Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Комментарии учителя






Ко второму заданию 2-го вопроса: По цели высказывания предложение вопросительное, по эмоциональной окраске — восклицательное. В подобных случаях порядок знаков препинания в конце предложения именно такой: «?!»

III. Изучение темы «Порядок слов в предложении»

1. Объяснение учителя.

В русском языке слова в предложении могут занимать различные места. Это не значит, что порядок слов совершенно свободный. Порядок слов помогает говорящему выделить то или иное слово, подчеркнуть его значение.

Порядок слов в предложении выполняет три основные функции:

1) служит для передачи, прояснения смысла предложения. Предложения (записываем на доске): «Москвич» обогнал «Ниву». «Ниву» обогнал «Москвич» — различаются только порядком слов, причем одинаковых слов, В обоих предложениях «Москвич» — подлежащее, «Ниву» — дополнение. Но при изменении порядка слов смысл предложения несколько меняется.

Задание: Произнесите предложения вслух, попробуйте уловить изменение смысла и объяснить его.

2) может выполнять стилистическую функцию, придавая ему эмоциональную окраску.

Под небом голубым есть город золотой... (Прямой порядок: Под голубым небом есть золотой город.)

3) может выполнять синтаксическую функцию — различать члены предложения. Например: Тополь перерос клен. (Тополь — подлежащее, клен — дополнение.) Клен перерос тополь. (Клен — подлежащее, тополь — дополнение.) Надо иметь в виду, что при определенной интонации подлежащее и дополнение в этих примерах могут поменяться местами. Иногда синтаксическая роль существительных в подобных случаях определяется по смыслу. Например: Солнце заслонило облако. Понятно, что подлежащим может быть только слово «облако», на каком бы месте в предложении оно ни стояло.

2. Выполнение упр. 98, 99, 100 — устно.

 

IV. Изучение темы «Логическое ударение»

1. Объяснение учителя

Устная речь отличается от письменной, прежде всего, разнообразием интонаций, подвижностью логических ударений. При этом, не меняя порядок слов в предложении, можно усилением голоса (логическим ударением) выделять его смысловой центр, то есть наиболее важное в сообщении слово. В письменной речи логическое ударение проявляется в ответах на вопросы или по контексту.

2. Чтение теоретических сведений (с. 50) и разбор приведенных там примеров.

З. Задание. Прочитайте предложение Бобры строят хатки. (записано на доске) несколько раз так, чтобы логическое ударение падало на разные слова. Поставьте вопросы к каждому варианту.

Если логическое ударение на первом слове, вопрос: Кто строит хатки? Если на втором слове — Что делают бобры? Откуда у бобров жилье? Если на третьем — Что строят бобры?

4. Выполнение упр. 102, 103, 104 — устно.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.