Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






И. Л. Смирнова






личности [1]. Область исследования, к которой относится мо­дель социального мышления личности, отличается от тради­ционной психологии мышления, несмотря на то, что в ней в последнее время особо подчеркиваются личностные характери­стики мышления (эмоциональные, мотивациовные и т. д.). В работах по изучению социального мышления личности иссле­дуются не личностные особенности процесса мышления, а его личностные способы и типы. По мнению К. А. Абульхановой-Славской, мышление личности следует отнести к психосоциаль­ным явлениям, поскольку оно представляет характеристику личности, личностный продукт ее жизни в данном обществе, ее психический функциональный «орган». В отличие от социаль­ной психологи в работах данного рода исследуется не массовое сознание, не межличностные, интерактивные процессы, а мыс­лящая о социальной действительности (ее ситуациях, событиях, людях) личность [1].

Имплицитные теории интеллекта особенно широко иссле­дуются последние 10 лет за рубежом [22, 11, 4, 10, 18, 19, 23].

В этих исследованиях, которые изучали, что такое интел­лект и качества его функционирования, варьировали выборки, применялись разные методы (от интервью с открытым концом до оценочных шкал). Вывод большинства исследований выра­жен следующей фразой: «Хотя эксперты в нашей выборке имели докторскую степень в психологии и все работали в кол­леджах или университетах и занимались главным образом ис­следованиями в области интеллекта, их концепции можно от­личить от общей взрослой выборки популяции с большим тру­дом» [22J.

Семин [21] развивает подход, согласно которому многие психологические теории основаны на обыденной психологиче­ской реальности, которая объективируется в языке как части символической конвенции. По его мнению эмпирически про­веренные модели или теории психологии могут быть установ­лены только доступными социально конституированными ре­презентациями. Таким образом, обнаружено значительное чис­ло персечений между имплицитными и эксплицитными моде­лями интеллектуальности, и имплицитные теории должны рассматриваться как начало эксплицитных [21, 22].

В настоящее время, в связи с исследованиями имплицит­ных концепций, широкую известность приобрела теория соци­альных репрезентаций С. Московичи [2]. Особенностью, кото­рой характеризуются типы репрезентаций, является то, что

Образ умного человека: российское исследование 115

они представляют собой канал между нами и реальностью, к которой мы обращены. Кроме того они разделяются огромным числом людей, передаются от одной генерации к другой и ока­зывают влияние на каждого из нас без нашего сознательного согласия [15].

Эти социальные репрезентации безусловно имеют культур­ные границы. Концепция интеллекта, превалирующая в дан­ной культуре, оказывает влияние на когнитивное развитие, которое происходит в данной культуре. Однако, существует два уровня концепций интеллекта: первый репрезентирует об­щие характеристики данной ментальности, т. е. является обобщенным, второй — принадлежит реальному индивиду, личности и потому является более конкретным. Второй — ин­дивидуальный — уровень может, в результате обобщения раз­ных мнений и минимизации различий, дать и представление о ментальности, но он представляет особую самоценность и мо­жет быть изучен только в психологическом исследовании. Концепции интеллекта различаются в зависимости от харак­теристик, особенностей мышления личности, которая рассмат­ривается, ее возрастных, половых особенностей, а также груп­повой принадлежности.

Подход, в котором имплицитные теории интеллекта расс­матриваются в терминах прототипов, был предложен У. Нейс-сером [17]. Он выдвинул предположение, что интеллектуаль­ная личность это некое представление, организованное соглас­но ирототипической модели, в которой устанавливается сход­ство между двумя индивидами — одним реальным и другим прототипическим. Уровень абстракции, на котором люди кон­цептуализируют прототип интеллектуальной личности, гибко зависит от контекста: на бытовом уровне — уровень абстрак­ции будет относительно низким и тогда в прототип войдут культуральные, этнические, социо-экономические, половые и возрастные особенности. На высшем уровне абстракции, воз­можен прототип напоминающий схематичную личность без определенного возраста, социального положения, пола или эт-ничности.

Можно предположить, что обыденные концепции интел­лекта не должны быть высоко абстрактны и в них войдет зна­чительное число характеристик, специфичных для определен­ных конкретных личностей.

Основным результатом работ, посвященных исследованию Концепций интеллектуальности, явилось выделение ее двух-






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.