Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Параллелизм с природными состояниями, описательность (подробный рассказ о каждой мелочи, будь то деталь вооружения или оснастка корабля).






Новаторским приёмом является синекдоха: 10 лет осады в поэме «сжаты» до 5 дня, на протяжении которых и разворачивается основное действие.

Поэма содержит нормы и ценности героического мировоззрения. Это, в первую очередь, описание «идеальных» воинов, наделённых всеми подобающими качествами: подчинение приказу, личная доблесть, соблюдение святости добычи, жажда славы. Основной конфликт поэмы разгорается именно из-за того, что Ахилл и Агамемнон нарушают воинский кодекс: первый перечит командиру, второй пренебрегает правом героя на добычу.


7. «Одиссея» Гомера – «поэма странствий»: тема открытия мира, особенности композиции, архаические элементы и их происхождение. Образ Одиссея, его многоплановость.

Тема открытия мира. Во времена написания поэмы греки имели представление о том, что находится на определенной территории. Эту территорию они называли ойкуменой. Выйти за пределы ойкумены означало попасть «за край земли», за рамки разумного. В поэме Одиссей выходит за эти рамки, где и проходит его путешествие.

Ойкуме́ на, экумена, культурная ойкумена (др.-греч. ο ἰ κ ο υ μ έ ν η, от слова др.-греч. ο ἰ κ έ ω, «населяю, обитаю») — освоенная человечеством часть мира. Термин «ο ἰ κ ο υ μ έ ν η» введён древнегреческим географом Гекатеем Милетским для обозначения известной грекам части Земли с центром в Элладе. Изначально он обозначал зе́ мли, заселённые греческими племенами, позже — зе́ мли, заселённые и известные человечеству в целом. В конце XIX века это слово и его производные стали распространяться в западноевропейских языках в связи с началом экуменического движения среди протестантов. В русском языке греческое «ο ἰ κ ο υ μ έ ν η» традиционно передавалось как «Вселенная», «обитаемая Вселенная».

Каждый раз, отправляясь в путь, мы выходим за рамки привычного и сталкиваемся с неведомым. Возможно, поэтому для эпосов всех времен было естественным земли, лежащие за границей ойкумены, населять сказочными существами и чудовищами. Благодаря плаванию Одиссея и других реальных и легендарных путешественников, границы «своего», известного и привычного мира каждый раз немного расширялись. Римские философы-стоики подарили миру понятие человека-космополита, чья душа достаточно велика, чтобы вобрать в себя целый мир.

Особенности композиции. Как в «Илиаде» для повествования выбран только один эпизод, «гнев Ахилла», так и в «Одиссее» — только самый конец его странствий, последние два перегона, с дальнего западного края земли до родной Итаки. Обо всем, что было раньше, Одиссей рассказывает на пиру в середине поэмы, и рассказывает очень сжато: на все эти сказочные приключения в поэме приходится страниц пятьдесят из трехсот. В «Одиссее» сказка оттеняет быт, а не наоборот, хотя читатели, и древние и современные, охотнее перечитывали и вспоминали именно сказку.

Архаические элементы. «Одиссея» — поэма сказочная и бытовая, действие ее разворачивается, с одной стороны, в волшебных краях великанов и чудовищ, где скитался Одиссей, с другой — в его маленьком царстве на острове Итаке и в ее окрестностях, где ждали Одиссея его жена Пенелопа и его сын Телемах.

Поэмы Гомера носят величественный, монументальный характер, присущий героическому эпосу. Однако в «Одиссее» много черт бытовых, сказочных, фантастических. Это и понятно, ведь «Илиада» посвящена войне, а «Одиссея» — превратностям человеческой жизни.

Использование в «Одиссее» приключенческого (романтика путешествий, открытия новых для героев, земель и тому подобное), сказочного (волшебные персонажи, посещения Аида и т. пр.) и бытового (быт Итаки, жизнь греков и т. д.) элементов.

«Мир» и «дом» – два пространственно-символических центра поэмы.

Образ Одиссея. Хотя поэма — героическая, в образе главного героя героические черты — не главное. Они отступают на задний план по сравнению с такими качествами, как ум, хитрость, изобретательность и расчётливость. Основная черта Одиссея — непреодолимое желание вернуться домой, к семье.

Судя по обеим гомеровским поэмам, Одиссей — подлинно эпический герой и вместе с тем то, что называют «всесторонне развитой личностью» (π ο λ ύ τ ρ ο π ο ν ἀ ν έ ρ ο ς): храбрый воин и умный военачальник, опытный разведчик, первый в кулачном бою и беге атлет, отважный мореход, искусный плотник, охотник, торговец, рачительный хозяин, сказитель. Он любящий сын, супруг и отец, но он же и любовник коварно-прекрасных нимф Кирки и Калипсо. Образ Одиссея соткан из противоречий, гипербол и гротеска. В нём на первый план выделена текучесть человеческой природы, её способность к метаморфозам в вечном поиске все новых сторон бытия. Одиссею покровительствует мудрая и воинственная Афина, а сам он подчас напоминает морского бога Протея своей способностью легко менять свой облик. На протяжении десяти лет возвращения домой он предстаёт мореплавателем, разбойником, шаманом, вызывающим души мёртвых (сцены в Аиде), жертвой кораблекрушения, нищим стариком и т. д.

Чувствуется, что герой при этом как бы «раздваивается»: он искренне переживает гибель друзей, страдания, жаждет вернуться домой, но он и наслаждается игрою жизни, легко и искусно играет роли, предлагаемые ему обстоятельствами (человека по имени «Никто» в пещере Полифема, жителя Крита, обитателя острова Сира и пр.). В его личности и судьбе сплетаются неразрывно трагическое и комическое, высокие чувства (патриотизм, почтение к богам) и житейские прозаическое. Одиссей и ведет себя подчас не лучшим образом: он жадничает, откладывает себе лучший кусок на пиру, ждёт подарков даже от Полифема, проявляет жестокость к рабам, лжёт и изворачивается ради какой-нибудь выгоды. И все же общий баланс и симпатия — в пользу Одиссея — страдальца, патриота и неутомимого путешественника, воина, мудреца, первооткрывателя новых пространств и новых возможностей человека.

Образ Одиссея многоплановый: воин; путешественник, мореход, первооткрыватель; рассказчик; муж; отец; царь.


8. «Одиссея» Гомера – «поэма возвращения»: пафос мирного труда, пространство дома и его семантика. Образ Пенелопы. Поколения героев.

Пафос мирного труда. В поэме присутствует пафос мирного труда: герой находит истинное счастье и спокойствие в труде. Одиссей предается труду в конце поэмы. Труд напрямую связан с домом: эти два образа воспринимаются героем как нечто, что не модет существовать раздельно. Семейный очаг, благополучие, спокойствие – все это обретается не просто дома, а при постоянном труде на родной земле. Во благо своей земли.

Образ Пенелопы. Гомеровская Пенелопа - это верная жена Одиссея и мать Телемаха, обычно характеризуемая как " верная" и " благоразумная". Пенелопа двадцать лет ждала Одиссея в Итаке, под разными предлогами отказывая многочисленным женихам, - так, она несколько лет ткала обрядовый погребальный саван для своего тестя Лаэрта. То, что Пенелопа успевала соткать за день, ночью она распускала, и так продолжалось до тех пор, пока Пенелопу не выдала служанка. Тогда по внушению Афины Пенелопа объявила женихам, что выйдет замуж за того, кто сможет натянуть огромный лук Одиссея и выстрелить из него так, чтоб стрела пролетела сквозь двенадцать колец. В это время появляется Одиссей, переодетый нищим, и входит в свой дом неузнанным. Только ему и удается выполнить условие Пенелопы, причем Одиссей не просто демонстрирует свою силу Пенелопе, но заодно и убивает всех ее женихов. Далее следует сентиментальная сцена узнавания, и Одиссей с Пенелопой после долгих лет разлуки вновь оказываются вместе. Вне гомеровского эпоса Пенелопа обычно символизирует верность, впрочем, исключением является пелопоннесский культ Пенелопы, где она представлена, напротив, неверной женой. Павсаний передает легенду, согласно которой Пенелопа была дочерью спартанского царя Икария, и тогда, если принять во внимание, что Икарий считался братом Тиндарея, то Пенелопа, возможно, - двоюродная сестра Елены и Диоскуров. Пенелопу особенно почитали на востоке Аркадии, где, по преданию, она умерла, превратившись в утку. Геродот передает также легенду, согласно которой Пенелопа была матерью аркадского бога Пана, впрочем, возможно, что в Аркадии просто существовал культ одноименной нимфы.

Четыре поколения героев:

1. Герои-полубоги: Геракл, Тесей, Персей и т.д., большой масштаб подвигов, устранители хаоса;






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.