Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 5. Подбор персонала.






5.1 Диагностика кандидата.

Основные этапы интервью.

1. Вход в контакт – расположение кандидата к себе.

2. Разогрев – настрой кандидата на нужную тональность.

3. Основная часть – вопросы кандидату – снятие информации о соответствии кандидата требованиям позиции.

- Профессиональные компетенции

- Личностные качества

- Соответствие корпоративной культуре

 

4. Ответы на вопросы кандидата – формирование у кандидата позитивного мнения о компании.

5. Завершающая часть – обозначение дальнейших действий и сроков.

6. Выход из контакта.

 

При анализе данных, полученных в ходе интервью, необходимо стандартизировать процедуру оценки кандидатов (отход от субъективизма) – неиспользование оценочных профилей. Сравнивать нужно степень соответствия кандидатов требованиям позиции, а не кандидатов между собой.

 

Профиль компетенции должности «Торговый представитель».

Критерий оценки          
  Профессиональные знания и навыки          
  Коммуникативные навыки          
  Личностные качества          
  Соответствие общекорпоративным ценностям и нормам          

 

 

Лист оценки кандидата.

 

Должность (вакансия)_______________________________________________________________

Подразделение____________________________________________________________________

Ф.И.О. кандидата___________________________________________________________________

Общая информация о кандидате:

Внешность____________________________________________________________________________

Манеры______________________________________________________________________________

Грамотность речи______________________________________________________________________

Общие интеллектуальный уровень_______________________________________________________

Мотивы перемены работы______________________________________________________________

Ожидания по оплате___________________________________________________________________

Соответствие кандидата требованиям по профессиональным знаниям, навыкам, умениям:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Соответствие кандидата требованиям по личностным качествам:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Соответствие кандидата корпоративным ценностям (вписываемость в коллектив):

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Решение_____________________________________________________________________________

_____________________________ ________________________________

Должность интервьюера ФИО интервьюера

 

10.3 Виды вопросов, используемых в ходе интервью.

 

1. Базовые открытые вопросы.

2. Ситуационные вопросы (кейсы).

3. Проективные вопросы.

4. Дополнительные методики получения информации о кандидатах. Анализ речи кандидатов.

Каждый из методов оценки кандидатов не является единственно правильным и дающим стопроцентный результат. Наилучший способ – пробовать взаимодополнять и комбинировать их в зависимости от ситуации.

10.4 Базовые открытые вопросы для интервью.

Вопрос Что показывает
Расскажите о последнем месте работы Общий ориентировочный вопрос для определения дальнейшего хода интервью. Первое впечатление о кандидате.
Что вам больше всего нравиться в вашей работе? То, что человеку нравится, является его сильной стороной.
Что вам меньше всего нравиться в вашей работе? Ключевые вопросы – о том, что не нравится – указывают на слабые стороны человека. Как он ведёт себя, отвечая на этот вопрос, выявляет откровенность.
Как вы получили работу в данной компании? Может указывать на инициативность или поиск резервов.
Каковы ваши настоящие обязанности? Что вы о них думаете? Базовая информация.
Как вы считаете, каковы ваши основные достижения в компании? Является ли этот человек ориентированным на достижения.
Были ли какие-то ошибки, разочарования или вещи, которые получались не очень удачно? Расскажите о них. Принимает ли он на себя ответственность за свои неудачи.
Какой личный прогресс был достигнут за время работы в компании? Является ли он растущим человеком.
Возвращаясь к вашей должности в компании, как вы считаете, что вы получили от работы в этой компании? Научился ли он чему-либо? Насколько содержательной (осмысленной) была работа?
Опишите себя в общих словах (самопрезентация). Навыки проведения презентации. Может ли человек адекватно и связанно рассказать о себе. На какие качества делает упор, что рассказывает в первую очередь (наиболее приятные для него моменты), может ли рассказать о своих проблемах, не возникает ли у него чувство агрессии.
Как вы считаете, какие у вас есть выдающиеся качества? Уверен ли он в своих навыках? То, что описывает, считает своими сильными качествами, если не знает, что сказать – не уверен в себе.
Есть ли у вас недостатки? Что вам необходимо развивать в себе? Насколько реалистично он оценивает себя?
Какие черты или качества вам нравятся в вашем непосредственном начальнике? Насколько хорошо он его подаёт? Адекватность восприятия других людей, общая критичность, умение выделять главное, характер отношения к руководителю, способность объективно оценить человека.
Какие ваши долгосрочные цели задачи? Мыслительный процесс. Социально желаемые цели, что именно демонстрирует человек, способность планировать, умение конкретизировать желания и устремления.
Если бы вы начинали всё сначала, как бы вы изменили свою жизнь и карьеру? Процесс мышления плюс базовая информация. Чем недоволен человек, что он оценивает негативно, текущие проблемы.
Почему вы решили сменить работу? Логическое обоснование. Отношение к работе и работодателю.
Что из ваших ожиданий реально сбылось за последние 3 года? Что реально происходило? Что волнует человека, что он отмечает.
Как вам кажется, как бы вас описал ваш прошлый (настоящий) работодатель? Не чувствуется ли здесь конфликта? Согласуется ли это с его самооценкой?
Было ли в вашей работе что-то, что вы считали трудным для себя? Как вы с этим справлялись? Как он решает проблемы? Видит ли он реальные трудности.
Какие функции вы выполняли помимо своих непосредственных обязанностей? Базовая мотивация, работоспособность, желание работать, сферы интереса.
Занимаетесь ли вы самообразованием? Каким образом? Ориентирован ли кандидат на рост, развитие.

 

10.5 Ситуационное интервью.

 

Рассматриваемая методика основана на построении определённых ситуаций и предложений интервьюируемому описать модель своего поведения или решения данной ситуации.

Принцип построения «Case»: вы сроите ситуацию, которая позволяет проверить именно то, что вас интересует в данный момент.

Примеры ситуационных вопросов:

Case Что оценивается
Как вы считаете, чего клиент ожидает от вас, как от продавца, и от вашего товара? Умение выявлять потребности клиента.
Что включает в себя продажа? Назовите основные этапы. Знание техники продаж.
Решение о покупке клиент принимает на основании 3 факторов: товар, сервис и личность продавца. На какой из этих факторов вы имеете наибольшее влияние? Степень ответственности и понимание целостности процесса продаж.
Каким образом вы можете получить обратную связь от клиента? Какой способ самый достоверный? Умение вести переговоры.
Как вы определите при первой встрече перспективен ли клиент? Способность оценивать ситуацию в развитии.
Каким образом вы определяете, о чем необходимо говорить в презентации? Навыки ведения переговоров и умение выявлять потребности клиента.
Как по-вашему меняются потребности клиентов в зависимости от величины (уровня) компании? Как должна в связи с этим изменяться работа менеджера? Понимание специфики продаж.
Дайте как можно больше решений данной ситуации: клиент трбует такую скидку, которую вы не можете предоставить. Вариативность мышления (креативность), знание специфики продаж, умение убеждать.
Клиент предъявляет претензию по срокам поставки, за которые вы ответственности не несёте. Как будете действовать? Навыки переговоров, умение решать сложные ситуации, конфликтность. Умение брать ответственность на себя.
В документах, присланных вам клиентом, существенная ошибка. Вам необходимо сообщить об этом клиенту, зная, что это довольно обидчивый и раздражительный человек. Как вы это сообщите? Клиентоориентированность, умение решать сложные ситуации, конфликтность.
Вы едете в такси поздно вечером в чужом городе. Надо расплачиваться, вдруг вы обнаруживаете, что у вас только стодолларовые купюры. Ваши действия… Креативность, умение находить выход из нестандартных ситуаций.
Вы приехали в офис клиента проводить важную презентацию. За 10 минут до начала вы обнаруживаете, что у вас с собой не та «флешка» с презентацией в электронном виде. Что будете делать? Стрессоустойчивость, навыки решения проблемных ситуаций, подход к проведению презентации и степень зависимости от технических средств.
Вы и ваш коллега, который должен выступать на очень важной конференции, приехали за 10 минут до ее начала. Неожиданно он вам говорит: «Я так волнуюсь, что боюсь плохо выступить и всё сорвать…» Ваши действия? Подход к отношениям с коллегами, командность.
На каком этапе работы с клиентом должен (если должен) подключаться руководитель компании? Для чего? Понимание структуры продаж, уверенность в себе.
Вы должны срочно дать ответ на запрос клиента: вы ему это обещали. В этот момент ваш руководитель просит вас дать ему какую-то аналитическую справку. Сделать и то, и то одновременно вы не можете. Ваши действия. Расстановка приоритетов, клиентоориентированность, навыки решения сложных и стрессовых ситуаций.
Если бы вам дали крупную сумму денег, с условием, что вы их потратите на свое образование (развитие), как бы вы ими распорядились? Почему? Нацеленность на развитие, выявление «узких» мест кандидата.
Вы случайно узнаете, что ваш коллега систематически совершает нечестные поступки по отношению к компании. Ваши действия. Соотношение лояльности к компании с общечеловеческими ценностями.
Перед вами стоит рабочая задача. Вы считаете, что её оптимальным решением для пользы дела является план Х. Руководитель говорит, чтобы вы действовали по плану У. Ваши действия? Управляемость, умение аргументировано отстаивать свою позицию.
Представьте себе, что вам одновременно поступили два предложения от работодателей. По каким критериям вы будете делать выбор? Основные мотиваторы.

 

10.6 Проективные вопросы.

 

Проективные методики заключаются в особом способе построения вопросов. Вопрос ставится таким образом, что предлагает кандидату оценить не себя, а людей вообще или какого-то определенного персонажа. В основе такого построения интервью лежит тот факт, что человек склонен проецировать, т.е. переносить свой жизненный опыт и представления объяснение действий других людей, а так же на вымышленные ситуации, персонажей и т.п. Именно на этой закономерности основан целый ряд психодиагностических методик различного уровня сложности.

Преимущество проективных методик перед стандартизированными опросниками состоит, главным образом, в том, что они гораздо в меньшей степени могут быть «просчитаны», меньше вероятность большого количества социально желательных ответов.

- Вопросы задаются в быстром темпе, и отвечающего просят дать первый ответ, пришедший в голову, или несколько различных вариантов ответов. Первое, что приходит в голову отвечающему, является наиболее значимым для него.

- Вопрос должен быть направлен на оценку других людей или их действий, что делает человека более раскованным и позволяет избежать социально желательных или заведомо ложных ответов. Которые кандидат дает, исходя из стремления понравиться.

- Форма вопроса должна быть открытой (т.е. вопрос начинается с вопросительного слова и предполагает развернутый ответ или объяснение).

- Вопросы не должны задаваться подряд тематическими блоками (например несколько вопросов подряд, раскрывающих мотивацию), т.к. это повышает вероятность попыток кандидата понять принцип интервью и «подстроиться» и дать социально желательный ответ.

- Желательно наличие смысловой связи проективных вопросов с предшествующим контекстом, т.к. в этом случае они звучат более естественно и не привлекают особого внимания кандидата (привлечение особого внимания к какому-то вопросу всегда снижает достоверность информации и повышает вероятность получения социально желательного ответа).

Примеры проективных вопросов:

Проективный вопрос Что показывает
Что стимулирует людей работать наиболее эффективно? Мотивация.
Что нравится людям в работе? Мотивация.
Что может побудить человека уволиться? Мотивация.
Какой коллектив работает наиболее продуктивно? Какой коллектив является наиболее комфортным для людей? Предпочтения по коллективу.
Какие качества характера наиболее значимы для успешного общения с людьми? Предпочтения по окружению, модель успешного общения.
Зачем люди стремятся сделать карьеру? Мотивация карьерного роста.
В каких ситуациях оправдана ложь? Допущение обмана.
За что оправдано уволить сотрудника сразу? Ценности применительно к организации.
Из-за чего чаще всего случаются конфликты с клиентом? Клиентоориентированность.
Какой клиент является наиболее проблемным для компании? Клиентоориентированность.
Каких людей более охотно берут на работу на хорошие должности? Модель успеха.
Каким должен быть идеальный руководитель? Представление о руководителе, оптимальном для кандидата.

 

 

Вербальное и невербальное поведение собеседника.

 

До интервью:

1. Как ведёт себя претендент в ожидании интервью:

- представился ли он;

- молчалив или болтлив;

- зажат или раскован;

- что делает в ожидании интервью.

2. Реакция при встрече с интервьюером:

- характер приветствия;

- характер рукопожатия;

- эмоциональное состояние.

Во время интервью:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.