Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предпосылки и основания движения советских гражданских правоотношений






ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКТ

1. Под основаниями и предпосылками возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений по­нимается определенный комплекс различных по характеру явлений, взаимодействие которых влечет за собой движение гражданского правоотношения (прав, обязанностей). В юри­дическом аспекте предпосылки и основания движения право­вых связей могут быть подразделены на три основных кате­гории: 1) нормативные предпосылки; 2) правосубъектные предпосылки и 3) фактическая основа возникновения, измене­ния и прекращения гражданских правоотношений.

К нормативным предпосылкам относятся различные нор­мы права, которыми устанавливается правовое регулирова­ние общественных отношений. В нормах права закрепляется общая мера известного (возможного или/должного) поведе­ния лиц в определенных условиях^ при соответст­вующих обстоятельствах. Правосубъектные предпосылки складываются из право- и дееспособности субъектов — участ­ников гражданских правоотношений.

Что касается фактической основы движения гражданских правоотношений, то она состоит из юридических фактов, под которыми понимаются факты реальной действнтельности, с наличием или отсутствием которых нормы гражданского пра­ва связывают юридические последствия, то ccil возникнове­ние, изменение или прекращение гражданских прав и обя­занностей (гражданских правоотношений) у правосубъект­ных ЛИП

Научное понимание социальных явлений в целом и совет­ских социалистических гражданских правоотношений, осно­ваний и предпосылок их движения, в частности, пе может быть почерпнуто, выведено из узкого замкнутого круга юри­дических категорий, вне связи с материальной основой, с ма-


териальными факторами развития и движения общественных отношений. Марксистско-ле/шнская социология исходит из того, что «...правовые отношения, как и формы государства не могут быть поняты ни из самих себя, ни из так называе­мого всеобщего развития человеческого духа...»1.

Понятно, что приведенное положение относится не только к проблеме генезиса права и правовых отношений, оно имее! свое основополагающее значение и для анализа оснований и форм движения правоотношений как особых идеологических отношений.

Определяющая роль материальных факторов, и прежде всего производственных (экономических) отношений, в обще­ственном развитии находит свое выражение в различных по форме и содержанию явлениях. Материальные производствен­ные отношения определяют не только сущность права дан­ного государства, его социальную направленность ц задачи юридической надстройки в целом, но также оказывают свое определенное воздействие на динамику правовых, в частно­сти гражданских правоотношений. Данное положение нахо­дит свое обоснование наряду с иными моментами также и в том, что значительная часть гражданско-правовых отноше­ний выступает в качестве юридической формы определенных производственных, экономических отношений. Форма же оп­ределяется содержанием и должна соответствовать послед­нему.

При разрешении проблемы динамики гражданско-право­вых отношений в целом, равно как и предпосылок и основа­ний их движения, в частности, не следует допускать смеше­ния идеологической формы и материального содержания со­ответствующих общественных связей и отношений, допускам смешения материальных и юридических оснований и предпо­сылок возникновения, изменения и прекращения советских •социалистических гражданских правоотношений. При этом нельзя ни абсолютизировать надстроечные, в частности пра­вовые формы, и их значение в динамике правоотношений, ни. наоборот, объяснять динамику этих отношений непосредст­венно развитием производства, ибо, во-первых, последнее воз­действует на надстройку через производственные отношения, и, во-вторых, надстроечные явления обладают относитель­ной самостоятельностью, что позволяет им оказывать обрат­ное воздействие на материальное развитие общества.

2. Чтобы жить, человек должен иметь материальные бла­га, которыми удовлетворяются его самые насущные потреб­ности: пищу, одежду, обувь, жилище и др. Человек не мо­жет взять эти блага в их готовом виде у природы, поэтому он должен в процессе труда приспособить те или другие пред-

1 К Маркс и Ф. Энгельс, Соч т XII ч Г. стр 6


меты природы к удовлетворению своих, прежде всего мате­риальных потребностей. Но так как отдельный человек не может создавать все необходимые ему материальные блага, то он должен (в соответствии с существующим разделением труда) вступать в определенные от его воли независящие про­изводственные отношения, то есть отношения в процессе про­изводства и обмена материальных благ. Принимая участие в общественном производстве, живя в обществе друптх людей, человек приобретает ряд общественных, духовных, немате­риальных потребностей. Для удовлетворения этих потребно­стей, а точнее для получения соответствующих благ в целях удовлетворения потребностей человек также должен всту­пать в опр_еделснные общественные отношения.

Но каждое новое поколение не вольно в выборе тех обще­ственных, и прежде всего производственных отношений, в ко торые приходится вступать его представителям, поскольку указанные отношения составляют продукт общественного развития предшествующей эпохи, продукт жизни предшест­вующих поколений. Попытка отдельного человека изменить существо складывающихся в данном обществе отношений не будет иметь успеха, поскольку и характер, и природа, и сущ-" ность общественных отношений определяются в конечном счете господствующими формами собственности данной со­циально-экономической формации.

Общественное распределение собственности на орудия и средства производства будучи, с одной стороны, результатом общественного развития, в то же время, с другой стороны, служит материальной основой складывающихся отношений в процессе производства и обмена материальных благ. И на­сколько бы отдельный человек не был убежден, что он сам произвольно ставит перед собой те или другие цели, сам про­извольно вступает в те или другие отношения, что решаю­щим является именно его желание, его убеждение останется односторонним идиллическим отражением реальной действи­тельности. «На деле цели человека, — учит В. И. Ленин, -порождены объективным миром и предполагают его, — нахо­дят его, как данное, наличное. Но кажется человеку, что его цели вне мира взяты, от мира независимы («свобода»)»1.

Детерминированность поведения человека, обусловлен­ность его воли внешними условиями не исключают материа­листического понимания свободы воли человека, индиви­дуальных форм ее реализации, присущих данной личности и для нее характерных. Но как бы ни была та или другая личность индивидуальна, своеобразна, она, как и всякая Другая «средняя» личность, должна питаться, одеваться, иметь более или менее сносное жилище и т. д.

1 Е. и, Ленин. Философские тетради, Гос поли т и я да т. 1947. стр 162—163


Маркс, анализируя в «Капитали» категорию стоимости показывает, что именно вещи, определенные блага удовлет воряют человеческие потребности, а не сами по себе те отно шения, в которые лицо вступает в качестве товаровладельца При этом Мар_кс отмечал, что «природа этих потребностей, — порождаются ли, напр., последние желудком или фанта­зией, — ничего не изменяет в деле. Дело также не в том, как именно удовлетворяет данная вещь человеческую потреб­ность: непосредственно ли, как жизненное средство, т. е как предмет потребления, или окольным путем, как средствг производства»1.

Следовательно, удовлетворение прежде всего материаль­ных потребностей служит той конечной целью, к достижению которой человек сознательно (а в некоторых случая;: и бес­сознательно) стремится,

Потребность выступает как внутренняя «пружина», но буждающая человека к действиям, а удовлетворение той или иной потребности есть уже определенный результат действий Потребность порождает желание, первый шаг к реализации которого требует прежде всего постановки цели, выбора средств, организации действий по достижению цели. Интерес-

1 К. Маркс, Капитал, т. I, Го спо лит из дат. 1949. стр. 41 В связи с изложенным выше следует признать более чем спорной трактовку вопроса о месте материальных благ и роли лиц, достав ляющих эти блага в процессе удовлетворения материальных и ины> потребностей, когда считают, что социалистические организации как таковые могут непосредственно удовлетворять потребности членов нашего общества.. В частности, Р О. Халфина среди групп общественных отношений, регулируемых правовым институтом до говора, выделяет «отношения, возникающие при непосредственном удовлетворении социалистическими организациями материальных и культурных потребностей граждан» (Р. О. X а л ф и и а, Значении и сущность договора в советском социалистическом гражданском пра ве издательство Академии наук СССР, 1954, стр. 6). В качестве примера такого непосредственного \довлетиорения потребностей со­ветских граждан социалистический организациями Р, О, Халфшы приводит удовлетворение жилищных нужд трудящихся органами жилищного хозяйства, предоставляющими жилые помещения по до говору найма. В другой работе, посвященной проблеме права личной собственности, тот же автор пишет, что «...ряд потребностей граждан удовлетворяется социалистическим государством непосредственно в безвозмездном порядке» (Р. О. Халфина. Право личной собствен ности граждан СССР, издательство Академии наук СССР, 1955 стр. 3). Возникает, естественно, вопрос, разве материальная потреб ность в жилье может быть удовлетворена чем-либо иным, кроме наг-соответствующим жильем, находящимся в обладании лица? Може! ли социалистическая организация или такое политическое учрежде пке, как государство, непосредственно (как эго полагает Р. О. Халфина) удовлетворять потребности граждан'1 По нашем} мнению, будет более правильным вести речь о том, что социалисти­ческие организации Обеспечивают, доставляют в соответствующих случаях определенные материальные блага, которыми и удовлетво­ряются известные материальные и иные потребности граждан и дру гих социалистических организаций.


но отметить, что К. Маркс, рассма! ривая категорию потреби­тельной стоимости, приводит следующие слова Барбона о соотношении потребностей и желаний- «Желание предпола­гает потребность, это аппетит духа, и он присущ ему столь же естественно, как голод телу...»1. Так что прежде чем че­ловек начнет действовать в направлении достижения опреде­ленной йсля, он сталкивается с объективной необходимостью удовлетворения потребности. Желание в данном отношении представляет собой субъективное психологическое снражеиие соответствующей реальной потребности.

Но для того чтобы удовлетворить ту или другую потреб­ность, еще мало одних желаний. Для этого нужно иметь волю к тому, чтобы заставить прежде всею себя пойти по ттаме-ченному пути, заставить себя использовать те средства, кото­рые «подсказало» мышление, нужно действовать. I/ Однако, начав действовать, лицо, так как оно находится в обществе и вступает в общественные отношения, должно сообразовывать свое поведение с теми порядками и нормами. которые существуют в данном обществе. Поскольку же речь идет о классовом обществе, в котором существует государ­ство и право, поведение лица должно соответс! вовать прави­лам, установленным или санкционированным господствую­щим классом, то есть нормам права. Оказавшись в сфере действия норм той или другой отрасли существующего в дан­ном государстве права, поведение лица приобретает юриди­ческое значение, становится юридическим фактом.

Необходимость совершения ге.х лли других действий в оп­ределенных рамках, в определенных формах отличался от той материальной необходимости, которая толкает человека к действиям в целях поддержания его жизни. Это — юриди­ческая необходимость, установленная законом государства и опирающаяся на государственный авторитет, а в отдельных случаях и па принуждение со стороны государства

Совершая юридически значимые действия, лнвд стано­вится участником гражданско-правовых и иных отношений Посредством его же действий (в определенных случаях дей­ствий других лиц или же определенных явлений природы) соответствующие правовые связи могут быть изменены или устранены. Последнее, как правило, имеет место при испол­нении соответствующей юридической обязанности стороной. на которой эта обязанность лежи!.

Рассматривая проблему движения гражданских правоот­ношений в советском обществе, предпосылок их динамики, нельзя ограничиваться перечнем правовых категорий (норма права, юридический факт и правосубъектность), нужно не упускать из поля зрения и материальные предпосылки. К по-

1 К Маркс. Напитал, т. I. Го с Политиздат. 1949. стр 4J.

О


следним следует отнести материальные и духовные потребно­сти человека, создающие объективную необходимость его действий и, в частности, вступления в определенные общест­венные отношения, которые в классовом обществе регламен-' тированы правом.

Приведенное положение не должно быть истолковано в том смысле, что потребности человека и производственные отношения, в которые он вступает, имеют полную самоопре-деляемость и не зависят от иных факторов материального развития общества. Потребности человека, с одной стороны, и производственные отношения, с другой стороны, сами являют­ся продуктами исторического социального развития, в кото­ром определяющее значение принадлежит формам собствен­ности.

Производственные отношения и их материальная осно­ва — собственность, прежде всего собственность на орудия и средства производства, —• находят свое отражение во всей ма­териальной и -духовной жизни общества, в том числе и в со­держании государственных установлений, в нормах права.

Таким образом, б^ижайщвд_ма1ердальные предпосылки движения советских социалистических " Гражданских правоотношений -- это потребhocthjih_ii__h__те_пр.оизБОдствен-ные (экономические) ойкшеш^ в^отярЪ1е.пни_ вступают для получения соответствующих материальных, и иных благ в це­лях удовлетворения своих., потребностей. При этом не имеет значения, идет ли речь об удовлетворении материальных или духовных потребностей, потребностей отдельного человека или коллектива, естественных потребностей или потребностей производства.

Однако поскольку речь идет о предпосылках движения советских социалистических гражданских п р а в о о т н о ui е-ний, никогда щ. следует забывать, что эти материальные предпосылки сами по себе не могут ни создать, ни прекратить какой-либо юридической связи между субъектами права. Удовлетворение той или другой потребности, а точнее доставление определенных материальных или духовных благ, необходимых для удовлетворения соответствующей потребно­сти, выступает в качестве цели правоотношения, которое является одним из средств правового обеспечения оп­ределенного поведения соответствующих лиц. Материальные предпосылки, создавая соответствующую материальную осно­ву.движения гражданских правоотношений, еще не влекут сами по себе возникновения, изменения или прекращения на­званных отношений. Для этого, кроме того, нужны соответ­ствующие правовые предпосылки и основания! Что касается этих юридических предпосылок, то, как указывалось выше, они /складываются из определенного комплекса правовых явлений — нормы права. правосубъектности и ториди-

Ю


ческих фактов, |? Роль и значение каждой из названных юри­дических предпосылок в движении гражданско-правовых связей не одинаковы, и потому необходимо выяснить перво­начально раздельно, а затем в общем комплексе место нор­мы права, правосубъектности и юридических фактов в воз­никновении, 'изменении и прекращении советских социалисти­ческих гражданских правоотношений.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.