Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Фукидид, например, стремился показать вечную борьбу за власть, по его мнению, являющуюся характерной чертой человеческой натуры;






Ксенофонт впервые начал писать автобиографию и исследовал не только события, но и характеры людей.


33. Поздняя греческая историография: Плутарх и его «Сравнительные жизнеописания».

Плутарх - греческий философ-моралист, историк, родился в Херонее, в Беотии, около 46 г. Он получил прекрасное образование в Афинах, побывал в Александрии и по возвращении на родину посвятил себя научной деятельности. Умер Плутарх около 125 г. В древности насчитывали до 200 произведений, написанных Плутархом. Большая часть их дошла до нас. Одними из наиболее значительных являются его " Параллельные жизнеописания", где Плутарх дает 46 биографий греческих и римских деятелей. Это были биографии выдающихся исторических лиц Греции и Рима, сопоставленные попарно. В настоящее время известны 22 пары и четыре единичных жизнеописания более раннего периода (Арата Сикионского, Артаксеркса II, Гальбы и Отона). Среди пар некоторые составлены удачно: мифические основатели Афин и Рима — Тесей и Ромул; первые законодатели — Ликург Спартанский и Нума Помпилий; величайшие полководцы — Александр Великий и Гай Юлий Цезарь; величайшие ораторы — Цицерон и Демосфен. Другие сопоставлены более произвольно: «дети счастья» — Тимолеонт и Эмилий Павел, или пара, иллюстрирующая превратности человеческих судеб — Алкивиад и Кориолан. После каждой пары Плутарх предполагал, видимо, дать сравнительную характеристику (synkrisis), краткое указание общих черт и главных различий героев. Однако у нескольких пар (в частности, у Александра и Цезаря) сопоставление отсутствует, то есть не сохранилось (или, что менее вероятно, не было написано). В тексте жизнеописаний встречаются перекрёстные ссылки, из которых мы узнаём, что первоначально их было больше, чем в дошедшем до нас корпусе текстов. Утрачены жизнеописания Леонида, Эпаминонда, Сципиона Африканского).

В своих " биографиях" философ преследовал задачи воспитательного характера, стремился путем показа тех или иных исторических лиц возбудить в читателе стремление к " добродетели". Моралистические тенденции вообще характерны для греческой философии литературы I-II вв. н.э., когда философы и ученые, не веря в возможность разрешения общественных противоречий путем борьбы, надеялись разрешить их путем нравственного усовершенствования человека. Отсюда тяга к религиозным системам, к вопросам морали. Интерес к личности в связи с индивидуалистическими тенденциями эпохи придавал биографический характер историографии.

Плутарх следует схеме перипатетических биографий, описывая поочередно рождение, юность, характер, деятельность, смерть героя.. В текст включены многочисленные моральные рассуждения, разнообразные цитаты поэтов.

Для истории художественной литературы " Жизнеописания" Плутарха интересны тем, что в них развертывается целая галерея ярких образов, раскрытых глубоко и всесторонне на фоне широких картин общественной жизни. Исторически эти образы государственных деятелей не совсем верны, так как автор подходит к их обрисовке не столько как историк, сколько как поэт-моралист. Поэтому он не считается с исторической действительностью и рисует своих героев так, как это диктовали ему его принципы морали. Но как художественные образы исторические лица, зарисованные Плутархом, чрезвычайно ярки. Он подробно останавливается на частной жизни своих героев, сообщает массу деталей, передающих и внешний облик, и характеры этих лиц. Каждая биография у Плутарха отличается глубоким драматизмом. Сюжетами Плутарха воспользовался для своих исторических трагедий Шекспир (" Юлий Цезарь", " Антоний и Клеопатра", " Кориолан").


34. Древнеримская культура: ее особенности, источники влияния, периодизация.

С конца I века до н.э. римское искусство приобретает ведущее значение в античном мире. Оно становится последним этапом развития искусства античного рабовладельческого общества. Римская культура сложилась в результате взаимодействия искусства местных италийских племен и народов, в первую очередь этрусков, а также греков. Связь с греческим искусством осуществлялась сначала через Великую Грецию (греческие города-колонии на юге Италии и в Сицилии), затем она значительно усилилась в результате завоевания Греции Римом.

В дальнейшем некоторое значение в сложении римской культуры имело и искусство народов, вошедших в состав Римской империи, - галлов, германцев, кельтов, иберов и других, причем римское искусство и в этом случае не утрачивало своих наиболее существенных особенностей. Вбирая в себя иногда очень разнородные элементы, оно сохраняло свое идейное содержание и единство художественной формы.

Искусство Древней Италии и Древнего Рима распадается на три основных периода:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.