Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






V. Организация образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС основного общего образования






Новизна стандарта нового поколения образовательной области «Искусство» заключается прежде всего в том, что в нем предлагается развернутое определение целей художественного образования, для которых приоритетом является формирование художественных и культурных компетенций обучающихся, расширение кругозора, развитие образного, ассоциативно-критического мышления, приобретение личностного музыкального опыта, а также выбора путей собственного культурного развития.

Новые задачи, стоящие сегодня перед школьным образованием, значительно расширяют сферу действия и назначение федеральных государственных образовательных стандартов.

Рекомендуется учителям музыки ознакомиться с концепцией, структурой и содержанием ФГОС начального и основного общего образования, а также спланировать повышение квалификации по вопросам внедрения ФГОС в образовательный процесс.

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. ФГОС НОО предусматривает формирование основ учебной деятельности ребёнка – систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

В начальной школе значительное внимание уделяется развитию эмоциональной привлекательности процесса учения, укреплению познавательного интереса, как ведущего фактора успешности образовательного процесса. Включение информационных технологий связано с необходимостью использования в образовательном процессе значительной эффективности познавательной и практической деятельности учащихся.

Учащиеся начальной школы должны научиться воспринимать музыку и размышлять о ней; воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении музыкальных инструментах; импровизировать в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности. Школьники смогут открыто выражать свое отношение к искусству, проявить ценностно-смысловые ориентации, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм.

Изучение музыки в начальной школе направлено:

на формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;

на воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;

на развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности; освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;

на овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.

Основное общее образование должно обеспечивать личностное самоопределение учащихся: формирование нравственной, мировоззренческой и гражданской позиции, профессиональный выбор, выявление творческих способностей учащихся, развитие способностей самостоятельного решения проблем в различных видах и сферах деятельности.

Цели общего музыкального образования осуществляются через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития. Это позволяет реализовать содержание обучения во взаимосвязи с теми способами действий, формами общения с музыкой, которые должны быть сформированы в учебном процессе.

Стратегия целенаправленной организации и планомерного формирования музыкальной учебной деятельности ученика и творческого сотрудничества способствует личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности открыто выражать и отстаивать свою эстетическую позицию; формированию ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований; развитию самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.

Приобщение к шедеврам мировой музыкальной культуры народному и профессиональному музыкальному творчеству способствует формированию целостной художественной картины мира, воспитанию патриотических убеждений, толерантности жизни в поликультурном обществе, развитию творческого, символического, логического мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии, что в целом активизирует познавательное и социальное развитие растущего человека.

Программы отличаются методологическими основаниями, методическими принципами, используемыми педагогическими технологиями, логикой тематического изложения материала, структурой курса. Поэтому при выборе программы необходимо, чтобы концептуальные основы выбранной программы по музыке совпадали с концептуальными основами системы обучения в начальной школе, подходили к психолого-педагогическим особенностям и уровню развития музыкальных способностей детей, обучающихся в школе.

Каждая программа или система имеет свои цели, задачи, принципы и особенности, с которыми можно подробно ознакомиться в пояснительных записках. Подробная информация о современных УМК по предмету «Музыка» (с аннотациями и справочным материалом) представлена на сайтах:

1. http//www.prosv.ru,

2. http//www.drofa.ru,

3. http//www.vgf.ru.

4. https://netedu.ru/

5. https://www.openclass.ru/stories/210094

6. https://my-shop.ru/shop/books/126064.html? partner=00509

7. https://pedsovet.org/component/option, com_mtree/task, viewlink

8. https://window.edu.ru/window/library/pdf2txt? p_id=11303

Преподавание музыки надо рассматривать во всем объеме ее существования как вида искусства, включающего в себя все виды музыкально-творческой деятельности, связанные с единством деятельности композитора, исполнителя, слушателя. Основой преподавания музыки является ее деятельное освоение, на первый план выходит опыт творческой деятельности, который в новом стандарте становится более разнообразным и вариативным. Более того, раздел, связанный с постижением школьниками основ музыкальной культуры и самих произведений искусства, прежде всего, предполагает собственно музыкальную деятельность в ее различных проявлениях как на уроках музыки, так и в процессе участия в музыкально-художественных событиях класса, школы, общественно-значимых проектах. Значение хорового пения как наиболее доступной формы приобщения детей к музыке не только не умаляется, но его функции в рамках целостного урока искусства расширяются.

Активное использование в практике ведущих принципов художественной педагогики и современных педагогических технологий (ИКТ, игровые технологии, развивающие интегрированные технологии и формы интегрированного обучения, исследовательская деятельность, проектная деятельность, комплексные занятия, занятия, объединенные одной сквозной темой, уроки-путешествия, театральные технологии, диспуты, дискуссии и т.д.) помогут учителю успешно осуществлять педагогическую деятельность.

Изучение музыки располагает большими возможностями реальной интеграции со смежными предметными областями (изобразительное искусство, история и обществознание, русский язык и литература, технология и др.). Появляется возможность выстраивания системы межпредметных и надпредметных связей, интеграции основного и дополнительного образования посредством обращения к реализации художественно-творческого потенциала учащихся, синтезу обучения и воспитания, реализуемому в проектной, исследовательской деятельности.

Содержание и методическая концепция учебного предмета «Музыка» позволяют формировать все виды универсальных учебных действий в процессе развития музыкально-творческой деятельности школьников. Вместе с тем, осознание музыкального искусства как особой области культуры, открывающей и сохраняющей главные человеческие ценности, позволяет акцентировать внимание на развитии личностных компетенций учащихся.

Формирование гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, ее народ и историю осуществляется в процессе приобщения детей к отечественной музыкальной культуре – выдающемуся явлению в мировом музыкальном искусстве.

Уважительное отношение к истории и культуре разных народов формируется в ходе знакомства с их национальными музыкальными традициями, выявления общих тенденций развития, взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок.

Воспитание ценностных ориентиров в жизни и искусстве, знакомство с разновидностями социальных ролей и межличностных отношений осуществляется на основе постижения музыкальных произведений разных родов, жанров, стилей музыки. Вхождение в позицию героя, сопереживание его действиям способствует воспитанию у ребенка эмпатии и оказывает непосредственное влияние на построение школьниками собственных жизненных смыслов, целей и перспектив.

Развитию у ребенка диалектического подхода к осмыслению явлений жизни способствует наблюдение за становлением музыкальных образов во времени, их сопоставлением, столкновением, преобразованием в ходе развертывания музыкальной драматургии.

Формирование эстетического отношения к миру, стремления к гармонии и красоте обеспечивается приобщением к вершинным достижениям отечественной и мировой музыкальной культуры в исполнении выдающихся музыкантов, лучших музыкальных коллективов России и мира.

В учебниках по музыке предусмотрены разнообразные задания на формирование у школьников универсальных познавательных действий:

сравнение и классификация музыкальных явлений на основании избранных критериев, анализ музыкальных явлений с целью выделения существенных признаков, синтез, составление целого из частей, поиск оснований целостности музыкального произведения, определение причинно-следственных связей различных этапов «музыкальной истории» произведения, построению логической цепи рассуждений, выведению доказательства;

выдвижение гипотез и их обоснование. Свобода ориентации учащихся в музыкальном произведении достигается посредством оперирования разными типами тесно связанных между собой моделей: пластической, графической, вербальной, знаково-символической.

Данные модели позволяют школьникам выделять существенные характеристики изучаемой музыки, сравнивать различные фрагменты звучания произведения, выявлять своеобразие этапов развития музыкальной драматургии, свободно оперировать разными вариантами звучания тем-образов, формируя у школьников умение подробно, тезисно, выборочно передавать содержание музыки в разных видах музыкальной деятельности.

Формирование у школьников коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивается содержанием учебного материала и системой методов организации учебных занятий школьников. Созданию атмосферы сотрудничества и взаимопомощи способствует изучение музыкальных произведений, в которых люди совместными усилиями отстаивают главные ценности жизни: свободу и независимость своего народа, родной земли, счастье родных и близких.

Методика работы предусматривает взаимодействие между учащимися:

в предварительном обсуждении того или иного вопроса перед принятием решения всем классом;

в объединении усилий при выполнении творческого задания («разыграйте с ребятами в классе…», «инсценируйте фрагмент оперного действия», «исполните фрагмент симфонии» и др.);

в совместном поиске ответа, требующего догадки;

в коллективно-распределительной деятельности при работе в группах;

в проведении экспериментов, заданий, направленных на выработку привычки прислушиваться к мнению одноклассников («напой ребятам в классе сочиненную тобой мелодию, поймут ли они тебя?», «сравни свои варианты мелодии с композиторскими», «найдите с ребятами в классе подходящие движения …») и т.д.

В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить ключевые блоки: личностные действия, познавательные действия, регулятивные действия, коммуникативные действия, знаково-символические действия.

Личностные учебные действия по предмету «Музыка» выражаются в стремлении реализации своего творческого потенциала, готовности выражать и отстаивать свою эстетическую позицию; в формировании ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований, развитии самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.

В изучении предмета «Музыка» учащимся важно ясно представлять цель предмета, а именно, что музыкальное произведение, представляющее настоящее искусство, – это мысль, выраженная в виде звуков, которая провозглашает духовно-нравственные ценности человечества. Именно это составляет сущность регулятивных действий по музыке.

Познавательные универсальные действия включают в себя приобщение к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному, профессиональному музыкальному творчеству – способствуют формированию целостной художественной картины мира, воспитанию патриотических убеждений, толерантности жизни в поликультурном обществе, развитию творческого, символического, логического мышления, воображения, памяти и внимания, что в целом активизирует познавательное и социальное развитие учащегося.

Коммуникативные учебные действия по предмету «Музыка» формируют умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

VI. Рекомендации по составлению рабочей программы и тематического планирования

по учебному предмету «Музыка»

В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»«…педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой».

Согласно «Исчерпывающему перечню отчетов и информаций, представляемых педагогическими работниками муниципальных общеобразовательных учреждений области» (утвержденному приказом департамента образования Белгородской области от 28 марта 2013 года № 576) структура рабочей программы по предмету определяется ФГОС ООО и утверждается локальным актом образовательной организации.

Рабочие программы по предметам необходимо разрабатывать на срок действия основной образовательной программы (нормативный срок освоения основной образовательной программы начального общего образования – 4 года, основного общего образования – 5 лет, среднего общего образования – 2 года). То есть, нет необходимости обновлять рабочие программы по предметам ежегодно полностью, целесообразно обновлять ежегодно календарно-тематическое планирование как составной части той или иной рабочей программы. (Письмо департамента образования Белгородской области от 11.02.2014 № 9-06/789«Об основных образовательных программах общего образования»).

Образовательная организация вправе распределять полномочия по разработке рабочих программ. Экспертиза рабочих программ происходит на уровне образовательной организации.

При разработке рабочей программы учитель ориентируется на государственные стандарты (ФК ГОС или ФГОС), примерные программы и рабочие программы авторов УМК.

Структура программ отдельных учебных предметов в составе основной образовательной программы основного общего образования образовательной организацииопределена пунктом 18.2.2. ФГОС ООО.

Согласно письму департамента образования Белгородской области (от 11.02.2014 № 9-06/789 «Об основных образовательных программах общего образования») «Кроме того, авторские программы учебных предметов, разработанные на основе примерных программ, могут рассматриваться как рабочие программы. Вопрос о возможности их использования в структуре основной образовательной программы так же находится в компетенции образовательной организации».

Обращаем внимание, что в соответствии с приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 года № 1576, 1577, 1578 внесены изменения в федеральные государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего, среднего общего образования.

В целях снижения административной нагрузки педагогических работников общеобразовательных организаций, минимизировано количество разделов рабочих программ учебных предметов (было – 8, стало - 3). Основными элементами рабочей программы учебного предмета, курса, в соответствии с подготовленными изменениями, являются:

- планируемые предметные результаты освоения учебного предмета, курса;

- содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;

- календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Календарно – тематическое планирование является одним из самых важных компонентов рабочей программы, так как позволяет распределять весь учебный материал в соответствии с учебным планом и годовым учебным графиком работы школы.

Календарно-тематическое планирование разрабатывается на учебный год. Планирование по полугодиям или четвертям (триместрам) нецелесообразно, так как не позволяет спланировать, обеспечить и проконтролировать прохождение обучающимися рабочей программы в полном объеме.

Календарно-тематический план должен содержать информацию о разделах и темах программы с указанием объема отводимых на их реализацию учебных часов; темы уроков в рамках прохождения тем и разделов программы, темы практикумов и лабораторных уроков; темы уроков контроля результатов усвоения обучающимися программного материала. Поурочное распределение учебного материала осуществляется последовательно. Примерные сроки прохождения учебных тем указываются по календарю текущего года.

В каждом отчетном периоде (четверть, семестр, полугодие) календарно-тематический план рабочей программы должен быть соотнесен с классным журналом и отчетом учителя о прохождении программного материала. В случае их расхождения учитель обосновывает и вносит изменения в календарно-тематический план, обеспечивая условия для прохождения программы в полном объеме за меньшее или большее количество учебных часов.

Следует также обратить внимание, что календарно-тематическое планирование, как правило, отличается от предложенного в авторской программе примерного планирования, так как учитель имеет свою авторскую позицию о распределении учебного материала в рамках содержательного раздела, о порядке изучения раздела, о распределении учебных часов внутри раздела и т.д. (В.Ф. Солдатов, И.А. Фоменко Методические рекомендации по составлению программ по предмету в составе основной образовательной программы и рабочих программ общеобразовательных организаций. – М., 2014 год)

При составлении рабочей программы по музыке необходимо учитывать национальные, региональные и этнокультурные особенности своего региона и конкретной образовательной организации в следующих частях: пояснительной записке, тематическом планировании, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса, описание учебно – методического обеспечения.

Рабочие программы по музыке должны быть приведены в соответствие с утвержденными изменениями к началу учебного года.

 

Примерная структура календарно – тематического планирования предмета «Музыка»

 

№ урока Тема урока Содержание, музыкальные пр-ия Характеристика деятельности учащегося.   Планируемые результаты Оборудо вание и материалы ЭОР Дата прове дения Дом.задание  
Предметные   Метапред метные   Личностные    
По плану Факти чески  
                       

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.