Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Список базовых эмоций по Изарду, Платчику и Томкинзу.






 
Силвен Томкинз Карролл Изард Роберт Платчик
Страх (fear) Страх Страх
Гнев (anger) Гнев Гнев
Наслаждение (enjoyment) Радость (joy) Радость
Отвращение (disgust) Отвращение Отвращение
Интерес (interest) Интерес Предвкушение
Удивление (suprise) Удивление Удивление
Презрение (contemi) Презрение  
Стыд (shame) Стыд  
  Печаль (sadness) Печаль
Горе (distress)    
  Вина (guilt)  
    Одобрение (acceptance)

 

 

Любовь

Все трое приходят к выводу о том, что люди проявляют от восьми до десяти первичных эмоций. Кроме того, шесть из этих эмоций встречаются во всех трех списках, а именно, страх, гнев, радость, отвращение, интерес и удивление. Конечно, число эмоций, переживаемых людьми, гораздо больше. Как эволюционные теории объясняют это многообразие? Они предполагают, что большинство человеческих эмоций получаются благодаря (1) смешива­ниям первичных эмоций и (2) изменениям в их интенсивности. Например, Роберт Платчик разработал красивую модель того, как первичные эмоции, например, страх и удивление, в результате смешивания дают вторичные эмоции, например, благоговение (см. рис. 4). Кроме того, модель Платчика утверждает, что различные эмоции, такие, как опасение, страх и ужас, содер­жат одну первичную эмоцию, переживаемую с разной интенсивностью.

По Изарду: 9(в некоторых 8) базовых эмоций составляют базовую мотивационную сферу. Эмоции имеют адаптивную функцию.

Эмоции как система. Теория дифференциальных эмоции представляет эмоциональные элементы как систему, так как они взаимосвязаны и динамическими, и относительно стабильными способами. Некоторые эмоции в силу природы лежащих в их основе врожденных механизмов организованы иерархически. Дарвин (Darwin, 1872) заметил, что внимание может постепенно изменяться, переходя в удивление, а удивление — «в леденящее изумление», напоминающее страх. Подобно этому, Томкинс (Tomkins, 1962) доказал, что градиенты стимуляции, вызывающей интерес, страх и ужас, представляют иерархию, где градиент, необходимый для появления интереса, наименьший, а для ужаса — наибольший. Например, новый звук заинтересовывает ребенка. Если при первом предъявлении незнакомый звук будет достаточно громким, он может напугать. Если звук очень громкий и неожиданный, он может вызвать ужас (это было про то, что интенсивность эмоций меняется). Другая характеристика эмоций, которая входит в их организацию как системы, — очевидная, полярность, между некоторыми парами эмоций. Исследователи от Дарвина (Darwin, 1872) до Плутчика (Plutchik, 1962) наблюдали полярность и приводили доказательства в пользу ее существования. Радость и печаль, гнев и страх часто рассматриваются как противоположности. Другие возможные полярные эмоции — интерес и отвращение, стыд и презрение. Подобно понятиям положительных и отрицательных эмоций, понятие полярности не должно рассматриваться как жестко определяющее взаимоотношения между эмоциями.
Две или несколько фундаментальных эмоций, взаимодействуя с некоторым набором когниций, могут образовывать аффективно-когнитивную структуру или ориентацию. Например, комбинация интерес — страх, связанная с пониманием того, что избегание опасности и риск сами по себе могут быть развлечением, приводит к аффективно- когнитивной ориентации поиска переживаний.

(Не путать с этим:

Согласно теории дифференциальных эмоций шесть систем личности создают четыре основных вида мотивации: побуждения, эмоции, аффективно-когнитивное взаимодействие и аффективно-когнитивные структуры. Побуждения являются результатом изменения в тканях, происходящего обычно циклично. Эмоции рассматриваются как переживательно-мотивационные феномены, имеющие адаптивные функции. Аффективно-когнитивное взаимодействие — это мотивационное состояние, возникающее из-за взаимодействия между аффектом или комплексом аффектов и когнитивными процессами. Такие взаимодействия многочисленны и меняются в зависимости от конкретных отношений субъекта с окружающей средой. Аффективно-когнитивные структуры являются результатом повторяющегося взаимодействия отдельного аффекта или комплекса аффектов с некоторым набором или конфигурацией знаний. Сложная аффективно-когнитивная структура может образовывать аффективно-когнитивную ориентацию, более глобальную личностную черту, комплекс черт или диспозицию, например интроверсию. Любой из этих четырех основных типов мотивации может являться в течение некоторого времени основной детерминантой поведения.)

Все эмоции имеют некоторые общие характеристики. Все эмоции, отличаясь от побуждений, не цикличны: ничто не вызывает интерес, отвращение или стыд два-три раза в день соответственно пищеварению или метаболическим процессам. Все эмоции воздействуют на побуждение и другие системы личности, усиливая или уменьшая различные мотивации. Например, эмоции отвращения, страха или горя могут редуцировать или совершенно подавлять сексуальное влечение. Даже поведение, мотивированное гомеостатическими механизмами, постоянно подвергается влиянию таких эмоций, как радость, страх, горе» гнев.

Итак! Эмоции классифицируют на базовые, или фундаментальные (их 8 или 9 по разным источникам) и их смешения.

Эмоции имеют разную интенсивность. Это тоже может быть классификацией.

Эмоции полярны. Тоже может быть классификацией.

Взаимодействие 2 и более фундаментальных эмоций могут образовывать аффективно-когнитивную структуру (это часть мотивации). Т.е. эмоции влияют на мотивацию, как я поняла.

Воздействие эмоций (с разной силой) на системы личности.

Эмоции не цикличны.

Классификация эмоций по Леонтеву:
Аффекты. 1. Выраженность, интенсивность. 2. Сдвинутость к концу. Предвиденье аффекта может вызвать эмоциональное состояние. Функция следообразования. Эмоции фиксируются без повторения. 5. Аккумуляция аффекта. 6. Аффект переживается не как мое, а то, что происходит во мне, не как свое личное.
Чувства. 1. Предметны, а не ситуативны. Обобщенный характер. 2. Накопление чувств, которое приводит к кристаллизации. Качественное преобразование. Получается что-то новое. 3. Уровни чувств – просто объект, есть определенный объект и высшие социальные чувства.
Эмоции. 1. Переживаются как «мое». 2. Осознаются, обобщаются, передаются. 3. Не закрепляются за объектом, а запоминаются. Заменяемость. 4. Предвосхищение. 5. Отражение в деятельности и влияние на нее.
Настроения. 1. Длительность. Легкость, фон. 2. Сигнал, который продолжается за пределами ситуации.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.