Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Монолог героя как структурообразующий элемент фильма






 

Построение произведения на основе рассказа о себе сразу ставит вопрос о том, насколько созданный образ соответствует реальности. Не секрет, что человек с легкостью меняет множество масок в зависимости от того, где он находится, с кем общается, насколько комфортно ему в этом обществе и т.д. Даже подходя к своему изображению в зеркале, человек меняет выражение лица, то есть бывает нечестен и с самим собой. Съемочный процесс в этом смысле может только усилить данный эффект. Непривычное освещение, множество вопросов со стороны автора, пристальное внимание со стороны явно не способствует раскрытию человека. Одним из решений этой проблемы может быть монолог за кадром в конечном итоге.

Так поступила, например, режиссер Людмила Станукинас в зарисовке «Трамвай идет по городу» (1973 г.). Ее героиня - водитель трамвая Людмила Григорович - едет по Петербургу и словно про себя размышляет о своей работе, о пассажирах, которых она уже узнает в лицо и знает, на какой остановке они выйдут, о своей жизни. В это время в кадре салон трамвая с пассажирами, проносящиеся за окном городские улицы. Лирическое настроение рассказа женщины подчеркивается и спокойной, неторопливой музыкой. Однако четко выверенный на монтаже текст в одном интонационном ключе постепенно снижает внимание. Кроме того, незначительное количество жанровых сценок, например, среди пассажиров, значительно обедняет фильм, потому что повествование течет ровно, никаких ярко выраженных конфликтов нет, как и развивающегося действия.

Совершенно другое впечатление производит говорящий герой в кадре. Он может нестройно рассказывать о чем-либо, допускать ошибки, задумываться на какое-то время, но все это лишь придает, на наш взгляд, особую ценность, потому что перечисленные «недочеты» свидетельствуют о том, что человек рассуждает здесь и сейчас, а не выдает шаблонные ответы, он вместе с автором ищем ответ на какой-то вопрос, он делится воспоминаниями и этот монолог становится ярче, богаче, выразительнее.

Режиссер Алексей Погребной именно таким представляет нам своего героя - уникального деревенского фотографа, поэта, конюха Николая Зыкова в фильме «Дом» (2006 г.). Он неспешно рассуждает о себе, о своей жене, об увлечении пленочной фотографией, в проявлении которой участвовала его супруга. Исходя из этого логично, что в канву повествования вплетаются и эти фотографии, которые, возможно, только так и сохранились, потому что, как признается Зыков, никто, кроме его семьи, этих снимков не видел. Затем оказывается, что Зыков имеет большую коллекцию грампластинок классической музыки. Перебирая их, он рассказывает, что сначала скупил все, что были в магазине в своем городе, Кирове, потом объехал еще немало городов, чтобы найти еще. Продавцы были искренне удивлены, когда узнали, что этот человек по роду своей деятельности конюх, а не музыкант, и даже отказывались его пускать. И, конечно, такая биография еще больше заинтересовывает зрителя, который начинает испытывать уважение к тому, насколько талантлив и образован оказывается этот пожилой человек.

Мы привели в качестве примера два диаметрально противоположные решения монолога. Безусловно, что многое зависит и от самого героя, его умения рассказывать

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.