Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возможное расширение






Апреля 1997 года в городе Москве президенты Беларуси и России подписали Договор о Союзе Беларуси и России. С тех пор 2 апреля отмечается как День единения народов Беларуси и России.

23 мая 1997 года состоялось подписание Устава Союза Беларуси и России.

В 1997—1998 годах происходит формирование исполнительных органов Союза, общего бюджета, осуществляется разработка и реализация первых союзных программ. Образованы Пограничный и Таможенный комитеты, Комитет по вопросам безопасности.

25 декабря 1998 года президенты подписали Декларацию о дальнейшем единении Беларуси и России, Договор о равных правах граждан, а также Соглашение о создании равных условий субъектам хозяйствования.

8 декабря 1999 года в Москве состоялось подписание Договора о создании Союзного государства, и была принята Программа действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации положений Договора о создании Союзного государства.

26 января 2000 года, после ратификации Договора парламентами двух стран, он вступил в силу.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО

В полномочия Союзного государства входят внешняя политика, оборона и безопасность, бюджетная, денежно‑ кредитная и налоговая системы, таможенные вопросы, системы энергетики, транспорта и связи. Каждое государство сохраняет суверенитет, независимость, территориальную целостность, государственное устройство, Конституцию, государственный флаг, герб.

Высший орган Союзного государства - Высший Государственный Совет, в состав которого входят главы государств, главы правительств, руководители палат парламентов государств‑ участников.

В настоящее время председателем Высшего Государственного Совета является президент Республики Беларусь Александр Лукашенко.

Исполнительный орган Союзного государства ‑ Совет Министров. В него входят председатель Совета Министров, главы правительств, Государственный секретарь (на правах заместителя председателя Совета Министров), министры иностранных дел, экономики и финансов государств‑ участников, руководители основных отраслевых и функциональных органов управления Союзного государства.

Председателем Совета Министров является председатель правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев.

Представительный и законодательный орган - Парламент. Верхняя палата Парламента будет сформирована законодательными органами обоих государств на паритетной основе, а нижняя ‑ на основе прямых выборов.

Председателем Парламентского Собрания является председатель Государственной Думы РФ Сергей Нарышкин.

В настоящее время ведется подготовка Конституционного Акта Союзного государства, в котором должно найти отражение политическое устройство создаваемого объединения. В качестве основополагающих принципов в нем предполагается зафиксировать сохранение суверенитета, равноправие и международную правосубъектность " субъектов Союзного государства".

По Договору 1999 года также должны быть созданы Суд Союзного государства и Счетная палата для осуществления контроля за финансами Союзного государства.

С 2000 года начал формироваться союзный бюджет. Бюджет Союзного государства - важнейший индикатор, характеризующий уровень, масштабы и финансовые возможности интеграции.

Главное назначение союзного бюджета - служить финансовой базой для создания эффективного механизма торгового, научно‑ производственного и инвестиционного взаимодействия двух стран, а также для финансирования совместных социально‑ экономических, культурных, экологических, спортивных программ, проектов, мероприятий.

ОЦЕНКА И ПЕРСПЕКТИВЫ

На наш взгляд, главный фактор объединения этих государств – экономический.

За последнее десятилетие товарооборот между двумя странами вырос более чем в пять раз. В 2011 году Беларусь заняла второе место во внешней торговле России со странами СНГ и шестое – среди основных торговых партнеров России.

В Беларуси и России формируется единая нормативная база в области борьбы с преступностью.

При пересечении белорусско-российской границы белорусам и россиянам не требуется прохождения пограничного контроля, таможенного досмотра, получения и заполнения миграционной карты.

Активно развивается двустороннее сотрудничество в области культуры. Заметным является межвузовское взаимодействие. Совместные программы, охватывающие научную и научно-техническую сферы, промышленность, строительство, инновации и новые технологии, космос, ИТ-технологии продолжают оставаться эффективным механизмом углубления интеграции.

Но процесс интеграции не всегда проходит гладко. В конце 2006 года, в свете резкого повышения Россией цен на газ для Беларуси, президент Лукашенко высказывает значительное разочарование. В январе 2007 года он заявляет, что «от нас требуют вступления в состав России… Я не хочу похоронить суверенитет и независимость моей Беларуси…».

Однако, уже на рубеже 2007 и 2008 процесс интеграции усилился.

Впрочем, из-за выявления ряда экономических и политических противоречий процесс интеграции двух республик идёт неровно. Кроме того, отношение к союзу в Беларуси, возможно, меняется в худшую сторону. Так, согласно результатам социологического опроса, 54, 8 % опрошенных высказались категорически против того, что «Беларусь и Россия должны построить союзное государство с единой валютой, президентом и парламентом». «За» высказались лишь 20, 4 % респондентов. В 2010 году из-за значительных осложнений в отношениях Российской Федерации и Республики Беларусь, разногласий между главами государств, интеграция практически остановилась.

Нет полной согласованности и во внешней политике. Белоруссия демонстративно не поддержала Россию во время российско-грузинской войны. В дни ожесточенных боев за Цхинвал в Минске была проведена неделя грузинского кино. После 2008 г. сложилась ситуация, когда одна часть Союзного государства признала независимость Абхазии и Южной Осетии, а другая – открыла свои границы для граждан Грузии и предоставила им безвизовый коридор на территорию России.

Безусловно, ни белорусская сторона, которая заинтересована в сохранении особых двусторонних отношений с Москвой, ни российская сторона, имеющая благодаря Союзному государству потенциальный рычаг влияния на А. Лукашенко, не проявят инициативу по ликвидации этого странного государственного образования.

ВОЗМОЖНОЕ РАСШИРЕНИЕ

В 2001 году президент Молдавии Владимир Воронин сразу после своего избрания озвучил планы по вступлению Молдавии в Союзное государство. К 2005 году такие разговоры практически прекратились, Молдавия заявила о намерении войти в Евросоюз.

Украина не планирует вступление в Союз.

В Киргизии оппозиция в июне 2007 года попыталась инициировать референдум о присоединении к Союзу.

17 октября 2008 года парламенты Абхазии и Южной Осетии получили статус постоянных наблюдателей при Парламентском собрании Союза Беларуси и России.

В геополитическом плане Республика Беларусь играет важную роль в выстраивании отношений между Россией и Западом. В условиях активного продвижения НАТО и Евросоюза на Восток она становится буфером на пути евроатлантических структур, действующих с дальним прицелом в отношении России. В долгосрочном плане Белоруссия - единственный и надежный союзник на западных границах в отличие от колеблющейся Украины и подчас враждебных Литвы, Латвии и Эстонии. Промосковская ориентация Минска не позволяет замкнуть санитарный кордон из недружественных стран.

Принимая во внимание доминирование военно-политической составляющей в стратегии продвижения НАТО и Евросоюза на Восток, следует особо отметить роль союза с Белоруссией как фактора обеспечения безопасности России.

Братская республика обладает современными вооруженными силами. Ее армия рассматривается западными экспертами как одна из сильнейших в Европе, способная реально помочь Российской армии в трудную минуту. Белоруссия содержит сложную и дорогостоящую военно-техническую инфраструктуру.

Без союза с Минском наша страна автоматически утратит стратегически важный форпост на западном направлении, что приблизит НАТО к Смоленску, Пскову и Санкт-Петербургу. Калининградский эксклав может еще более отдалиться от РФ.

В экономическом плане Белоруссия - один из главных торговых партнеров России. По данным Минэкономразвития РФ, в настоящее время Белоруссия занимает 6-е место по объемам торговли РФ с зарубежными странами после Германии, Нидерландов, Италии, Китая и Украины.

Советская Белоруссия была " сборочным цехом" СССР, а Республика Беларусь осталась " сборочным цехом" России. Белорусский ВПК фактически составляет единое целое с российским и является частью машиностроительного комплекса, сформированного еще в СССР с таким запасом прочности, который и сегодня позволяет достойно конкурировать на мировом рынке. Российский оборонный комплекс сотрудничает со 120 белорусскими производственными предприятиями и КБ по 1.6 тыс. видов спецпродукции. В этих условиях " уход" республики на Запад неизбежно обернется для нашей страны серьезными военно-техническими, материальными и финансовыми потерями, потребовав дополнительных бюджетных расходов на оборону и безопасность.

Белоруссия вывозит в страны СНГ (главным образом в Россию) до 80% своей машиностроительной продукции, критически значимой для российской промышленности. Более 8 тыс. российских и белорусских предприятий нуждаются во взаимных поставках. Почти 3 млн. рабочих мест в России обеспечивается за счет производственно-кооперационного сотрудничества с нашим партнером по Союзному государству.

Почти 70% внешнеторгового оборота России со странами ЕС осуществляется с использованием белорусского транспортного коридора. Через территорию Белоруссии идет беспрепятственный экспорт российских энергоресурсов в Европу.

" Газпром" прокачивает через Белоруссию около 30% экспортных объемов газа, и эта доля, по мнению наших белорусских союзников и партнеров, может быть увеличена до 50%. Такое предложение создает для России выгодную альтернативу поставкам через Украину

Последние изменения геополитической обстановки в мире (продвижение НАТО и Евросоюза на Восток, американские планы размещения систем ПРО в Чехии и Польше) резко актуализируют значение союза с Белоруссией для обеспечения национальной безопасности России на западных рубежах.

В целом в российском экспорте в Белоруссию преобладают энергоресурсы и товары сырьевой группы, в импорте из Белоруссии -машиностроительная продукция, оборудование, продовольственные товары. В целом удельный вес России во внешнеторговом обороте Белоруссии превышает 45%, а доля Белоруссии во внешнеторговом обороте России - 5%.

В российском экспорте в Белоруссию в настоящее время преобладают товары топливно-энергетической группы (64%), металлы и изделия из них (12%), машины, оборудование и транспортные средства (9%), продукция химической промышленности (8%). В импорте из Белоруссии - машины, оборудование и транспортные средства (35%), продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (26%), продукция химической промышленности (11%), текстиль и текстильные изделия (10%), металлы и изделия из них (8%).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.