Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сопоставление и аналогия






 

Монтажный прием сопоставления и аналогии является одним из самых распространенных. Он основан на том, что в фильме показываются схожие объекты или явления, которые, на первый взгляд, таковыми могут и не являться. Схожесть обнаруживается автором на основе наблюдения за жизнью - основного метода в арсенале документалиста, о котором мы упоминали в начале своего исследования. Некоторые теоретики склонны считать прием сопоставления и аналогии разновидностью параллельного монтажа, о котором речь пойдет позже.

Одним из наиболее ярких примеров этого монтажного приема - фильм «ZOO» (реж. Б.Хаанстра, 1962 г.), целиком построенный на сопоставлении. Небольшая 11-минутная лента о сходстве людей и животных остроумно демонстрирует, насколько аналогично поведение, мимика, жесты у человека и какого-либо представителя животного мира. Как двигаются, едят, зевают и спят звери и люди оказывается настолько схожим, что невольно вызывает улыбку.

Вероятно, съемка некоторых эпизодов была продумана заранее, другие же родились во время длительного наблюдения. Очевидно, что авторам пришлось немало часов провести в зоопарке и просто внимательно присматриваться к людям и братьям нашим меньшим, чтобы выяснить чем же они похожи. Влюбленные парочки, дети, пожилые люди с одной стороны и обезьяны, тигры, страусы, медведи с другой не остались незамеченными документалистами. О том, что фильм будет подан в шутливом, игровом ключе свидетельствует уже первый план. Мы видим большую клетку и слышим мощный рев льва, затем оператор панорамирует вниз и там оказывается маленький львенок. В совокупности с ненавязчивой музыкой, точно совпадающей по темпоритму с изображением на экране и авторским юмором эта короткометражка оказалась блестяще снятой.

Другой фильм, в котором также использован монтажный прием аналогии и сопоставления - «Самсара» (реж. Р. Фрике, 2011 г.). За пять лет авторы объехали 25 стран, расположенных на пяти континентах и сняли фильм без сюжета как такового, но с мощной концепцией полностью на 70-миллиметровую пленку. Высокое качество изображения, подлинная красота объектов в кадре и спокойная музыка призваны сосредоточить все внимание зрителя на самой картине и тех смыслах, которые автор хотел передать, не отвлекаясь на закадровый текст. И действительно, все ясно без слов за счет сопоставления разных планов. Фрике сравнивает культуру разных стран, нетронутые леса с каменными джунглями и современной цивилизацией, вневременные памятники архитектуры, пирамиды и храмы с достижениями 21-го века - оружием, роботами. Автор мастерски показывает, как величественна и жестока может быть природа, которую мы созерцаем. В одном случае мы восхищаемся ее красотой, а в другой сожалеем о тех бедствиях, которые может принести стихия.

Режиссер сопоставляет, насколько отличается жизнь малочисленных народов в Африке, которые с нашей точки зрения отстали в развитии, носят минимум одежды, украшают себя подручными материалами, не имеют современных гаджетов, и стремительный темп мегаполисов, где люди мало чем отличаются друг от друга, постоянно спешат (в том числе это показано и за счет спецсъемок).

Тема конвейерности как одной из черт современного мира явно прослеживается в этом фильме. Фрике показывает, как в разных сферах - на производстве бытовой техники, во время приготовления полуфабрикатов, разделке туш люди выполняют одни и те же действия, как функционально все продумано и от этого безлико. Сначала мы видим, как производят что-то, затем утилизируют, как затягивает в этот конвейер и животных, сопоставляя живое и мертвое. Потом автор переносит нас в супермаркет, где конвейер продолжается уже в потреблении. Таким образом, сопоставляя кадры друг с другом, затрагивая различные темы, Рон Фрике заставляет задуматься о развитии и философии современного общества.

Вот другой пример монтажного сопоставления. В документальном фильме «Малыши» (реж. Т. Бальмес, 2008 г.) показаны четверо детей примерного одного возраста. Они живут в разных странах – Намибии, Монголии, США и Японии – и, соответственно, с учетом специфики места проживания, менталитета, национальных традиций развиваются по-разному. 18 месяцев операторы фиксировали, как играют и делают первые шаги дети. Если в африканской стране нет современных игрушек и дети ходят в набедренных повязках, то в Европе ребенок современно одет, окружен массой развлекательных игр. В Монголии ребенка моют водой из таза, а в США - под душем. Даже эти казалось бы мелочи демонстрируют культуру и национальные традиции, восприятие окружающих объектов и реакцию на них.

Еще один фильм, где даже название говорит о том, что будет показано противопоставление, «Да здравствуют антиподы!» Виктора Косаковского. О том, как родилась задумка этой картины, мы упоминали в начале, говоря о наблюдении. Сама по себе идея мест-антиподов уже сопоставление. Режиссер показывает нам, как живет люди в Аргентине и Китае, России и Чили, Новой Зеландии и Испании... Сопоставлены оказались не только страны и люди, культура и манера поведения, но и объекты животного и окружающего мира. Так, например, в Новой Зеландии Косаковский снял крупно кожу слона, как он сам признается, случайно. Потом же на Гавайях он увидел такую же фактуру, рисунок и цвет у застывшей лавы и мгновенно возникла аналогия. Более того, Косаковскому удалось заснять редкое явление - выброс кита на берег. Потом около Мадрида - мете антиподе - он увидел длинный камень, похожий на кита, и так вновь возникло сопоставление.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.