Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Для чего необходима рефлексия.






Рефлексия (от лат. ге/1ехю — обращение назад) — процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.

Рефлексия в обучении — это мыследеятельностный или чувственно-переживаемый процесс осознания субъектом своей учебной деятельности.

Цели рефлексии — вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности: ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты и т. п. Без понимания способов своего учения, механизмов познания учащиеся не смогут присвоить тех знаний, которые они добыли.

Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь.

Рефлексивная деятельность позволяет школьнику осознать свою индивидуальность, уникальность и предназначение.

Методика организации рефлексии ученика на уроке включает в себя следующие этапы:

Ø Остановка предметной (дорефлексивной) деятельности. Выполняемая по учебному предмету деятельность — математическая, физическая, художественная или иная — должна быть завершена или прекращена.

Ø Восстановление последовательности выполненных действии. Устно или письменно описывается все, что сделано, в том числе и то, что не окажется важным ученику на первый взгляд.

Ø Изучение составленной последовательности действий с точки зрения ее эффективности, продуктивности, соответствия поставленным задачам и т. п. Параметры для анализа рефлексивного материала выбираются из предложенных учителем или определяются учеником на основе своих целей.

Ø Выявление и формулирование результатов рефлексии. Выделяют несколько видов таких результатов, к которым относятся:

- предметная продукция деятельности — идеи, предположения, закономерности, ответы на вопросы и т.п.;

- способы, которые использовались или создавались (изобретались) в ходе деятельности;

- гипотезы по отношению к будущей деятельности, например: по качеству и количеству то-то возрастет так-то.

Ø Проверка гипотез на практике в последующей предметной деятельности.

 

Важным фактором, влияющим на эффективность рефлексии в обучении, является многообразие ее форм, соответствующих возрастным и иным особенностям детей. Рефлексия не должна быть только вербальной: младшие школьники, например, могут «рисовать свой день»; средние - подбирать цвета для закрашивания таблиц; старшие — строить графики изменения параметров своей деятельности на протяжении урока.

Проблема, с которой приходится сталкиваться при введении элементов рефлексии в традиционный учебный процесс, состоит в том, что ученики обычно не испытывают потребности в осознании своего развития. Учитель должен подвести учеников к необходимости рефлексии, иначе могут возникнуть помехи на пути развития личности.

Важен и психологический подход к организации рефлексии ученика. Задача педагога — создать для ученика такие условия, чтобы он захотел обсуждать урок или свою деятельность. Эффективной оказывается рефлексия чувств, т.е. вербальное или невербальное описание чувств и ощущений, возникающих в той или иной образовательной ситуации. Рефлексия связана с другим важным действием — целеполаганием. Постановка учеником целей своего образования предполагает их выполнение и последующую рефлексию — осознание способов достижения поставленных целей.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.