Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Психологический мониторинг уровня развития универсальных учебных действий у обучающихся 1-4 классов.






Психологический мониторинг уровня развития универсальных учебных действий у обучающихся 1-4 классов.

Методические рекомендации

 

Составитель

Педагог-психолог

Шмелева О.А.

Юрга 2015

Краткая аннотация: программа составлена на основе методического пособия под ред. И.В.Возняк. Издательства «Учитель» «Психологический мониторинг уровня развития УУД у обучающихся 1-4 классов» Программа рекомендована для осуществления психолого - педагогического сопровождения учебного процесса в условиях реализации ФГОС в начальной школе.

Методические рекомендации посвящены рассмотрению актуальной проблемы современного образования – обеспечению развития универсальных учебных действий как собственно психологического составляющего ядра образования. Предлагаются методики, инструментарии, организация оценивания, сводные ведомости, карты индивидуального развития, необходимые для проведения психологического мониторинга уровня развития УУД у обучающихся 1-4 классов.

Предназначено представителям администрации, руководителям методических служб, педагогам – психологам общеобразовательных учреждений.

 

 

Составитель:

Шмелева Олеся Анатольевна, педагог-психолог МБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа – детский сад №5»

 

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………………3

2. Организация психологического мониторинга уровня развития универсальных учебных действий у обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования………….………………………..

3. Возрастные особенности развития личностных универсальных учебных действий у младших школьников………………………………………………………

4. Возрастные особенности развития регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников……………………………………………………….

5. Возрастные особенности развития познавательных универсальных учебных действий у младших школьников……………………………………………………….

6. Возрастные особенности развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников……………………………………………………….

7. Карта психологического мониторинга уровня развития универсальных учебных действий у обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования…………………………………………..

8. Приложение……………………………………………………………………….

Введение

Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является формирование навыков учебной деятельности. Достаточный для младшего школьника уровень ее сформированности обеспечивает возможность развития психических и личностных новообразований как существенного результата образования в начальной школе.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Актуальность данной работы, заключается,

Целью данных рекомендаций является оказание методической помощи руководителям методических служб, педагогам – психологам общеобразовательных учреждений.

Для реализации данной цели решались следующие задачи:

- изучить и проанализировать методический материал по данной теме;

- обобщить и систематизировать теоретический и практический материал по данной теме;

- предложить накопленный теоретический и практический материал для внедрения в практическую деятельность.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что представленный материал поможет облегчить проведение психологического мониторинга уровня развития УУД у обучающихся 1-4 классов.

Данный опыт работы апробирован на практике в МБОУ «НШ-ДС №5», и может оказаться полезным всем субъектам образовательного процесса.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА

УРОВНЯ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ, ОСВОИВШИХ ОСНОВНУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.

 

Мониторинг осуществляется ежегодно с 1 - 4 классы в начале (стартовая диагностика, октябрь-ноябрь) и в конце учебного года (итоговая диагностика апрель-май).

Промежуточный мониторинг (январь - февраль) осуществляется только в отношении тех обучающихся, которые показании низкий уровень развития УУД.

В 1 классе одновременно со стартовой диагностикой мониторинга УУД осуществляется «Диагностика уровня адаптации в первоклассников к школе».

В 4 классе одновременно с итоговой диагностикой мониторинга УУД осуществляется диагностика «Уровень готовности учащихся при переходе в среднее звено».

Система психологического мониторинга учебных действий обучающихся, освоивших основную общеобразовательную программу начального общего образования, отражена в основной образовательной программе МБОУ «НШ-ДС№5».

Мониторинг проводят совместно учитель и педагог-психолог. Данные фиксируются в «Сводной ведомости психологического мониторинга УУД обучающихся, освоивших основную общеобразовательную программу начального общего образования» (Приложение 1). По итогам мониторинга педагог-психолог составляет аналитическую справку, делает заключение, разрабатывает рекомендации для учителей, родителей, фиксирует в карте индивидуального развития обучающегося ОУ на начальной ступени образования (Приложение 4). Обязательно к сводной ведомости прилагаются таблицы: «Сводная ведомость результатов выявления уровня нравственно-этической ориентации» (Приложение 2), «Схема изучения социально-психологической адаптации ребенка в школе» (Приложение 3).

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:

1. Личностный;

2. Регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

3. Познавательный;

4. Коммуникативный.

Цель мониторинга уровня сформированности УУД: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.

Задачи мониторинга:

- отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД;

- выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД;

- апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД;

- формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД на ступени начального образования;

- обеспечение преемственности и единообразия в процедурах оценки качества результатов дошкольного и начального школьного образования в условиях внедрения ФГОС нового поколения;

- разработка и апробация системы критериев и показателей уровня сформированности УУД у обучающихся на начальной ступени образования.

Объекты мониторинга:

1. универсальные учебные действия младших школьников;

2. психолого- педагогические условия обучения;

3. педагогические технологии, используемые в начальной школе.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.