Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологическая защита






Вытеснение. Сущность этого механизма состоит в вытеснении из сознания информации психотравмирующего содержания, которое затем не осознаётся, не допускается в сознание. Следует отметить, что процесс вытеснения часто встречается у людей истероидного характера и у детей.

В случае вытеснения, неприятное переживание долго не удерживается в сознании, что мы можем наблюдать, например, у алкоголиков. У лиц тревожно-мнительного характера вытеснение неэффективно.

Бегство и уход. Из ситуации можно «убежать» - это простейшая психологическая защита. Когда мы заранее уверены в том, что какое-либо деле получим только неприятные переживания, то мы отказываемся от дела, как в прямом, так и в переносном смысле.

Метафорически (а иногда буквально) мы поворачиваемся и «уходим» или «уходим в себя» отказываясь от общения с неприятными друзьями, себе подобными невротиками и ведём жизнь «отшельника» в своей берлоге, «логове», «скорлупе», «раковине».

Бегство и уход может проявляться и в мечтоах, фантазиях, сновидениях; в воображении мы можем видеть себя на необитаемом острове. Подальше от людей и ситуаций травмирующего характера. Этим приёмом пользуются психотерапевты, проводя пространсвенно-временную диссоциацию, важно найти мощный ресурс для реформирования.

Интроверсия – бегство от социальных контактов. Интроверсия начинает складываться в детстве, постепенно формируется как черта характера, когда социальные контакты ещё в детстве, особенно близких людей, родных и друзей приводили в большинстве случаев к неприятностям.

Компенсация. В некоторых случаях человек почти полностью «уходит» в определённую деятельность, например, занимается музыкой, живописью, коллекционированием и т.д., которая становится основным занятием в ущерб всем остальным другим. Таких людей ещё называют трудоголиками.

Но и наоборот, некоторые психотерапевты, для отвлечения пациентов, рекомендуют им заняться чем-либо увлекательным, что на время отключает от негативных переживаний, а этим временем можно воспользоваться для терапии.

Манипуляция состоит в том, что другой человек не рассматривается как самоценность, самодостаточность, а рассматривается как средство реализации собственных целей. Э. Джонс описывает три техники: подхваливание, лесть и согласие.

Номинализация. Характерезует собой способ отношения к дефекту. Этим механизмом обеспечивается снижение тревоги, достигается сознательными усилиями по ликвидации дефекта или его компенсации.

Разрядка. Описывется в рамках энергетических процессов в организме. Она состоит с «сбросе» патогенной энергии. Наиболее изученной формой катартического действия разрядки является агрессия. Катартическим свойством обладает также наблюдение драк, ссор, бокс, борьба. Боевики.

Механизмы разрядки отлично могут сублимироваться в секс, как у мужчин, так и у женщин, что особенно важно при неврозах.

Рационализация. Эта разновидность психологической защиты, заключается в «псевдообосновании» своего положения, поведения или позиции, когда человек пытается обьяснить их, он искажает истинное положение вещей. При этом он «свято» верит в высказываемую им версию, что чётко отличает рационализацию от наглой лжи.

По-видимому, сюда можно отнести мысли и высказывания, оправдания, объяснения, требования, желания, ожидания и фантазии.

Идентификация. Чисто процесс, когда стихийно, путём переноса приписываем себе наблюдаемые программы поведения или мнения других людей и приписываем, переносим на сходные собственные ситуации. Сознательная, целенаправленная идентификация называется отождествлением, когда определённая программа поведения другого индивида, начинает применяться к самому себе. Сущность этого механизма заключается в отождествлении себя с более сильной личностью, представляющей для нас положительный, ресурсный пример.

Идентификация стремится к формированию своего «Я» по образу и подобию другого наблюдаемого индивида, некоего идеального «Я» - (З. Фрейд 1925г.).

Результатом идентификации является редукция и утилизация тревоги, страданий, конфликтов. Идентификации З. Фрейд посвятил целый раздел в книге «Психология масс и анализ человеческого «Я» (1925 г.) Фрейд отмечает, что идея идентификации известна в психоанализе как самое яркое проявление эмоциональной привязанности к другому человеку. Например, отец может стать идеалом для сына, с которым и осуществляется идентификация. Это и есть мужской стереотип, который в дальнейшем может привести к «Эдипову комплексу». Если ребёнок идентифицировался с образом отца, то у него появляется сексуальное объективное влечение к матери и ревностное отношение к отцу.

Эдипов комплекс сильно отличается от простой привязанности сына к своим родителям. В основе привязанности лежит трансфер. Эмпатия, любовь. В случае же возникновения «Эдипового комплекса» отец как бы мешает сыну, так как стоит на пути к матери как «гора», бык» или «слон».

Таким образом, идентификация по типу «Эдипового комплекса» приобретает врождённый характер и становится тождественным желанием занять место отца по отношению к матери. Следует заметить, что такого рода идентификация амбивалентна с самого начала и может служить выражению как нежности, так и ненависти одновременно и желанием устранить отца.

В отношении девочек аналогичный комплекс называется «Электры».

Сублимация . Это поведение, сопровождающееся сильной тревогой, когда невозможно удовлетворить желание или потребность, а можно только «переформировать» до поэзии, искусства, музыки. Религии, философии.

Впервые процесс сублимации был открыт, проанализирован и описан на примере сексуальности, когда энергия эротического влечения перетекала в энергию достижения социально приемлемых, но не секесуальных целей.

В своей книге «Введение в психоанализ» З. Фрейд отмечал: «… что сексуальные влечения участвуют в создании высших культурных художественных и социальных ценностей человеческого духа и их вклад нельзя недооценивать». Интерес может представлять мнение З. Фрейда (1911 г.) согласно которому в связи с возможностью сублимации может возникнуть соблазн достигать её наиболее высоких степеней для получения «культурного эффекта», что уже само по себе, как крайность, также является патологией. По его мнению, такие стремления к полной сублимации недостижимы и может иметь печальные последствия.

Для иллюстрации автор приводит забавную метафору: «У граждан города Шильда была сильная лошадь. Однако, она ела много овса. Тогда жители решили постепенно её отучить от этого «безобразия» и стали ежедневно уменьшать рацион. Вначале всё шло хорошо, лошадь почти была отучена от пищи. Но, однажды утром, когда лошадь должна была работать, но уже совсем без овса, жители города нашли её дохлой. Но они так и не смогли догадаться, почему умерла коварная лошадь».

Так некоторые жёны пытаются отучить своих мужей от излишнего секса. Так же поступают и наши власти, урезая пенсии, пособия и зарплаты людям. Существует процесс обратный сублимации – конформация.

Проэкция – процесс обратный идентификации. Если в идентификации мы приписываем себе свойства других людей, как правило, положительные; то обнаружив себе лень, лживость, скупость, бездарность, некомпетентность, то поступаем по-иному, т.е. включаем процесс обратных идентификации, приписывая отрицательные качества души другим. А потому перестаём страдать.

В данном случае несоответствие между «Я – концепцией» и реальными действиями «Я – поступки» не переживаются личностью так мучительно, т.к. мы говорим себе: «Все такие!».

Вначале этот процесс приписывания другим собственных мыслей, слов и поступков в психотерапии назывался проэкцией, но со временем изменился на ПЕРЕНОС, что более точно отражает происходящее.

Рационализация – удобный вид психологической защиты, удобное объяснение своих результатов. Обнаружив расхождение между «Я – концепцией» и «Я – поведение», «Я - понимание» ищет оправдание и пути уменьшения чувства тревоги и начинает приписывать себе благовидные объяснения своим поступкам и действиям. Например, «Я живу с алкоголиком (наркоманом, бездарем и т.д.) и терплю его, потому что, кому он нужен. Если я его брошу. То он пропадёт, перестанет пить, курить, совсем станет нормальным человеком, а тогда я стану жалеть, что ушла. Дети его любят как собака палку» и т.д. и т.п. рационализации.

Исходя из вышесказанных мотивов, для приписывания себе чего-нибудь. Часто носит характер рационализации. Например, лентяй и бездельник утверждает, что род занятий к которому он приставлен жизнью – его недостоин. Врун и лгун утверждает, что он большой фантазёр и т.д. и т.п.

Регрессия. Снижение уровня поведения. Это плач в ситуации тревоги, «детский голос» и т.д. регрессия заключается в том. Что наблюдается возращение психической деятельности к более ранним и примитивным детским образцам поведения и реакций на стресс – инфантилизм, псевдодеменция, синдром Ганзера. Что часто можно наблюдать у истироидных личностей при конфликтах и попадании их в психотравмирующие ситуации.

Таким образом, действия механизмов психологической защиты, уменьшают психотравмирующее напряжение: но с другой стороны, могут привносить и патологию. Например, у мужчин с неврозом «ожидание неудачи» используется механизм «гиперконтроля» за качеством эрекции, что приводит к её ухудшению. При этом фокус внимания направлен не на ЦЕЛЬ, а на ПРОЦЕСС, т.е. на средство достижения.

Итак, механизм психологической защиты может, приводит к АДАПТАЦИИ, что в норме и должно быть, но, бывает и наоборот…

Механизм психологического совладания

В отличие от психологической защиты, механизмы психологического совладания всегда ведут к решению возникших трудностей, т.е. механизмы (техники и технологии саморегуляции) преодоления трудностей, тревоги и конфликтов жиждятся на конструктивной основе, в отличие от механизмов защиты, не всегда ведущих к успеху.

Психокоррекция в основном предусматривает утилизацию, срыв или разрушение механизма негативной, пагубной. Отрицательной психологической защиты (первый этап). Затем идёт поиск альтернативных, позитивных, положительных, эффективных механизмов психологического совладания (второй этап). Далее интеграция и получение эффекта (третий этап).

Психотерапия методом саморегуляции направлена на оптимизацию стилевых защитных механизмов личности невротика. При этом следует учитывать индивидуальную склонность к использованию тех или иных механизмов; т.е. «усиливать» имеющиеся формы психологической защиты (У истеричек – вытеснение, отрицание, регрессия. У психопатов – дереализация, интеллектуализация, рационализация и т.д.

Срыв неэффективной психологической защиты и формирование новой, более эффективной, чтобы пациент «вышел» из состояния психотравмы.

Психотерапия прекрасно сочетается со всеми формами и видами терапии как с физиотерапией, так и с медикаментозной терапией, но доля её в комплексе лечебных мероприятий зависит от этнологии, т.к. нарушения функции в одних случаях является психогенной, а в других случаях соматогенной.

Второй подход труднее, так как срыв механизмов защиты осуществляемый на первом этапе психокоррекции. Как бы оставляет личность без «защиты», что приводит к возрастанию тревоги. Напряжения и фрустрации с психоэмоциональными «выплесками». Личность становится еред необходимостью осознания нарушенных жизненных отношений. Но, вместе с тем, лишь реализация этого подхода и даёт значительный стратегический рост, который приводит к более высокому уровню функционирования личности.

В связи с тем, что механизмы защиты и совладения выполняют одну и ту же функцию – редукцию эмоционального напряжения, то результат их интеграции всегда представляется более эффективным, чем применение их по отдельности.

Приёмы психокоррекции

Приём соматизации рекомендуется избегать при ятрогениях. Заключается в объяснении пациенту, что его расстройство является таким же симптомом как и другие; головная боль, бессонница, одышка, отёки и т.д. Ему разъясняют взаимодействие и взаимоотношения, зависимость психогенных и соматических компонентов симптома.

Снижение ранга значимости. Вначале пациенту объясняют, что такое потребности и как они удовлетворяются. Затем строим шкалу «ценностей» или «мотивов». Прорабатываем физиологический механизм возникновения симптома. Далее пациента «подводим» к мысли о том, что он необоснованно сводит смысл своей жизни к патологическому проявлению симптома. Когда пациент убеждается что в данном случае дело обстоит именно так, то у него возникает смятение и недоумение. Достигнутый результат является исходным пунктом для дальнейшего переосмысления своего положения, что, естественно, ведёт к уменьшению «фиксации», т.е. «заклиненности» на психическом расстройстве, то улучшает настроение.

Одновременно выявляется и делается упор на другие интересы личности, выявление по шкале ценностей, выявляются альтернативные метапрограммы, что и приводит к интеграции и адаптации..

Приём «сопоставление по контрасту». Рекомендуется применять в комплексе лечения пациентов с фобическими формами неврогений и тревожно-мнительных комплексов. Перед пациентом ярко вырисовывают контраст между его представлением о своём заболевании и действительным положением вещей, что способствует снижению ранга значимости и степени выраженности фобии, вследствие его дискридитации.

Приём проекции. В ряде случаев пациент считает, что о его дефектах знают другие люди. Это в значительной степени травмирует его сильно. «чтение мыслей» проявляется у лиц тревожно-мнительного характера. Когда затрагиваются мнимо ценностные структуры. Суть психокоррекции состоит в том, чтобы объяснить пациенту, сто данные переживания являются результатом приписывания собственных мыслей и собственного «знания» окружающим людям. Проводимая психокррекция создаёт атмосферу «защищённости».

Приём «сопоставление по аналогии». Если затрагивается психическая сфера, которая является повышенно уязвимой, то личностному престижу наносится ощутимые удары, формируются комплексы неполноценности. Проблемы переживаются особенно остро при наличии тревожно-мнительного характера. При анализе подобных случаев выявляется гипертрофированное восприятие, которое аллегорически можно оценивать по аналогии с оптическими искажениями, имеющими место при рассматривании предмета через лупу с близкого расстояния. В нашем случае речь идёт о метафорическом понимании психологического порядка, связанного с гипертрофической оценкой происходящих событий. Всё это напоминает шарж, когда отдельные черты лица, выражающие особенности характера человека, подаются художником утрированно.

Следует отметить, что наклонность к гротеску заложена в самой природе психики человека и связана с восприятием чего-либо значимого эмоционально. Это и является источником искажения, обобщения, опущения в восприятии. Например. Ненависть и любовь – являясь примером сильного эмоционального чувства сильно искажают реальное, действительное восприятие. Задача психотерапевта сделать проблему пациента эмоционально нейтральной, чтобы снять искажения, обобщения, опущения восприятия. Определяемые сильным эмоциональным фоном.

Метафоры. Притчи. Мифы. Сказки. Большая часть нашей жизни определяется бессознательным. Наше бессознательное не является заскорузлым, косным и таковым уж неизменным, как мы о нём думаем. По сути дела, положительная ценность любой психотерапии, очевидным образом, связана в значительной мере под воздействием бессознательного, но способного учиться новому, жизненно важному. Так работают сказки, мифы. Притчи.

Психотерапевтические индукции вплетаются в метафору, которая связана и структурно совпадает с мышлением бессознательного. Бессознательное интуитивно начинает понимать смысл и значение рассказанной метафоры.

Метафоры должна восприниматься в состоянии транса. Запоминаться бессознательным, чтобы механизмы реализации (саморегуляция) могли воспроизвести данный опыт. Если он представляет собой ценность для личности. Даже через многие годы.

Данный рассказ оказывает своё влияние на восприятие, поведение, реакции пациента, исходя из своей метафорической ЦЕЛИ, так же как на нас действуют и другие части нашего опыта, т.е. воспоминания.

Таким образом, на бессознательное легче повлиять с помощью позитивной метафорически выраженной информацией, чем при применении авторитарного, прямого, волевого инструктирования.

Приём «Расширение сознания». В ряде случаев к проблеме не следует подходить как ко злу. Часто проблема может иметь и позитивное значение. Иметь положительное намерение, т.е. выступать в качестве индикатора надёжности. Выгодности и т.д.

Иными словами, патология может иметь «вторичную выгоду», выступать в качестве «вынуждающего обстоятельства» для бессознательного выполнения неизвестного нашему сознанию намерения.

В таких случаях целесообразно ориентировать пациента на оценку проблемы с иной, альтернативной стороны, таким образом, чтобы пациент начал понимать, что данная проблема может быть и благом, а не только злом.

Таким образом, в определённых контекстах данный симптом может играть и положительную роль, т.к. может служить сигналом «обратной связи» в механизме достижения цели.

Например, у пациента нарушился секс. Может быть, подсознание сексуальным срывом, достигает какой-то своей бессознательной вторичной выгоде, намерение и причины которой, от нас в данный момент времени остаются скрыты, т.е. мы её не осознаём.

Ярим примером метафоры расширяющей сознание является притча о старом китайце, только ленивый не слышал её…

Вышеописанная притчав иносказательной форме помогает нам посмотреть на происходящее события с разных сторон. Оказывается, что несчастный случай, поломанная нога, может спасти человеку жизнь, т.е. выполнить положительную функцию

«Вхгляд со стороны» на проблему, позволяет другими глазами, с альтернативной позиции дать нам возможность переосмыслить пациенту своё положение, что приведёт к снижению эмоционального напряжения, что имеет большое значение при клинической апробации.

Многие психотехники основаны на примерах вышеописанной позиции. Это «рефрейминг», «Волшебное зеркало», «Мата-зеркало» и др., где взгляд на проблему со стороны меняется, когда мы наблюдаем происходящее с с иных позиций, что и даёт возможность переосмысления проблемы и снятия эмоционального напряжения.

Один и тот же рассказ…

 

 

Продолжения следуют, следите за рекламой… Кому не терпится, продолжайте пока без меня…

 

Почему мы теряем старых друзей.
Опыт психодрамы

Знаем ли мы, почему в определенные моменты приходит на ум какая-то мелодия и почему есть песни, которые сопровождают нас всю жизнь? Иногда мы не видим, насколько ясно бессознательное посылает нам знаки того, что нас тревожит давно и глубоко внутри. Так простая мелодия открыла нам общую боль: почему именно сейчас мы теряем старых друзей? Репортаж с тренинга.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.