Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Функции, направления и отрасли прокурорской деятельности






НЕ ЧИТАТЬ ПО ДРУГОМУ УЧЕБНИКУ – ТОЛЬКО ПОД ред. ЕРГАШЕВА

Функции – это ключевая правовая категория, раскрывающая и объясняющая содержание, структуру и пределы деятельности органов Прокуратуры РФ.

В русском языке под функцией понимается – работа проводимая органом, обязанность или круг деятельности.

Функция прокуратуры – это обусловленный публичным предназначением и установленный гос-вом круг ее специфической деятельности с определенным предметом ведения и способами воздействия.

В соответствии с ФЗ о «Прокуратуре РФ» можно выделить неск.функийпр-ры. Ст. 1 – надзорная функция за исполнением закона.

Т.о. 1 функция – надзорная функция прокурора за соблюдением КРФ и исполнением законов действующих на тер-ии РФ.

2 функция – ф-я содействия осуществлению правосудия. Практически 95% дел рассматривается с участием прокурора

3 функция – организационная ф-я – координация прокуратуры в деят-ти правоохранительных органов по борьбе с преступностью, а также организация работы в самой прокуратуре.

Это основные 3 функции. Все остальные, указанные в различных учебниках, их нет. Защитной функции у прокуратуры нет – т.к. прокуратура не защищает, а содействует восстановлению прав.

Функции подразделяются на направления деятельности, а направления на отрасли.

Направления деятельности – форма выражений функций, ее составляющая часть, область деятельности прокуратуры, характерная определенным предметом и методом, определенными задачами, правомочиями и правовыми средствами. Направления деятельности по отношению к функциям носит вторичный характер. Направление может состоять из одной или нескольких отраслей.

Отрасль – понятие более узкое чем направление. Отрасль – есть часть направления, участок деятельности прокуратуры с характерным предметом деятельности, методом, задачами, полномочиями и правовыми средствами.

Отличительным признаком как направления так и отрасли может быть также поднадзорный субъект. По отношению к отрасли направление вторично и явл-ся ее составляющей.

Разграничение данных понятий по признаку наличия или отсутствия структурного подразделения в органах прокуратуры неверно. По приведенным выше признакам можно выделить 10 направлений прокуратуры. 3 надзорных направления:

1- Общенадзорные

2- Уголовно-процессуальные

3- Исполнительные

3 направления содействия осуществлению правосудия:

1- Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел

2- Участие пр-ра в рассмотрении судами гр-х дел

3- Участие пр-рав арбитражных дел

4 организационных направления:

1. Координация правоохранительных органов по борьбе с преступностью

2. Участие пр-ров в правотворческой деятельности (оно происходит опосредованно, поскольку прокуратура не имеет законодательной инициативы)

3. Международное сотрудничество

4. Организационное обеспечение деятельности прокуратуры

Все направления подразделяются на отрасли.

К общенадзорным направлениям относятся отрасли:

1. надзор за исполнением законов

2. надзор за соблюдением прав и свобод ч-ка и гр-на

В уголовно-процессуальном направлению:

1. надзор за исполнением законов органами осуществляющими ОРД

2. надзор за органами дознания.

3. надзор за органами следствия.

К исполнительному направлению:

1. Надзор за исполнением законов судебными приставами

2. Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений исполняющих наказания и другие меры принудительного хар-ра назначенные судом и иными компетентными органами.

К уголовно-процессуальному направлению функции содействия осущ-ю правосудия относятся след.отрасли:

1. Участие прокуроров в рассмотрении судами уголовных дел 1-й инстанции

2. Участие прокуроров в рассмотрении дел кассационной инстанции

3. Участие прокуроров в рассмотрении судами дел в надзорной инстанции

Деятельность органов прокуратуры состоит из надзорных и ненадзорных функций.

4.современная концепция пр-го надзора в РФ

11.09.13г.

Тема 2. Правовые основы орг-иидеят-ти прокуратуры.

В соответсвии со ст.3 ФЗ «О Прокуратуре РФ» - порядок деят-ти прокуратуры РФ, полномочия прокурора определяются КРФ, Законом о Пр-ре, другими ФЗ-ми, а также м/днымидоговорами ратифицированными РФ.

В системе Правовых актов регулирующих деят-ть прокуратуры РФ, особое место занимает КРФ. Ее содержание и значение опр-ся тем, что КРФ регулирует важнейшие общ-е отношения, складывающиеся м/д гр-ном и гос-вом, закрепляет основы общественного строя, а также основополагающие положения орг-ии и деятельности гос-х органов.

Правовой статус прокуратуры РФ в КРФ рег-ся ст. 129, устанавливающей, что Прокуратура РФ – есть единая централизованная система с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Ген-му прокурору РФ, определяющий порядок назначения прокуроров на должность, а также закрепляющий положения о том, что полномочия, орг-я и порядок деят-ти прокуратуры РФ опр-ся специальным законом – ФЗ «О Прокуратуре РФ».

В соответствии с ч.2 ст. 129 КРФ – Ген. Прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации РФ по представлению Президента РФ. Прокуроры С РФ назначаются Ген. Прокурором РФ по согласованию с Субъектами РФ.

В ч.4 ст. 129 КРФ – установлено, что иные прокуроры назначаются Ген. Прокурором РФ. К их числу относятся прокуроры возглавляющие специализированные прокуратуры, прокуроры городов и районов, а также прокуроры не являющиеся прокурорами С РФ.

Анализ конституционных норм, регулирующих основы устройства и орг-ю деят-ти прокурорской системы РФ приводит к следующему выводу: КРФ посвятив регулированию орг-ии и деят-ти прокуратуры единственную статью 129, помещенную в главу 7 – Судебная власть – оставила неразрешенными многие вопросы, которые стали почвой для разнообразных дискуссий и мнений. Неопределенность конституционно-правового статуса прокуратуры влечет за собой несовершенство регулирующих ее деят-ть НПА, результатом чего явл-ся противоречащие порой друг другу полномочия органов прокуратуры РФ.

Основным НПА в системе правового рег-я орг-ии и деят-т и прокуратуры явл-ся ФЗ «О прокуратуре РФ». Принятие данного з-на в период формирования гос-но-правовых институтов России, как независимого суверенного гос-ва, а также особенности эконом-х, полит-х и других преобразований в РФ обусловили ряд принципиально важных положений ФЗ «О Прокуратуре РФ». Так в тексте з-на:

1. Определено назначение и место прокуратуры в системе гос-х институтов РФ, как самостоятельного и независимого органа, осущ-го надзор за исполнением з-нов;

2. Впервые измененхар-р прокурорского надзора. Если ранее прокурорский надзор трактовался, как высший, что в полной мере соответствовало сущности социалистической системы права, то в период формирования Российской системы права – содержание прокурорского надзора, как всеобъемлющего противоречило бы демократическому принципу разделения властей, положенному в основу механизма построения правового гос-ва.

3. Особое внимание в законе уделяется деят-ти органов прокуратуры РФ в сфере защиты прав и свобод личности. Необходимость смещения центра тяжести в сторону защиты прав и свобод ч-ка и гр-на потребовало значительного законодательного расширения и укрепления деят-ти органов прокуратуры.

4. В законе нашли отражение основные принципы деят-ти органов прокуратуры. Они приобрели статус общеобязательных руководящих начал.

5. Прокуратура определена именно как надзорный орган. Основным ее предназначением явл-ся осущ-е и реализация надзорной функции.

6. Установлено важнейшее требование к органам прокуратуры. Их деят-ть должна осущ-ся строго в рамках КРФ, ФЗ «О Прокуратуре РФ» и других НПА, действующих на тер-ии РФ. Иными словами, получил правовое закрепление принцип ЗАКОННОСТИ, который в деят-ти любого гос-го органа, либо системы органов должен выступать как доминанта над всеми иными руководящими началами, т.е. это основной принцип.

В ходе подготовки проекта ФЗ «О внесении изменений и доп-й в ФЗ о Прокуратуре РФ» от 17.11.1995 г. не прекращалась острейшая дискуссия о месте и роле прокуратуры РФ в гос-ве. Именно одним из важнейших оснований для подобного рода полемики и послужило помещение ст.129 КРФ в главу судебная власть.Дополнения внесенные в ФЗ «О Прокуратуре РФ» в 1995 г. сводятся к следующему:

1. Провозглашено приоритетное положение правозащитной направленности деят-ти прокуратуры..

2. Более четко сформулированы и в ряде случаев расширены пределы прокурорского надзора по его отдельным отраслям

3. Получило распространение сила действия (общего надзора) на представительные (Законодательные) и исполнительные органы власти С РФ.

4. Восстановлена возможность осущ-я координационного рук-вадеят-тью правоохранительных органов направленная на осущ-е мероприятий по борьбе с преступностью

5. Усилены гарантии от политизации прокуратуры РФ. Закреплен принцип полит-й независимости прокуратуры.

6. Нашли отражение соц-е и иные гарантии прокурорским работникам.

7. Обозначены формы участия Ген. Прокурора РФ в рамках м\дного сотрудничества.

8. Уделено особое внимание защите прав и свобод ч-ка и гр-на, включая в закон о прокуратуре РФ соответствующие самостоятельную главы в которой определен предмет надзора и полномочия прокуроров.

На момент принятия изменения в ФЗ «О Прокуратуре РФ» в 1999 г. в системе гос-го механизма РФ отсутствовал орган осущ-щий повседневный надзор за соблюдением КРФ. В настоящее время такой надзор осущ-т прокуратура РФ (ст.1 ФЗ «О Прокуратуре РФ»). Суть изменений внесенных ФЗ-м от 10.11.1999г. «О внесении изменений и доп-й в ФЗ о Прокуратуре РФ» заключалась в следующем:

1) Прокуратура РФ стала органом осущ-щим надзор за соблюдением КРФ, поскольку отсутствие законодательно закрепленного прямого указания на такую обязанность вызывала на практике разногласия по этому вопросу в отношениях различных гос-х структур с ДЛ

2) Были исключены положения определяющие назначения прокуроров на опр-й срок

3) С принятие ФЗ «О судебных приставах» с созданием службы судебных приставов и активной реализацией этой службой своих полномочий, возникла необходимость включить эту службу в число гос-х структур на которых распространяется надзорная деят-ть органов прокуратуры РФ. Однако, изменения внесенные в ФЗ «О Прокуратуре» в 1999 г. предоставили прокурорам возможность осущ-ть надзор за исполнением з-нов судебными приставами не наделил их конкретными полномочиями, строго определенными правовыми ср-вами воздействия, т.е. не установил предмет надзора, надзорные полномочия, перечень актов прокурорского реагирования, которые вправе применять прокурор в случае выявления в деят-ти суд-х приставов нарушения з-на.

4) Был введен новый акт реагирования прокурора – предостережение прокурора о недопустимости нарушения з-на – ст. 25.1 ФЗ «О Прокуратуре РФ». Данным шагом, зак-ль попытался усилить авторитет профилактической деят-ти органов прокуратуры РФ. Тем самым обозначив широту их компетенции направленной на обеспечение законности и поддержание правопорядка.

После февраля 1999 г. в ФЗ «О Прокуратуре РФ» продолжали вноситься изменения и дополнения. Наиболее существенные из них:

1. Внесение присяги Ген. Прокурора РФ

2. Выделение из Прокуратуры СК в отдельную структуру

3. Расширение содержания п.1 ст. 6 ФЗ «О Прокуратуре РФ», устанавливающий обязательный хар-р исполнения требований прокурора.

4. Предоставление прокурорам полномочия по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных актов, с последующим вынесением требования в кач-ве акта прокурорского реагирования – ст. 9.1. ФЗ «О Прокуратуре РФ».

5. Увеличение на 5 лет предельного возраста нахождения на службе в органах прокуратуры прокурорских работников (было 60 лет стало 65 лет)

6. Дополнение содержания ст. 40.2 ФЗ «О Пр-ре РФ» нормой о возложении на прокуроров и прокурорских работников обязанности по предоставлению сведений о своих доходах. Об имуществе и обязательствах имущ-гохар-ра, а также о доходах, имущ-ве, обязат-вахимущ-гохар-ра своего супруга и н\летних детей

7. Расширение кол-ва поднадзорных прокуратуре РФ объектов: полномочия прокуроров распространены на деят-ть по соблюдению КРФ, исп-ю з-нов, а также за законностью издаваемых правовых актов Субъектами осуществления общ-го контроля за обеспечением прав ч-ка в местах принудит-го содержания и о содействии лицам находящимся в местах принудит-го содержания. При этом следует отметить, что на сегодняшний день, безусловно, ФЗ «О Прокуратуре РФ» не отвечает в полной мере потребностям и реалиям общественной жизни.

Кроме ФЗ «О Прокуратуре РФ» к правовым основам орг-ии и деят-ти прокуратуры РФ следует отнести:

-процессуальное зак-во – это нормы УПК, ГПК, АПК.

Особое место в системе нормативных источников правового рег-я орг-ии и деят-ти органов прокуратуры РФ занимают м\дныеп/а ратифицированные РФ. В соответствии со ст.3 ФЗ «О Пр-ре РФ» - орг-я и порядок деят-ти в прокуратуре РФ и полномочия прокуроров опр-ся МД-ми ратифицированными РФ. В соответствии с ч.4 ст. 15 КРФ – «Общепризнанные принципы и нормы МП, МД РФ явл-ся составной частью ее правовой системы». Данная конституц-я норма воспроизведена в преамбуле ФЗ «О Пр-ре РФ».

18.09.13г.

Тема 3. Координация прокуратурой дет-ти правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

1.Организационные направления деят-ти прокуратуры. Понятие. Цели. Формы сотрудничества.

Координация – важнейшее направление деят-ти прокуратуры, которое никакой другой орган «не потянет».

Координация в переводе с лат-го означает – согласование, приведение в порядок, сочетание, соответствие. В русском языке под словом координация следует понимать – взаимосогласование, т.е. установление соответствующего соотношения между определенными действиями конкретных субъектов. Соотношение должно быть целесообразным.

Применительно к совместным действиям правоохранительных органов, занимающихся борьбой с преступностью – координация представляет собой взаимную связь, взаимную поддержку и взаимной согласование, которые осущ-ся в пределах компетенции прокуратуры и правоохранительных органов.

Достигается координация путем выработки (разработки) взаимосогласованных решений, мероприятий по совместному выявлению, раскрытию, пресечению и предупреждению прест-й, устранению причин и условий, способствующих их совершению, привлечение виновных лиц к установленной законом отв-ти.

О координации говорят опр-е положения, изложенные в КРФ, ФЗ «О пр-ре РФ», Положением «О координации деят-ти правоохранительных органов по борьбе с преступностью» утв-м Указом Президента РФ от 18.04.1999 г. № 567.

Прокуратура РФ координирует органы: - правоохранительные органы по борьбе с преступностью. Так какие именно органы??? Ответ: те органы которые борятся с преступностью - т.о. это все органы где есть следствие, дознание, и которые поддерживают обвинение //полиция, ФСБ, МЧС (потому что есть органы дознания), ФСКН, суд.приставы, СК, СК при ОВД, таможенные органы, ФСИН.

Координацию правоохранительных органов по борьбе с преступностью проводят все прокуратуры включая Ген.Прокуратуру. но каждая прокуратура координирует деят-ть по борьбе с преступностью на своем уровне. Т.е. Ген.Прокурор координирует высшее звено правоохранительных органов которые борются с преступностью. Прокуратура С РФ – осущ-т координацию правоохранительных органов уровня С РФ (областной, краевой, республиканский и т.д.) занимающийся борьбой с преступностью //мин-ва, управления, и т.д. Прокуратуры низового звена прокурорской системы (городов, районов) осущ-т координацию деят-типравоохр-х органов по борьбе с преступностью низового звена – районного, городского звена, но в том случае если город не явл-ся С РФ //ГФЗ – Москва и СПб.

Выражение координации в практической деят-ти прокуратуры:

Оптимальная модель координационных связей должна быть закреплена в Указе Президента РФ, и она должна обеспечивать:

1)совместный анализ состояния преступности на поднадзорной территории или обслуживаемой тер-ии.

2)разработка совместно с учеными с ФГОВ и ОГВ С РФ, ПО и ИО в С РФ и на местах, положений, мероприятий по борьбе с преступностью.

Важнейшими ее организац-ми формами явл-ся:

1)Обобщение практики применения законов о борьбе с преступностью на поднадзорной тер-ии,

2)Подготовка координац-х совещаний и контроль за исполнением принятых на этих совещаниях решений.

Координация деят-типравоохр-х органов по борьбе с преступностью проводится на основе след-х принципов:

1)законности

2)равенства всех участников координации при постановке вопросов, внесения предложений, разработки рекомендаций и мероприятий; самостоятельности каждого правоохранительного органа в пределах предоставленных ему зак-вом РФ полномочий при выполнении согласованных решений, рекомендаций и проведении мероприятий, а также гласности при условии не противоречия требованиям действующего зак-ва

Практика прокурорской деят-ти сформировала основные формы такого взаимодействия:

1)Проведение координац-х совещаний,

2)обмен инф-й по борьбе с преступностью,

3)совместные выезды в регионы для проведения согласованных мероприятий,

4)изучение и распространение положит-го опыта,

5)создание следственно-оперативных групп для раскрытия и расследования конкретных преступлений.

6)проведение совместных мероприятий по повышению квалификации лиц занимающихся борьбой с преступностью //дознаватели, следователи, рук-ли след-х групп и т.д.

7)оказание взаимной помощи в обеспечении собственной безоп-ти в процессе деят-ти по борьбе с преступностью

8)издание совместных приказов, указаний, подготовка информационных писем и иных организационно-распорядительных документов, направленных на борьбу с преступностью.

9)выпуск совместных бюллетеней или сборников и других информационных изданий,

10)разработка и утверждение согласованных планов координационной деят-типравоохр-х органов по борьбе с преступностью.

ЭКЗ!!!! Выбор форм координации определяется ее участниками исходя из существующей конкретной обстановки на обслуживаемой тер-ии.

В большинстве регионов РФ постоянно действует следственно-оперативные группы для раскрытия и расследования особо-тяжких, особо-опасных преступлений.

Одним из основных форм координации явл-ся совместный анализ насущных проблем, которые, как правило, обсуждаются на координац-х совещаниях.

Большое значение для координации имеет повышение квалификации работников занимающихся борьбой с преступность.

25.09.13г.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.