Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологические «я» и их маркеры






По каким признакам мы можем определить, что у человека активна данная субличность? Эти признаки называются ее маркерами; они бывают явными и неявными. Рассмотрим некоторые примеры.

Внутреннее «я» и его маркеры. Активность внутреннего «я» человека по его виду чаще всего определить очень легко: у него закрыты глаза и он что-то тихо напевает себе под нос, заглушая для себя внешние звуки. Глаза, поднятые вверх (в небо) или опущенные вниз, или направленные на очевидно неинформативное место окружающей среды (например, стену с неинтересным рисунком обоев или собственные ногти) в сочетании с отсутствующим выражение лица также часто указывают на внутреннюю модальность — естественно, при условии, что человек при этом ничего не говорит и внешне существенного (для себя) не делает. Попросту говоря, внутренняя модальность диагностируется так: человек, у которого активно внутреннее «я», не воздействует на внешний мир и не обращает на него существенного внимания. Он как бы находится наедине с самим собой — по крайней мере, это для него в данный момент самое главное, а внешний мир если для него и существует, то лишь на фоне, но никак не в фокусе его сознания. Люди, умеющие спать с открытыми глазами или галлюцинировать, имеют характерное выражение лица, которое трудно спутать с нормальным вниманием к внешнему миру: их глаза в этот момент лишены самосознания (в первом случае) или кажутся зеркальными (во втором случае). В том и другом случае человек вовсе не воспринимает окружающего мира зрительно, или видит его через призму сильной метафорической деформации — например, классный учитель, распекающий ленивую школьницу, кажется изрыгающим проклятия драконом, недовольным вкусом принесенной ему в жертву прекрасной царевны.

Иногда авторы в пьес дают такую пометку к реплике персонажа: «обращаясь к самому себе». Эта пометка в точности означает внутренний маркер. Но чаще всего диалоге внутренняя модальность (внут) сочетается с той или иной другой психологической модальностью — демонстративной (дем), внешней (внеш) или наблюдательной (наб) — реализуясь во время паузы перед репликой человека или после нее. Ниже приведены примеры пауз, во время которых человек использует внутреннюю модальность.

— Мне нужно подумать, не торопи меня, Авксентий. (дем) (поднимает глаза вверх и замирает в этом положении) (пауза) (внут)

— (с чувством) О, горе мне, горе! (выр) (замирает в отчаянии, закрыв глаза) (пауза) (внут)

— (долго молчит, думая о чем-то своем и рассматривая стену напротив себя) (внут) (внезапно громко смеется) Ха-ха-ха! (выр)

Вопросы к читателю. Даете ли вы себе право на использование внутренней модальности? Хотя бы иногда? Когда именно? Когда вы считаете ее для себя предосудительной? недопустимой? Почему?

Как вы относитесь к использованию внутренней модальности у окружающих? В принципе? На практике? Умеете ли вы дождаться конца паузы, которую держит углубленный в себя партнер? Умеете ли вы ее тактично сократить, если она чрезмерно затягивается? Раздражают ли вас люди, требующие вашего внимания, когда вы погружены в себя? Сопротивляетесь ли вы таким попыткам? Успешно или нет? Грубо или тактично?

Умеете ли вы медитировать? Вызывает ли у вас это слово раздражение и подозрение в неискренности «медитатора»? Понимаете ли вы, что такое «переживание»? Различаете ли вы внешнее и внутреннее переживание эмоций?

Бывает ли так, что вы скучаете, оставаясь наедине с самим собой? Типично ли это для вас? Что мешает вам обдумывать ваши планы детально? Любите ли вы вспоминать о далеком прошлом? Переживать явно фантастические сюжеты? Любили ли вы в детстве сказки и мифы? Склонны ли вы классифицировать людей по группам? Придумывать или открывать законы мира? Сожалеть о чем-либо давно упущенном? Судить не знакомых вам людей? Много ли вы знаете из биографий ваших прадедов?

Склонны ли вы к необъяснимым перепадам настроений? Способны ли вы на них влиять, и если да, то как, а если нет, то как они действуют на вас?

Упражнение 8. Ответив (по возможности) на все предыдущие вопросы, и рассматривая эти ответы (и отказы отвечать) как реакции неизвестного вам человека, попытайтесь определить роль внутреннего мира и внутреннего «я» в его жизни.

Подумайте, в какой мере вы владеете своим внутренним «я» и умеете по своей воле сочетать его с остальными психологическими субличностями.

Вопросы к читателю. Подумайте, какие еще внутренние маркеры вам известны? Какие внутренние маркеры используют ваши друзья и коллеги? Родственники? Лично вы? Замечают ли ваши внутренние маркеры ваши партнеры? Кто именно их видит, а кто чаще всего не замечает? сознательно игнорирует? Мешает ли это вам? Сказывается ли восприятие или, наоборот, игнорирование вашим партнером ваших внутренних маркеров на ваших отношениях с ним? Как именно? Считаете ли вы это правильным?

Внешнее «я» и его маркеры. Внешняя модальность свойственна человеку, погруженному во внешний мир, когда его центральное внимание полностью сосредоточено на внешних объектах — но ровно в той степени, в какой это требуется для его участия во внешних процессах. Есть два вида внешнего поведения: привычное (штатное) и спонтанное (нештатное), но и то, и другое обычно идет без пауз, и последнее обстоятельство является наиболее характерным внешним маркером, позволяющим отличить активность внешнего «я» от активности выразительного «я» и внимательного «я».

Находясь под управлением внешнего «я», человек как бы подчиняется внешнему процессу или законам внешнего мира (так, как он их понимает) и реагирует соответственно.

Впечатления, полученные внешним «я», или совсем не попадают во внутренний мир, или оказываются там через некоторое время в весьма бледном виде — оказывается, что человек мало что запомнил и воспринял — и так оно и должно быть. Так психотерапевт-профессионал предельно внимателен к своему клиенту во время процесса терапии — но моментально забывает о ходе процесса, как только клиент уходит за порог — с тем, чтобы снова вспомнить все подробности в момент начала следующего профессионального контакта. Наоборот, писатель, собирающий материал для своего очередного романа, может очень хорошо и ярко запоминать встреченных им людей, но при этом его реакции при непосредственном взаимодействии с людьми или природой будут сильно заторможенными и часто неадекватными, восприниматься снаружи как искусственные. Вообще, поведение партнера, воспринимаемое как естественное или спонтанное, часто оказывается внешним, но это не является само по себе гарантией его качества: на низком уровне оно может быть откровенно грубым и эгоистичным.

Внешнее поведение, то есть поведение человека под управлением его внешнего «я», является в некотором смысле антиподом поведению манипулятивному, с заранее обдуманным результатом, хитрой интригой и т. п. — последнее характерно для демонстративного «я». Внешнее поведение исключает прямое влияние внутреннего мира, его прямую подсветку, делает человека как бы марионеткой внешних (в его понимании) сил и обстоятельств — или их вынужденным повелителем, но ориентирующимся опять-таки на внешние обстоятельства и их логику и законы, а не на свои внутренние представления или опыт. Следующие реплики являются попыткой передать в словах тот факт, что человек находится (или находился) под управлением внешнего «я»:

— А куда мне было деваться?

— Каков вопрос — таков был и мой ответ.

— С волками жить — по волчьи выть.

— Ну, на это уже ответить можно было только одним способом.

— Меня вела превосходящая меня сила.

— Я знал: мне надо выжить!

— Безо всякой задней мысли вас приглашаю!

— Ничего особенного я в виду не имел, клянусь!

— Ты меня к этому вынудила, ей-Богу!

— Ну, тут я про все забыл и дал ему как следует!

— Пользуясь случаем, приглашаю вас на танец!

— Я старался для тебя.

— Я хотел как лучше для всех.

— Я просто ел, и ел и ел, — пока еще было что.

— Скажи, что тебе нужно — я все сделаю без проблем.

Выражения «так сложилось», «так получилось», «так вышло» суть ссылки на внешнюю модальность, и для человека, ее отрицающего (например, для выраженного экстрафила) они не звучат и вызывают раздражение; он считает так: «Что значит — «не сложилось»?! Надо было складывать!» Однако экстраверт имеет возможность проявлять свою силу и волю только во внешних ситуациях, причем таких, которые ее явно (с его точки зрения) предполагают, а навязывать внешнему миру свою волю, опирающуюся на внутренние разработки, он чаще всего не умеет и не считает возможным. Это слуга, исполнитель, ремесленник, но не интриган, управляющий или мастер-творец.

Не следует думать, что внешняя модальность означает отсутствие у человека воли или инициативы — они вполне возможны, но при условии, что мотивированы внешним миром — так, как человек его понимает. Таким образом, внешняя воля — это либо внешний по отношению к человеку волевой импульс (например, чужой приказ), или его собственная воля, актуализировавшаяся под воздействием внешних обстоятельств, но не в результате влияния внутреннего мира. Типичный экстраверт может выглядеть очень снулым, пока его не поставили на борцовский ковер — но там он преображается!

Вопросы к читателю. Даете ли вы себе право на активизацию своего внешнего «я»? Хотя бы иногда? Когда именно? Когда вы считаете это для себя предосудительным? недопустимым? Почему?

Как вы относитесь к использованию внешнего «я» окружающими? В принципе? На практике? Любите ли вы людей, которые отвечают вам, не задумываясь? Искренних до грубости? Лишенных задней мысли и способности к тонкому управлению другими?

Умеете ли вы отвечать быстро? Свойственны ли вам легкомыслие, склонность к авантюрам? Раздражают ли вас подобные люди? Считаете ли вы экстравертный тип поведения легковесным? Бессодержательным? Наивным? Ниже вашего достоинства? Как вы отнесетесь к требованию исполнять приказы, не думая и не рассуждая? Всегда ли это требование ложно? Требуете ли вы хотя бы иногда от окружающих прямого исполнения ваших указаний? Делаете вы это грубо или тактично? Слушаются ли они вас?

Умеете ли вы быть спонтанными? Есть ли в вашей жизни ситуации, когда вы можете это себе позволить? Есть ли у вас ангел-хранитель, на которого вы спокойно полагаетесь в незнакомых и потенциально опасных внешних ситуациях? Раздражает ли вас видимое присутствие «задней мысли» в действиях и словах партнера? Где ваши переживания ярче — по ходу событий или потом?

Скучаете ли вы в отсутствие внешней активности? Типично ли это для вас? Важно ли вам чувствовать себя нужным людям на уровне конкретных дел? Любите ли вы обдумывать ваши планы детально? Что вам мешает это делать? Любите ли вы предаваться мечтам? Читать фантастические романы? Считаете ли вы теорию прискорбной необходимостью и по сути малозначимым придатком практики? Интересуют ли вас языки, на которых могут быть выражены законы мира?

Зависят ли ваши настроения от чего-либо, кроме внешних обстоятельств? Считаете ли работу над собой чем-то реальным, если она не сопровождается внешней деятельностью? Есть ли у вас болезни, проистекающие от невыполнения своих внешних обязательств? Становится ли вам легче на душе, когда вы вымоете свой автомобиль (посуду на кухне, пол в квартире)?

Упражнение 9. Ответив (по возможности) на все предыдущие вопросы, и рассматривая эти ответы (и отказы отвечать) как реакции неизвестного вам человека, попытайтесь определить роль внешнего мира и внешнего «я» в его жизни.

Подумайте, в какой мере вы владеете своим внешним «я» и умеете по своей воле сочетать его с остальными психологическими «я».

Вопросы к читателю. Подумайте, какие еще внешние маркеры вам известны? Какие внешние маркеры используют ваши друзья и коллеги? Родственники? Лично вы? Замечают ли ваши внешние маркеры ваши партнеры? Кто именно их видит, а кто чаще всего не замечает? сознательно игнорирует? Мешает ли это вам? Сказывается ли восприятие или, наоборот, игнорирование вашим партнером ваших внешних маркеров на ваших отношениях с ним? Как именно? Считаете ли вы это правильным?

Считаете ли вы психологию практичной наукой, нужной обычным (не больным психически) людям?

Демонстративное «я» и его маркеры. Активизация канала внешнего выражения дает некоторую «подсветку» действиям человека, дополнительные к логике внешнего процесса информацию и энергию, чей источник заключен во внутреннем мире человека. Часто эта «подсветка» заключается в особом внутреннем отношении человека к происходящему во внешнем мире, и ситуации, где человек так или иначе выражает это отношение, часто имеют активизируют его демонстративное «я». Этот жанр поведения можно было бы назвать «акт прямого самовыражения», если бы автор не придерживался той концепции, что самовыражение может происходить при активности любого психологического «я»; однако, вероятно, самым ярким и очевидным оно будет именно в демонстративной модальности. Ниже приведены некоторые примеры реплик в этой модальности.

— А если я устал от твоей доброты?!

— Ты бываешь иногда удивительно похожа на жар-птицу, Инесса.

— Мне неприятны твои слова, Сигизмунд.

— Ну пожалуйста, душа моя, я очень тебя прошу — умоляю на коленях!

— Я тут подумал, что ты очень похожа на свою бабушку, и от этого могут происходить многие твои проблемы, София.

Есть, конечно, люди, настолько преисполненные внутренним жаром, что любое их проявление хочется отнести к демонстративной модальности (чего они, кстати сказать, могут совсем не иметь в виду). Однако чаще обращение к внутреннему миру и подготовка его объектов (энергий) ко внешнему выходу занимают некоторое время, так что распространенным выразительным маркером является пауза перед репликой человека, например:

— Ты зачем ко мне пришел, Леонард?

— (пауза, глаза вверх) (переводя взгляд прямо на партнершу) Очень надо, Леокадия. (дем)

— Ты меня уважаешь, Константин?

— (после долгого напряженного молчания) За прямоту — да. (дем)

— И что вы скажете мне по этому поводу, Довлат?

— (пауза) (с вызовом) А ничего! И не подумаю! (дем)

Распространенная ситуация активизации демонстративного «я» — это реплика, фактически не вписывающаяся во внешний процесс из-за чересчур «субъективного» отношения человека к происходящему вокруг него; типичный пример — ответ не на поставленный вопрос, или тот или иной уход от этого вопроса:

— Ты до сих пор не женат, Венедикт?

— Вот интересно мне знать, почему, когда человеку хорошо, обязательно надо его женить?! (дем)

— Который час, Герасим?

— Да вся жизнь у нас еще впереди, Гликерия. (дем)

Демонстративная модальность естественно возникает, когда человек старается выразить свой личный, обдуманный взгляд на вещи, передать во внешний мир свои внутренние, пережитые и (по его мнению) важные для окружающих мысли, наблюдения, чувства:

— А по моему опыту, всегда лучше немного, да с толком. (дем)

— Я тебе давно хочу сказать, Симеон, да как-то все не решалась... Нравишься ты мне очень! (дем)

Распространенными маркерами демонстративной модальности являются необычные интонации, особенный стиль речи и подчеркнутая пластика телодвижений, с помощью которых человек выражает свое внутреннее состояние или внутреннее отношение к внешнему миру:

— И что ты мне на это скажешь, Степанида?

— (решительным жестом подносит к носу партнера длинную изогнутую фигу и слегка ею шевелит) (дем)

— (напевно) О, любимый, как я страдаю... душа моя болит — и не хочет примиряться с разлукой. (дем)

— Ты чем-то огорчена, Анисья?

— (бросаясь в слезы, подвывая) Ааа... (дем)

Вопросы к читателю. Даете ли вы себе право на использование демонстративной модальности? Хотя бы иногда? Когда именно? Когда вы считаете ее для себя предосудительной? недопустимой? Почему?

Как вы относитесь к использованию демонстративной модальности у окружающих? В принципе? На практике? Любите ли вы людей, которые отвечая, выразительны до изумления? Забывают при этом о вас? Любящих психологически (или физически) раздеваться перед малознакомыми людьми? Считаете ли вы, что прямое личное самовыражение — признак нескромного человека? Должен ли начальник быть личностью? Корректно ли влиять на других, используя внутренние заготовки? Возможно ли и стоит ли учить наизусть пьесу жизни?

Умеете ли вы отвечать, подумав перед этим? Свойственны ли вам спонтанные ответы? Раздражают ли вас люди, предпочитающие прочитать документ перед тем, как его подписывать? Считаете ли вы выразительный тип поведения легковесным? Бессодержательным? Грубым? Ниже вашего достоинства? Уместным лишь для актеров? Умеете ли вы удерживать внимание слушающих вас людей более, чем пять минут подряд? Любите ли это делать? Есть ли у вас личный авторитет перед своими детьми? Сотрудниками? Подчиненными? Друзьями? За что вас любят ваши близкие и друзья? (Задайте этот вопрос им самим и сравните с вашим ответом) Легко ли вам командовать другими? Охотно ли вас слушаются? Кто и когда делает это без сопротивления? Любите ли вы плести интриги и заниматься безобидными провокациями? Есть ли у вас потребность лично учить других и показывать им на своем примере, как надо жить и работать? Как вам легче учиться — у живого учителя или по книгам и инструкциям? Как фактически в этом отношении складывалось ваше обучение? Были вы когда-нибудь любимчиком у ваших учителей? Нравилось ли вам это?

Любите ли вы театр? Играли ли когда-нибудь на сцене? Писали ли вы стихи для других (например, поздравления)? Верите ли вы в то, что главное самовыражение человека — это его ежедневный труд? Какие ваши самые яркие ощущения за последний год? Что вы в тот момент делали? Верите ли вы, что лучший экспромт — хорошо подготовленный? Просчитываете ли вы варианты перед тем, как выступить в социальной ситуации?

Любите ли вы цитировать? Склонны ли специально запоминать чужие слова и мысли с этой целью? Есть ли у вас любимые драматические актеры? Комические актеры? Трагические актеры? Сколь времени вы можете провести в одиночестве без напряжения и без того, чтобы начать что-нибудь писать?

Любите ли вы чувствовать прямую зависимость других людей от вас? От принимаемых вами решений? Нравится ли вам демонстрировать миру свою образованность? Культуру? Остроумие? Любите ли вы делиться с окружающими своими воспоминаниями? Любят ли они вас слушать?

Зависят ли окружающие от ваших настроений? Насколько вы впечатлительны и гипнабельны? Способны ли вы заболеть, если вам не дать высказаться до конца? Устаете ли вы от самовыражения на людях или чувствуете подъем? От каких дополнительных условий это зависит?

Верите ли вы, что хорошо готовить может только человек с душой?

Упражнение 10. Ответив (по возможности) на все предыдущие вопросы, и рассматривая эти ответы (и отказы отвечать) как реакции неизвестного вам человека, попытайтесь определить роль демонстративной модальности в его жизни.

Подумайте, в какой мере вы владеете демонстративной модальностью и умеете по своей воле сочетать ее с остальными психологическими модальностями.

Вопросы к читателю. Подумайте, какие еще демонстративные маркеры вам известны? Какие выразительные маркеры используют ваши друзья и коллеги? Родственники? Лично вы? Замечают ли ваши демонстративные маркеры ваши партнеры? Кто именно их видит, а кто чаще всего не замечает? сознательно игнорирует? Мешает ли это вам? Сказывается ли восприятие или, наоборот, игнорирование вашим партнером ваших демонстративных маркеров на ваших отношениях с ним? Как именно? Считаете ли вы это правильным?

Наблюдательное «я» и его маркеры. Сам по себе факт внимания со стороны человека не так очевиден, как, например, активная внешняя работа, но все же мы в большинстве случаев способны отличить человека, внимательно на нас смотрящего и слушающего, от человека, поглощенного собственными мыслями. В принципе, в момент внимания, как внешнего, так и внутреннего, образуется пауза, в течение которой человек ничего не говорит и не делает, но наблюдает за внешним миром. Таким образом, существует три вида пауз: паузы, соответствующие внутреннему переживанию, паузы внешнего внимания и паузы внутреннего внимания. К счастью, люди склонны сами комментировать свои паузы, и по характеру этих комментариев обычно легко понять, какой модальности они соответствуют, например:

— Расскажи, Глафира, о своей юности — я хочу тебя лучше понять. (пауза) (наб)

— Я ждал встречи с вами пять лет, учитель, и жду вашего слова. (пауза) (наб)

— Мне нужно срочно выходить, Мария. Скажи быстро, где мой галстук? (пауза) (внеш)

— А теперь я буду думать. Помолчите все. (пауза) (внут)

Сенсорные модальности восприятия. Существует пять основных чувств, с помощью которых человек воспринимает внешний мир, и соответственно пять сенсорных модальностей: обонятельная, вкусовая, зрительная (визуальная), телесная (кинестетическая) и слуховая (аудиальная). В каждый момент времени у человека психологически наиболее значима одна из сенсорных модальностей восприятия, и большинство людей в существенных для себя ситуациях полагаются на одну и ту же сенсорную модальность. Люди с основным акцентом на зрительной модальности называются в психологии визуалами, с акцентом на слуховой модальности — аудиалами, с акцентом на телесной модальности — кинестетиками. Рассмотрим эти типы восприятия в их непосредственных проявлениях — как их можно распознать?

Типичного визуала можно определить по очень простому признаку — всякий раз, когда вы обращаетесь к нему, вы наталкиваетесь на его прямой взгляд. Перед тем, как он начинает слушать кого-либо, он должен на него (нее, них) посмотреть — иначе ему трудно что-то понять. Войдя в комнату, он первым делом ее осмотрит, и лишь потом что-то скажет. На лице и в одежде женщины-визуалки всегда будет какое-то яркое пятно, бросающаяся в глаза краска или форма: черные брови, рыжие волосы, малиновые губы, сверкающие сережки или ажурные белые колготки, и она сама будет склонна обращать внимание на яркие цвета и детали внешности. Мужчина-визуал даже в строгой ситуации наденет носки петушиной окраски, а его бриллиантовая булавка для галстука будет казаться буквально источающей из себя свет, а не просто отражающей его, вопреки законам физики. Внимание визуала привлекут ваши широкие и быстрые жесты, движения головой, игра глазами, перемещения по пространству, цвет и форма вашей сумочки (кейса, «банана») и автомобиля.

Выраженный аудиал отличается тем, что постоянно окружает себя шумовым фоном, который сам он воспринимает как своего рода музыкальный. Его внимание к собеседнику выразится в том, что он повернет к нему свое ухо и «обратится в слух», закрыв глаза или уставив их в неинформативное место. Такого рода внимание уловить труднее, чем визуальное, но при некоторой практике это вполне реально; в частности, шея аудиала в состоянии слушания обычно напряжена и как-то не совсем удобно вывернута: она держит напряжение внимания. При некоторой фантазии можно также увидеть или ощутить, как его уши увеличиваются в размерах, превращаясь в подобие локаторов. Аудиал очень тонко различает интонации своих партнеров, слышит паузы, которые они делают, и способен тонко их различать — в том числе и по длительностям, которые являются для него смысловыми:

— Ты почему мне не сразу ответил, Пафнутий? Что-то пытаешься скрыть?!

Прямой взгляд аудиала вовсе не свидетельствует о его внимании — скорее наоборот: вполне вероятно, что он в этот момент погружается во внутренний мир и слегка галлюцинирует. Однако попробуйте сказать ему в этот момент что-то важное — и он тут же отведет свой нос и свой взгляд в сторону и наставит на вас свое ухо, в отличие от визуала, который в этом случае буквально вопьется в вас своим взглядом.

Для аудиала пространство, не наполненное музыкой, разговором или природными шумами (ветер, дождь, гроза, прибой) является некомфортно-пустым, и он обычно пытается заполнить его — например, собственной речью. Войдя в тихую комнату, он может начать наполнять ее пустыми репликами, чтобы получить обратную связь на понятном ему звуковом канале. Жесты, выразительные взгляды и яркие одежды на него действуют очень слабо — или же их надо перевести в словесную форму интонационно окрасить — тогда появляется надежда, что он их как-то воспримет. Например, женщина, желая показать мужчине-аудиалу, что он ей нравится, может конечно, одеться понаряднее — но лучше на всякий случай ему на это указать прямыми словами, высказанными с адекватной интонацией:

— Видишь, какая я сегодня красивая? Это (пауза) (изменившимся, взволнованным, нежным голосом) для тебя, дорогой.

Типичный кинестетик воспринимает мир через телесные ощущения, хотя не вполне понятно (и плохо исследовано наукой), как ему это удается. Но факт остается фактом: есть люди, первая реакция которых на мир — телесная, причем в реакции у них задействованы все части тела и порой причудливые до тонкости ощущения; жалоба одной девочки:

— У меня под коленкой тошнит. —

не является для них чем-то непонятным или необычным. Интересно, что в пословицах и фразеологизмах подобный кинестетический тип восприятия представлен очень широко — видимо, он является самым интимным и одновременно самым выразительным из всех, например.

— Ты у меня в печенках сидишь.

Типичная реакция внимания кинестетика — выдвижение или наклон тела вперед; он может подойти к партнеру вплотную или сесть к нему поближе, если удастся — возьмет его за руку или прикоснется к одежде. Если какая-то мысль партнера его поразит или произведет иное сильное впечатление, он, вероятно, глубоко вздохнет или не торопясь изменит свое положение в пространстве. Однако быстрые жесты визуала — это совсем не то, что прочувствованные движения кинестетика — последние гораздо медленнее и весомее. В ситуации, когда невозможно потрогать партнера, кинестетик потрогает или обнимет самого себя, погладит себя по коленке или в крайнем случае залезет себе в нос.

Когда кинестетик здоровается, он протянет вам свою руку — и по тому, как вы ее сожмете, определит очень многое — а еще больше информации останется у него в подсознании, и он достанет ее оттуда, когда ему это понадобится. Вполне вероятно, что он на вас посмотрит и вас выслушает — но не заблуждайтесь, основную информацию он считает с состояния вашего тела и тонуса голосовых связок. Он ощутит, как напряглись ваши надплечья — и поймет, что вам тяжело. Он почувствует (непонятно, как именно), что у вас расслабилась поясница — и поймет, что вы хорошо чувствуете себя в его обществе. Если, пригласив его к себе домой, вы посадите его на жесткий стул, он вам этого не простит — или, если вы ему ну очень понравились, в следующий свой визит подарит вам мягкое кресло. Если вы хотите произвести на него приятное эротическое впечатление, надевайте не супермодные и визуально-эффектные, а удобные для себя трусы — иначе он отлично почувствует, как вашей попе неудобно, и его порыв может угаснуть.

Упражнение 11. Подумайте, какой из каналов восприятия является для вас самым существенным? Самым информативным? Какой канал вы используете в критических ситуациях? В общении со своими знакомыми? Попав в незнакомое общество, что вы делаете в первую очередь: слушаете или разглядываете? Или же переживаете телесно: расслабляетесь, напрягаетесь и т. п.?

Попытайтесь определить ведущие каналы восприятия ваших знакомых. Учитываете ли вы эти каналы при взаимодействии с ними? Какие выразительные средства вы используете при общении с кинестетиками? Визуалами? Аудиалами? С кем вам труднее всего взаимодействовать? Сигналы каких органов чувств вы считаете самыми интимными? Самыми опасными? Самыми приятными? Самыми неприятными?

Вопросы к читателю. Даете ли вы себе право на использование наблюдательной модальности? Хотя бы иногда? Когда именно? Когда вы считаете ее для себя предосудительной? недопустимой? Почему?

Как вы относитесь к использованию наблюдательной модальности у окружающих? В принципе? На практике? Любите ли вы людей, которые способны отдаваться процессу восприятия — без какой-либо последующей отдачи — беззаветно? Как вы относитесь к постоянным посетителям театров, кино, балаганов, богатым туристам? Относится ли умение слушать других, не перебивая и почти не уставая, к числу ваших достоинств? Считаете ли вы такое умение нужным и ценным? Много ли в вашей жизни ситуаций, когда вы с удовольствием молчите и слушаете (смотрите, ощущаете)? Сколько времени вы можете прожить без новых внешних впечатлений? Нужны ли вам регулярные или эпизодические внешние подтверждения внутренних позиций и убеждений?

Легко ли и много ли вы запоминаете без специальных усилий? Жалко ли вам тратить усилия на то, чтобы запомнить важные для вас вещи? Легко ли улетучивается из вашей памяти только что увиденное, услышанное? Жалеете ли вы об этом?

Любите ли вы собирать информацию «для себя» и впитывать жизненные впечатления? Обвиняют ли вас периодически близкие в отсутствии обратной связи, равнодушии, слишком отстраненном отношении к их обстоятельствам? Считаете ли вы ваше восприятие несовершенным и узким? нуждающимся в расширении?

Умеете ли вы удерживать свое заинтересованное внимание на чем-либо более, чем пять минут подряд, если в этом нет внешней необходимости? Бывает ли так, что ваш партнер злится на ваше внимание, так как оно ему почему-то мешает? Есть ли люди, которые под вашим внимание благодарно раскрываются и чувствуют себя необыкновенно легко и естественно? Умеете ли вы менять способ своего восприятия? Говорит ли вам что-либо это выражение? Является ли для вас выражение «точка зрения» лишь случайным образом, или вы усматриваете в нем нечто сравнительно реальное?

За что вас любят ваши близкие и друзья? (Задайте этот вопрос им самим и сравните с вашим ответом) Помогает ли вам личное внимание начальника при выполнении его указаний? Склонны ли вы долго переживать внешние неприятности? Что может вас утешить? Отвлечь от неприятных переживания? Способно ли разглядывание и выслушивание внешнего мира само по себе занимать вас всерьез? Относитесь ли вы с иронией к слову «созерцание»?

Бывает ли так, что людям становится лучше только от того, что они вам исповедуются? Склонны ли окружающие вам доверять без особых на то оснований? Склонны ли вы выступать в роли «жилетки», то есть молчаливо сочувствовать людям, рассказывающим вам про свои проблемы и неприятности? Утомляет ли вас это занятие? Развлекает ли?

Бывает ли у вас ощущение, что через вас на Землю смотрит кто-то еще: может быть, ангел или серафим — и ему почему-то важно видеть мир вашими глазами? Верите ли вы в силу искреннего покаяния — что оно действительно может снять с человека его грехи перед миром?

Какие ваши самые яркие переживания и впечатления за последний год? Что вы в тот момент делали?

Зависите ли вы от окружающих и их поведения? Умеете ли от них абстрагироваться? Считаете ли это умение существенным для человека? Заботит ли вас тема наблюдения мира человеком? Считаете ли вы ее важной в отрыве от конкретных внешних надобностей? Способны ли вы заболеть от недостатка внешних впечатлений, скуки внешнего мира?

Считаете ли вы, что увидеть, выслушать, почувствовать и понять — это больше, чем простить?

Упражнение 12. Ответив (по возможности) на все предыдущие вопросы, и рассматривая эти ответы (и отказы отвечать) как реакции неизвестного вам человека, попытайтесь определить роль наблюдательной модальности в его жизни.

Подумайте, в какой мере вы владеете наблюдательной модальностью и умеете по своей воле сочетать ее с остальными психологическими модальностями.

Вопросы к читателю. Подумайте, какие еще наблюдательные маркеры вам известны? Какие наблюдательные маркеры используют ваши друзья и коллеги? Родственники? Лично вы? Замечают ли ваши внимательные маркеры ваши партнеры? Кто именно их видит, а кто чаще всего не замечает? сознательно игнорирует? Мешает ли это вам? Сказывается ли восприятие или, наоборот, игнорирование вашим партнером ваших внимательных маркеров на ваших отношениях с ним? Как именно? Считаете ли вы это правильным?

Психологические «я» как субъекты психической жизни. Рассмотренные нами четыре состояния сознания реальные для любого человека, но это совершенно не означает, что соответствующие субличности, названные нами внешним, внутренним, демонстративным и наблюдающим «я», существуют в его сознании, то есть вышли из тени. Чаще всего человеком осознается одна-две из них, а остальные если и существуют в сознании, но как случайные — но это не значит, что фактически они играют незначительную роль в его жизни и подсознательных процессах.

Очень важный для человека вопрос — принципы взаимодействия его субличностей, в частности, отношения подчинения. Какая из психологических субличностей является главной, а какие — второстепенными, кто из них важнее для соборного «я», кто командует, а кто подчиняется — все эти вопросы определяют стиль поведения человека в мире и при отсутствии должного внимания к ним возникают существенные ошибки поведения и большое напряжение в психике, природу которых человеку очень трудно понять.

В каждый момент времени лишь одна из четырех психологических субличностей может стоять у Главного микрофона — но как к этому относятся остальные? Поддерживают они ее или норовят побыстрее отогнать? Это один вопрос, весьма существенный для человека. Второй, еще более существенный, заключается в принципиальной ценности для него этих четырех субличностей — какая из них самая важная, а какая — вовсе несущественна или имеет сугубо вспомогательный характер? Здесь очень важно понимать, что «задвигание» одной из психологических субличностей под предлогом ее «несущественности» часто имеет глубокие корни невротического или фобического характера: получив когда-то серьезную травму, психика старается избегать всех сопутствовавших ей обстоятельств, к числу которых относится и активность одной из психологических субличностей. Иными словами, внешне «неважная» субличность при ближайшем рассмотрении может оказаться сильно травмированной, и тогда ее надо развивать и лечить, а не выводить за пределы своей жизни.

Упражнение 13. Попытайтесь на основе следующих высказываний определить, какая психологическая субличность человека является для него главной, в какая — служебной. Приведите аналогичные самостоятельные примеры такого рода позиций.

1. — Мне нужно иногда выйти в свет, например посмотреть пьесу в театре — а потом я несколько месяцев ей живу, и ничего больше мне не надо.

2. — Конечно, чтобы показать себя людям, надо подготовиться, но просто так самокопанием заниматься — этого я не понимаю.

3. — Ты, главное, работай, по возможности, конечно, с огоньком, но всегда помни, что главное — это польза дела, а не твои рассуждения.

4. — Если я писатель, то должен знать, о чем пишу, но не это главное, а — вдохновение!

5. — Ты должен прийтись к месту и ко времени, но без жара души, без личного, глубоко прочувствованного отношения никакого впечатления ты не произведешь.

6. — Я ищу впечатлений, и готов за ними бежать хоть на край света!

Внутренний мир: Автономный и Обусловленный миры. Рассмотрим теперь устройство внутреннего мира (или интромира) более подробно. Вообще, что такое внутренний мир? Обычно под ним понимают сразу две области, которые отличаются друг от друга кардинально — иногда больше, чем внутренний мир от внешнего. А именно, существенную часть внутреннего мира любого человека занимает область, которое мы будем называть Автономным миром (или интро-интромиром) и в котором образуются и разворачиваются фантазии человека, никак (формально) не ограниченные его внешним опытом. Здесь могут свободно существовать любые сказочные и мифические существа, очень ярко, красочно и убедительно происходить события, которых во внешней жизни человека никогда не было и быть не могло, здесь от реальных жизненных впечатлений человека берутся любые куски и фрагменты, они произвольно деформируются и перекрашиваются и становятся подручным материалом для неконтролируемой извне фантазии человека и его подсознания. Субличность, соответствующую Автономному миру, естественно назвать автономным «я» человека.

Понятно, что Автономный мир не предназначен для связи со внешним — эту роль играет Обусловленный мир (или интро-экстрамир), который представляет собой область внутреннего мира человека, служащую точным (насколько это у человека получается) отражением внешнего мира — так, как последний развернут к человеку. Таким образом, в отличие от Автономного мира, Обусловленный мир формируется не произвольным полетом фантазии человека, а обусловлен (создан) прямыми внешними впечатлениями — и их последующей обработкой. Формируя Обусловленный мир, человек старается (насколько это у него получается) придерживаться принципа реальности, то есть строить Обусловленный мир, все время поглядывая на внешний — подобно художнику, пишущему свою картину с натуры. Разумеется, как и художник или фотограф, он создает в своем внутреннем мире лишь условную, ограниченную и приближенную копию внешнего мира, но она по своему замыслу должна быть максимально точной и предназначена для реалистичного отображения и анализа внешних событий и планирования будущего внешнего поведения человека. Субличность, соответствующая Обусловленному миру, мы назовем обусловленным «я».

Обусловленный мир содержит не только память о различных событиях и фактах — в нем также имеются и, так сказать, вторичные образования — например, законы, которым (по мысли человека) подчиняется внешний мир, различные классификации и иерархические схемы его объектов и т. д. Эти классификации и иерархии частично воспроизводят то, чему человека учили, а частично созданы им самим — но рассматриваются им как реальные, то есть довольно точно отражающие настоящие отношения и законы внешнего мира, так что на них можно и нужно полагаться при упорядочении внешних впечатлений и строительстве планов внешнего поведения. Таким образом, Обусловленный мир всегда содержит, наряду с беспорядочным эмпирическим материалом (внешние впечатления как таковые), еще и инструменты, иногда хорошо развитые, с помощью которых этот материал организуется в Субъективно Реальную Картину Внешнего Мира. Насколько эта Картина согласуется с аналогичным Картинами других людей? Обычно в очень малой степени, то есть ее «объективность» очень мала — по крайней мере, если она выходит за рамки общесоциальных стереотипов. Таким образом, проницательный и знакомый с человеческим родом читатель может сделать вывод о том, что у многих людей Обусловленный мир по сути может нести большой отпечаток Автономного — но это не касается их функций! Автономный и Обусловленный миры различаются в первую очередь по их функциям и по субъективному убеждению человека в том, что Обусловленный мир представляет собой (насколько это возможно) точный образ внешнего мира — а Автономный мир, наоборот, от внешнего мира независим и имеет свои объекты и свои законы. Таким образом, автономное «я» на первый взгляд в принципе гораздо свободнее обусловленного — но зато от последнего больше практической пользы; впрочем, более пристальное наблюдение дает иногда иную картину.

Иными словами, психологически можно различать два принципиально разных состояния сознания: интро-интровертное, соответствующее погружению в Автономный мир, не зависящий прямо от внешних впечатлений человека, и интро-экстравертное, соответствующее погружению в Обусловленный мир, представляющий собой (почти) точную копию внешнего мира и рассматриваемого человеком как инструмент для внутренней отработки и подготовки внешних взаимодействий. Соответственно, интроверты бывают двух видов: интро-интроверты, сосредоточенные преимущественно на Автономном мире, и интро-экстраверты, облюбовавшие себе главную работу (или забавы) в Обусловленном мире. Типичные роли для интро-интроверта — это Поэт-лирик, Фантазер, Мечтатель, Религиозный Философ, Мистик. Типичные роли для интро-экстраверта это Поэт-песенник, Советник, Эксперт-консультант, Еврей при губернаторе, Ученый-теоретик, Маг.

Вопросы к читателю. Есть ли у вас внутренний мир? Делится ли он четко на Автономный и Обусловленный? Различаете ли вы в себе и в других интро-интровертное и интро-экстравертное состояния сознания? Осознаете ли свои автономное и обусловленное «я»? Чем они различаются?

Любите ли вы мечтать ни о чем или о недостижимом? Считаете ли это занятие приятным? Предосудительным? Никчемной тратой времени? Способны ли вы сочинить сказку (песню) для своих детей? Добровольно? Под угрозой насильственной смерти?

Случаются ли с вами грезы наяву? Склонны ли вы видеть сны и придаете ли вы им значение? Рассказываете ли их своим знакомым? Интересуетесь ли сновидениями и их толкованиями? Любите ли вы мифы и сказки? Понравится ли вам, если малознакомый человек поинтересуется вашей любимой в детстве сказкой? Верите ли вы, что истина может открыться человеку во сне?

Любите ли вы петь под гитару? Индивидуально или в хоре? Знаете ли вы наизусть слова хотя бы одной песни? многих песен? Чувствуете ли вы себя поэтом в душе? Писали ли вы в юности стихи? А сейчас пишете иногда, никому не показывая?

Необходимо ли вам для работы вдохновение, или вы свободно обходитесь и без него? Считаете ли вы фантазии опасными для трезво мыслящего человека? Согласны ли вы с тем, что основа любого правильного решения — постоянная обратная связь с внешней реальностью?

Как вы считаете, следует ли проходить в школе литературу? лирические стихи «взрослых» поэтов? Что это дает школьникам, еще не знакомым со взрослыми чувствами?

Упражнение 14. Попытайтесь письменно ответить на поставленные выше вопросы (где не получится, напишите: «не знаю», или «не хочу отвечать», или «что за глупый вопрос», или «не это меня волнует»). Затем прочитайте свои ответы как ответы не знакомого вам человека и попытайтесь определить, какое место в его жизни и в его сознании (это могут быть разные места!) занимают Автономный и Обусловленный миры, автономное и обусловленное «я». Затем дайте свои ответы другому читателю этой книги, и пусть он ответит на те же вопросы. Сравните ваши анализы.

Подумайте, какие еще роли свойственны интро-интроверту и интро-экстраверту? Какие вопросы следует задать человеку, чтобы понять, какой его мир — Автономный или Обусловленный — для него важнее: а) сознательно; б) на самом деле.

Упражнение 15. Попытайтесь определить, какое свое «я» — автономное или обусловленное — предъявляют авторы следующих реплик, или какое из этих двух «я» партнера они имеют в виду.

1. — Да, я тоже люблю помечтать на досуге.

2. — Я запомнил ваше имя — я всегда это делаю, разговаривая с деловыми партнерами.

3. — Вас действительно заинтересовало мое предложение?

4. — Ой, я вас боюсь! Вы мне потом еще сниться будете!

5. — Скажите, Пантелей, у вас есть совсем дерзкая, неосуществимая мечта?

6. — Вы мне напоминаете динозавра, с тяжелым детством.

7. — Да я лучше на панель пойду, телом своим торговать, чем с вами в одном самолете полечу!

8. — По моим представлениям, Митрофан Онисимович должен оказаться неплохим учителем — так мне надежные люди говорили о нем.

9. — Ты готов к завтрашнему экзамену, Патрикей?

10. — Ты, Анфиса, ври, да не завирайся.

Упражнение 16. Найдите пословицы, поговорки и фразеологизмы, противопоставляющие автономное и обусловленное «я» человека.

Внешний мир: Предсказуемый и Поглощающий миры. Внешний мир индивидуума, то есть внешний мир, рассматриваемый его (всегда глубоко субъективными) глазами — это совсем не то, что «объективно существующий» внешний мир, интересующий современную науку и ею исследуемый. В частности, забудем про энциклопедии, толстые учебники, атласы и справочники — у нас речь идет в первую очередь про личный опыт и знания, получаемые из жизни эмпирическим путем.

Каким же бывает внешний мир для человека? Первое, и, вероятно, субъективно важнейшее деление этого мира на две разные области выглядит так: внешний мир бывает для человека Предсказуемым (Штатным) и Поглощающим (Нештатным). Предсказуемый мир — это тот вариант внешнего мира, который соответствует (как в данный момент кажется человеку) его представлениям, то есть похожий (в главных и важнейших чертах) на Обусловленный мир — при том, конечно, что в Предсказуемом мире есть многое, отсутствующее в Обусловленном — первый изобилует разнообразными несущественными или малосущественными деталями и оттенками, отсутствующими во втором — например, море в натуре представлено (для большинства людей) гораздо большей гаммой цветов, звуков и запахов, чем оно сохраняется в памяти Обусловленного мира.

Предсказуемый мир (или экстра-интромир) понятен человеку, его объекты знакомы, или легко вкладываются в рамки существующих в Обусловленном мире понятий и классификаций, его процессы поддаются прогнозированию (отсюда и название мира) — если не деталях, то в существенных и главнейших чертах, или, во всяком случае, понятно, в каких возможных направлениях может пойти его развитие — они известны и в целом исследованы. Оказываясь в Предсказуемом мире, человек увлечен им, но не настолько, чтобы быть сбитым с толку, и его наработки в Обусловленном мире имеют для него большое значение — собственно, они и предназначались (по крайней мере, в основном) для жизни или работы в Предсказуемом мире. Наблюдения над Предсказуемым миром, как правило, служат для последующей работы с Обусловленным миром — его укрепления, коррекции, модификации, чистки. Состояние сознания человека, пребывающего в Предсказуемом мире, называется экстра-интровертным, а субличность, соответствующая этому миру, называется штатным «я».

Наоборот, Поглощающий мир, или экстра-экстрамир, лишает человека фоновой внутренней поддержки, идущей из Обусловленного мира — здесь ему вообще не до внутреннего мира, так как внешние обстоятельства оказываются нештатными, необычными настолько, что привычные способы мировосприятия и поведения отказывают — и включается особый, экстренный или форс-мажорный режим существования и восприятия (который существует, впрочем, у каждого человека), и порой вызывает к жизни неожиданные таланты и способности — а в чем-то приводит к мгновенной деградации, если поведение человека в экстра-экстрамире сравнивать с его экстра-интровертным поведением. В Поглощающем мире объекты не похожи на привычные для человека, процессы непонятны и почти не прогнозируемы, в любой момент можно ждать чего-то неожиданного и требующего непонятных реакций; имеющихся в обычном распоряжении способностей человека явно не хватает, и времени, чтобы спокойно выработать необходимые умения, нет. Однако труба зовет, и пути отступления в Предсказуемый (или, еще лучше, в Обусловленный) мир нет. Такое состояние сознания называется экстра-экстравертным, а субличность, ему соответствующая, называется нештатным «я».

Типичные экстра-интровертные роли: Практический Руководитель, Трезвый Исполнитель, Обычный Работник, Ограниченный Экспериментатор, Аккуратный Доктор, Заурядный Больной.

Типичные экстра-экстравертные роли: Непредсказуемый Политик, Нестандартный Начальник, Творческий Подчиненный, Дикий Экспериментатор, Искатель Приключений, Пожарник, Спасатель, Незаурядный Больной.

Вопросы к читателю. Есть ли у вас внешний мир? Делится ли он четко на Предсказуемый и Поглощающий? Различаете ли вы в себе и в других экстра-интровертное и экстра-экстравертное состояния сознания, штатное и нештатное «я»? В чем они различаются?

Увлекает ли вас внешняя деятельность, когда не хватает времени на то, чтобы уйти внутрь себя хотя бы на минуту? Любите ли вы экстренные внешние ситуации? Скучаете ли без них? Когда ваша внешняя деятельность более эффективна — когда она идет с авралами или без? Случалось ли вам работать в службе экстренной помощи? Обращаются ли к вам люди по неожиданным поводам в любое время дня и ночи? Приветствуете ли вы такие ситуации? Любите ли вы работать ночью? Ездить ночью в автомобиле? Возбуждает ли вас полет на самолете, или вы его откровенно боитесь? Относитесь равнодушно? Нравятся ли вам внешние неожиданности?

Любите ли вы знать точно свои обязанности на работе? Как вы относитесь к неожиданным командировкам? К командировкам в незнакомые края или культуры? Попробуйте вспомнить вашу последнюю экстренную ситуацию — она вам понравилась? Вас огорчила? Ввела в смятение, из которого вы до сих пор не вышли? Вышли, и с пользой для себя?

Любит ли вас ваш начальник за исполнительность? за творческое начало? За умение его развлечь? Играете ли вы хотя бы иногда роль шута? Нравится ли она вам? Чувствуете ли вы свою внешнюю жизнь как фарс? Никогда, иногда, постоянно? Нуждаетесь ли вы в размеренном ритме жизни, регулярном питании? Способно ли незнакомое блюдо выбить вас из привычной жизненной колеи?

Часто ли ваши дети (родители) своими действиями ставят вас в тупик? Какие чувства вы при этом испытываете? Находите ли хотя бы иногда элегантный выход? Любите ли вы воспитанных и организованных, или же беспокойных и непредсказуемых детей? Взрослых? Стариков? Любите ли вы тупиковые ситуации — для себя, для других? Проявляют ли они в вас задор и творческое начало? Или вы в таких ситуациях сразу тускнеете и гаснете? Необходим ли вам для эффективной работы устойчивый ритм?

Упражнение 17. Попытайтесь письменно ответить на поставленные выше вопросы (где не получится, напишите: «не знаю», или «не хочу отвечать», или «что за глупый вопрос», или «не это меня волнует»). Затем прочитайте свои ответы как ответы не знакомого вам человека и попытайтесь определить, какое место в его жизни и в его сознании (это могут быть разные места!) занимают Предсказуемый и Поглощающий миры. Затем дайте свои ответы другому читателю этой книги, и пусть он ответит на те же вопросы. Сравните ваши анализы.

Подумайте, какие еще роли свойственны экстра-интроверту и экстра-экстраверту? Какие вопросы следует задать человеку, чтобы понять, какой его мир — Предсказуемый или Поглощающий — для него важнее: а) сознательно; б) на самом деле.

Упражнение 18. Попытайтесь определить, какая субличность — штатное или нештатное «я» активна у авторов следующих реплик, или какую из этих двух субличностей партнера они имеют в виду.

1. — Завтра я жду от вас ответа, и постарайтесь не опаздывать, Кузьма Нифонтович.

2. — Ну что, Иннокентий, не ждал?!

3. — Я был в прострации и себя не помнил, извини, если сможешь, дурака.

4. — Ну, крышу-то мне снесло порядочно — до сих пор право и лево с трудом различаю.

5. — События вышли из-под контроля и даже превысили мое разумение.

6. — Все будет нормально, не волнуйся, я с детьми привычная.

7. — Ты в раж-то не входи раньше времени, Леонтий, опомнись.

8. — Я был словно во сне, и не помню, что говорил.

9. — А теперь, Степанида, представь — ну просто представь на минутку — что ты — полновластная царица ангельского воинства — и улыбнись мне так, как будто я — твой царь, и прижми меня крепче прямо к сердцу.

10. — Меня так запросто с ног не сшибешь, уважаемый Аристид Афиногенович!

Упражнение 19. Найдите пословицы, поговорки и фразеологизмы, противопоставляющие Предсказуемый и Поглощающий миры человека, или его штатное и нештатное «я».

Внешнее выражение: экспрессия и импрессия. Подобно внутреннему и внешнему мирам, связывающие их каналы могут быть разделены на две части, с резко различающимися состояниями сознания.

Внимание человека, занятого внешним выражением, может быть сфокусировано двумя совершенно различными способами. При экспрессивном состоянии сознания внимание человека сосредоточено преимущественно на его внутреннем мире, и посвящено переложению внутреннего содержания (объекта, аспекта, энергии) на язык канала выражения, который понятен внешнему миру — но внимание находится практически в отрыве от внешнего мира (экстрафил с подобной акцентуацией называется экстра-интрофилом). В такой позиции находится человек, подбирающий адекватные слова для выражения трудной мысли: он почти забывает про своего собеседника, сосредоточиваясь на процессе изготовления в своем уме нужной фразы.

Второй, импрессивный, вариант внешнего выражения возникает в случае, когда внимание человека сосредоточено, наоборот, преимущественно на внешнем мире (экстрафил с такой акцентуацией называется экстра-экстрафилом), и человеку важно, чтобы его трансляция произвела на внешний мир нужное воздействие — такова мать, энергично внушающая своему сыну, как тот должен вести себя в ее отсутствие: в данном случае матери важен не столько сам по себе факт внешнего выражения своих инструкций, сколько то, чтобы они дошли до внешнего адресата (сына) и возымел на него должное действие. На языке субличностей мы говорим о экспрессивном «я» и импрессивном «я».

Таким образом, экспрессивное и импрессивное состояния сознания различаются по своим субъективным мотивировкам: в случае активности экспрессивного «я» человек чувствует внутреннюю необходимость переправить внутренний объект или энергию во внешний мир: человек как бы переполняется этим объектом или энергией, они буквально просятся (рвутся) наружу, и он, уступая этому внутреннему по происхождению импульсу, его реализует, то есть отправляет объект во внешний мир, порой очень мало интересуясь, куда он попадет и насколько там востребован. Позиция писателя-экстра-интрофила может быть такой: «Я пишу свои книги для тех, кому они созвучны, а остальных просьба не беспокоиться»; экстра-интрофильные (порой даже анти-экстрафильные) взгляды на художественное творчество можно найти у О. Уайльда и И. Бродского. Такому писателю важно написать рукопись, ну в крайнем случае отдать ее кому-то — а ее дальнейшая судьба его не волнует; для него главное — избавление от внутренней тяжести, от переполнения внутренним содержанием и силой.

Наоборот, импрессивное «я» ориентируется на потребность внешнего мира в человеке — а точнее, в его внутреннем мире; типичный экстра-экстрафил обязательно дождется, пока его не спросят о чем-либо или, по крайней мере, пока он не ощутит совершенно откровенную потребность внешней среды в его внутреннем мире: «Папа, ну когда же ты наконец еще расскажешь нам про свою молодость?!» Позиция писателя-экстра-экстрафила будет, например, такой: «Публика нуждается в нравственном воспитании, и я им ответственно занимаюсь.» При этом он будет не просто заниматься воспитанием публики — он изучит основные актуальные для нее нравственные аспекты и посвятит свои книги именно им (так И. Тургенев писал свой самый знаменитый роман «Отцы и дети», а Н. Чернышевский — «Что делать?»). Ему не так важна точность и адекватность передачи во внешних формах своей внутренней мысли и энергии, но он будет пристально следить за реакцией на эти формы своих читателей.

Вопросы к читателю. Различаете ли вы в себе и в других экспрессивное и импрессивное «я»? В чем они различаются?

Есть ли у вас потребность в выражении своих внутренних переживаний? Нужен ли вам при этом живой слушатель, зритель? Есть ли у вас потребность во влиянии на окружающий мир, реализации внутренних идей и проектов? Любите ли вы делать это сами или предпочитаете пользоваться чужими руками? Понимаете ли вы состояние Л. Толстого, озаглавившего свою статью: «Не могу молчать»? Согласны ли с поговорками: «Молчи — за умного сойдешь» и «Слово — серебро, молчание — золото»?

Важна ли для вас точность передачи в словах и жестах вашего внутреннего состояния, мысли, эмоции, выношенного плана? Обращаете ли вы внимание на действие ваших искренних и обдуманных слов на окружающих? Если бы вы ставили пьесу, вы больше ориентировались бы на ваши собственные идеи или на текущую моду?

Верите ли вы в то, что себя невозможно выразить? Что людей можно менять? Любите ли вы командовать? Наставлять окружающих? Учить их? Насколько конкретными являются ваши советы и указания окружающим, подчиненным, начальнику? Давая указания, чем вы больше озабочены: точностью выражения своей идеи или способом ее восприятия партнером?

Все ли ваши внутренние переживания должны завершаться отчетом о них кому-либо? Страдаете ли вы, если вам некому высказаться о наболевшем в душе? Есть ли у вас персональный психоаналитик или кто-либо, исполняющий эту роль? Считаете ли вы полет фантазии, не завершающийся конструктивным внешним решением, пустой тратой времени? Должны ли вы внутренне готовиться к ответственным выступлениям?

Ругая ребенка, который вас уже достал, склонны ли вы использовать понятные ему слова, или говорите, что в голову приходит? Случалось ли вам доносить до собеседника трудную для его понимания мысль? Испытывали ли вы при этом чувство удовлетворения? Согласны ли вы с тем, что любая мысль в собеседнике отчуждает себя и если не превращается в свою противоположность, то существенно искажается в его восприятии? Склонны ли вы стараться объяснять что-либо вашим партнерам? Ст о ят ли ваши усилия получаемых результатов?

Считаете ли вы неадекватность выражения своих мыслей и чувств существенным недостатком человека? Его большой проблемой? Что важнее — точно выразить свою мысль (чувство), или быть адекватно воспринятым? Как вы считаете, можно ли и стоит ли объяснять ребенку истины о Боге и взрослой любви?

Понимаете ли вы артиста, который иногда может быть разочарован рукоплещущим залом?

Упражнение 20. Попытайтесь письменно ответить на поставленные выше вопросы (где не получится, напишите: «не знаю», или «не хочу отвечать», или «что за глупый вопрос», или «не это меня волнует»). Затем прочитайте свои ответы как ответы не знакомого вам человека и попытайтесь определить, какое место в его жизни и в его сознании (это могут быть разные места!) занимают экспрессивное и импрессивное «я». Затем дайте свои ответы другому читателю этой книги, и пусть он ответит на те же вопросы. Сравните ваши анализы.

Подумайте, какие роли свойственны экстра-интрофилу и экстра-экстрафилу? Какие вопросы следует задать человеку, чтобы понять, какая часть канала внешнего выражения — внутренняя или внешняя — для него важнее: а) сознательно; б) на самом деле.

Упражнение 21. Попытайтесь определить, какая субличность активна у авторов следующих реплик — экспрессивная или импрессивная?

1. — (грозно-повелительно) А ты, Дементий, молчи! (указывает пальцем на партнера)

2. — (в тоске, отводя взор от партнера вверх) Боже, если бы Ты знал, как он мне надоел!

3. — (ласково; глядя прямо на партнера) Скажи, любовь моя: ты сегодня выполнил мою просьбу?

4. — (появляясь в рабочем кабинете и картинно застывая в дверном проеме) А вот и я!

5. — (в испуге, закрывая глаза) Ой, боюсь!

6. — (пристально глядя в глаза партнеру) Ну что же, было (значительным тоном) очень приятно с вами познакомиться, молодой человек!

7. — (радостно; ни к кому специально не обращаясь) Как здорово снова оказаться вместе с вами всеми!

8. — (злобно) О, дьявол!

9. — Я в дальнейшем очень прошу тебя, (с нажимом) Таисия, не нарушать мое душевное равновесие и покой!

10. — (глядя в пространство) Я не потерплю, чтобы со мной не соглашались по принципиальным вопросам!

Упражнение 22. Найдите пословицы, поговорки, фразеологизмы, подчеркивающие разницу между эспрессивной и импрессивной модальностями.

Подробности восприятия: рецепция и интроцепция. В восприятии можно выделить два существенных и качественно различающихся этапа — рецептивный и интроцептивный.

Рецептивный этап восприятия — это восприятие внешнего мира как такового, и перевод с языка его реальности на язык канала восприятия — с будущей возможной целью ее трансляции во внутренний мир человека. Если внимание человека в принципе предназначено для трансляции его внешних впечатлений во внутренний мир, но при этом сосредоточено на объектах и энергиях внешнего мира, то мы говорим, что он находится в рецептивном состоянии сознания.

Интроцептивный этап восприятия — это перевод энергии и информации, поступившей по каналу восприятия, на язык внутреннего мира человека. Если внимание человека сосредоточено на переводе полученных им внешних впечатлений на язык внутреннего мира, то мы говорим, что его состояние сознания — интроцептивное.

Разница между этими состояниями сознания заключается в первую очередь в основном предмете интереса: для рецептивного состояния это внешний мир, для интроцептивного — внутренний. В принципе, языки внешнего мира, самого канала восприятия и внутреннего мира у каждого человека сильно различаются, и потому рецептивное и интроцептивное состояния сознания совсем не похожи друг на друга, но неподготовленному человеку это может не прийти в голову. Рецептивное состояние сознания свойственно человеку, с интересом рассматривающему неизвестный экзотический объект, ненадолго попавший ему в руки: ему надо поскорее запомнить все его выдающиеся подробности и особенности в том виде, как они на объекте представлены; так фотограф наводит фотоаппарат на диковинное животное и нажимает кнопку. Интроцептивное состояние сознания свойственно человеку, сосредоточенному на том, чтобы определить увиденное, дать ему название из числа уже известных, понять или постичь его. Так психолог-практик пытается определить, к какой категории клиентов относится человек, входящий в его кабинет.

В сложных ситуациях человек существенно разделяет во времени рецептивное и интроцептивное состояния сознания: первым он пользуется непосредственно во время контакта со внешним миром, вторым — несколько позже, как бы вспоминая и внутренне осознавая увиденное — и во внутренний мир попадает именно этот результат, а не непосредственные впечатления — последние в их непосредственном виде чаще всего служат основой для спонтанных внешних реакций. На языке субличностей мы говорим, соответственно, о рецептивном «я» и интроцептивном «я».

Интрофил с сильной рецептивной акцентуацией называется интро-экстрафилом, с сильной интрацепторной акцентуацией — интро-интрофилом.

Сказанное можно пояснить следующим (метафорическим) физиологическим образом. Результат восприятия в рецептивном состоянии сознания можно уподобить восприятиям, основанным на сигналах на окончаниях зрительных и прочих чувствительных нервов, которые воспринимают отдельные цвета и звуки, простейшие формы и элементарные тактильные ощущения; в то же время результат восприятия во интроцептивном состоянии сознания подобен образам и впечатлениям, интегрированным с помощью головного мозга на основе сигналов, полученных от чувствительных нервов. Эти интегрированные образы и впечатления могут (в отличие от периферических нервных сигналов) сохраняться в памяти и даже частично осознаваться.

Указанные два типа сознания (рецептивное и интроцептивное) совершенно различны и в принципе противоречат друг другу: их трудно совмещать во времени. Обычно рецептивный период набора информации должен сопровождаться интроцептивным периодом ее внутреннего освоения, постижения, идентификации — словом, понимания в психологическом смысле слова, то есть включения (интеграции) ее в надлежащем виде во внутренний мир в определенное его место.

Вопросы к читателю. Как вы относитесь к понятию созерцания? Любите ли вы путешествовать (шляться по






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.