Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономическая политика






Для разработки программы экономического реформирования страны был сформирован Центр стратегических разработок. Составленная им программа предполагала снижение государственного вмешательства в экономику, налогового бремени и государственных расходов, выравнивание условий конкуренции. Намечались реформы в социальной сфере: жилищно-коммунальном хозяйстве, пенсионном обеспечении, здравоохранении, образовании, трудовых отношениях и др.

По инициативе президента была осуществлена в 2001 г. налоговая реформа. Введен 13%-ный налог на доходы населения, снижен налог на прибыль предприятий и организаций. Общее число налогов сократилось в 3, 6 раза (с 54 до 15). За период налоговой реформы налоговая нагрузка снизилась с 34-35% до 27, 5%. Реформа стимулировала экономический рост и повысила уровень доверия между государством и налогоплательщиками, государством и бизнесом.

 

1 января 2000 г. вступил в силу Бюджетный кодекс. Налоговая реформа улучшила ситуацию с поступлением налогов в бюджет. 90% расходов бюджета стали покрываться за счет регулярных налоговых поступлений, чего ранее не наблюдалось. С 2002 г. бюджет страны стал профицитным.

Был принят ряд законов по поддержке малого и среднего предпринимательства. С 2000 г. стали регулярно разрабатываться и уточняться программные документы социально-экономической политики на один и на три года. В 2002 г. было положено начало процессу среднесрочного бюджетного планирования.

В декабре 2001 г. был принят закон о приватизации государственного и муниципального имущества. Согласно закону, депутаты получали контроль за собственностью естественных монополий, правительство осуществляло планирование и общее руководство процессом приватизации, президент формировал перечень стратегических предприятий и определял возможность их приватизации. Шло поэтапное разгосударствление ряда отраслей экономики. Продолжилось формирование крупных монополий в газовой и нефтяной отраслях, электроэнергетике.

Земельный кодекс (2001 г.) и Федеральный закон " Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (2002 г.) должны были решить проблему формирования земельных отношений.

Высокие мировые цены на нефть в 2000-х гг. позволили правительству рассчитаться с международными кредитными организациями и решить ряд социальных задач. К концу 2003 г. внешний долг России сократился примерно на 15%. Увеличился приток в экономику страны иностранного капитала с 11 млрд долл. в 2000 г. до 120 млрд долл. в 2007 г.

Был проведен ряд важных социально-экономических реформ: пенсионная (2002 г.), банковская (2001-2004 гг.), реформы трудовых отношений. Для повышения уровня жизни увеличивались пенсии по старости, инвалидности, размер минимальной оплаты бюджетников. В 2, 5 раза выросли реальные доходы и пенсии. Но их размер оставался еще на достаточно низком уровне. В 2 раза в 2000-2004 гг. сократилась безработица. В бюджете 2002 г. было предусмотрено превышение расходов на образование над затратами на оборону.

В мае 2003 г. в Бюджетном послании Федеральному собранию президент Путин поставил задачу создания Стабилизационного фонда РФ с целью обеспечения стабильности экономического развития страны. 1 января 2004 г. Стабилизационный фонд был сформирован.

 

Произошли изменения в экономическом положении страны. С 2000 г. в России наблюдается экономический подъем. В 2000-2004 гг. экономика России вышла на устойчивую траекторию развития - в среднем 4-6% прироста ВВП в год. Страна вышла из полосы затяжного финансового кризиса и прекратила внешние заимствования. Тремя важными итогами деятельности нового руководства в 2000-2004 гг. стали: 1) укрепление государственной власти; 2) макроэкономическая стабилизация; 3) наметившаяся консолидация политической элиты на федеральном и региональном уровне.

Вместе с тем новому руководству страны не удалось решить такие экономические проблемы, как создание в стране эффективного малого бизнеса и среднего класса, механизма перелива капиталов из сырьевых, экспортно-ориентированных отраслей в секторы, работающие на удовлетворение внутреннего спроса. Сохранилась зависимость от экспорта сырья и полуфабрикатов. О сохранении черт переходной экономики свидетельствовали: неразвитый рынок труда; низкая заработная плата; неравенство в оплате труда и низкая его производительность; сохранение практики выплат " черных зарплат"; перекос в оплате труда в частном и государственном секторах.

В 2001 и 2002 гг., когда в стране был собран огромный урожай зерновых, потребовались экстренные меры для спасения отечественных фермеров от перепроизводства и падения цен на зерно. Были проведены в 2001-2003 гг. государственные закупочные интервенции, которые позволили урегулировать рынок зерна. Однако сохранялись трудности с экспортом: квоты ЕС на экспорт, проблемы с портовой инфраструктурой, несоответствие национальных стандартов качества зерна международным. Для решения этих проблем были сокращены неадресные дотации сельскому хозяйству, появилось льготное кредитование, увеличились поставки техники селу по лизингу.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.