Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эфиальт 1 реформа






Избрания архонтов путем голосования заменили на выбор путем жребия.

Право быть избранным в архонты получили всадники.

Эфиальт вошел в историю как человек, который начал борьбу с коррупцией. Сущность его реформ в том, что организовал судебный процесс

Отнял у ареопага право вето накладывать на постановление народного собрания. Право вето получает народный суд.

Следующая реформа принадлежащий функции контроля за должностными лицами, принадлежавшая ареопагу перешло совету 500.

Лишил ареопаг заслушивание отчёта должностных лиц по истечению срока полномочий. Усложнил систему отчетов и сделал ее более гласной, предоставил гражданам право контроля за деятельностью должностных лиц.

Процедура предусматривала, что магистраты должны представлять отчеты в течении 30 дней после завершения полномочий. Это были 10 магистратов, выбранных из числа членов Совета 500. Логисты обязаны были проверить отчет и передать его на народный суд для ратификации и выяснения вытекающих споров.

После поступления отчетов в народный суд, каждый гражданин в теч. 3-х дней мог обратиться с жалобой на магистрата. Она передавалась в народный суд и повторно выносился отчет на нар. суд. Следующее решение было окончательным.

След. Реформа- сужение полномочий ареопага

В ведении ареопага остались религиозные и некоторые уголовные дела, т.е. ареопаг лишен политической силы.

След. Реформа- все документы и постановления выставлялись на всеобщее обозрение. Вскоре Эфиальта убивают и к власти приходит Перикл. С его именем связана разработка новых правил и принципов Афин. общества, в основе которых требование политического профессионализма и формирование новой социальной философии.

Реформы Перикла:

1. Введение палаты судьям. Народный суд, который был утвержден при Солоне, составлял основу всей демократической системы Афинского общества. И поэтому, вводя оплату чиновников, Перикл открыл дорогу для участия в государственных делах самого широкого круга афинских граждан.

2. Гражданская реформа. В соответствии с её требованиями, гражданином Афин считается тот, чьи мать и отец- афиняне. Согласно Аристотелю, эта реформа была следствием разросшейся гражданской общины. Гражданство рассматривали как важнейшее функционирование государства. Гражд. Реформа Перикла преследовала цель- формирование наиболее оптимального по численности гражданского коллектива по его гражданской работе.

3. Сужение полномочий у ареопага.

4. Развитие и освоение моского пути.

Основными гос. органами Афин были: народное собрание, совет 500, народный суд(гилея), коллегия архонтов, коллегия стратегов, ареопаг.

Народное собрание- верховный орган гос. власти Афин. В его работе участвовать могли только полноправные граждане, не моложе 20 лет. Собрание созывалось 2-3 раза в месяц. Его повестка и компетенция была весьма обширной. Принимала законы(номосы), постановления по частным делам(псефизмы), обсуждались внутриполитические дела, избирали должностные лица, проводили проверку их деятельности, решали вопросы войны и мира.

Вносить законы и выступать формально мог каждый участник, но профессионально выступали специальные ораторы- демагоги. Они защищали интересы отдельных групп свобод. Законопроекты предварительно вывешивались для всеобщего обозрения. Затем поступали на обсуждение народного собрания после заключения совета 500. Голосование проводилось путем поднятия рук. Любой афинский гражданин мог добиться через народное собрание отмены любого закона, особенно, если этот закон нарушал принципы демократии. Если это подтверждалось, то автора законопроекта отстраняли от занимаемого поста. Никто не мог изменить Конституцию Афин. Также гражданин мог предъявить обвинение любому должностному лицу, оно отстранялось от должности. Принятый нар.собр. законопроект становился законом, если не отвергался.

Совет 500.

В него избирались по жребию на один год из граждан, достигших 30 лет. Компетенции: вопросы управления, осуществления дипломатических отношений с другими гос-вами, регулирование торговли, надзор за армией и контроль над должностными лицами. Последние имели право выступать в Совете и вносить свои предложения.

Важнейшей функцией Совета было предварительное обсуждение вопросов, которые поступали на рассмотрение народного собрания. Для ведения дел совет поделен на 10 комиссий- притании, которые состояли из 50 человек. Комиссии по очереди выполняли обязанности совета, избирая нового избирателя, который во время народного собрания являлся председателем. По окончанию срока, каждый член совета 500 отчитывался о своей деятельности и мог быть привлечен к ответственности.

Гилея(нар.суд) состоял из 5 тыс. человек основных и 1 тыс. запасных, т.е. по 600 человек от каждой фины. Членом гилеи мог стать любой гражданин, достигший 30 лет, которого выбирают по жребию.

В составь гилеи входили 10 коллегий, в каждой было 500 основных и 100 запасных судей. В целях предотвращения злоупотребления полномочиями коллегии не знали, когда их призовут к исполнению своих обязанностей. Это решалось в день суда жеребьевкой. Суд был открытым и гласным. Приговор определялся на основе результатов голосования путем бросания черных и белых камушков в урну. Решение суда было окончательно и не подлежало обжалованию. Прение сторон допускалось, но для этого стороны должны пройти соответствующую подготовку.

Гилея или нар.суд был судом 1 инстанции по делам о гос. преступлениях и прест должностых лиц и апелляционной инстанцией по делам других судов. Также гилея осуществляла некоторые контрольные функции и обладала правом отвергать законопроекты, которые были приняты.

таким образом законодательный процесс Древних Афин имеет след. стадии:

1. Внесение законопроекта в нар.собр. в порядке законодательной инициативы, которой обладал каждый гражданин

2. предварительное рассмотрение законопроекта советом 500 и дача по нему заключения для нар.собр

3. принятие законопроекта народным собранием

4. законопроект мб отвергнут народным судом.

Важную роль в управлении Афинским гос-вом играли должностные лица. Главными должностными лицами были стратеги и ахонты.

Коллегия стратегов состояла из 10 человек, которые избирались народным собранием из числа женатых, имеющих недвижимость граждан. Они занимались средствами, отпущенными на армию и флот, заключали перемирия, вели внешние отношения, были судьями по делам о воинских преступлениях. Могли требовать внеочередного созыва нар.собр. совета 500. Иногда из стратегов выделялся автократор. Этот человек получал власть во всем гос-ве при чрезвычайных обстоятельствах. Главное место принадлежало стратегу.
Основные принципы замещения должностей: выборность, срочность, коллегиальность, возмездность, подотчетность.

Выборы должностных лиц осуществлялись ежегодно 2 способами:

-открытое голосование в нар.собр

-по жребию.

При вступлении в должность все избранные подвергались определенной проверке- докимасия, во время которой выяснялось их право на занятие должности, личная благонадежность, а также необходимые личные качества.
Нельзя занимать должность, кроме военной, дважды и 2 одновременно.

После истечения срока полномочий должностные лица предоставляли отчет совету 500 и нар.собр. В период рассвета гос-ва большинство должностей были коллегиальные.

Ареопаг был судом по умышленным убийствам, тяжким преступлениям и поджогам.
Из коллегии архонтов приоритет имели первые 3:

1-эпоним

2-полемарх

3-базилей

1 архонт рассматривал жалобы афинских граждан и отправлял их по существу.

Базилей ведал культами и следил за правильностью процессов.

Полемарх следил за жертвоприношениями, под его ведением находились дела иностранцев, разбойников, похитителей.

Коллегия 11.

Избиралась советом и в её функции входили надзор за тюрьмами и исполнение приговоров.

Следил за общественным порядком, ему подчинялась полиция, она боролась с уголовными преступлениями, следила за рынками, чтобы товары были без подделок и примесей.

Политическое устройство Афин было самым передовым в странах Др. мира.

Свойства её демократии:

-участие граждан в принятии законов

-отправление правосудия

-выборность, сменяемость, подоточетность должностных лиц

-относительная простота управления

-коллегиальность его решений

-отсутствие бюрократизма

Формула, которой начинался любой закон: «Совет и народ решили»

Город Рим возник на территории Лации, где существовало 3 племени:

Латины, сабины, этруски

Город возник на территории 7 холмов. Главный- Капиталистский холм.

Рим стал школой Западной Европы и западной цивилизации в целом.

Сначала гос.образ. населения Рима подразделялось на трибы. Их название сохранялось в этрусских документах.

В возникновении Рима присутствуют 2 компонента: римляне и сабинянки.

Римляне считали греков своими учителями. Изначально Рим и Римское гос-во развивается военным путем. Большое значение принадлежит римской идеологии. Главная ценность римского полиса- цивитос.

Римское государство существовало на родоплеменной основе. 3 трибы- в каждой 300 родов. На вершине стоял царь. Существовала примитивная монархия. Он был главным администратором, верховным судьей, главнокомандующим и верховным жрецом. Эти полномочия получили название империзм. Царям помогал управлять страной совет старейшин, в последствии римский сенат. При Ромуле было 100 сенатов, позднее из стало 300. Сенат становится органом римскрй аристократии. Помимо царя и совета старейшин существовало народное собрание(сообщество вооруженных людей). Всего было в Риме 3 вида народных собраний:

-куриатное
-трибунатное
-центуриатное

Курия-воинская единица, которая насчитывала 100 пеших и 10 конных воинов.

Помимо системы органов существовали должностные лица. Должности римского образца получали название- магистраты. Большую часть в управлении занимали жрецы. Подобную воинскую организацию, созданную на племенной основе, Энгельс назвал военной демократией. Хотя понятие военной организации и демократии не совместимы и не сопоставимы.

Вскоре римские границы начинают меняться и не позволяют включать новых пришельцев. Масса пришельцев составлялись вне римской общины и поэтому они были неравноправны, они не имели права участвовать в войне, не могли участвовать в народном собрании. Массу этих пришельцев представляю плебеи и здесь происходит противостояние между плебеями и патрициями (полноправными гражданами римского общества).
По Энгельсу борьбой между плебеями и патрициями считается борьба классов, хотя на самом деле плебеи и патриции были яркими представителями сословного деления общества.

Класс- большая группа людей, которая отличается между собой отношением к средствам производства т.е. частной собственности. Но в Риме собственниками были не только патриции, но в плебеи. Они отличались друг от друга правами и привилегиями. Главное отличие сословий- социально-правовой признак, а класса- социально-экономический.

Борьба между патрициями и плебеями началась в VI веке до н.э.

Задачи:

1. Главной целью борьбы являлось гражданское полноправие.

2. Плебеи и имели доступа к гос. землям (общественное поле), они имели только приусадебное хозяйство.

3. Ликвидация долгового рабства. Плебеи должны были искать правовую защиту или так называемого покровителя. Так они попадали в состояние зависимости. Это приводило к расточительству, а оно вело к долговому рабству.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.