Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации. В начале XX века американский физиолог Уолтер Б






В начале XX века американский физиолог Уолтер Б. Кеннон сформировал теорию гомеостазиса, согласно которой организм сохраняет постоянство внутренней среды при любых колебаниях внешней среды. Для поддержания нормальной жизнедеятельности внутренние параметры организма не должны сколь-нибудь значительно отличаться от нормы. Как показал Ганс Селье, одним из механизмов адаптации организма к внешним воздействиям является стресс. Экспериментальные исследования показали, что независимо от характера ситуации, с которой сталкивается человек, его организм отвечает неспецифической реакцией, стереотипным набором одновременных изменений в органах.

«Этот набор (синдром) включает в себя увеличение и повышение активности коры надпочечников, сморщивание (или атрофию) вилочковой железы и лимфатических узлов, появление язвочек желудочно-кишечного тракта».

Кора надпочечников выделяет гормоны, именуемые кортикоидами; мозговое вещество надпочечников продуцирует адреналин и родственные ему гормоны, играющие важную роль в реакции на стресс. Вилочковая железа, или тимус, и лимфатические узлы влияют на иммунитет организма. Неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование Г. Селье назвал стрессом. «Факторы, вызывающие стресс, — стрессоры, — различны, но они пускают в ход одинаковую в сущности биологическую реакцию стресса».

Стресс может порождаться как приятными, так и неприятными факторами. Любая нормальная жизнедеятельность — учебная задача, встреча с любимым человеком, просмотр кинофильма может вызвать значительный стресс. Вредоносный, или неприятный, стресс называют дистрессом. Деятельность, связанная со стрессом, может быть приятной или неприятной. Дистресс всегда неприятен. У человека самым частым стрессором являются эмоциональные раздражители. Эмоции порождают стресс (адаптационный синдром) или дистресс. В свою очередь стресс порождает эмоции.


Трудности на пути к достижению цели приводят к стрессу, который сопровождается биологическим стрессовым синдромом. Эксперименты показывают, что стрессор возбуждает гипоталамус, а гипоталамус, как мы уже рассмотрели, содержит центры эмоций. Таким образом, действие стрессора, наряду с адаптационным синдромом, сопровождается различивши эмоциями (положительными или отрицательными).

Как показал Г. Селье, развитие общего синдрома биологического стресса проходит три фазы:

• реакция тревоги;

• фаза сопротивления;

• фаза истощения.

На первой фазе организм меняет свои характеристики, мобилизуются адаптационные возможности организма. На второй фазе начинают проявляться мобилизованные ресурсы организма, формируется новая «функциональная системность». На этой основе делается попытка разрешения задачи адаптации организма к новым условиям. Если адаптация идет успешно, признаки реакции тревоги исчезают. На третьей фазе, если действие стрессора не прекращается, происходит истощение адаптационных возможностей, вновь появляются признаки тревога.

С определенным основанием можно говорить о душевном гомеостазисе (душевном благополучии) личности. Такое состояние может наблюдаться, когда уровень притязаний личности соответствует реальным возможностям и ей ничего не угрожает. Душевный гомеостазис характеризуется ровным настроением удовлетворенности, отсутствием тревоги, положительным отношением к окружающим людям, хорошим состоянием здоровья.

В отличие от биологического гомеостазиса, который задан генетической программой, душевный гомеостазис формируется в процессе жизнедеятельности человека, характеризует его как личность. Нарушение душевного гомеостазиса сопровождается сильными эмоциями, мобилизуя все качества личности на интеллектуальный и нравственный анализ ситуации и разработку стратегии поведения.

Тест

1. Психическое состояние, связанное с потребностями и мотивами, отражающее в форме непосредственно-чувственных переживаний их зависимость для субъекта:

а. эмоции

б. нравственные чувства

в. эстетические чувства

г. практические чувства

д. интеллектуальные чувства

2. Стойкие эмоции, возникающие в процессе общения с окружающими: стрессы

а. утомление

б. эмоциональные реакции

в. эмоциональные отношения

г. эмоциональные состояния

3. Устойчивое эмоциональное состояние, окрашивающее деятельность человека и выражающееся во всех его проявлениях:

а. стыд

б. робость

в. настроение

г. стеснительность

д. застенчивость

4. Сильное глубокое, абсолютно доминирующее эмоциональное переживание, связанное с непреодолимой силой потребности:

а. страсть

б. стресс

в. аффект


г. ревность

д. страх

5. Сильное и относительно кратковременное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта обстоятельств и сопровождаемое сужением нания:

а. страсть

б. стресс

в. аффект

г. ревность

д. страх

6. Эмоциональное состояние, возникающее в экстремальной ситуации, требующей от человека мобилизации и напряжения нервно-психических сил:

а. страсть

б. стресс

в. аффект

г. ревность

д. страх

7. К психическим состояниям относится: а. ощущение

б. настроение

в. темперамент

г. характер

д. воображение

8. Одновременное проявление противоположных эмоций и чувств (например: смех и слезы; любовь и ненависть):

а. апатия

б. стресс

в. депрессия

г. антипатия

д. амбивалентность

9. Непреодолимое подсознательное стремление к достижению чего-либо это: а. воля

б. страсть

в. интерес

г. инстинкт

д. потребность

10. Сильное и кратковременное эмоциональное переживание, связанное с выключением либо сужением сознания:

а. стресс

б. аффект

в. апатия

г. амбивалентность

д. депрессия

11. Какое эмоциональное состояние описано: когда в класс вошёл директор, ученица отвечающая у доски растерялась и замолчала на наводящие вопросы отвечала сбивчиво, однако после ухода директор, она смогла чётко ответить на все вопросы:

а. стресс

б. аффект

в. аффилиация

г. аттракция

д. фрустрация

12. Чувства, связанные с умственной деятельностью человека и побуждающие к поискам нового, (это: любопытство, любознательность, чувство юмора и др):

а. эмоции

б. нравственные чувства


в. практические чувства

г. эстетические чувства

д. интеллектуальные чувства

13. Подавленное эмоциональное состояние, проявляющееся в заторможенности движений и снижении интереса к окружающему миру:

а. стресс

б. депрессия

в. апатия

г. амбивалентность

д. ревность

14. Переживания, которые повышают активность человека, побуждая к поступкам называются:

а. стрессом

б. стеническими эмоциями

в. астеническими эмоциями

г. эстетическими чувствами

д. интеллектуальными чувствами

15. Какое эмоциональное состояние выражено в высказывании: «я убью тебя!, – закричал он и, схватив со стола мраморную доску, с неизвестной ему доселе силой замахнулся ею»:

а. гнев

б. испуг

в. стресс

г. аффект

д. фрустрация

Контрольные вопросы

Чем эмоции отличаются от чувств?

Сравните астенические и стенические эмоции

По каким признакам можно узнать, находитесь ли вы в состоянии стресса?

Перечислите основные психологические теории эмоций и дайте их краткую характеристику

Основные понятия

Эмоции, модальность эмоции, эмоциональные реакции, эмоциональные состония, эмоциональные отношения, гнев, страх, радость, печаль, стресс, управление стрессом, профилактика стресса

Литература Гринберг Дж. Управление стрессом. – СПб.: Питер, 2003. Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2009.

Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2008.

Селье Г. Стресс без дистресса. – Рига, 1992.

Столяренко Л. Д. Основы психологии. – М.: Проспект, 2010.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.