронической болезни на психику. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987.

Падун М. А. Особенности базисных убеждений у лиц, переживших травматический стресс: Дис. … канд. психол. наук. М., 2003.

Падун М. А., Загряжская Е. А. Базисные убеждения в структуре психологического дистресса // Психосоматическая медицина: Сборник тезисов I Международного конгресса. СПб., 2006. С. 143.

Падун М. А., Котельникова А. В. Модификация методики исследования базисных убеждений личности Р. Янофф-Бульман // Психологический журнал. 2008, Т. 29. № 4. C. 98–106.

Падун М. А., Лочехина Л. И. Связь интеллекта и посттравматического стресса у ветеранов боевых действий с различным уровнем нейротизма // Психология человека в современном мире / Отв. ред. А. Л. Журавлев, И. А. Джидарьян, В. А. Барабанщиков, В. В. Селиванов, Д. В. Ушаков. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. Т. 2. С. 373–379.

Падун М. А., Тарабрина Н. В. Психическая травма и базисные когнитивные схемы личности// Московский психотерапевтический журнал. 2003. № 1. С. 121–142.

Падун М. А., Тарабрина Н. В. Когнитивно-личностные аспекты переживания травматического стресса // Психологический журнал. 2004. № 5. С. 5–15.

Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969.

Полетаева А. В. Трансформация смысловой сферы личности в отдаленном периоде переживания травматического события // Вестник Кемеровского гос. ун-та. 2005. № 2 (22). С. 145–150.

Полянина Д. А., Епифанова Н. М., Смирнов С. В. Методика десенсибилизации и переработки движениями глаз (ДПДГ) и ее модификация в психотерапии больных с ожоговой травмой // Материалы VII Междисциплинарной конференции по биологической психиатрии «Стресс и поведение» (Москва, 26–28 февраля 2003 г.). М., 2003. URL: https://www.mosmedclinic.ru/conf_library/2003/4/402 (дата обращения: 07.02.2012).

Практикум по психологии посттравматического стресса / Под ред. Н. В. Тарабриной. М.: Когито-Центр, 2007.

Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М.: Педагогика-Пресс, 2001.

Райл Э. Теория объектных отношений и теория деятельности: модель последовательности процедур как возможное связующее звено // Журнал практической психологии и психоанализа. 2002. № 2. URL: https://psyjournal.ru/psyjournal/articles/detail.php? ID = 2037 (дата обращения: 07.02.2012).

Рождерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994.

Ротбаум Б., Медоуз Э., Ресик П., Фой Д. Когнитивно-бихевиоральная терапия // Эффективная терапия посттравматического стрессового расстройства / Под ред. Э. Б. Фоа, Т. М. Кина, М. Д. Фридмана. М.: Когито-Центр, 2005.

Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М.: Изд-во АН СССР, 1957.

Соколова Е. Т. Модель психологической помощи вынужденным мигрантам в контексте проблематики насилия и расстройств самоидентичности // Психологи о мигрантах и миграции в России: Информационно-аналитический бюллетень. М., 2001. № 2. С. 21–43.

Соколова Е. Т. Психотерапия: теория и практика: Учебн. пособие для студентов вузов. М.: Изд. центр «Академия», 2002.

Соколова Е. Т., Николаева В. В. Особенности личности при пограничных расстройствах психики и соматических заболеваниях. М., 1995.

Солдатова Г. У. Психологическая помощь мигрантам: травма, смена культуры, кризис идентичности. М.: Смысл, 2002.

Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А. Общество и вынужденные мигранты: трудный путь к взаимопониманию // Психологи о мигрантах и миграции в России: Информационно-аналитический бюллетень. М., 2001.№ 3. С. 49–60.

Степанов В. В., Сусоколов А. А. Русские ближнего зарубежья: проблемы адаптации в российской деревне // Российский этнограф. М., 1993. № 3. С. 3–172.

Тарабрина Н. В. Психология посттравматического стресса. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009.

Тарабрина Н. В., Ворона О. А., Курчакова М. С., Падун М. А., Шаталова Н. Е. Онкопсихология: посттравматический стресс у больных раком молочной железы. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010.

Тарабрина Н. В., Лазебная Е. О. Синдром посттравматических стрессовых нарушений: современное состояние и проблемы // Психологический журнал. 1996. Т. 17. № 1. С. 19–34.

Узнадзе Д. Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси: Издательство АН Грузинской ССР, 1961.

Фастовцов Г. А. Психические расстройства в результате боевого стресса // Руководство по социальной психиатрии / Под ред. Т. Б. Дмитриевой, Б. С. Положего. М.: Медицинское информационное агентство, 2009. С. 422–433.

Филиппова Е. И. Роль культурных различий в процессе адаптации русских переселенцев // Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. М.: Московский Центр Карнеги, 1997.

Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. М.: Прогресс, 1987.

Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия // Фрейд З. Психология бессознательного. М.: ООО «Фирма СТД», 2006.

Холмогорова А. Б. Отечественная психология мышления и когнитивная терапия // Консультативная психология и психотерапия. 2001. № 4. C. 154–164.

Холмогорова А. Б. Клиническая психология и психиатрия: соотношение предметов и общие методологические модели исследований // Психология: современные напрвления междисциплинарных исследований: Материалы научной конференции, посвященной памяти члена-корреспондента РАН А. В. Брушлинского, 8 октября 2002 г. / Отв. ред. А. Л. Журавлев, Н. В. Тарабрина. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2003. С. 80–91.

Холмогорова А. Б., Гаранян Н. Г. Многофакторная модель депрессивных, тревожных и соматоформных расстройств // Социальная и клиническая психиатрия. 1998. № 1. С. 94–102.

Холмогорова А. Б., Гаранян Н. Г. Эмоциональные расстройства и современная культура (на примере соматоформных, депрессивных и тревожных расстройств) // Московский психотерапевтический журнал. 1999. № 2. С. 61–90.

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер Пресс, 1997.

Черепанова Е. М. Психологический стресс: Помоги себе и ребенку. М.: ИЦ «Академия», 1997.

Шапиро Ф. Психотерапия эмоциональных травм с помощью движений глаз. М.: Независимая фирма «Класс», 1998.

Abrahamson L., Seligman M., Teasdale M. Learned Helplessness in Humans: Critique and Reformulation // Abnormal Psychology. 1978. V. 87 (1). P. 49–74.

Affleck G., Allen D. A., Tennen H., McGrase B. J., Ratzan S. Causal and control cognitions in parents‘ coping with chronically ill children // Journal of Social and Clinical Psychology. 1985. V. 3. P. 367–377.

Alloy L. B., Abramson L. Y., Hogan M. E., Whitehouse W. G., Rose D. T., Robinson M. S. The Temple-Wisconsin Cognitive Vulnerability to Depression (CVD) project: Lifetime history of Axis I psychopathology in individuals at high and low cognitive vulnerability to depression // Journal of Abnormal Psychology. 2000. V. 109. P. 403–418.

Amir N., Stafford J., Freshman M. S., Foa E. B. Relationship between trauma narratives and trauma pathology. Journal of traumatic stress. 1998. V. 11. P. 985–393.

Arata C. M., Burkhart B. R. Post-traumatic stress disorder among college student victims of acquaintance assault // Journal of Psychology and Human Sexuality. 1996. V. 8. P. 79–92.

Bartlett F. Remembering. Cambridge: Cambridge University Press, 1932.

Beck A. T. Thinking and depression: Theory and therapy // Archives of General Psychiatry. 1964. V. 10. P. 561–571.

Beck A. T. Depression: Clinical, experimental and theoretical aspects. NY: Harper and Row, 1967.

Beck A. T. Cognitive therapy and the emotional disorders. NY: International University Press, 1976.

Beck A. T. Cognitive therapy of depression: new perspectives // P. J. Clayton, J. E. Barrett (Eds). Treatment of Depression: Old Controversies and New Approaches. NY: Raven Press, 1983. P. 265–290.

Beck A. T. Cognitive models of depression // Journal of Cognitive Psychotherapy: An International Quarterly. 1987. V. 1. P. 5–37.

Beck A. T., Brown G., Steer R. A., Weissman A. N. Factor Analysis of the Dysfunctional Attitude Scale in a Clinical Population // Journal of Consulting and Clinical Psychology. 1991. V. 3. P. 478–483.

Beck A. T., Emery G. Anxiety disorders and phobias: A cognitive perspective. NY: Basic Books, 1985.

Beck A. T., Rush A. J., Shaw B. F., Emery G. Cognitive therapy of depression. NY: Guilford Press, 1979.

Beck J. S. Cognitive therapy: Basics and beyond. NY: Guilford Press, 1995.

Beder J. Loss of the Assumptive World. NY: Baywood Publishing Cо., 2005.

Blackburn I. M., Jones S., Lewin R. J. P. Cognitive style in depression // British Journal of Clinical Psychology. 1987. V. 25. P. 241–251.

Bower G. H. Mood and memory // American Psychologist. 1981. V. 36. P. 1 2 9 –14 8.

Bowlby J. Attachment and loss. 1. Attachment. NY: Basic Books and Hogarth Press, 1969.

Bowman M. L., Yehuda R. Risk factors and the adversity-stress model // Posttraumatiс stress disorder: Issues and controversies / Ed. G. M. Rosen. NY: John Wiley and Sons, 2004. P. 15–38.

Breslau E. S., Curbow B. A., Zabora J. R., Britzenholf K. Psychological distress in post-surgical women with breast cancer. Baltimore: John Hopkins School of Medicine and Oncology Centre, 2001.

Brewin C. R. Cognitive change processes in psychotherapy // Psychological Review. 1989. V. 96. P. 379–394.

Brewin C. R., Andrews B., Valentine J. D. Meta-analysis of risk factors for post-traumatic stress disorder in trauma-exposed adults // Journal of Consulting and Clinical Psychology. 2000. V. 68. P. 748–766.

Brewin C. R, Beaton A. Thought suppression, intelligence, and working memory capacity // Behaviour Research and Therapy. 2002. V. 40. P. 9 2 3–93 0.

Brewin C. R., Dalgleish T., Joseph S. A dual representation-theory of posttraumatic-stress-disorder // Psychological Review. 1996. V. 103. № 4. P. 670–686.

Brewin C. R., Holmes E. Psychological theories of posttraumatic stress disorder // Clinical Psychology Review. 2003. V. 23. P. 339–376.

Brewin C. R., Hunter E., Carroll F., Tata P. Intrusive memories in depression // Psychological Medicine. 1996. V. 26. P. 1271–1276.

Bruner J. The Process of Education. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1960.

Buckley T. C., Blanchard E. B., Neill W. T. Information processing and PTSD: A review of the empirical literature // Clinical Psychology Review. 2000. V. 28. P. 1041–1065.

Bulman R., Wortman C. Attributions of blame and coring in the “real world”: severe accident victims react to their lot // Journal of Personality and Social Psychology. 1977. V. 35. P. 351–363.

Calhoun G., Cann A., Tedeschi G., McMillan J. A correlation test of the relationship between posttraumatic growth, religion and cognitive processing // Journal of Traumatic Stress. 2000. V. 13. P. 521–527.

Cane D. B., Olinger L. J., Gotlib I. H., Kuiper N. A. Factor structure of the Dysfunctional Attitude Scale in a student population // Journal of Clinical Psychology. 1986. V. 42. P. 307–309.

Carlson J. G., Chemtob C. M., Rusnak K., Hedlund N. L., Muraoka M. Y. Eye movement desensitization and reprocessing (EMDR) treatment for combat-related posttraumatic stress disorder // Journal of Traumatic Stress. 1998. V. 11. P. 3–24.

Chemtob C., Roitblat H. L., Hamada R., Carlson J. G., Twentyman C. T. A cognitive action theory of post-traumatic stress disorder // Journal of Anxiety Disorders. 1988. V. 2. P. 253–275.

Coffey P., Leitenberg H., Henning K., Turner T., Bennett R. T. Mediators of the long-term impact of child sexual abuse: perceived stigma, betrayal, powerlessness and self-blame // Child abuse and neglet. 1996. V. 20. P. 447–455.

Collins R. L., Taylor S. E., Skokan L. A. A better world or a shattered vision? Changes in life perspectives following victimization // Social cognition. 1990. V. 8. P. 263–285.

Conway M. A., Pleydell-Pearce C. W. The construction of autobiographical memories in the self-memory system // Psychological Review. 2000. V. 107. P. 261–288.

Conway M. A., Singer J. A., Tagini A. The self and autobiographical memory: Correspondence and coherence // Social Cognition. 2004. V. 22. P. 4 95–537.

Coyn J. C., Gotlib I. H. The role of cognition in depression: A critical appraisal // Psychological Bulletin. 1983. V. 94. P. 472–505.

Cubany E. S. Thinking errors, faulty conclusions and cognitive therapy for trauma-related guilt // National Center for post-traumatic stress disorder. Clinical Quarterly. 1997. V. 7. P. 6–8.

Cubany E. S. Cognitive therapy for trauma-related guilt // Cognitive-behavioral therapies for trauma / Eds V. M. Folette, J. B. Ruzek, F. R. Abueg. NY: The Guilford Press, 1998.

Cubany E. S., Haynes S. N., Abueg F. R., Manke F. P., Brennan J. M., Stahura C. Development and validation of the Trauma-Related Guilt Inventory (TRGI) // Psychological Assessment. 1996. V. 8. P. 428–444.

Dalbert C., Montada L., Schmitt M. Glaube an eine gerechte Welt als Motiv: Validierungskorrelate zweier Skalen [The belief in a just world and validity correlates of two scales] // Psychologische Beiträ ge. 1987. V. 29. P. 596–615.

Dansky B. S. Recovery from sexual trauma: the influence of coping, social support, affect and cognitive schemata on psychological well-being. Unpublished doctoral dissertation. 1991.

Derry P. A., Kuiper N. A. Schematic processing and selfreference in clinical depression // Journal of Abnormal Psychology. 1981. V. 90. P. 286–297.

Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders (4th ed.). Washington: American Psychiatric Association, 1994.

Difede J., Hoffman H. G. Virtual reality exposure therapy for World Trade Center Post-traumatic Stress Disorder: A case report // Cyberpsychology and Behavior. 2002. V. 5 (6). P. 529–535.

Dobson K. S., Show B. F. Cognitive assessment with major depressive disorders // Cognitive Therapy and Research. 1986. V. 10. P. 13–29.

Dollinger S. J. The need for meaning following disaster: Attributional and emotional upset // Personality and Social Psychology Bulletin. 1986. V. 12. P. 300–310.

Dunmore E., Clark D. M., Ehlers A. A prospective investigation of the role of cognitive factors in persistent posttraumatic stress disorder (PTSD) after physical or sexual assault // Behaviour Research and Therapy. 2001. V. 39. P. 1063–1084.

Dutton M. A., Burghardt K. J., Perrin S. G., Chrestman K. R., Halle P. M. Battered women’s cognitive schemata // Journal of Traumatic Stress. 1994. V. 8. P. 237–257.

Eagle M. N. The psychoanalytic and the cognitive unconscious // Theories of the unconscious / Ed. R. Stern. Hillsdaile: Analitic Press, 1986. P. 155 –19 0.

Eaves G., Rush A. J. Cognitive patterns in symptomatic and remitted unipolar major depression // Journal of Abnormal Psychology. 1984. V. 93. P. 31–40.

Edlund J. E., Sagarin B. J., Johnson B. S. Reciprocity and the belief in a just world // Personality and Individual Differences. 2007. V. 43. P. 589–596.

Egendorf A., Kadushin C., Laufer R., Rothbart G., Sloan L. Legacies of Vietnam: Comparative adjustment of veterans and their peers. NY: Center for policy research, 1981.

Ehlers A., Clark D. M. A cognitive model of post-traumatic stress disorder // Behaviour Research and Therapy. 2000. V. 38. P. 319–345.

Ehlers A., Maercker A., Boos A. Posttraumatic stress disorder following political imprisonment: the role of mental defeat, alienation, and perceived permanent change // Journal of Abnormal Psychology. 2000. V. 109. P. 45–55.

Ehlers A., Mayou R. A., Bryant B. Psychological predictors of chronic posttraumatic stress disorder after motor vehicle accident // Journal of Abnormal Psychology. 1998. V. 107. P. 508–519.

Ehring T., Ehlers A., Glucksman E. Do cognitive models help in predicting the severity of posttraumatic stress disorder, phobia and depression after motor vehicle accidents? A prospective longitudinal study // Journal of Consulting and Clinical Psychology. 2008. V. 76. P. 219–230.

Ellard J. H., Lerner M. J. What Does the World Scale Measure: Dimention or Style? Materials оf the American Psychological Association (Anaheim, CA). August 26–30. 1983.

Ellis A. Reason and emotion in psychotherapy. NY: Carol Publishing Group, 1994.

Epstein S. Cognitive experiental self-theory // Handbook of personality: Theory and research / Ed. L. A. Pervin. NY: Guilford, 1990. P. 165–192.

Epstein S. Integration of the cognitive and the psychodynamic unconscious // American Psychologist. 1994. V. 49. P. 709–724.

Epstein S. Cognitive-experiential self-theory, an integrative psychodynamic theory of personality // Bulletin of the Academy of Clinical Psychology. 2003. V. 9. P. 5–10.

Floyd M., Scogin F., Chaplin W. F. The Dysfunctional Attitudes Scale: factor structure, reliability, and validity with older adults // Aging and Mental Health. 2004. V. 8. P. 153–160.

Foa E. B, Kozak M. J. Emotional processing of fear: Exposure to corrective information // Psychological Bulletin. 1986. V. 9. P. 20–35.

Foa E. B., Riggs D. S., Massie E. D., Yarczover M. The impact of fear activation and anger on the efficacy of exposure treatment for PTSD // Behavior Therapy. 1995. V. 26. P. 487–499.

Foa E. B., Rothbaum B. O. Treating the trauma of rape: A cognitive-behavioral therapy for PTSD. NY: Guilford Press, 1998.

Foa E. B., Steketee G., Rothbaum B. O. Behavioral/cognitive conceptualisation of post-traumatic stress disorder // Behavior Therapy. 1989. V. 20. P. 155–176.

Frank E., Anderson B., Stewart B. D., Dancu C., Hughes C., West D. Efficacy of cognitive-behavior therapy and systematic desensitization in the treatment of rape trauma // Behavior therapy. 1988. V. 19. P. 403–420.

Furnham A., Bochner S. Culture Shock: Psychological reaction to unfamiliar environments. London—NY, 1986.

Furnham A., Procter E. Belief in a just world: Review and critique of the individual difference literature // British Journal of Social Psychology. 1989. V. 28. P. 365–384.

Gerardi M., Rothbaum B. O., Ressler K., Heekin M., Rizzo A. Virtual Reality Exposure Therapy Using a Virtual Iraq: Case Report // Journal of Traumatic Stress. 2008. V. 21. P. 209–213.

Gidron Y., Duncan E., Lazar A., Biderman A., Tandeter H., Shvartztman P. Effects of guided written disclosure of stressful experiences on clinic visits and symptoms in frequent clinic attenders. Family Practice. 2002. V. 19. P. 161–166.

Gilbertson M. W., Paulus L. A., Williston S. K., Gurvits T. V., Lasko N. B., Shenton M. E. Neurocognitive function in monozygotic twins discordant for combat exposure: Relationship to posttraumatic stress disorder // Journal of Abnormal Psychology. 2006. V. 115. P. 484–495.

Giles D. E., Rush A. J. Cognitions, schemas and depressive symptomatology // Perspectives on behaviour therapy / Eds M. Rosenbaum, C. M. Franks, Y. Jaffe. NY: Springer Publishing, 1983. P. 184–199.

Ginzburg K., Solomon Z., Dekel R., Neria Y. Battlefield functioning and chronic PTSD: Associations with perceived self-efficacy and causal attribution // Personality and Individual Differences. 2003. V. 34. P. 4 63–476.

Gray M. J., Pumphrey J. E., Lombardo T. W. The relationship between dispositional pessimistic attributional style versus trauma-specific attributions and PTSD symptoms // Journal of Anxiety Disorder. 2003. V. 17. P. 289–303.

Green B. L., Epstein S. A., Krupnick J. L., Rowland J. H. Trauma and medical illness: assessing trauma-related disorders // Assessing Psychological Trauma and PTSD / Eds J. P. Wilson, T. M. Keane. NY: Guilford Press, 1997. P. 160–191.

Greenberg L. S., Safran J. D. Integrating affect and cognition: a perspective on the process of therapeutic change // Cognitive Therapy and Research. 1984. V. 8. P. 559–578.

Greening L., Stoppelbein L., Docter R. The mediating effects of attributional style and event-specifid attributions on postdisaster adjustment // Cognitive Therapy and Research. 2002. V. 26. P. 261–274.

Gurr T. R. Minorities at risk. A global risk of ethnopolitical conflicts. Washington, DC: United States Institute of Peace Press, 1993.

Haeffel G. J., Abramson L. Y., Voelz Z. R., Metalsky G. I., Halberstadt L., Dykman B. M. et al. Negative cognitive styles, dysfunctional attitudes, and the remitted depression paradigm: A search for the elusive cognitive vulnerability to depression factor among remitted depressives // Emotion. 2005. V. 5. P. 343–348.

Halligan S. L., Clark D. M., Ehlers A. Cognitive processing, memory, and the development of PTSD symptoms: Two experimental analogue studies // Journal of Behavior Therapy and Experimental Psychiatry. 2002. V. 33. P. 73–89.

Halligan S. L., Michael T., Clark D. M., Ehlers A. Posttraumatic stress disorder following assault: The role of cognitive processing, trauma memory, and appraisals // Journal of Consulting and Clinical Psychology. 2003. V. 71. P. 419–431.

Hamilton E. W., Abramson L. Y. Cognitive patterns and major depressive disorder: A longitudinal study in a hospital setting // Journal of Abnormal Psychology. 1983. V. 92. P. 173–184.

Hammen C. L. Predicting depression: A cognitive-behavioral perspective // Advances in cognitive-behavioral research and therapy / Ed. P. C. Kendall. Orlando, FL: Academic press, 1985. P. 29–71.

Hart J. J., Kimbrell T., Fauver P., Cherry B. J., Pitcock J., Booe L. Q., Tillman G., Freeman T. W. Cognitive dysfunctions associated with PTSD: evidence from World War II prisoners of war // Journal of Neuropsychiatry and Clinical Neuroscience. 2008. V. 20 (3). P. 309–316.

Harvey A. G., Bryant R. A. Dissociative symptoms in acute stress disorder // Journal of Traumatic Stress. 1999. V. 12. P. 673–680.

Harvey A. G., Bryant R. A., Rapee R. M. Pre-recognition processing of threat in posttraumatic stress disorder // Cognitive Therapy and Research. 1996. V. 20. P. 613–623.

Hautzinger M. Depression und Kognition (Depression and Cognition) / Kognitionspsychologie der Depression / Eds M. Hautzinger, S. Greif. Stuttgart, Berlin: Verlag W. Kohlhammer, 1981.

Hollon S. D., Kendall P. C., Lumry A. Specificity of depressotypic cognitions in clinical depression // Journal of Abnormal Psychology. 1986. V. 95. P. 52–59.

Horner M. D., Hamner M. B. Neurocognitive functioning in posttraumatic stress disorder // Neuropsychological Review. 2002. V. 12. P. 15–30.

Horowitz M. J. Stress Response Syndromes. NY: Aronson, 1976.

Horowitz M. J. Person schemas // Person schemas and maladaptive interpersonal patterns / Ed. M. J. Horowitz. Chicago: University of Chicago Press, 1991.

Ingram R. E. Information processing approaches to clinical psychology. NY: Academic Press, 1986.

Ingram R. E., Price J. M. The role of vulnerability in understanding psychopathology // Vulnerability to psychopathology: Risk across the lifespan / Eds R. E. Ingram, J. M. Price. NY: Guilford Press, 2001. P. 3–19.

Janet P. L ’ a m n é sie et la dissociation des souvenirs par l’é motion // Journa l de Psychologie. 1904. 1. P. 417–453.

Janet P. L’automatisme psychologique. Paris: Socié té Pierre Janet, 1973.

Janoff-Bulman R. Shattered assumptions: Toward a new psychology of trauma. NY: Free Press, 1992.

Janoff-Bulman R. Rebuilding shattered assumptions after traumatic life events: coping processes and outcomes // Coping: The psychology of what works / Ed. C. R. Snyder. NY: Oxford University Press, 1998.

Janoff-Bulman R., Lang-Gunn L. Coping with disease and accidents: The role of self-blame attributions // Social-personal inference in clinical psychology / Ed. L. Y. Abramson. NY: Guilford Press, 1989.

Janoff-Bulman R., McPherson Frantz C. The impact of trauma on meaning: from meaningless world to meaningful life // The transformation of meaning in psychological therapies: Integ rating theory and practice / Eds M. Power, C. R. Brewin. NY: John Wiley and Sons Ltd, 1997.

Jones C., Harvey A. G., Brewin C. R. The organisation and content of trauma memories in survivors of road traffic accidents // Behavior Research and Therapy. 2007. V. 45. P. 151–162.

Jones J. C., Barlow D. H. The etiology of posttraumatic stress disorder // Clinical Psychology Review. 1990. V. 10. P. 299–328.

Joseph S., Williams R., Yule W. Changes in outlook following disaster: The preliminary development of a measure to assess positive and negative responses // Journal of Traumatic Stress. 1993. V. 6. P. 271–279.

Joseph S. A., Brewin C. R., Yule W., Williams R. Causal attribution and psychiatric symptoms in survivors of the Herald of Free Enterprise disasier // British Journal of Psychiatry. 1991. V. 159. P. 542–546.

Kaler M. E. The World Assumptions Questionnaire: Development of a measure of the assumptive world: Dissertation submitted to the faculty of the graduate school of the University of Minnesota by in partial fulfillment of the requirement for the degree of doctor of philosophy. Minnesota, 2009.

Kaler M. E., Frazier P. A., Anders S. L., Tashiro T., Tomich P., Tennen H. Assessing the psychometric properties of the World Assumptions Scale // Journal of Traumatic Stress. 2008. V. 21. P. 326–332.

Kardiner A., Spiegel H. War, stress and neurotic illness. NY: Paul Hoeber, 1947.

Kaspi S. P., McNally R. J., Amir N. Cognitive processing of emotional information in posttraumatic stress disorder // Cognitive Therapy and Research. 1995. V. 19. P. 433–444.

Kenardy J., Smith A., Spence S., Lilley P., Newcombe P., Dob R., Robinson S. et al. Dissociation in children’s trauma narratives: An exploratory investigation // Journal of Anxiety Disorders. 2007. V. 21. P. 456–466.

Koopman C., Butler L., Classen C., Giese-Davis J., Morrow G. R., Westendorf J., Banerjee T., Spiegel D. Traumatic stress symptoms among women with recently diagnosed primary breast cancer // Journal of Traumatic Stress. 2002. V. 15. P. 277–287.

Kopf M. Trauma, Narrative and the Art of Witnessing // Slavery in Contemporary Art. Trauma, Memory and Visuality / Eds Birgit Hä hnel, Melanie Ulz. Berlin: LIT Verlag, 2008.

Kozaric-Kovacic D., Folnegovic-Smale V., Skrinjaric J., Marusic A. Polytraumatized adult persons // Care and rehabilitation of victims of rape, torture and other severe traumas of war in the republics of ex-Yugoslavia. Utrecht: Pharos Foundation, 1993. P. 20–23.

Krupnick J. L., Horowitz M. J. Stress response syndromes: recurrent themes // Archives of general psychiatry. 1981. V. 38. P. 428–435.

Kuiper N. A., MacDonald M. R. Schematic processing in depression: The self-based consensus bias // Cognitive theory and research. 1983. V. 7. P. 4 69–4 84.

Lang P. J. A bio-informational theory of emotional imagery // Psychophisiology. 1979. V. 16. P. 495–510.

Lang P. J., Melamed B. G., Hart J. A psychophysiological analysis of fear modification using an automated desensitization procedure // Journal of Abnormal Psychology. 1970. V. 76. P. 220–234.

Lazarus R. S. Psychological stress and the coping process. NY: McGrow-Hill, 1966.

Lazarus R. S., Folkman S. Stress, appraisal and coping. NY: Springer, 1984.

LeDoux J. E. Cognitive-Emotional interactions in the brain // Cognition and Emotion. 1989. V. 3. P. 267–289.

LeDoux J. E. The emotional brain: The mysterious underpinnings of emotional life. NY: Simon and Schuster, 1998.

Lerner M. J. The belief in a just world: A fundamental delusion. NY: Plenum Press, 1980.

Leventhal H. The integration of emotion and cognition: A view from the perceptual-motor theory of emotion // Affect and cognition / Eds M. S. Clarke, S. T. Fiske. Hillsdale: Erlbaum, 1982. P. 121–156.

Levine T., Kissane D. Psychooncology: the state of its development in 2006 // European Journal of Psychiatry. 2006. V. 20. № 3. P. 183–197.

Lipkus I. The construction and preliminary validation of a global belief in a just world scale and the exploratory analysis of the multidimensional belief in a just world scale // Personality and Individual Differences. 1991. V. 12. P. 1171–1178.

Lipkus I. M., Dalbert C., Siegler I. C. The importance of distinguishing the belief in a just world for self versus for others: Implications for psychological well-being // Personality and Social Psychology Bulletin. 1996. V. 22. P. 666–677.

Litz B., Keane T. Information processing in anxiety disorders: application to the understanding of post-traumatic stress disorder // Clinical Psychology Review. 1989. P. 243–257.

Mack A., Rock I. Inattentional blindness. Cambridge, MA: MIT Press, 1998.

Macklin M. L., Metzger L. J., Litz B. T., McNally R. J., Lasko N. B., Orr S. P., Pitman R. K. Lower precombat intelligence is a risk factor for posttraumatic stress disorder // Journal of Consulting and Clinical Psychology. 1998. V. 66. P. 323–326.

Mandler G. Mind and Emotion. NY: Wiley, 1975.

Mazure C. M., Maciejewski P. K. A model of risk for major depression: Effects of life stress and cognitive style vary with age // Depression and Anxiety. 2003. V. 17. P. 26–33.

McCann I. L., Pearlman L. A. Psychological trauma and the adult survivor: theory, therapy and transformation. NY: Brunner/Mazel, 1990.

McCann I. L., Sakheim D. K., Abrahamson D. J. Trauma and victimization: a model of psychological adaptation // The Counseling Psychologist. 1988. V. 16. P. 531–594.

McCarthy E., Petrakis I. Case report on the use of cognitive processing therapy-cognitive, enhanced to address heavy alcohol use // Journal of Posttraumatic Stress. 2011. V. 24 (4). P. 474–478.

McCormick R. A., Taber J. I., Kreudelbach N. The relationship between attributional style and post-traumatic stress disorder in addicted patients // Journal of Traumatic Stress. 1989. V. 2. P. 477–487.

McKeever V. M., Huff M. E. A Diatheses-stress Model of Post-traumatic Stress Disorder: Ecological, Biological and Residual Stress Pathways // Review of General Psychology. 2003. V. 7. P. 237–250.

McNally R., Shin L. Association of intelligence with severity of posttraumatic stress disorder symptoms in Vietnam combat veterans // American Journal of Psychiatry. 1995. V. 152. P. 936–938.

McNally R. J. Cognitive abnormalities in post-traumatic stress disorder // Trends in Cognitive Sciences. 2006. V. 10. P. 271–277.

Meadows E. A., Foa E. B. Intrusion, arosial and avoidance. Sexual trauma survivors // Cognitive-behavioral therapies for trauma / Eds V. M. Folette, J. B. Ruzek, F. R. Abueg. NY: The Guilford Press, 1998.

Measurement of Stress, Trauma and Adaptation / Ed. B. H. Stamm. The Sidran Press Lutherville, Maryland, 1996.

Meichenbaum D., Fong G. How individuals control their own minds: A constructive narrative perspective // Handbook of mental control / Eds D. M. Wender, J. W. Pennebaker. NY: Prentice-Hall, 1993. P. 473–489.

Metzger L. J., Orr S. P., Lasko N. B., Berry N. J., Pitman R. K. Evidence for diminished P3 amplitudes in PTSD // Annals of the New York Academy of Sciences. 1997. V. 821. P. 499–503.

Mikkelsen E. G., Einarsen S. Basic assumptions and symptoms of post-traumatic stress among victims of bullying at work // European Journal of Work and Organizational Psychology. 2002. V. 11. P. 87–111.

Mikulincer M., Solomon Z. Attributional style and combat-related posttraumatic stress disorder // Journal of Abnormal Psychology. 1988. V. 97. P. 308–313.

Minsky M. Society of Mind. NY: Simon and Shuster, 1987.

Mowrer O. H. On the dual nature of learning a reinterpretation of conditioning and problem solving // Harvard Educational Review. 1947. V. 17. P. 102–148.

Murray J., Ehlers A., Mayou R. A. Dissociation and post-traumatic stress disorder: Two prospective studies of road traffic accident survivors // British Journal of Psychiatry. 2002. V. 180. P. 363–368.

Neimeyer R. A. Traumatic loss and the reconstruction of meaning // Journal of Palliative Medicine. 2002. V. 5. P. 935–942.

Neimeyer R. A. Re-storying loss: Fostering growth in the posttraumatic narrative // Handbook of posttraumatic growth: Research and practice / Eds L. Calhoun, R. Tedeschi. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum, 2006. P. 67–80.

Newman E., Riggs D. S, Roth S. Thematic resolution, PTSD, and complex PTSD: the relationship between meaning and trauma-related diagnoses // Journal of Traumatic Stress. 1997. V. 10. P. 197–213.

Norris F. H., Kaniasty K. The psychological experience of crime: a test of the mediating role of beliefs in explaining the distress of victims // Journal of Social and Clinical Psychology. 1991. V. 10. P. 239–261.

Oatley K., Johnson-Laird P. N. Towards a cognitive theory of the emotions // Cognition and Emotion. 1987. V. 1. P. 29–50.

Palgi Y., Ben-Ezra M. Back to the future: Narrative treatment for acute stress disorder in the Case of Paramedic Mr. G. // Pragmatic Case Studies in Psychotherapy. 2010. V. 6. P. 1–26.

Parker G., Bradshaw G., Blignault I. Dysfunctional attitudes: Measurement, significant constructs and links with depression // Acta Psychiatrica Scandinavica. 1984. V. 70. P. 90–96.

Pearlman L. A. Psychometric review of TSI Belief Scale, Revision L // Measurement of stress, trauma, and adaptation / Ed. B. H. Stamm. Lutherville, MD: Sidran Press, 1996.

Pearlman L. A., Saakvitne K. W. Trauma and the therapist: Countertransference and vicarious traumatization in psychotherapy with incest survivors. NY: W. W. Norton, 1995a.

Pearlman L. A., Saakvitne K. W. Constructivist self development theory approach to treating therapist with vicarious traumatization and secondary traumatic stress disorders // Compassion fatigue: Coping with secondary traumatic stress disorder in those who treat the traumatized / Ed. C. R. Figley. NY: Brunner/Mazel, 1995b.

Pennebaker J. W., Susman J. R. Disclosure of trauma and psychosomatic processes // Social Science and Medicine. 1988. V. 26. P. 327–332.

Piaget J. The psychology of intelligence. NY: Harcourt, Brace and World, 1950.

Piaget J. Piaget’s Theory // Piaget and His School / Eds B. Inhelder, H. H. Chipman. NY: Springer, 1976.

Pitman R. K., Lanes D. M., Williston S. K., Gullaume J. L., Metzger L. J., Gehr G. M., Orr S. P. Psychophysiologic assessment of posttraumatic stress in breast cancer patients // Psychosomatics. 2001. V. 42. P. 133 –14 0.

Psycho-oncology / Ed. J. S. Holland. NY, Oxford: Oxford University Press, 1998. P. 3–15.

Reda M. A. Cognitive organization and antidepressants: Attitude modification during amitriptyline treatment in severely depressed individuals // Cognitive psychotherapies / Eds M. A. Reda, M. J. Mahoney. Cambrige, MA: Ballinger, 1984. P. 119–149.

Resick P. A., Nishith P., Weaver T. L., Astin M. C., Feuer C. A. A comparison of cognitive-processing therapy with prolonged exposure and a waiting condition for the treatment of chronic posttraumatic stress disorder in female rape victims // Journal of Consulting and Clinical Psychology. 2002. V. 70. P. 867–879.

Resick P. A., Schnicke M. K. Cognitive processing therapy for sexual assault victims // Journal of Consulting and Clinical Psychology. 1992. V. 60. P. 748–756.

Resick P. A., Schnicke M. K. Cognitive processing therapy for sexual assault victims: A treatment manual. Newbury Park, CA: Sage Publications, 1993.

Resick P. A., Schnicke M. K., Markway B. G. The relationship between cognitive content and posttraumatic stress disorder: Paper presented at the annual meeting of the Association of Advancement of Behavior Therapy. NY, 1991.

Rini C., Manne S., DuHamel K. N., Austin J., Ostroff J., Boulad F. Changes in mothers’ basic beliefs following a child’s bone marrowtransplantation: The role of prior trauma and negative life events // Journal of Traumatic Stress. 2004. V. 17. P. 325–333.

Roth S., Batson R. The creative balance: The therapeutic relationship and thematic issues in trauma resolution // Journal of Traumatic Stress. 1993. V. 6. 2. P. 159–177.

Roth S., Lebowitz L., DeRosa R. Thematic assessment of posttraumatic stress reactions // Assessing Psychological trauma and PTSD / Eds J. P. Willson, T. M. Keane. NY: Guilford Press, 1996. P. 512–528.

Roth S., Newman E. The process of coping with sexual trauma // Journal of Traumatic Stress. 1991. V. 4. P. 279–297.

Rothbaum B. O. A controlled study of eye movement desensitization and reprocessing in the treatment of posttraumatic stress disordered sexual assault victims // Bulletin of the Menninger Clinic. 1997. V. 61. P. 317–33 4.

Rothbaum B. O., Hodges L. F. Ready D. Virtual Reality exposure therapy for Vietnam veterans with posttraumatic stress disorder // Journal of Clinical Psychiatry. 2001. V. 62. P. 617–622.

Rubin Z., Peplau L. A. Who believes in a just world? // Journal of Social Issues. 1975. V. 31. P. 65–90.

Rumelhart D., Norman D. Accretion, tuning and restructuring: Three modes of learning // Semantic Factors in Cognition / Eds J. W. Cotton, R. Klatzky. Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1978.

Rumelhart D., Norman D. Analogical processes in learning // Cognitive Skills and their Acquisition / Ed. J. R. Anderson. Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1981.

Rush A. J., Weissenberger J., Eaves G. Do thinking patterns predict depressive symptoms? // Paper presented at the meeting of the Society for Psychotherapy Research. Sheffield, England, 1983.

Scheck M. M., Schaeffer J. A., Gillette C. Brief psychological intervention with traumatized young women: The efficacy of eye movement desensitization and reprocessing // Journal of Traumatic Stress. 1998. V. 11. P. 25–44.

Schwartzberg S. S. Struggling for meaning: How HIV-positive gay men make sense of AIDS // Professional psychology: Research and Practice. 1993. V. 24. P. 483–490.

Segal Z. V. Appraisal of the self-schema construct in cognitive models of depression // Psychological Bulletin. 1988. V. 103. № 2. P. 147–162.

Seligman M. Depression and learned helplessness // The Psychology of depression: Contemporary theory and research / Eds R. J. Friedman, M. M. Katz. Washington, DC: Winston-Wiley, 1974.

Shapiro F. Eye movement desensitization: A new treatment for post-traumatic stress disorder // Journal of Behavior Therapy and Experimental Psychiatry. 1989. V. 20. Р. 211–217.

Shapiro F. Eye movement desensitization and reprocessing: Basic principles, protocols, and procedures. NY: Guilford Press, 1995.

Shelby R. A., Golden-Kreutz D. M., Andersen B. L. PTSD diagnoses, subsyndromal symptoms and comorbidities contribute to impairments for breast cancer survivors // Journal of Traumatic Stress. 2008. V. 21. P. 16 5 –17 2.

Silverman J. S., Silverman J. A., Eardley D. A. Do maladaptive attitudes cause depression // Archives of General Psychiatry. 1984. V. 41. P. 28–30.

Simons A., Garfield S., Murphy G. The process of change in cognitive therapy and pharmacotherapy: Changes in mood and cognition // Archives of General Psychiatry. 1984. V. 41. P. 45–51.

Skidmore G. L., Fletcher E. K. Assessing trauma’s impact on beliefs: the World view survey: A paper presented at the Thirteenth annual meeting of the international society for Traumatic stress studies. Montreal, Quebec, Canada, 1997.

Slap J. W., Saykin A. J. The schema: Basic concept in a nonmetapsychological model of the mind // Psychoanalysis and Contemporary Thought. 1983. V. 6. P. 305–325.

Sloman A. Motives, Mechanisms, and Emotion // Cognition and Emotion. Lawrence: Erlbaum Associates Limited. 1987. V. 3. P. 217–233.

Smith M. Y., Redd W. H., Peyser C., Vogl D. Post-traumatic stress disorder in cancer: a rewiew // Psychooncology. 1999. V. 8 (6). P. 521–537.

Stanford M. S., Vasterling J. J., Mathias C. W., Constans J. I., Houston R. J. Impact of threat relevance on P3 event-related potentials in combat-related post-traumatic stress disorder // Psychiatry Research. 2001. V. 102. P. 125–137.

Stein D. J. Schemas in the cognitive and clinical sciences: an integrative construct // Journal of Psychotherapy Integration. 1992. V. 2. P. 45–63.

Stratton P., Heard D., Hanks H. G. I., Munton A. G., Brewin C. R., Davidson C. Coping causal beliefs in natural discourse // British Journal of Social Psychology. 1986. V. 25. P. 299–313.

Ta y l o r S. E. Adjustment of threatening events: A theory of cognitive adaptation // American Psychologist. 1983. V. 38. P. 1161–1173.

Taylor S. E., Lichtman R. R., Wood J. V. Attributions, beliefs about control and adjustment to breast cancer // Journal of Personality and Social Psychology. 1984. V. 46. P. 489–502.

Tedechi R. G., Calhoun L. G. The Posttraumatic Growth Inventury: Measuring the positive Legacy of Trauma // Journal of Traumatic Stress. 1996. V. 3. P. 455–471.

Tuval-Mashiach R., Freedman S., Bargai N., Boker R., Hadar H., Shalev A. Y. Coping with trauma: narrative and cognitive perspectives // Psychiatry. 2004. V. 67 (3). P. 280–293.

Van Alphen E. Symptoms of Discursivity: Experience, Memory, and Trauma // Acts of Memory: Cultural Recall in the Present / Eds M. Bal, J. Crewe, L. Spitzer. Hanover, NH: University of New England Press, 1999. P. 24–38.

Van der Kolk B. A. The body keeps the score: Memory and the evolving psychobiology of posttraumatic stress // Harvard Review of Psychiatry. 1994. V. 1. P. 253–265.

Van der Kolk B. A., Fisler R. Dissociation and the fragmentary nature of traumatic memories: Overview and exploratory study // Journal of Traumatic Stress. 1995. V. 8. P. 505–525.

Van der Veer G. Counselling and therapy with refugees and victims of trauma: psychological problems of victims of war, torture, and repression. Chichester: Wiley and Sons, 1998.

Van Minnen A., Wessel I., Dijkstra T., Roelofs K. Changes in PTSD Patients’ narratives during prolonged exposure therapy: A replication and extension // Journal of Traumatic Stress. 2002. V. 15. P. 255–258.

Vasterling J. J., Brailey K., Constans J. I., Sutker P. B. Attention and memory dysfunction in posttraumatic stress disorder // Neuropsychology. 1998. V. 12. P. 125–133.

Vasterling J. J., Duke L. M., Brailey K., Constans J. I., Allain A. N., Sutker P. B. Attention, learning, and memory performances and intellectual resources in Vietnam veterans: PTSD and no disorder comparisons // Neuropsychology. 2002. V. 16. P. 5–14.

Vrana S. R., Roodman A., Beckham J. C. Selective processing of traumarelevant words in posttraumatic stress disorder // Journal of Anxiety Disorders. 1995. V. 9 (6). P. 515–530.

Weissman A., Beck A. Development and validation of the Dysfunctional Attitude Scale: Paper presented at the annual convention of the Association for Advancement of Behavior Therapy. Chicago, 1978.

Weissman A. N. The Dysfunctional Attitude Scale: A validation study: Doctoral dissertation. University of Pennsylvania: Dissertation Abstracts International. 1979. V. 40. P. 1389B–1390B.

Wenninger K., Ehlers A. Dysfunctional cognitions and adult psychological functioning in child sexual abuse survivors // Journal of Traumatic Stress. 1998. V. 11. 2. P. 281–300.

Wilson S. A., Becker L. A., Tinker R. H. Eye movement desensitization and reprocessing (EMDR) treatment for psychologically traumatized individuals // Journal of Consulting and Clinical Psychology. 1995. V. 63. P. 928–937.

Young E. J., Klosko S. J., Weishaar E. M. Schema Therapy. A Practitioner’s Guide. NY: The Guilford Press, 2003.

Young J. E. Young Schema Questionnaire: Special Edition. NY: Schema Therapy Institute, 2001.

Young J. E. Schema mode listing, October 2004 revision, third draft. NY: Schema Therapy Institute, 2004.

Young J. E. Young Schema Questionnaire-3: Short form. NY: Schema Therapy Institute, 2005.

Zajonc R. B. Feeling and thinking:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.