Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Компетенция военных судов






в.с. подсудны:

- гражданские и административные дела о защите нару­шенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых за­коном интересов воен-их ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений;

- дела о преступлениях, в совершении которых обвиняют­ся воен-щие, граждане, проходящие военные сборы, а также уволенные с военной службы и прошедшие военные сборы, если преступления совершены ими в период прохожде­ния военной службы, военных сборов;

- дела об административных правонарушениях, совершен­ных воен-ими, гражданами, проходящими военные сборы.

Билет №47 Административное расследование, порядок его проведения

Административное расследование представляет собой совокупность действий, осуществление которых необходимо для получения дополнительных сведений и материалов, необходимых для правильного разрешения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Административное расследование проводится в случаях, если после выявления административного правонарушения осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат.

Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения.

В определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья настоящего КоАП РФ либо закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.

Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения.

Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен.

По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

Билет №48. Военная прокуратура, её организация и направление деятельности

В систему военной прокуратуры входят Главная военная прокуратура, военные прокуроры военных округов, флотов, РВСН, Федеральной пограничной службы, Московская городская военная прокуратура и другие военные прокуратуры. В России действует более 200 гарнизонных военных прокуратур.

Формирование, реорганизация и ликвидация органов военной прокуратуры, определение их статуса, компетенции, структуры и штатов осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации. Назначение и освобождение от должности Главного военного прокурора осуществляет Совет Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации.

Поворотным пунктом стало принятие Конституции Российской Федерации (1993 г.) в статье 129 которой закреплено понятие прокуратуры Российской Федерации как единой централизованной системы с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

Принятием в 1995 г. новой редакции Федерального закона " О прокуратуре Российской Федерации" завершается правовое оформление органов прокуратуры Российской Федерации. Отдельной главой Федерального закона " О прокуратуре Российской Федерации" закреплено правовое положение органов военной прокуратуры как самостоятельного структурного подразделения в составе прокуратуры России, возглавляемого заместителем Генерального прокурора Российской Федерации — Главным военным прокурором, структура органов военной прокуратуры, а также полномочий её должностных лиц.

В настоящее время в соответствии с военно-административным делением России в состав органов военной прокуратуры входят: Главная военная прокуратура, военные прокуратуры Ракетных войск стратегического назначения, Западного, Южного, Центрального и Восточного военных округов, Балтийского, Северного и Тихоокеанского флотов, Московская городская военная прокуратура, а также 151 военная прокуратура гарнизонов и объединений

Фридинский Сергей Николаевич - Заместитель Генерального прокурора Российской Федерации - Главный военный прокурор государственный советник юстиции 1 класса

Главный военный прокурор, его заместители и другие военные прокуроры, каждый в пределах своей компетенции. вправе принести протест на незаконный акт или решение командования и органа военного управления, внести представление соответствующим военным органам и командирам о выявленных нарушениях законодательствам потребовать их устранения.

На должность военных прокуроров и следователей назначаются офицеры, проходящие военную службу по контракту или призыву, имеющие высшее юридическое образование, обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами и способные по состоянию здоровья выполнять возложенные на них задачи в условиях войсковой жизни.

Все военные прокуроры назначаются и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ.

Финансирование и материально-техническое обеспечение В.п. органов, включая выделение и охрану служебных помещений, осуществляют соответственно Минобороны РФ и командование других войск за счет средств федерального бюджета

Билет №49. Определение статуса военнослужащего

Статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации.

Особенности статуса военнослужащих, регулируются нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Военнослужащим выдаются документы, удостоверяющие их личность и гражданство, а также документы, удостоверяющие личность и правовое положение военнослужащих.

Порядок выдачи военнослужащим указанных документов и финансирования мероприятий, связанных с их выдачей, определяется Правительством Российской Федерации.

Военнослужащие имеют право на хранение, ношение, применение и использование оружия в порядке, определяемом федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Органы государственной власти Российской Федерации вправе устанавливать в пределах своих полномочий дополнительные социальные гарантии и компенсации военнослужащим, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей.

Билет №50. Виды довольствования военнослужащих

1. Продовольственное;

2. Вещевое;

3. Денежное.

 

Продовольственное

Согласно норме №1 питаются солдаты и сержанты срочной службы, солдаты и сержанты запаса при нахождении на сборах, солдаты и сержанты сверхсрочной службы, прапорщики. Эта норма только для Сухопутных войск:

Основные пункты

1. Хлеб ржано-пшеничный - 350 гр.

2. Хлеб пшеничный - 400гр.

3. Крупа разная (рис, пшено, гречка, перловка) - 120гр.

4. Макаронные изделия - 40гр.

5. Мясо - 150гр.

6. Рыба - 100гр.

7. Масло растительное - 20гр

8. Масло сливочное - 30гр.

9. Молоко коровье - 100гр

10. Яйца куриные - 4шт.(в неделю)

11. Сахар - 70гр.

12. Соль - 20гр.

13. Чай (заварка) - 1.2гр.

14. Картофель - 600гр.

15. Капуста - 130гр.

16. Свекла - 30гр.

17. Морковь - 50гр.

18. Лук - 50гр.

19. Огурцы, помидоры, зелень - 40гр.

20. Сок фруктовый или овощной - 50гр.

 

Примерное меню солдатской столовой на день:

Завтрак: Каша перловая. Мясной гуляш. Чай, сахар, масло, хлеб.

Обед: Салат из соленых помидор. Борщ на мясном бульоне. Каша гречневая. Мясо отварное порционное. Компот, хлеб.

Ужин: Пюре картофельное. Рыба жареная порционная. Чай, масло, сахар, хлеб.

Норма № 9. Это так называемый " Сухой паек". В западных странах его обычно именуют боевым рационом. Эту норму разрешается выдавать только при нахождении солдат в условиях, когда невозможно обеспечить их полноценным горячим питанием. Сухой паек можно выдавать не более чем на трое суток. После чего в обязательном порядке солдаты должны начать получать нормальное питание:

1. Галеты " Арктика" / Хлеб - 270-300гр./500гр.

2. Консервы мясные - 325-328 гр.

 

3. Консервы мясорастительные - 500-530 гр.

4. Сахар - 180гр.

5. Чай (заварка в одноразовых пакетиках) - 3 пак.

6. Салфетки гигиенические - 3 шт.

 

Вещевое

Согласно нормам вещевого довольствия:

• Разрешить содержать в воинских частях, на кораблях, в

военных образовательных учреждениях профессионального образования, на предприятиях, в учреждениях и в организациях Министерства обороны Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба (далее именуются - воинские части):

запас готовых предметов военной одежды и обуви в размере 10 процентов их годового расхода; переходящий запас предметов вещевого имущества в размере 50

процентов их годового расхода, а по предметам, выдаваемым в весенний период военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, - 90 процентов.

Страховой запас вещевого имущества в размере годового расхода разрешается содержать в воинских частях, дислоцируемых в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в высокогорных сместностях (на высоте 1500 м и выше над уровнем моря), а также на кораблях, убывающих в автономное плавание на срок более 6 месяцев.

• Вещевое имущество по целевому назначению подразделяется на вещевое имущество текущего обеспечения, вещевое имущество фонда

сборов и вещевое имущество неприкосновенного запаса, а по праву

пользования им - на вещевое имущество личного пользования и

инвентарное имущество.

Вещевое имущество текущего обеспечения предназначается для обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил

Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти,

вещевое имущество фонда сборов - для обеспечения граждан,

призванных на военные сборы, вещевое имущество неприкосновенного

запаса - для обеспечения мобилизационного развертывания Вооруженных

Сил Российской Федерации и создания запасов на период военного

времени.

• Вещевое имущество личного пользования, выдаваемое

военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, является их

собственностью с момента получения.

• Вещевое имущество личного пользования и инвентарное имущество,

выдаваемое военнослужащим, проходящим военную службу по призыву,

воспитанникам кадетских (суворовских), морских кадетских

(нахимовских) и музыкальных кадетских корпусов (далее именуются -

воспитанники кадетских корпусов), гражданам, призванным на военные

сборы, является федеральной собственностью и находится в

оперативном управлении воинской части.

• Вещевое имущество отпускается военнослужащим по нормам

снабжения, утвержденным Правительством Российской Федерации,

Министерством обороны Российской Федерации и федеральными органами

исполнительной власти, и по нормам его содержания в воинских

частях, на кораблях, в военных образовательных учреждениях

профессионального образования, на предприятиях, в учреждениях и в

организациях Министерства обороны Российской Федерации и

федеральных органов исполнительной власти (далее именуются -

воинские части).

 

Денежное

С 1 января 2012 года кардинально меняется, причем в лучшую сторону, система денежных выплат военнослужащим, проходящим военную службу по контракту. По оценкам экспертов содержание военнослужащих будет увеличено в 2, 5-3 раза, а военные пенсии вырастут в 1, 5-1, 7 раза.

К окладу прилагается две обязательные ежемесячные надбавки:

• за выслугу лет от 10 до 40%;

• за классную квалификацию (квалификационную категорию, квалификационный класс) от 5 до 30%.

Кроме того, новым законом установлены четыре вида надбавок, которые выплачиваются в размере и случаях отдельно установленных Президентом РФ и Правительством РФ порядке. К ним относятся надбавки:

• за работу со сведениями, составляющими государственную тайну в размере до 65%,

• за особые условия военной службы до 100%,

• за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время до 100%

• за особые достижения в службе устанавливается в размере до 100 %

Указанные надбавки также выплачиваются сотрудникам военной прокуратуры и военным следователям.

Не входит в оклад и выплачивается отдельной строкой премия за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей, размер которой увеличен до трех окладов денежного содержания в расчете на год и ежегодная материальная помощь устанавливается в размере не менее одного оклада денежного содержания.

Правила выплаты ежегодной материальной помощи определяются Правительством Российской Федерацией.

Билет №50. Понятие и виды пенсий, назначаемых лицам, проходившим военную службу и их семьям. Категории лиц, пользующиеся правом на пенсионное обеспечение

военнослужащие – граждане, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов либо военную службу по контракту или призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в ВС РФ и ОВС СНГ, ФПС РФ и органах и организациях Пограничной службы РФ, во внутренних войсках МВД РФ и в Железнодорожных войсках РФ, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах ФСБ и пограничных войсках, федеральных органах государственной охраны, органах внешней разведки рФ, других воинских формированиях РФ, созданных в соответствии с законодательством РФ, лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в ОВД РФ, Государственной противопожарной службе, прокурорские работники, сотрудники таможенных органов рФ, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы;

В соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионом обеспечении в РФ» пенсия по государственному пенсионному обеспечению выплачивается:

1) федеральные государственные служащие;

2) военнослужащие;

3) участники Великой Отечественной войны;

4) граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

5) граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;

6) нетрудоспособные граждане.

Закон устанавливает четыре вида пенсий:

1) пенсия за выслугу лет;

2) пенсия по старости;

3) пенсия по инвалидности;

4) социальная пенсия.

статья 1 Федерального закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» устанавливает перечень категорий лиц, которым в соответствии с законом может быть установлена пенсия. К ним относятся лица, проходившие военную службу в Вооруженных Силах РФ и объединенных Вооруженных силах Содружества Независимых Государств:

1) лица, которые проходили военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов;

2) лица, которые проходили военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин;

3) лица офицерского состава, прапорщики и мичманы, проходившие военную службу в воинских формированиях СССР;

4) лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего СССР;

5) лица, проходившие службу в государственной противопожарной службе;

6) лица, проходившие службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

7) лица, проходившие службу в органах уголовно-исполнительной системы;

Члены семей перечисленных категорий лиц имеют право на получение пенсии в порядке, установленном законом.

Билет №52 Обеспечение военнослужащих жильем

В соответствии со ст. 23 Федерального закона " О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане Российской Федерации, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 Федерального закона " О статусе военнослужащих": обеспечение жильем военнослужащих - граждан Российской Федерации, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилья, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.

Причем выдается государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения в избранном после увольнения с военной службы месте жительства лишь по желанию военнослужащих в последний год военной службы.

Если военнослужащий желает получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы и при этом не желает участвовать в программе " Государственные жилищные сертификаты", его обеспечение жильем осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилья. Возникает справедливый вопрос: каков механизм данного обеспечения?

Приведу выдержку из рекомендаций Управления по реализации жилищных программ Министерства обороны Российской Федерации от 22 июня 2005 г. исх. N 155/3/1395 по поводу порядка обеспечения жильем увольняемых военнослужащих:

" Обеспечение военнослужащих, увольняемых с военной службы, жильем по избранному месту жительства рекомендуется осуществлять в следующем порядке:

1) Военнослужащим - гражданам, имеющим общую продолжительность военной службы 10 лет и более, подлежащим увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, обеспеченным жилыми помещениями для постоянного проживания по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, для приобретения жилого помещения по избранному постоянному месту жительства выдается государственный жилищный сертификат.

Включение в списки и выдача сертификатов указанным военнослужащим будет производиться после внесения соответствующих изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 7 октября 2004 года N 522 (но ведь законодательно установлено время обеспечения жильем " при увольнении", как же быть со сроком увольнения? - Прим. авт.).

2) Военнослужащие - граждане, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, подлежащие увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, обеспечиваются жилыми помещениями по избранному постоянному месту жительства за счет строительства и приобретения жилья.

Приобретение жилья осуществляется только в рамках программы " Государственные жилищные сертификаты".

Однако законодательно закреплена позиция, при которой обеспечение жильем увольняемых военнослужащих при перемене ими постоянного места жительства путем выдачи государственных жилищных сертификатов является одним из способов обеспечения жильем, следовательно, не исключается и право выбора другого способа жилищного обеспечения - за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилья. На практике же реально использовать другой порядок не представляется возможным. Вот и остаются командиры в рассмотренном нами случае перед неразрешимой задачей: как в срок принять решение о дальнейшем прохождении военной службы военнослужащими, подлежащими увольнению либо имеющими право уволиться и изъявившими такое желание, если при этом указанные военнослужащие желают получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы, но отказываются принимать участие в программе " Государственные жилищные сертификаты"?

Описанная выше ситуация усугубляется зачастую тем, что военнослужащие, подлежащие увольнению, но вынужденные проходить военную службу вследствие необеспечения жилыми помещениями, самоустраняются от выполнения служебных обязанностей, обусловленных прохождением военной службы, как правило, отказываются подписывать контракт о прохождении военной службы, становятся в оппозицию командованию, подрывая боеготовность воинских частей, авторитет командиров и начальников. При этом данная категория военнослужащих полагает, что в отсутствие контракта командиры не в праве отдавать им приказания, давать какие-либо поручения, а они перестают быть субъектами воинских правоотношений, в том числе и дисциплинарной ответственности.

Ошибочность данного мнения отражена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации по жалобе Францына В.В. от 30 сентября 2004 г. N 322-О. Как следует из правовой позиции Конституционного Суда, на таких военнослужащих в полной мере распространяются все нормы о правах, обязанностях и ответственности военнослужащих, установленные законодательством, в том числе и дисциплинарной. Следовательно, при невыполнении военнослужащим служебных обязанностей, обусловленных прохождением военной службы, к нему могут быть применены дисциплинарные взыскания в объеме, предусмотренном Дисциплинарным уставом, в том числе и досрочное увольнение. Последнее само по себе снимает вопрос об обеспечении жильем до момента исключения из списков личного состава воинской части, так как запрет на увольнение без обеспечения жилыми помещениями распространяется на военнослужащих, увольняемых по строго определенным основаниям - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Не противоречит данным выводам и правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, выраженная в описанном выше Определении. Военнослужащий, не подписывающий следующий контракт о прохождении военной службы, но не дающий согласие на увольнение без обеспечения жильем, признан проходящим военную службу в добровольном порядке до обеспечения его жильем, а в соответствии с п. 2 ст. 32 Федерального закона " О воинской обязанности и военной службе" именно добровольность поступления гражданина на военную службу закрепляется в контракте о прохождении военной службы. С учетом такой позиции увольнение " в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта" при отказе военнослужащего исполнять служебные обязанности, определенные военной службой, обоснованно.

Билет №53. Понятие и источник права вооруженных конфликтов

Право вооруженных конфликтов (ПВК) - это совокупность договорных и обычных норм, регламентирующих отношения между воюющими и затронутыми войной субъектами МП по поводу начала и последствий войны, применения средств и методов ведения войны, нейтралитета, защиты жертв войны, прекращения войны и ответственности государств и индивидов за нарушение этих норм.

Право вооруженных конфликтов распространяет свое действие как на международные вооруженные е конфликты, так и на вооруженные конфликты внутригосударственного характера.

Субъектами права вооруженных конфликтов являются основные субъекты МП: государства, нации, борющиеся за национальное и социальное освобождение, международные организации.

Юридический фундамент данной отрасли права составляют основополагающие принципы МП и принципы специальные.

К специальным принципам права вооруженных конфликтов относятся:

1. Гуманизация вооруженных конфликтов.

2. Ограничение воюющих в выборе средств и методов ведения войны.

3. Защита прав комбатантов и некомбатантов.

4. Защита прав гражданского населения и особого правового режима гражданских объектов.

5. Нейтралитет.

6. Ответственность за нарушение законов и обычаев войны.

К наиболее важным источникам ПВК относятся:

а) Гаагские конвенции 1899 и 1907 гг.

б) Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г. и Дополнительные протоколы I и II 1977г.

в) Международные договоры, запрещающие или ограничивающие отдельные средства и методы ведения войны (например, Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г.; Конвенция о запрещении противопехотных мин 1977 г. и др.)

г) документы, содержащие нормы ответственности отдельных лиц за совершение международных преступлений (например, Уставы МВТ 1945 г., Конвенция о неприменении срока давности к военным преступлениям 1968 г., Статут Международного уголовного суда 1998 г. и др.)

Билет №54 Понятие и виды преступлений против военной службы

Преступлениями против военной службы признаются предусмотренные настоящей главой преступления против установленного порядка прохождения военной службы, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов.

Виды преступлений против военной службы в зависимости от видового объекта:

  • против порядка подчиненности и воинских уставных взаимоотношений (ст. 332–336 УК РФ);
  • против порядка пребывания на военной службе (ст. 337–339 УК РФ);
  • против порядка несения специальных (охранных) видов военной службы (ст. 340–345 УК РФ);
  • против порядка сбережения военного имущества (ст. 346–348 УК РФ);
  • против порядка эксплуатации военно-технических средств (ст. 349–352 УК РФ).

Субъектами преступлений против военной службы могут быть военнослужащие, проходящие военную службу по контракту или военную службу по призыву. К военнослужащим относятся:

  • офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту;
  • офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента рФ;
  • сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта.

Кроме того, в соответствии со статьями гл. 33 УК РФ ответственность несут военные строители военно-строительных отрядов (частей) Министерства обороны РФ, других министерств и ведомств РФ.

Неисполнение приказа (ст. 332 УК РФ)

Объект преступления – порядок подчиненности и воинские уставные взаимоотношения.

Объективная сторона состоит в неисполнении приказа начальника, отданного в установленном порядке, при условии, что неисполнение причинило существенный вред интересам службы (подрыв воинской дисциплины в части, срыв задания по службе, повреждение или уничтожение имущества и т. д.).

Неисполнение может заключаться в открытом отказе исполнять отданный приказ либо в пассивном поведении военнослужащего при наличии у него реальной возможности исполнить приказ.

Приказ – распоряжение командира (начальника), обращенное к подчиненным и требующее обязательного выполнения определенных действий, соблюдения тех или иных правил или устанавливающее какой-нибудь порядок, положение. Приказ может быть отдан письменно, устно или по техническим средствам связи одному или группе военнослужащих.

Субъективная сторона характеризуется умыслом.

Субъект преступления – военнослужащие, подчиненные лицу, отдающему приказ.

Квалифицирующим признаком является:

  • неисполнение приказа группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой или повлекшее тяжкие последствия (ч. 2);
  • неисполнение приказа вследствие небрежного либо недобросовестного отношения к службе, повлекшее тяжкие последствия (ч. 3).

Глава 33 Уголовного кодекса устанавливает уголовную ответственность военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, а также граждан, пребывающих в запасе, во время прохождения ими военных сборов за преступления против установленного порядка прохождения военной службы. Уголовная ответственность военнослужащих за совершение общеуголовных преступлений наступает на общих основаниях по соответствующим статьям Уголовного кодекса. Из 22-х статей главы 33 УК одна статья (ст. 331) посвящена понятию преступления против военной службы, в других статьях предусмотрены конкретные виды преступлений против военной службы.

Статья 331 УК определяет: " Преступлениями против военной службы признаются предусмотренные настоящей главой преступления против установленного порядка прохождения военной службы, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов".

Понятие преступления против военной службы основано на общем определении преступления, сформулированном в ст. 14 УК. Преступление против военной службы есть общественно опасное деяние, виновно совершенное, запрещенное уголовным законом под угрозой наказания.

Особенности преступления против военной службы обусловлены спецификой объекта посягательства и его субъекта. Родовым объектом преступлений против военной службы является порядок прохождения военной службы, установленный Конституцией РФ, законами об обороне, о воинской обязанности и военной службе, о статусе военнослужащих и общевоинскими уставами. Строгое соблюдение этого порядка составляет существо воинской дисциплины и направлено на обеспечение военной безопасности государства.

Конкретное преступление против военной службы непосредственно посягает не на весь порядок прохождения военной службы, а на те или иные стороны (элементы, составные части) этого порядка. По непосредственному объекту строится система составов преступлений против военной службы. Она включает в себя: 1) преступления против порядка подчиненности и уставных взаимоотношений военнослужащих (ст. 332-335); 2) различные виды уклонения от военной службы (ст. 337-339); 3) преступления против порядка несения специальных служб (ст. 340-344); 4) преступления против порядка сбережения военного имущества (ст. 345-348); 5) преступления против порядка обращения с оружием и эксплуатации военной техники (ст. 349-352).
Субъектами преступлений против военной службы могут быть граждане Российской Федерации, имеющие статус военнослужащего (ст. 1 и 2 Федерального закона РФ от 6 марта 1998 года " О статусе военнослужащих"). К ним относятся военнослужащие, несущие военную службу по призыву либо по контракту, а также граждане, пребывающие в запасе, во время прохождения ими военных сборов.

Началом военной службы для военнослужащих по призыву считается день убытия призванного из военного комиссариата субъекта Федерации к месту прохождения военной службы, для военнослужащих по контракту -день вступления в силу контракта о прохождении военной службы. Окончание военной службы - день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.

Уголовная ответственность за уклонение гражданина от призыва на военную службу, а также за уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы предусмотрена в ст. 328 УК.
Невоеннослужащие (в том числе гражданский персонал воинских частей и учреждений, учащиеся суворовских и нахимовских училищ, сотрудники органов внутренних дел и т.п.) не могут быть субъектами (исполнителями) преступлений против военной службы. В соответствии с ч. 4 ст. 34 УК они могут выступать в качестве организаторов, подстрекателей и пособников этих преступлений и нести уголовную ответственность по статьям главы 33 УК как соучастники.
По статьям главы 33 УК за преступления против установленного для них порядка прохождения службы, кроме военнослужащих, несут уголовную ответственность военные строители военно-строительных отрядов (частей) Министерства обороны и других министерств и ведомств Российской Федерации, призванные в эти отряды с зачетом времени работы в них в срок действительной военной службы.
Уголовная ответственность за преступления против военной службы, совершенные в военное время либо в боевой обстановке, определяется законодательством Российской Федерации военного времени (ч. 3 ст. 331 УК).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.