Главная страница
Случайная страница
Разделы сайта
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Малые предприятия
В экономике развитых западных стран значительное место занимают малые предприятия, число которых за последнее время значительно увеличилось и в Российской Федерации. К малым предприятиям в мировой практике относятся предприятия по величине таких критериев, как среднее ежегодное число занятых на предприятии работников, сумма прибыли, объем первоначального капитала, объем активов предприятия и ежегодный оборот. В Российской Федерации критерием отнесения предприятий к малым является численность всего персонала – как состоящего в штате, так и работающего по гражданско-правовым договорам. В России в соответствии с законодательством под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 %, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 % и в которых установлен следующий предельный размер численности работников за отчетный период: 1) в промышленности, в строительстве и на транспорте – 100 человек; 2) в сельском хозяйстве и научно-технической сфере – 60 человек; 3) в оптовой торговле – 50 человек; 4) в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек; 5) в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек. Малые предприятия могут создаваться и действовать на основе государственной, муниципальной собственности, собственности общественных объединений (организаций), частной собственности. Как показывает мировая практика, малые предприятия имеют значительный удельный вес в экономике, число их растет, они пользуются государственной поддержкой. Так, в США на долю малых предприятий приходится до 40 % ВНП и 50 % валового продукта частного сектора. На малых предприятиях США сосредоточено более половины занятых служащих. Во Франции малое предпринимательство занимает доминирующее положение в строительстве, торговле, производстве товаров народного потребления, туризме. В Японии доля малых и средних предприятий в общем количестве предприятий составляет более 90 %, по числу занятых работников – 80, 6 %, по объему продаж в розничной торговле – 80, 4 %. Возрастает роль малых предприятий и в экономике России. Если в 1991 г. в Российской Федерации было 268 тыс. малых предприятий, то уже в 1995 г. их стало около 1040 тыс. (в том числе в промышленности – 104 тыс., в строительстве – 101 тыс., в торговле и общественном питании – 420 тыс., в науке и научном обслуживании – 90 тыс.) со среднесписочной численностью работников около 10 млн. В противоположность крупным компаниям малые предприятия действуют по принципу ориентации на нужды. Общеизвестна гибкость, присущая малым предприятиям. При неудаче в одной сфере деятельности они умеют быстро переключаться на другую, более эффективную. Помимо этого, малые предприятия, как правило, работают над несколькими идеями сразу, т. е. осуществляют множественный конкурентный подход. В малом бизнесе появляются принципиально новые технологии, которые затем развиваются в отдельные производства. Одно из главных преимуществ малых предприятий – способность обеспечить конкурентный характер производства. В числе других преимуществ малых предприятий также: 1) создание значительного числа новых рабочих мест и привлечение к своей деятельности свободного населения; 2) ускорение реализации научно-технических новшеств; 3) возрождение подсобных производств и народных ремесел;
4) содействие экономическому и социальному развитию малых городов и небольших населенных пунктов; 5) высокий уровень социально-психологических отношений; 6) гибкость и оперативность в действиях; 7) приспособляемость (адаптация) к местным условиям; 8) невысокие расходы по управлению; 9) возможность более быстрой реализации идей; 10) высокая оборачиваемость капитала; 11) меньшее воздействие на экологическую обстановку. Создание малых предприятий позволяет также разукрупнять предприятия, выделять из их состава отдельные структурные единицы с последующим их выкупом в коллективную собственность. Однако малые предприятия (а к ним относят и индивидуальных предпринимателей) имеют недостатки: 1) длительные сроки развития предприятия в связи с малым объемом первоначального капитала; 2) финансовые трудности (сложность получения кредита); 3) невысокий уровень профессионального менеджмента; 4) относительно высокий уровень риска на первой стадии жизненного цикла предприятия; 5) неуверенность партнеров при заключении контрактов; 6) трудности привлечения высококвалифицированных кадров; 7) высокий уровень занятости руководителя малого предприятия. Поэтому во всех развитых странах, как правило, имеются специальные государственные органы поддержки малого предпринимательства, осуществляются финансово-кредитная и другие меры поддержки малых предприятий. В России в соответствии с законодательством государственная поддержка малых предприятий осуществляется по следующим направлениям: 1) формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства; 2) создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий; 3) установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности; 4) поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами; 5) организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.
Данная страница нарушает авторские права?
|