Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Реализация проекта.






 

Для решения поставленной задач были созданы особые условия, развивающая среду, которая обеспечила детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.

В книжном уголке разместили книжки - игрушки с иллюстрациями к потешкам; иллюстрации картинок к потешкам для детей раннего возраста. Книжки-малышки «Колобок», «Теремок», «Курочка ряба», «Игрушки» А. Барто. Есть серия книг «Первые шаги от 0 до 3 лет», где представлены потешки, чистоговорки, прибаутки, колыбельные песенки и т.д. для детей раннего возраста, брошюра «Детские песенки и потешки» из серии «Маленький гений». Стараемся чтобы книжный уголок по обновлялся новыми книгами. Здесь же поместили маски животных- курочка, петушок, кошечка, собачка; пальчиковый театр-«Теремок», «Репка»; рукавичковый театр- «Колобок», «Курочка Ряба». Дидактические игры этих же произведений, использование фланелеграфа(иллюстрации к потешкам)- «Наша Маша маленька...», «Жили у бабуси два веселых гуся» и т. д. Всё это привлекает внимание детей.

В театральном уголке поместили фигурки персонажей знакомых потешек, прибауток, сказок, разные виды театров дидактические настольно-печатные игры по мотивам этих же произведений.

Особую значимость фольклор приобретает в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период адаптации к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Поэтому мы подбирали потешки, которые помогали установить контакт с ребенком, вызывали у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку - воспитателю. Ведь многие потешки позволяют вставить любое имя, не изменяя содержание

Вся работа с детьми раннего возраста была проведена через интеграцию, то есть, через все виды деятельности.

Ознакомление с фольклором осуществляется в повседневной жизни в режимных процессах (одевание, умывание, укладывание спать); на специальных занятиях – по ознакомлению с фольклорными произведениями; на других видах занятий; в игровой деятельности. развитию мелкой моторики способствуют игры-потешки

– Пальчик-мальчик,

Где ты был? –

С этим братцем –

В лес ходил.

С этим братцем –

Щи варил.

С этим братцем –

Кашу ел.

С этим братцем –

Песни пел!

Потешки «Ладушки», «Сорока-белобока», «Тюшки-тютюшки», «Коза рогатая» побуждают дитя к движению, манипуляции руками, пальчиками, эмоциональному переживанию [25, c.34].

Произведения детского фольклора широко используются при проведении режимных процессов. Под звуки нежных ласковых песенок малыш легче проснѐ тся. После сна можно рассказывать потешку и гладить ручки, ножки ребенка, помогая ему проснуться. Можно принести в спальню игрушечного петушка и потихоньку будить детей, рассказывая потешку:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка.

Что ты рано встаешь,

Голосисто поешь,

Деткам спать не даешь?

Следущая потешка настроит детей на бодрящую гимнастику после сна:

Рано солнышко встает,

На зарядку всех зовет.

Если ребенок плачет, можно его успокоить:

Не плачь, не плачь, детка,

Прискачет к тебе белка

Принесет орешки –

Для тебя потешки [30, c.12]

С помощью этих потешек можно отвлечь ребенка, успокоить, тем самым создать положительный эмоциональный настрой:

Не плачь, не плачь,

Куплю калач

Не плачь, дорогой,

Куплю другой.

Не плачь, не реви,

Куплю тебе три! [27, c.16]

При формировании навыков самообслуживания и гигиены используются произведения фольклора. Например, обучая мыть руки, воспитатель показывает, как надо заворачивать рукава, намыливать руки, смывать мыло, вытираться насухо полотенцем. При этом, чтобы вызвать радостное настроение, процесс можно сопровождать словами:

Чистая водичка

Моет Саше личико,

Анечке – ладошки,

А пальчики – Антошке.

Все это помогает малышам запомнить и последовательность процедуры, и веселую потешку.

Чтобы процесс одевания и раздевания стал приятным для ребенка, чтобы поощрить малыша к самостоятельности, можно прочесть соответственно действию потешку, называя имя ребенка:

Танечка маленька,

На ней шубка аленька,

Опушка бобровая,

Танюша чернобровая.

Знакомство с потешками надо начинать с рассказывания картинок, иллюстраций (Ю.Васнецов), игрушек. Дав рассмотреть детям игрушку, рассказать о персонаже потешки, о его особенностях. Объяснить детям значение новых слов, услышанных в потешке; хорошо, когда у детей уже сформировано представление о рассказываемом животном в потешке: «киска», «конь», «козлик», «курочка», «котик», «коровушка» и т.д. Ранний и младший возраст обладает особой благодатной восприимчивостью [15, c.20].

Малыш учится ориентироваться в окружающем мире. Вот почему полезно подбирать произведения, в которых описываются действия человека или действия животных, действующих как человек:

Собака на кухне

Пироги печѐ т.

Кот в углу

Сухари толчѐ т.

Кошка на окошке

Платье шьѐ т.

Курочка в сапожках

Избу метѐ т.

Можно предложить ребенку повторять те звуки, которые издают герои народной прибаутки:

Говорят, говорят у нас так:

Курочки на улочке – кудах-тах-тах,

Свинки у осинки – хрю-хрю-хрю,

Овечки у речки – бе-бе-бе,

Козочки у лозочки – ме-ме-ме,

Коровки у дубровки – му-му-му,

Конюшки у горушки – и-го-го [25, c.13].

Одно из назначений фольклора – подготовить ребенка к познанию окружающего мира в процессе игры, которая становится незаменимой школой физической и умственной подготовки, нравственного и эстетического воспитания. Именно прибаутки, не отрывая ребенка от «искания радости», дают обширную сумму знаний, обеспечивают их прочное запоминание, приводят к пониманию причинно-следственных связей, их сложности и опосредованности, что все предметы и явления взаимосвязаны и взаимозависимы.

Произведения детского фольклора обеспечивают относительно безболезненное «преодоление страха», необходимое для формирования и самоутверждения.

Педагог использует фольклор в своем общении с детьми, для установления контакта детей друг с другом:

– Познакомьтесь, дети, ваш новый друг:

Красные кафтанчики,

Синие карманчики,

На дубу они сидят,

Меж собою говорят

Все про Галеньку,

Все про маленьку.

Для знакомства детей с различными природными явлениями, установлению определенных закономерностей в окружающем мире можно использовать заклички. Например, «Дождик, дождик, пуще! Будет трава гуще!». Дождик, дождик, полно лить, Малых детушек мочить!», «Солнышко-ведрышко, Взойди поскорей, Освети, обогрей Телят да ягнят, Еще малых ребят!», «Ой, ты, радуга-дуга, Не давай дождя, Давай солнышка-колоколнышка!» [8, c.6]

При игре мы рассматривали с детьми разные сюжетные картинки, старались комментировать эти картинки так же стихами или потешками. Детям это очень нравится и они с удовольствием рассматривают картинки, повторяя за воспитателем слова и просят вновь повторить игру.

При разучивании потешки «Кисонька- мурысонька» сопровождали слова определенными действиями. Дети старались копировать эти действия, интонацию обращения, ответа. Вариантность их действий была связана с особенностями индивидуальной восприимчивости, эмоциональности. Для того, чтобы дети могли наглядно представить себе жесты, мимику, позу того или иного персонажа потешки, песенки, прибаутки, почувствовать свое отношение к нему, мы используем «живые картинки». Подобные «живые картинки» позволяют правильно понять и эмоционально передать содержание той или иной потешки.

Чтобы потешки, песенки прочно вошли в жизнь ребенка, старались каждому из детей помочь осознать её содержание. Мы не просто читали ту или иную потешку или песенку, а продумывали в какой форме преподнести, чтобы как можно сильнее воздействовать на чувства ребенка, вызвать эмоциональное отношение к персонажам. Вносили шапочки персонажей, яркие игрушки, картинки.

В своей работе мы используем музыкальные аудиодиски, где представлены песенки- игры, которые порадуют малышей и окажут положительное влияние на их сенсорно- моторное и эмоциональное развитие. Выполняя подражательные действия под музыку, дети получают возможность лучше осознавать различные ситуации и роли, развивают крупную и мелкую моторику и речь, а музыкальное сопровождение развивает музыкальный слух и память. Подвижные игры с песенками учат малышей быстро принимать решения, взаимодействовать с другими и добиваться успеха. Эти игры можно использовать во всех режимных моментах. Вот игры- приветствия: «Начнём урок», «Все на ножки становитесь», «Ну-ка все встали в круг», «Хлоп», «Носик, где ты?» и т. д. Игры – прощания: «Всем домой пора», «Прошёл урок» и т. д.

На занятиях по конструированию дети строили домики- теремки, и при обыгрывание постройки отвечали на вопросы: «кто постучался в твой теремок?», «как он просится жить в домик?», «что он стал делать там?», старались, чтобы ребенок отвечал словами из сказки.

Для более успешной работы разработали цикл занятий-игр с использованием русского фольклора и худ. слова такие как: «Петушок, петушок золотой гребешок»; «Путешествие на автобусе»; «Как у нашего кота...».

Активно использовали дидактические упражнения «Узнай и назови», «Заводные игрушки», настольно-печатные игры по мотивам этих же произведений («парные картинки», «подбери такую же картинку», «лото», «разрезные картинки»), игры-инсценировки, например: «Репка».

Для работы с родителями воспитанников подобрали информацию в родительский уголок: «Учимся умываться» с использованием фольклора; изготовили папки- передвижки и памятки «Играем пальчиками и развиваем речь»; «Вы – первый учитель»; «Как общаться с детьми» и др.

Провели родительское собрание, тему собрания выбрали сами родители: «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста», где родителям давались рекомендации, как формировать культурно- гигиенические навыки через использование игровых приемов и художественного слова.

Родители оформили альбом - потешек «Наша Маша маленька...».

Для педагогов подготовили и провели «Мастер - класс» по теме: «Привлечение родителей к воспитанию культурно- гигиенических навыков у детей раннего возраста посредством использования игровых приемов и художественного слова».

Продукты проектной деятельности были ярко и красочно оформлены педагогом и родителями (картотека игр, альбом потешек, книжка-игрушка).

Дети с удовольствием рассматривают красочный альбом, сделанный родителями и книжку- игрушку, где красочные иллюстрации со знакомыми персонажами. Впервые годы жизни ребенок почти все время находится в окружении самых близких людей, и только в совместной работе с родителями можно развивать интерес и любовь к богатству и красоте всего, что его окружает.

Ранний период жизни ребенка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. Прекрасно, если взрослые наполняют жизнь ребенка светом добра и ласки, если способны обогатить среду, в которой он растет. Мы считаем, что народно - поэтическое слово может и должно обогатить эту среду. В результате общения с фольклором ребенку передается его настроение и чувства: радость, тревога, сожаление, нежность. Значит, наш проект действует, этот опыт показывает, что целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора создает необходимые основы для овладения разными видами деятельности, помогает овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественной деятельности. А также дети намного легче и с большим удовольствием усваивают все навыки самообслуживания и гигиены. Результатом нашей работы являются положительные эмоции, веселое, бодрое настроение наших детей, которое помогает развивать память, воображение, мышление, дает возможность побегать, попрыгать, т.е. всесторонне развивает ребенка, что важно для развития коммуникативных навыков.

 

 

Заключение.

 

В наше время повсеместно наблюдается процесс упрощения, оскудения русского языка, исчезают его красота, образность. Исключительно мал и примитивен словарный запас большинства взрослых и детей. Ребёнок во многом зависит от взрослых. Прекрасно, если взрослые наполняют жизнь ребёнка светом добра и ласки, духовно обогащают среду, в которой он растёт, закладывают предпосылки высоких человеческих начал. Большая роль в развитии и обогащении речи детей отводиться устному народному творчеству. Фольклор любовно и мудро поучает дошкольника, приобщает его к высокой моральной культуре своего народа

Приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Постепенно у детей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, способность к овладению родной речью.

С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

Фольклор для детей созданный взрослыми включает в себя колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказочки. Это первые художественные произведения, которые слышит ребенок.

Малые фольклорные жанры дают возможность познакомить детей с животными, которых они видели только на картинке, формируют представления о диких животных, птицах и их повадках, детей понимать «доброе» и «злое», проявлять заботу, великодушие к природе, дают детям уроки нравственности, трудолюбия, доброты, дружбы, взаимопомощи

Знакомство с малыми фольклорными жанрами обогащает чувства ребенка, речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Припевками, песенками, потешками издавна пользуются для воспитания детей, особенно самых маленьких, для того, чтобы привлечь их внимание, успокоить, развеселить, поговорить.

В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас, учат малыша слушать.

Прекрасно выявлена роль народного творчества в становлении детской деятельности, и прежде всего в игре, в действиях с игрушками. Трудно найти более ценный материал для развития художественного восприятия, чем увлекательные русские сказки, выразительные песни, красочные предметы декоративно-прикладного творчества. Впечатления, полученные от их восприятия. Отражаются в самостоятельном словесном, песенном, изобразительном творчестве ребенка.

Таким образом, использование в работе с детьми раннего возраста произведений малых фольклорных жанров создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.

 

 

Список используемой литературы.

 

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. М.М. Алексеевой. – М.: Изд. центр «Академия», 2007. – 215 с.

2. Аникин В.П., Гусев В.Е., Толстой Н.И. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре / В.П. Аникин, В.Е. Гусев, Н.И. Толстой. – М.: Художественная литература, 2001. – 346 с.

3. Арушанова А.Г., Дурова Н.В., Иванкова Р.А., Рычагова Е.С. Истоки диалога: Книга для воспитателей / Под ред. А. Г. Арушановой. – М.: «Мозаика – Синтез», 2005. – 187 с.

4. Арушанова А.Г., Юртайкина Т.М. Формы организованного обучения родному языку и развитие речи дошкольников // Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников / Под ред. А.М. Шахнаровича. – М.: Педсистема, 2003. – 90 с.

5. Бизикова О. А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008. – 97 с.

6. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология: Учебное пособие для учащихся пед. училищ по специальности «Дошкольное воспитание» и «Воспитание в дошкольных учреждениях». - М: Просвещение, 2000 г. - 334с.

7. Генинг М.Г., Герман Н.А. Воспитание у дошкольников правильной речи: Пособие для воспитателей детских садов / Под ред. М.Г. Генинга. – Чебоксары, Чувашское книжное издательство, 2007. - 128 с.

8. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации / В.В. Гербова. – М.: «Мозаика – Синтез», 2005. – 167 с.

9. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспекты. Книга для воспитателей детского сада / О.С. Ушакова, А.Г. Арушанова, Е.М. Струнина, Т.М. Юртайкина / Под ред. О. С. Ушаковой. – М.: Изд-во «Совершенство» 2009. – 384 с.

10. Иваненко А.П. О комплексном подходе обучения детей родному языку (в условиях детского сада) // Формирование творческой активности дошкольников / А.П. Иваненко. - Запорожье, Литература, 2009. -200с.

11. Иванова О.А. Учимся читать художественную литературу / О.А. Иванова. - М.: Школьная пресса 2004. – 127 с.

12. Князева О.К., Маханёва Л.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры / О.К. Князева, Л.Д. Маханева. - Санкт - Петербург.-Детство –Пресс, 2000. – 194 с.

13. Кравцов Н.И. Проблемы теории фольклора / Н.И. Кравцов. - М.: Издательство «Наука», 2005. – 284 с.

14. Логинова В.И. Формирование словаря // Развитие речи детей дошкольного возраста / Под. ред. Ф.А. Сохина – М.: Альфа, 2010.- 206 с.

15. Ляховская Ю.С. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ю.С. Ляховской. - М.: Издат. Центр «Академия», 2009. – 280 с.

16. Мельников М.Н. Русский детский фольклор / М.Н. Мельникова. - М.: «Мозаика-Синтез», 2009.- 239 с.

17. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Под ред. Л.П. Федоренко. – М.: Молодая гвардия, 2010. – 240с.

18. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – М.: «Мозаика-Синтез» 2009г.- 160 с.

19. Павлова Л.Н. Знакомим малыша с окружающим миром / Л.Н. Павлова. - М.: Академия, 2007. – 183 с.

20. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий / Под.ред. О.С.Ушаковой. – М.: ТЦ «Сфера», 2002. -144с.

21. Стародубова Н.А Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений / Н.А. Стародубова.- М.: Академия, 2006.- 256с.

22. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): пособие для воспитателей дет. сада / Под ред. Ф.А. Сохина. - 5-е изд. - М.: Литература, 2011. - 159 с.

23. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Красная изба / М.В. Тихонова, Н.С. Смирнова - СПб.: Детство - Пресс, 2000. – 219 с.

24. Усова А.П. Обучение в детском саду / Под ред. А.В. Запорожца. - М.: Альфа, 2010.-168с.

25. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду / А.П. Усова. - М.: Красная гвардия, 2000. – 167 с.

26. Ушинский К. Д. Избр. печ. соч. / К.Д. Ушинский - М.: Университет, 2012. - 380 с.

27. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольников / Е.а. Флерина. - М.: Молодая гвардия, 2004. – 146 с.

28. Новицкая М. Фольклорная школа / М. Новицкая // Дошкольное воспитание. - 2003.-№9. – С.22.

29. Орлова Н. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми / Н. Орлова // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 4. - С.8–13.

30. Ревина И. Дни, прожитые с детьми: фольклор и авторская песня в жизни детей / И. Ревина // Дошкольное воспитание. - 2000. - №4. – С.23.

31. Скворцова Л. Формирования у детей интереса к русскому фольклору / Л. Скворцова // Дошкольное воспитание. - 2004. - №7. – С. 10-13.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.