Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ






ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Ермолович, З.Г. Тифлопсихология: чувственное отражение мира в условиях визуальной депривации: учеб.-метод. пособие / З.Г. Ермолович. – Мн.: БГПУ, 2004. – 107 с.

2. Литвак, А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие для студентов высших педагогических заведений / А.Г. Литвак.– СПб. 2006. – 336 с.

3. Солнцева, Л.И. Психология детей с нарушениями зрения (детская тифлопсихология): учеб. пособие / Л.И. Солнцева. – М.: Классик Стиль, 2006. – 256 с.

4. Специальная психология: Учебное пособие для студентов высших педагогических заведений / В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева [и др.]; под ред. В.И. Лубовского. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 464 с.

5. Специальная психология: учеб. пособие / Е.С.Слепович [и др.]; под ред. Е.С.Слепович, А.М.Полякова. – Мн: Выш.шк., 2012. – 512 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

6. Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева [и др.]; под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 480 с.

7. Сорокин, В.М., Кокоренко, В.Л. Практикум по специальной психологии: учебно-метод. пособие / В.М.Сорокин, В.Л. Кокоренко. – СПб.: «Речь». 2003. – 122 с.

8. Сорокин, В.М. Специальная психология: учеб. пособие / В.М. Сорокин.– СПб.: «Речь». 2003. – 216 с.

9. Литвак, А.Г. Практикум по тифлопсихологии / А.Г. Литвак, В.М.Сорокин, Т.П. Головина – М., 1989. – 38 с.

10. Земцова, М.Л. Обучение слепых и слабовидящих детей / М.Л. Земцова. – М.: «ВОС». 1978. – 32 с.

11. Солнцева, Л.И., Хорош, С.М. Советы родителям по воспитанию слепых детей раннего возраста/ Л.И. Солнцева, С.М. Хорош. – М.: «ВОС». 2--3. – 67 с.

 

 

Экзаменационные вопросы по учебной дисциплине

«Тифлопсихология»

1. Предмет тифлопсихологии. Современная классификация лиц нарушениями зрения (по остроте зрения и состоянию поля зрения).

2. Задачи тифлопсихологии на современном этапе ее развития. Связь тифлопсихологии с другими науками.

3. Методологические основы тифлопсихологии.

4. Методы тифлопсихологических исследований.

5. Роль зрения в процессе чувственного познания.

6. Понятие о дефекте и его структуре в тифлопсихологии.

7. Понятие о дефекте и его компенсации в тифлопсихологии. Биологизаторские и социологизаторские теории компенсации.

8. Принципы и физиологические основы компенсации (согласно учению И.П.Павлова о ВНД).

9. Принципы компенсации дефекта зрения, согласно учению П.К.Анохина.

10. Компенсация как сложный синтез биологических и социальных факторов. Социальные основы компенсации.

11. Биологические основы компенсации зрительного дефекта.

12. Соотношение компенсации и коррекции при глубоких нарушениях зрения (по работе А.Г.Литвака «Соотношение компенсации и коррекции в развитии слепых и слабовидящих»).

13. Уровни компенсации дефекта зрения.

14. Особенности ВНД слепых и слабовидящих.

15. Проблема отражения при дефекте зрения: соотношение образа и оригинала при сужении сенсорной сферы из-за слепоты или слабовидения.

16. Сенсорная организация человека при слепоте и слабовидении.

17. Ведущие зрительные функции (острота зрения, поле зрения).

18. Цветовое зрение частичнозрячих и слабовидящих.

19. Слуховые ощущения и восприятие при слепоте и слабовидении.

20. Вибрационные ощущения слепых.

21. Тактильные ощущения слепых и слабовидящих.

22. Феномен «кожного зрения» и его проявление в условиях визуальной депривации.

23. Кинестетические и статические ощущения слепых.

24. Восприятие, его виды, свойства и физиологические механизмы у лиц со слепотой и слабовидением.

25. Зависимость типа восприятия от степени тяжести нарушения зрения.

26. Особенности зрительного восприятия частичнозрячих и слабовидящих.

27. Роль осязания в деятельности слепых, условия его развития и сохранения.

28. Сравнительная характеристика осязания и зрения.

29. Способы и формы осязательного восприятия.

30. Представление, его виды и особенности при различной степени нарушения зрения. Зрительные представления ослепших.

31. Особенности динамики формирования представлений.

32. Роль памяти при слепоте и слабовидении. Взгляды тифлопсихологов различных школ на особенности памяти слепых и слабовидящих.

33. Виды памяти. Типы памяти и их обусловленность степенью тяжести зрительного нарушения.

34. Специфические особенности памяти слепых и слабовидящих.

35. Теории мышления в тифлопсихологии. Компенсаторная роль мышления в познавательной деятельности лиц с нарушениями зрения.

36. Виды мышления и их соотношение при нарушениях зрения. Особенности формирования понятий у детей с нарушениями зрения.

37. Характеристика основных мыслительных операций слепых и слабовидящих.

38. Характерные особенности воображения слепых и слабовидящих.

39. Теоретические воззрения на возможности воображения слепых и слабовидящих. Виды воображения и их роль в условиях визуальной депривации.

40. Речь и ее функции. Компенсаторное значение речи при тяжелых нарушениях зрения.

41. Основные особенности устной и письменной речи слепых и слабовидящих.

42. Особенности овладения слепыми и слабовидящими неязыковыми средствами общения.

43. Внимание и его роль в условиях зрительной депривации. Особенности внимания слепых и слабовидящих.

44. Философские воззрения на личность слепого. Проблема личности в тифлопсихологии.

45. Направленность личности у лиц с нарушениями зрения (по работе С.Е.Гайдукевич).

46. Межличностные отношения при глубоких нарушениях зрения.

47. Деятельность как основное условие развития человека, имеющего нарушения зрения. Особенности деятельности, обусловленные тяжелым нарушением зрения.

48. Ориентация в пространстве в условиях зрительной депривации и ее виды.

49. Роль сохранных анализаторов в пространственном ориентировании слепых и слабовидящих.

50. Пространственные представления лиц со слепотой и слабовидением.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.