Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 2 эволюция субличности






Субличность может играть в жизни и самосознании человека разные роли, и оценить ее значение и укорененность в психике — не самая простая задача. Мы рассмотрим семь основных уровней развития субличности в пределах соборной личности, соответствующие уровням Эволюционного архетипа (см. книги автора «Возвращенный оккультизм, или Повесть о тонкой семерке» (гл. 9), а также «Покрывало майи, или Сказки для невротиков», часть 2).

Муладхарная субличность. На уровне муладхары находятся субличности, которые представлены в психике атомарно — либо своими отдельными проявлениями, либо именем, которое не получило еще раскраски различными качествами, свойственными данной субличности.

Муладхара — это стадия первичного появления (или финальная стадия ухода) субличности, и муладхарная субличность не имеет атрибутов, аспектов, четких областей своей активности. Она активизируется от случая к случаю, создавая у человека ощущение характерного для нее состояния сознания, но ничего, кроме имени, он про нее толком сказать не может, да и ее имя он тоже не всегда произносит с уверенной интонацией. У муладхарной субличности могут быть свои качества и материальные атрибуты, но она еще не умеет к ним приспосабливаться и не умеет их использовать. Так будущий школьник накануне 1-го сентября смотрит на свой новенький портфель, букварь, пенал, карандаши и неуверенным голосом вслед за мамой повторяет:

— Я — ученик 1-го «А» класса гимназии.

Он еще толком не знает, что такое «ученик» и атрибуты качественные (ученик гимназии) и предметные (портфель, тетради, учебники) не умеет «приложить» к своей новой субличности. Но субличность — на синтетическом уровне — уже существует и скоро начнет обрастать психологической плотью.

Другой пример — возникновение роли Побежденного. Вот человек ошибается, терпит поражение, огорчается, встает, идет дальше, снова ошибается, снова огорчается — и обнаруживает, что его огорчение что-то смутно ему напоминает — а именно, огорчение от предыдущего поражения. Еще несколько таких ситуаций — и субличность Побежденного уже возникла в психике в результате таинственного интегрирования нескольких в некотором отношении однотипных переживаний. Количество поражений, необходимых для возникновения этой субличности, различно у различных людей и зависит, конечно, от силы переживаний — но еще и от природной предрасположенности, то есть наличия в психике исходной синтетической матрицы, на которую будут накладываться соответствующие переживания. Вероятно, очень редко в психике возникают субличности, к которым человек заранее не предрасположен — но их конкретный вид существенно зависит от его внешнего опыта и сознательной внутренней работы.

Муладхарная субличность представлена в психике так: на синтетическом уровне — в виде своего имени или идентификатора, на качественном — не представлена вообще, по крайней мере, не имеет значимых собственных качеств (аспектов), а на предметном уровне представлена отдельными, изолированными своими проявлениями, которые не объединяются друг с другом в группы по осмысленным (существенным) признакам: единственная их общность — принадлежность к данной субличности, а в остальном они смотрятся совершенно хаотично.

Муладхарная субличность имеет более, чем скромное представительство в психике: ее никто из основных и даже вспомогательных субличностей не воспринимает всерьез. Она может им в чем-то мешать или помогать, но ее появление у Главного микрофона всегда как бы случайно. Обычно муладхарная личность и рассматривается психикой как случайная, только что вышедшая из тени — хотя с точки зрения человека это может быть не так.

Вот, например, он начинает интересоваться теннисом и брать уроки. Прошли первые месяцы тренировок, некоторые знакомые уже считают его опытным теннисистом; однако для него самого субличность Теннисиста пока еще муладхарная: если спросить его про нее, он скажет, например, так:

— Ну, какой я теннисист... никакой пока что.

Отсутствие качественных атрибутов («никакой») — верный признак муладхарной субличности. Признаком же существования субличности является, пусть временное, отождествление (идентификация) человека с определенной ролью или повторяющимся состоянием, особенностью поведения и т. д. Так, фраза:

— Я вчера здорово разозлился. —

не означает ничего в смысле существования у человека соответствующей субличности, но реплика:

— Я, бывает, и разозлиться могу, —

ввиду намека на повторяемость состояния злости, заставляет предположить наличие у человека субличности Злюки хотя бы на муладхарном (то есть начальном) уровне.

Для муладхарной субличности характерна невозможность как-то сгруппировать или точно предсказать ее проявления — они представляются человеку весьма случайными и не вписанными сколько-нибудь регулярно в его психическую жизнь.

Для предъявления муладхарной субличности характерны такие выражения, как «бывает, но редко», «изредка», «случается», «в виде исключения», «нерегулярно», «от случая к случаю», «никакой», «неопытный», «начинающий», «слабый»:

— Я неопытный любовник: женщин у меня было — раз, два и обчелся.

— Ну, какой я начальник — даю когда-то кому-то какие-то поручения — и ничего сверх того.

Упражнение 1. Подумайте, какие ваши субличности находятся на муладхарном уровне. Предъявите их во фразах.

Упражнение 2. Подумайте и решите, какие из следующих качеств (ролей) не проявлены у вас в виде субличности (а), какие представлены в виде муладхарной субличности (б), а какие — в более развитом виде (в). Выразите свое решение в виде соответствующей фразы. Аналогичное задание для пяти качеств (ролей) по вашему выбору.

1. Баловень Судьбы.

2. Мудрый Старик (Старуха).

3. Невезунчик.

4. Плохой Советчик.

5. Малое Дитя.

6. Беспристрастный Наблюдатель.

7. Спасатель.

8. Безответная Жертва.

9. Корыстный Друг.

10. Коварный Обольститель (Обольстительница).

Пример.

1 (а) — Мне повезло один раз в жизни — а остальное я зарабатывал сам.

2 (б) — Мне случается иногда помогать друзьям мудрыми советами — но это бывает при исключительных обстоятельствах.

3 (в) — Я не просто невезучий человек — мне не везет хронически, особенно на работе и с женщинами.

Упражнение 3. Предъявите следующие субличности и пять субличностей по вашему выбору: а) как несуществующие, б) как муладхарные.

1. Злюка.

2. Добряк.

3. Остроумец.

4. Зануда.

5. Любовник.

6. Взрослая Дочь.

7. Пустой Фантазер.

8. Академик.

9. Солдат.

10. Теща.

Свадхистханная субличность. На уровне свадхистханы находятся субличности, которые уже прижились в психике и сознании человека до такой степени, что обзавелись свойственными им характерными качествами, или атрибутами. Свадхистханная личность по-прежнему не имеет «постоянной прописки», то есть определенного места и значительной роли в психике, оставаясь чем-то случайным: однако это уже не точка, а шарик в пространстве психики, не имеющий пока что составных частей, но обладающий не только именем, но и некоторыми свойствами, которые могут проявляться в конкретных ситуациях в большей или меньшей степени.

Количество проявлений у свадхистханной субличности существенно больше, чем у муладхарной, и они группируются в целую область, правда, с несколько размытыми краями, поскольку свадхистханная субличность может проявляться в разных случаях более или менее отчетливо.

Свадхистханная субличность чувствует себя в психике более уверенно, чем муладхарная — она уже не случайный гость, а привычное явление, хотя и не нашедшее пока себе своего определенного места. На нее еще нельзя всерьез опереться, но она уже имеет некоторый вес и как пушинку ее не сдуешь — то есть соответствующее ей состояние сознания относительно устойчиво и в минимальной степени может быть удержано человеком. Если муладхарную субличность можно сравнить с отдельной травинкой или перекати-полем, на мгновение появляющемся и тут же уносимым ветром, то свадхистханная личность подобна скромно произрастающему кустику или малому деревцу. Обычно свадхистханные личности располагаются в промежутке от случайных до вспомогательных, тяготея, однако, к первым.

Предъявляя (себе и другим) свадхистханную субличность, человек делает акцент на тех или иных ее качествах (аспектах), сила которых может варьироваться в зависимости от обстоятельств, например:

— Я теперь ученик, и учу арифметику, чтение и физкультуру, но успеваю в них по-разному.

— Я осваиваюсь в своей новой должности Ведущего Менеджера, а именно, вхожу в роли Руководителя Своей Секретарши (успешно), Подчиненного Своего Директора (сомнительно) и Непосредственного Начальника для десятка управляющих (пока неплохо).

— Я, бывает, что и влюбляюсь — иногда пылко, а иногда не очень.

— Я делаю первые успехи в теннисе — осваиваю подачу (пока слабо), счет (уже освоил), отражение атаки (посредственно), парную игру (совсем слабо).

Свадхистханная субличность не претендует на значительность своей роли в психике и жизни человека — но она все же более устойчива, чем муладхарная, в своем роде более уверена в себе: так просто ее не уничтожишь, и потеснить ее уже сложнее: это зерно, которое уже дало маленькие корешки, и хотя до полноценного колоса и тем более дерева ему еще далеко, оно уже не чужое в этой земле. В частности, у свадхистханной субличности возможны некоторые связи с другими субличностями, причем нередко выделяются ее покровители и недруги, влияющие на аспекты ее проявления:

— Я как астролог не очень опытен, но серьезных ошибок не делаю, а если приходит удача, то могу быть весьма эффективным.

В данном случае человек предъявляет свою субличность Практикующего Астролога как свадхистханную, причем ей покровительствует его Счастливчик, придавая этой субличности качество эффективности.

— Я только начинающий студент, но в основном терпеливый и устремленный к знаниям.

— Я — любимый сын моей матушки, с детства ею избалованный и нередко с капризами.

Проявления свадхистханной субличности не слишком предсказуемы, но они могут быть коррелированы с теми или иными качественными обстоятельствами, способствующими или, наоборот, препятствующими ее манифестациям:

— Я на свою еду не слишком обращаю внимание, но если меня долго не кормить, то становлюсь ненасытным.

— Я Золушкой редко себя чувствую — только если сильно устану и не высплюсь.

Упражнение 4. Подумайте, какие ваши субличности находятся на свадхистханном уровне. Предъявите их в фразах. Подумайте, какие из них вы бы предпочли видеть на муладхарном уровне или вовсе несуществующими, а какие бы хотели «повысить в ранге».

Упражнение 5. Определите, какую субличность какого уровня — отсутствующую (а), муладхарную (б), свадхистханную (в), или более высокую (г) — предъявляет прямо или косвенно человек в следующих репликах и пяти репликах по вашему выбору. Назовите эту субличность.

1. — Я пока начинающий автолюбитель — за рулем во второй раз.

2. — Мне еще рано жениться — надо подождать, пока поумнею и научусь за девушками правильно ухаживать.

3. — Зачем мне начальник? Я сроду сам знал, что мне надо делать.

4. — Я прыгаю иногда с парашютом, случается это в моей жизни — иногда ловко, иногда не очень, но всегда с энтузиазмом.

5. — О, кошки — это моя страсть, я без них себя не мыслю — они же такие лапочки!

6. — Почему это я отпетый бездельник? Просто я умею — иногда! — с чувством отдохнуть, не более того.

7. — Мои антиамериканские настроения — дань летучей моде, откровенно говоря.

8. — Что такое неудача, я плохо себе представляю.

9. — Бывают у меня деньжата порой, водятся иногда — но небольшие и недолго.

10. — Я не агрессивен, нет — так, огрызнусь, бывает, иногда, да и то если сильно достанут.

Упражнение 6. Подумайте и решите, какие из следующих качеств (ролей) не проявлены у вас в виде субличности (а), какие представлены в виде муладхарной субличности (б), какие — в виде свадхистханной субличности (в), а какие — в более развитом виде (г). Выразите свое решение в виде соответствующей фразы. Аналогичное задание для пяти качеств (ролей) по вашему выбору.

1. Теоретик.

2. Практик.

3. Послушная Девочка (Мальчик).

4. Коллекционер.

5. Любитель Переживать.

6. Ценитель Прекрасного.

7. Томная Красавица (Красавец).

8. Ученик Школы Жизни.

9. Мать сына-подростка.

10. Гордый человек.

Упражнение 7. Предъявите следующие субличности и пять субличностей по вашему выбору: а) как несуществующие и б) как муладхарные, в) как.

1. Весельчак.

2. Болтун.

3. Задира.

4. Маг.

5. Утешитель.

6. Смиренный Грешник.

7. Фаталист.

8. Авантюрист.

9. Свидетель.

10. Любитель Развлечений.

Манипурная субличность. Субличность манипурного уровня существенно «материализуется» в психике, обрастая не только качествами, но и как бы составными частями, которые в некотором отношении исключают друг друга, подобно тому, как лапы, уши и хвост — различные и несовместимые части собаки. И хотя манипурная субличность по-прежнему не имеет своего отчетливого места в психике, она, в силу имеющейся у нее структуры, довольно устойчива и на нее можно уже частично опираться, используя в подходящих случаях, чем и пользуются покровительствующие ей основные субличности. По своему статусу манипурная субличность располагается, как и свадхистханная, в промежутке от случайной до существенной, но тяготеет ко второй.

«Составные части» манипурной субличности — это ее отчетливо выраженные грани, или аспекты, которые могут развиваться самостоятельно и иногда даже вступить в антагонизм, и манипурная субличность при этом может даже распасться на две разные субличности. Но в принципе взаимоисключающие аспекты манипурной субличности воспринимаются человеком как ее различные составные части, успешно функционирующие под общим руководством.

Область проявлений манипурной субличности еще шире, чем область проявлений свадхистханной, и имеет (в отличие от последней) отчетливую структуру, напоминающую карту государства с отчетливыми границами между по-разному раскрашенными губерниями. В роли «губерний» выступают различные не совместимые друг с другом аспекты данной субличности, проявлениями которых являются соответствующие события в жизни человека, или его поступки.

Вместе с тем, у манипурной субличности нет четкого места для своих проявлений в рамках общего жизненного потока — оно появляется лишь у вишудховской личности, играющей чаще всего базисную роль в жизни человека.

Итак, для манипурной субличности характерно наличие различных несовместимых аспектов, которым соответствуют отчетливо различимые группы ее проявлений:

— Когда я во вдохновении, я пишу прекрасные картины, а если его нет — то копирую гравюры.

Здесь субличность Художника имеет два аспекта: вдохновенный и невдохновенный, с соответствующими проявлениями в виде написанных картин и гравюр.

Еще примеры предъявления манипурных субличностей:

— Я все еще сын своей матери, когда изредка ее навещаю, и когда послушный сын, мы вместе гуляем, а когда нет — отсиживаемся по своим углам.

— Я вроде как теперь возлюбленный — но если верю в себя, то получается вызвать у Эммы улыбку, а если не верю — она хмурится.

— Я продолжаю свои занятия теннисом — отдельно разучиваю подачу, прием, парную игру, читаю литературу, обсуждаю с тренером свои ошибки.

Для манипурной субличности характерны те или иные материальные атрибуты, сопутствующие ее активности, некоторые жесты, становящиеся для человека как бы маркерами ее активизации, словечки, используемые им в соответствующей роли и т. д. В то же время вызвать манипурную субличность по своей воле человеку трудно, особенно если в данный момент времени активна основная субличность, ее недолюбливающая.

Для многих людей, особенно не слишком внимательных к себе, именно переход субличности на уровень манипуры и обзаведение ею персональными материальными атрибутами становится признаком существования данной субличности, а муладхарные и свадхистханные субличности невнимательный человек чаще всего не замечает вообще — ни в других, ни (особенно) в себе, так что из «тени» для него появляется не муладхарная субличность, которую в принципе гораздо легче обуздать, а манипурная, которая уже существенно вошла в психику и проросла там своими корешками, так что совладать с ней гораздо труднее.

Манипурная субличность обычно возникает у любителя-дилетанта в том или ином виде деятельности — при условии, что эта деятельность не становится для него страстью или регулярным и постоянным занятием.

Упражнение 8. Подумайте, какие ваши субличности находятся на манипурном уровне. Предъявите их во фразах. Какие атрибуты вы обнаружили у этих субличностей? Подумайте, какие из них вы бы предпочли видеть на свадхистханном или муладхарном уровне или вовсе несуществующими, а какие бы хотели повысить «в ранге».

Упражнение 9. Определите, какую субличность какого уровня (отсутствующую, муладхарную, свадхистханную, манипурную или более высокую) предъявляет прямо или косвенно человек в следующих репликах и пяти репликах по вашему выбору. Назовите эту субличность.

1. — Я никогда не любил выпить.

2. — Я недавно развелся — и привыкаю, кое-что уже научился делать по мелочи — гладить, стирать, пол подметать, когда его не видно становится.

3. — Я как жена еще только начинаю себя осознавать — ну, борщ варю там или мужу галстук поправляю, не больше.

4. — Я уже различаю интегралы определенные и неопределенные, и некоторые умею даже брать.

5. — Я люблю слушать музыку — особенно классическую, но только не ХХ-го века.

6. — Я девушек люблю с пятого класса — но блондинок какой-то одной любовью, брюнеток — другой, а рыжих — вообще особенно, и всегда разные подарки им делаю.

7. — Ну да, я академик, но это только половина моей жизни.

8. — Стоит мне скрестить руки на груди — я чувствую себя Наполеоном, и я поэтому это редко делаю, только если надо кого-то на место поставить или начальству свою независимость показать.

9. — У меня бывает религиозное чувство — но не то, чтобы часто, и какое-то чересчур неопределенное.

10. — Я в сексе чувствую себя неуверенно, скованно — видимо, практики не хватает.

Упражнение 10. Подумайте и решите, какие из следующих качеств (ролей) не проявлены у вас в виде субличности (а), какие представлены в виде муладхарной субличности (б), какие — в виде свадхистханной субличности (в), в виде манипурной субличности (г), а какие — в более развитом виде (д). Выразите свое решение в виде соответствующей фразы-самопредъявления субличности. Аналогичное задание для пяти качеств (ролей) по вашему выбору.

1. Спортсмен.

2. Торговец.

3. Нищий.

4. Нуждающийся в Помощи.

5. Явный Благотворитель.

6. Рабыня.

7. Чиновник.

8. Воспитатель.

9. Путешественник.

10. Духовный Ученик.

Упражнение 11. Предъявите следующие субличности и пять субличностей по вашему выбору: а) как несуществующие, б) как муладхарные, в) как свадхистханные, г) как манипурные.

1. Подлиза.

2. Скромник.

3. Грубиян.

4. Интриган.

5. Разумный Эконом.

6. Комбинатор.

7. Неунывающий Оптимист.

8. Надежная Опора Друга.

9. Тяжелая Гиря.

10. Маятник.

Анахатная субличность. Субличность на анахатном уровне обычно является вспомогательной или основной. Ее проявления становятся для человека привычными и встречаются (и кажутся естественными) в практически всех областях его жизни. Иными словами, эта субличность как программа подсознания становится устойчивой чертой характера человека, которая может окрашивать собой другие его черты и субличности, то есть проявляться не прямо, а косвенно, будучи при этом заметна. Более того, анахатная субличность является глобально-значимым фактором психики: активизация анахатной субличности влечет за собой изменение работы всех программ подсознания, и существенно влияет на текущее состояние сознания человека. Если появление у человека новых низших субличностей (от муладхарной до манипурной) воспринимается его психикой и сознанием как нечто локальное и по большому счету незначительное, то появление новой анахатной субличности означает качественный поворот сознания, меняющей человеку видение мира в целом.

Анахатная субличность еще не имеет своего устойчивого места и конкретной роли в психике, но она — потенциальный претендент на такое место и такую роль, и базисные программы как бы оглядываются на нее, и работают с учетом ее существования — одни ее привлекают в качестве помощницы и могут существенно на нее опираться, другие, наоборот, вытесняют и отталкивают ее.

Анахатная субличность еще не очень хорошо управляется человеком — но он уже имеет какие-то «рычаги», способствующие ее активизации, хотя они еще не оформлены в виде конкретных ритуалов, дающих неизменный гарантированный результат. Но некоторые полуритуальные приемы, позволяющие как бы пригласить эту субличность выйти из глубины подсознания и активизироваться на том или ином материале, у человека уже образуются, и у него уже имеет соответствующий инструментарий — как психологический, так и материальный. Нередко он чувствует ее близость, когда она собирается самопроизвольно активизироваться, и он может подготовиться к ее проявлению, но редко может ему воспрепятствовать.

Активизация анахатной субличности в виде легких оттенков меняет все формы поведения и внешнего облика человека: его мимику, жестикуляцию, тембр речи, осанку, темп движений и т. д. Кроме того, у анахатной субличности есть свой «инструментарий», пока еще не очень большой, но свойственный только ей: определенные жесты, словечки, гримаски, вещественные предметы.

Существенным отличием анахатной субличности от субличностей трех низших уровней является ее способность выступать в фоновой или служебной роли для других субличностей — муладхарные, свадхистханные и манипурные субличности этого не умеют, они могут выступать лишь как управляющие, а иначе практически выключаются или становятся неощутимыми.

Субъективное ощущение человека от анахатной субличности — что она всегда «недалеко», хотя не факт, что если ее прямо позвать, то она сразу подбежит: она относится к человеку, как норовистая лошадь к своему ковбою. Если у нее хорошее настроение, на ней можно ехать, куда нужно и даже на ней охотиться, но если она встала не с той ноги, то даже подозвать ее — проблема, не говоря уже о послушании командам.

Формирование определенного качества характера в виде анахатной субличности означает, что это качество стало неотъемлемой чертой человека, проявляющейся достаточно регулярно и во всех областях его жизни; более того, у него есть чувство, что эта черта потенциально может реализоваться в почти любой жизненной ситуации — но «приказать» ей проявиться, когда она того отчетливо не желает, он все же не может.

Рассмотрим, например, такое качество человека, как доброта. Когда можно сказать, что оно становится неотъемлемой чертой его характера, то есть субличность Добряка выходит на уровень анахаты? Это означает, что добрая улыбка и бескорыстная помощь другим людям — частые сюжеты в жизни этого человека, ему в принципе легко простить другого, помочь близкому и далекому; он по характеру незлобив и не обидчив, и этими качествами обладает настолько устойчиво, что ему не нужно специально их поддерживать в своем сознании для того, чтобы они проявились. Поэтому его субличность Добряка с успехом помогает на служебной роли другим его субличностям, таким, как Подчиненный, Начальник, Отец Семейства, Старый Друг и многим другим. Но если субличность Добряка находится у человека на уровне муладхары или даже манипуры, она не сможет помогать в служебной роли его другим субличностям — она сможет проявиться лишь как управляющая в соответствующих редких эпизодах его жизни, целиком посвященных темам прощения, бескорыстной помощи, искренней улыбки и т. д.

Роль, соответствующая анахатной субличности, занимает существенную часть жизни и помыслов человека, хотя она не оформлена «законодательно» как определенная часть его жизненного распорядка, и легко может быть потеснена базисными ролями — потеснена, но не сдвинута в угол. Это, например, устойчивое хобби человека, увлечение, которым он занимается уже много лет и которое существенно поддерживает его душевное равновесие, но не стало все же профессией или регулярным занятием. Он, например, на досуге для своего удовольствия посещает рестораны большого города, или путешествует по его канализационной сети, или через иллюстрированные журналы отслеживает личную жизнь звезд экрана, или дружит с одной из них в роли преданного поклонника. Другой пример анахатной субличности — многолетняя безнадежная и безответная любовь к жене старого друга, с которой человек время от времени ведет беседы о своей жизни, не рассчитывая на что-то более серьезное. Когда соответствующая субличность активизируется, человек чувствует сильное желание увидеть эту женщину и о чем-то с ней поговорить — не так важно, о чем конкретно.

Анахатная субличность очень устойчива, так просто ее не опрокинешь и не опровергнешь. Если ей соответствует социальная роль, то обычно в ней человек себя чувствует полупрофессионалом — но таким, который при случает даст много очков вперед официальному «специалисту». Так дилетант-любитель поэзии может знать ее в некоторых отношениях много лучше профессионального литературного критика.

У анахатной субличности нет выраженных атрибутов, характерных для вишудховской личности, но есть намеки на эти атрибуты. Каждый серьезный автор надеется, что чтение его книг создает у читателя анахатную субличность, терпеливую и внимательную.

Примеры предъявления анахатной субличности:

— Я, когда вижу женщину, чувствую, что становлюсь как-то живее, интереснее, начинаю ей что-то рассказывать, предлагать, объяснять...

— Я каждый сезон в теннис играю, очень это люблю, хотя профессиональные соревнования — не мое, но и у перворазрядников, случается, сет выигрываю.

— Я, когда стал акварелью увлекаться, так ею проникся, что даже мир теперь по-другому вижу, ярче, подробнее, свежее.

— Я человек верующий, и хотя в церковь нерегулярно хожу, но дома перед иконами часто стою, и разговариваю с ними, и советы получаю, и стараюсь им следовать.

Упражнение 12. Подумайте, какие ваши субличности находятся на анахатном уровне. Предъявите их во фразах. Подумайте, какие из них вы бы предпочли видеть на манипурном, свадхистханном или муладхарном уровне или вовсе несуществующими, а какие бы хотели повысить «в ранге». Что этому мешает?

Упражнение 13. Определите, какую субличность какого уровня (отсутствующую, муладхарную, свадхистханную, манипурную, анахатную или более высокую) предъявляет прямо или косвенно человек в следующих репликах и пяти репликах по вашему выбору. Назовите эту субличность.

1. — Я обычно чувствую себя выше других — или в крайнем случае на равных.

2. — Муж мне изменил — представляешь? Теперь привыкаю к роли обманутой жены.

3. — Я любитель хорошо поесть! Со вкусом!

4. — Дети — моя любовь. Вечно кто-нибудь вокруг вертится — или свои, или чужие — кто их разберет.

5. — Я постоянно всего боюсь: ночью — призраков, днем дома — грабителей, на улице — мужчин, особенно усатых.

6. — Я — вечная жена своих быстро меняющихся мужей.

7. — У меня дурная привычка: как увижу что хорошее — обязательно позавидую, или даже украду ненароком.

8. — Страстям я не подвержен, за исключением стяжательства и накопительства — но тоже умеренно, в доме еще отдельные места свободные есть.

9. — Ну, бывает, выпиваю с друзьями — но только по поводу.

10. — Я на мужчин люблю иногда смотреть — но только издали, уверяю вас, вблизи они пахнут.

Упражнение 14. Подумайте и решите, какие из следующих качеств (ролей) не проявлены у вас в виде субличности (а), какие представлены в виде муладхарной субличности (б), какие — в виде свадхистханной субличности (в), в виде манипурной субличности (г), в виде анахатной субличности (д), а какие — в более развитом виде (е). Выразите свое решение в виде соответствующей фразы-самопредъявления субличности. Аналогичное задание для пяти качеств (ролей) по вашему выбору.

1. Лучший из Лучших.

2. Образец Невежества.

3. Мелкий Хулиган.

4. Беспристрастный Наблюдатель.

5. Судья.

6. Адвокат.

7. Прокурор.

8. Любимец Публики.

9. Кающийся Грешник.

10. Неприступная Твердыня.

Упражнение 15. Предъявите следующие субличности и пять субличностей по вашему выбору: а) как несуществующие, б) как муладхарные, в) как свадхистханные, г) как манипурные д) как анахатные.

1. Девственница.

2. Соблазнитель.

3. Разочарованный.

4. Возмутитель Спокойствия.

5. Обыватель.

6. Гражданин.

7. Имитатор.

8. Последователь.

9. Поклонник.

10. Спорщик.

Вишудховская субличность. Субличность на вишудхе предстает в развитом и законченном виде, со всем списком атрибутов, которые на предыдущих уровнях развития субличности наблюдались лишь отрывочно и фрагментарно. Эта субличность обычно играет существенную роль нередко являясь основной.

Вишудховская субличность может быть уподоблена (не вполне полноценной) личности внутри человека; в частности, у нее есть намек на мировоззрение, своя система ценностей, жизненная программа, внутренний и внешний мир, свойственный ей способ самовыражения и видения самой себя и человека в целом. У нее есть свое место в психических процессах и ее проявления представляют собой совершенно определенную область в общем пространстве психики. Ее выход к микрофону всегда согласован с другими вишудховскими субличностями. Она является существенной поддержкой для человека в его жизни, и он существенно на нее опирается — практически каждый день, хотя ее управляющие включения (выходы к Главному микрофону) могут быть не такими частыми.

Вишудховская субличность довольно устойчива и человек обычно заранее знает, когда она собирается активизироваться, и умеет ее активизировать сам в подавляющем большинстве ситуаций.

Выходя на вишудху, субличность получает в психике человека своего рода гражданство — теперь у нее есть определенные права, но также и обязанности. К числу ее обязанностей относится устойчивая поддержка определенных состояний сознания человека и стабильное исполнение определенных функций, возложенных на нее психикой в целом — так, что человек может не фиксировать на них своего центрального внимания. Иными словами, вишудховская субличность представляет собой программу подсознания, поддерживающую устойчивый навык (технику), так что эта субличность легко может быть служебной для других субличностей, с которыми естественно сочетается. Пример «профессиональной» вишудховской субличности дает совершенное знание человеком какого-либо ремесла — например, профессионального умения водить автомобиль. Тогда он может вести его, не обращая специального внимания на педали газа и тормоза и рулевое колесо — для управления машиной ему (исключая критические дорожные ситуации) достаточно фонового внимания, а центральное внимание может быть посвящено разговору с пассажирами, обдумыванию своих планов, слушанию музыки и т. д.

Вишудховская субличность обладает правом, будучи активной, оттеснить любую субличность более низкого уровня, которая ей мешает. С другой стороны, конфликты между несовместимыми вишудховскими субличностями могут быть очень травматичными для человека, так как «битва» здесь разворачивается очень серьезная, глубоко затрагивающая не только поверхностные эмоции, но и физиологию человека.

Чаще всего вишудховская субличность имеет четкий ритуал своего включения, состоящий частично из внутренних настроек, а частично из внешних, нередко вполне материальных действий. Вот ответственный работник утром входит в свой кабинет, раскладывает в определенном порядке документы, смотрит почту, определенным образом настраивает свой ум — и чувствует, что готов к работе: подключение к фирменному и деловому эгрегорам произошло, можно вызывать секретаря и начинать рабочий день. Вот профессиональный спортсмен надевает спортивную форму, выбегает на стадион, совершает пробежку, делает несколько разминочных упражнений — и он готов к очередной серьезной тренировке. Вот профессиональный лектор собирается с мыслями, проверяет в зеркале свой внешний вид, выходит на кафедру, раскладывает перед собой конспект лекции с необходимыми цитатами, окидывает глазами аудиторию — и чувствует, что нужные слова и интонации уже выстроились в очередь и готовы для озвучивания.

Со стороны может создаться впечатление, что вишудховская субличность послушна своему хозяину — и это так и есть, но, во-первых, это дается не бесплатно, а во-вторых, и человек находится в определенной зависимости от своей вишудховской субличности. Она периодически требует своего включения (входит это в планы человека или нет), причем подготовка к ее активизации начинается заранее и отнимает у человека довольно много сил, и если обстоятельства складываются так, что субличность не может активизироваться и «откатать» подготовленную ею программу, она сильно страдает и «бьет» своего хозяина — он испытывает своего рода микро— (а иногда и макро-) стресс, острое разочарование, упадок сил и т. п. Кроме того, вишудховская субличность регулярно требует определенной заботы о себе, вложения сил в свои обучающие программы, траты денег на материальные аксессуары, в частности, на профессиональные инструменты, которые для вишудховской субличности — важнейшие атрибуты.

Если вишудховская субличность отчетливо хочет проявиться в центральной (управляющей) роли, человеку очень трудно ей отказать, тем более, что она обычно готовит эту ситуацию заранее — и во внешнем мире, и психологически. Он переживает это ее стремление как «неодолимое» личное желание, подавить которое ему чрезвычайно трудно, а если и удается, то потом надолго остается горькое сожаление и огорчение — если не более сильные чувства. Быстро уничтожить вишудховскую субличность практически невозможно — как говорят в народе, «мастерство не пропьешь» — но ее можно постепенно понизить в ранге до анахатной и далее.

У вишудховской субличности есть четыре отчетливо выраженных аспекта, соответствующие модальностям психологического архетипа, то есть у нее есть определенное пространство во внутреннем мире человека, определенная область проявлений в его внешнем мире, свой собственный стиль внешнего выражения и индивидуальный способ восприятия внешнего мира. Она может придавать этим аспектам разное значение, но в том или ином виде представлены все четыре.

Аналогично, у вишудховской субличности есть ипостаси, соответствующие всем высшим архетипам: Янскому, Иньскому, Синтетическому, Качественному, Предметному, Символическому, Содержательному и т. д.; лучше или хуже проработанные, эти ипостаси обязательно должны у нее присутствовать — иначе она не сможет выполнять возложенные на нее функции. Чем лучше развиты эти аспекты у данной субличности и чем точнее они взаимодействуют друг с другом, тем успешнее она может решать свои задачи и тем легче человеку находить с ней общий язык и, в частности, управлять ею.

С другой стороны, у каждой вишудховской субличности есть свои приоритеты в высших архетипах: на какие-то из них она опирается и использует чаще, какие-то ей неудобны и она старается без них обходиться — но полностью проигнорировать «нелюбимый» высший архетип она все же не может (даже если человеку кажется, что это так).

Вишудховские субличности по своим проявлениям довольно четко делятся на два типа: управляющие и служебные, причем управляющие не особенно любят оказываться в роли служебных, а служебные исключительно редко оказываются в роли управляющих. К числу управляющих часто относятся вишудховские субличности, соответствующие устойчивым внешним ролям человека, особенно социально оформленным: Мать семейства, Ребенок, Руководитель Предприятия, Психолог-консультант, Мастер-сантехник, Алкоголик, Шизофреник, Позор Семьи и т. д. К числу служебных нередко относятся вишудховские субличности, соответствующие тем или иным качествам человека, не имеющим внешне-социального оформления: Весельчак, Легкий Человек, Оптимист, Толстяк, Упорный Труженик, Трудоголик, Наблюдатель, Важный Господин, Деталировщик, Соблазнительная Женщина, Донжуан, Зануда, Скандалист, Трутень, Бытовой Философ, Инвалид и т. д.

Примеры предъявления вишудховских субличностей:

— Я — капитан дальнего плавания.

— Я — мать трех малолетних детей.

— Я — действующий мастер спорта по теннису, неоднократный обладатель кубков и призов международного образца.

— Что в семье плохо ни произойдет — всегда я виноват, и меня наказывают ремнем или голодом, и так каждый день!

Упражнение 16. Подумайте, какие ваши субличности находятся на вишудховском уровне. Предъявите их во фразах. Подумайте, какие из них вы бы предпочли видеть на анахатном или более низком уровне или вовсе несуществующими, а какие бы хотели повысить «в ранге». Какие из ваших анахатных субличностей вы хотели бы видеть на уровне вишудхи?

Для каждой из своих вишудховских субличностей определите, управляющая она или служебная, а также постарайтесь понять, какие архетипы она предпочитает:

а) Ян или Инь;

б) Локальный или Глобальный;

в) Символический или Содержательный;

г) Творение, Осуществление или Растворение.

Какая из высших модальностей наиболее характерна для данной вашей субличности?

Упражнение 17. Определите, какую субличность какого уровня (вишудховского, выше или ниже) предъявляет человек в следующих репликах и пяти репликах по вашему выбору. Назовите эту субличность.

1. — Я постоянно, всегда хочу есть — это что-то необыкновенное!

2. — Я — поэт, со стажем, член Литературного Фонда, пишу стихи каждый Божий день, с перерывами на еду и общение с друзьями и читателями.

3. — Я — начинающий ботаник, уже выучил названия всех растений на нашем огороде.

4. — Больше всего на свете я люблю природу, и любуюсь ей всегда, когда оказываюсь на свежем воздухе.

5. — Мне очень нравятся мужчины, особенно хорошо одетые: как увижу — прямо сердце замирает.

6. — У меня есть твердая такса на мои эскорт-услуги.

7. — Что ж с того, что я твой муж — что, на другую женщину и посмотреть нельзя, хоть издали? Каждый раз скандал по пустому поводу!

8. — Мои дети меня радуют с утра до вечера, даже когда плохо себя ведут — все равно мне с ними хорошо.

9. — В моей жизни есть моя работа — а больше нет ничего, о чем можно было бы говорить.

10. — Я люблю сам убирать свою квартиру, и поддерживать в ней порядок, и готовить себе пищу — какая жена так мне угодит, как я сам?!

Упражнение 18. Подумайте и решите, какие из следующих качеств (ролей) не проявлены у вас в виде субличности (а), какие представлены в виде муладхарной субличности (б), какие — в виде свадхистханной субличности (в), в виде манипурной субличности (г), в виде анахатной субличности (д), в виде вишудховской субличности (е), а какие — в более развитом виде (ж). Выразите свое решение в виде соответствующей фразы-самопредъявления субличности. Аналогичное задание для пяти качеств (ролей) по вашему выбору.

1. Усердный Труженик.

2. Хронический Бездельник.

3. Горожанин.

4. Сельский Житель.

5. Моряк.

6. Стихийный Психотерапевт.

7. Пассажир (Поезда, Самолета, Автомобиля).

8. Подчиненный.

9. Домохозяин (Домохозяйка).

10. Родственник.

Упражнение 19. Предъявите следующие субличности и пять субличностей по вашему выбору: а) как манипурные б) как анахатные и в) как вишудховские.

1. Верующий.

2. Товарищ.

3. Подруга.

4. Поклонник.

5. Знаменитость.

6. Плотник.

7. Домашний Мастер.

8. Кулинар.

9. Исполнитель Бардовских Песен.

10. Любитель Повеселиться.

Аджновская субличность. Казалось бы — куда дальше? Зачем человеку более представленные в психике и управляемые им субличности, чем вишудховские? И возможны ли они?

Однако жизнь устроена так, что в некоторые периоды времени — длительные периоды — потребность в определенной субличности или, шире, программе подсознания, возникает настолько регулярно, так что она потенциально может понадобиться в любой момент времени и в принципе может включиться в управляющем или фоновом (служебном) режиме практически во всех жизненных ситуациях и состояниях человека. Такая программа подсознания может быть названа неспецифической — организм ощущает ее потенциальное присутствие всегда, что бы с ним ни происходило. Таковы, например, программы подсознания, управляющие физиологическими процессами — сердцебиением, дыханием, сокращением сосудов и т. д.

Аджновская субличность является глобальным аспектом психики человека в целом, то есть она в принципе может проявиться (как управляющая или служебная) в любой ситуации и в любом психологически значимом процессе. Такие субличности существуют обычно замкнутыми семействами, в которых чаще всего насчитывается две, реже три или более субличностей. При этом нередко одна из субличностей семейства (доминантная) представлена в сознании человека очень ярко и приписывается им себе как фундаментальная черта характера или рода занятий, а вторая (противоположная или дополнительная) черта человеком чаще всего у себя отрицается и приписывается окружающему миру — но в действительности существует у него в виде не менее свойственной ему субличности, хотя и мало осознанной — обычно человек воспринимает ее как теневую или случайную.

Часто человек с отчетливой аджновской субличностью это своего рода фанатик, увлеченной одной-единственной идеей, за которую он всю жизнь с кем-то борется, и ничто другое, кажется, его не волнует. Эта идея может иметь вид внешней деятельности, мировоззрения или проработки черты характера, например:

— Отчего в мире столько зла? И я каждый Божий день с утра до ночи вынужден ему противостоять — практически в одиночестве!

— Я постоянно борюсь за самого себя, доказывая всем и себе самому, что чего-то ст о ю — и нет ни минуты мне отдыха в этой борьбе.

— Я хочу быть честным — и думаю об этом постоянно, все происходящее оцениваю и корректирую с этой точки зрения.

Каждое из этих самопредъявлений заслуживает психологического анализа, который неизбежно выделит за такой фразой две аджновские субличности. В первом случае это доброе «я» и злое «я», причем второе экстериоризовано (приписано внешнему миру), но фактически является неотъемлемой чертой характера человека и экстериоризованной субличностью. Второе самопредъявление обозначает также две антагонистические аджновские субличности, борьба между которыми занимает всю жизнь человека: это его самоутверждающее «я» и самоунижающее «я».

Аджновские субличности в пределах семьи не обязательно непримиримо воюют — у них могут быть и вполне дружеские отношения, когда они обе осознаются человеком и друг друга дополняют — например, истинному художнику свойственен эстетический взгляд на жизнь, он может очень остро чувствовать как гармонию, так и безобразие мира, и эти два способа мировосприятия будут у него чередоваться в зависимости от конкретных обстоятельств, но душевного конфликта в этой связи у него не будет:

— Я всегда стараюсь увидеть красоту мира, но когда мне это не удается, остро переживаю его уродливость.

Аджновские субличности у психологически развитого человека редко бывают управляющими, но они (по крайней мере, хотя бы одна из семьи) легко подстраиваются как служебные к любой актуальной субличности, и это — один из основных признаков аджновской семьи. Иными словами, аджновская семья субличностей всепроникающа — и потому неспецифична, это некоторая окраска всей психической жизни человека без исключения. Поэтому переход от вишудховской личности к аджновской труден и технически, и мировоззренчески — при этом приходится отказываться от специализации, локальной определенности проявления субличности для достижения ее универсализации (в компании с альтернативными ей субличностями ее семьи).

Каждой аджновской субличности соответствует (возможно, неполное) мировоззрение человека, его система ценностей, убеждений и жизненных программ — которые, однако могут сильно меняться при переходе к другой субличности той же семьи. У интегрированной личности — о ней см. книгу автора «Эволюция личности» — (частичные) мировоззрения ее отдельных аджновских субличностей становятся полным набором, если объединить эти мировоззрения вместе — но у менее развитых людей эти мировоззрения существенно противоречат друг другу, порой даже антагонистически.

По сравнению с вишудховской, аджновская субличность несколько (иногда существенно) слабеет — за счет универсализации ей приходится довольствоваться скромным запасом атрибутов и выразительных средств, ибо они должны быть применимы в любой мыслимой и немыслимой психической ситуации. Но зато за ней нередко стоит отчетливо трансперсональная энергия соответствующего архетипа, что иногда очень чувствуется и человеком, и окружающими. Вероятно, выход на высокий профессиональный уровень (то есть создание вишудховской субличности) в любом деле предполагает период аджновской (или даже сахасрарной) тотальной увлеченности, когда человек находится в полной власти соответствующего архетипа и служит ему верой и правдой всем своим существом — а за верную службу архетип через некоторое время его отпускает, оставляя устойчивый канал связи, не блокирующий остальные сферы жизни человека.

Аджновская субличность — это нечто большее, чем глубокая черта характера, ей соответствует фундаментальный аспект психики человека, на который (или на альтернативные ему из соответствующей семьи) она опирается постоянно. Таким образом, аджновская субличность всегда является или доминирующей, или основной.

Конечно, можно пытаться создавать себе аджновские субличности из привлекательных для человека черт характера или родов деятельности, но при этом следует иметь в виду, что при переходе от вишудхи к аджне неизбежно активизируются субличности, логически альтернативные данной, и с ними придется как-то справляться: и во внутреннем мире, и во внешнем, и в конечном счете предоставлять им также аджновское место в собственной психике. Это обстоятельство может чрезвычайно озадачить наивного борца за прилежание, чистоту, справедливость, добро, любовь, религиозность и иные безусловные ценности, но психика человека на удивление синтетична и в своей глубине всякое качество соотносит и интегрирует (сплавляет) с его противоположностью или дополнением, и при переходе на аджну этот эффект проявляется очень откровенно, что знают все люди, существенно продвинувшиеся в поисках своего идеала: он на определенном этапе непременно повернется к ним своей противоположностью, как бы испытывая их на прочность и серьезность намерений.

Истинный творец сталкивается с ощущением своей полной бездарности, руководитель — с беспомощностью, верующий — с сомнениями, трудящийся — с упадком сил, мудрец — с тупостью и ограниченностью своего ума, возлюбленный расстается со своим предметом, финансист разоряется, художник видит безобразие вместо прекрасного холста, слова перестают слушаться поэта, автор теряет внимание читателя. По-настоящему народный артист хорошо знает, каким жестоким бывает полупустой равнодушный зал и какой безнадежной — внутренняя или внешняя пустота; истинный ученый не раз и не два испытывает чувство абсолютной беспомощности перед тайной бытия, не желающей открываться ему ни под каким видом, — и эти переживания запоминаются и усваиваются подсознанием столь же глубоко, как и успешные проявления соответствующих субличностей, пока они — в комплекте! — не становятся аджновскими, образуя аджновскую семью. Солдат идет не только убивать — он идет и умирать, и на аджновском уровне эти две субличности существуют одновременно.

В пространстве архетипов существуют естественные аджновские семьи субличностей, соответствующие универсальным архетипическим семьям. Например, универсальной Диадической семье, состоящей из архетипов Ян и Инь, соответствуют архетипические субличности человеческого архетипа (Адама Кадмона), которые можно было бы назвать активное (мужское) «я» и адаптивное (женское)»я»; Холистической семье, состоящей из Локального и Глобального архетипов, соответствуют архетипические субличности, которым подходят имена Педант и Философ; Логистической семье, состоящей из Символического и Содержательного архетипов, соответствуют архетипические субличности, которые можно назвать Формалист и Сущий, Диалектической семье (архетипам Творения, Осуществления и Растворения) — субличности Творца, Работника и Ликвидатора, Психологической семье — Интроверта, Экстраверта, Интрофила и Экстрафила, и т. д. Насколько соответствующие субличности развиты и осознаны у конкретного человека — вопрос сложный, ясно только, что до аджновского уровня осознания они доходят мало у кого, хотя являются чрезвычайно полезными инструментами психической жизни.

Примеры предъявления аджновских субличностей:

— Вся моя жизнь — борьба между ленью и чувством долга.

— Я на все смотрю с позиции справедливости.

— Главнейшая тема моей жизни — борьба с болезнями, и она поглощает меня целиком.

Упражнение 20. Подумайте, какие ваши субличности находятся на аджновском уровне. Предъявите их во фразах. Подумайте, какие из них вы бы предпочли видеть на вишудховском или более низком уровне или вовсе несуществующими, а какие бы хотели повысить «в ранге». Какие из ваших вишудховских субличностей вы хотели бы видеть на уровне аджны?

Упражнение 21. Предъявите следующие субличности и пять субличностей по вашему выбору: а) как анахатные и б) как аджновские.

1. Борец за Свободу.

2. Критик.

3. Верующий.

4. Энтузиаст.

5. Пессимист.

6. Жертва Несправедливости.

7. Спасатель.

8. Начальник.

9. Послушная Девочка.

10. Роковой Мужчина.

Сахасрарная субличность. Субличность на сахасраре — своего рода император психики: она является доминирующей и рассматривает все остальные субличности как подчиненные себе. В отличие от аджновских, существующих семьями, сахасрарная субличность всегда одна, и конкуренции она не терпит. Она не склонна проявляться в качестве служебной и как правило является управляющей — опять-таки, в отличие от аджновской субличности, которая в основном проявляется в служебной роли.

Для сахасрарной субличности характерен высокий уровень самоидентификации, когда человек говорит: «Я — такой-то», — и ставит при этом логическое ударение на «я». При этом что бы он ни делал и что бы ни переживал, эта его самоидентификация не меняется: все виды его деятельности и переживаний, по идее относящиеся к иным субличностям, воспринимаются человеком как вариации сахасрарной (доминирующей) субличности. Таким образом, если на аджновский уровень выходит субличность, которая может подстроиться к любой другой субличности человека как служебная, то на сахасрарный уровень выходит субличность, сумевшая по отношению к каждой другой субличности встать как управляющая — разница велика.

Обычно данная субличность может существовать на сахасрарном уровне не слишком долго — это означает период острого увлечения человеком какой-либо темой, занятием, переживанием, — увлечение настолько острое, что оно способно вытеснить все остальные интересы и дела человека на подчиненные роли. Длительное увлечение данной субличностью и укоренение ее в сахасрарной позиции чревато для психики существенными искажениями, означающими душевную болезнь или особую, очень нестандартную жизненную миссию — например, судьбу высокого пророка. С другой стороны, без (хотя бы непродолжительного) выхода субличности на уровень сахасрары невозможно ее «прочувствование» человеком и полноценное ее проявление на аджновском и вишудховском уровнях.

Для сахасрарной субличности характерно несбалансированное мировоззрение и искаженная система ценностей, но эту субличность следует рассматривать как кратковременный этап в динамике развития психики в целом, и не делать на основе текущих высказываний человека слишком далеко идущих выводов — он сейчас, говоря обычным языком, сильно увлечен, и (вероятно) скоро остынет или увлечется чем-то еще.

Примеры самопредъявления сахасрарной субличности:

— Я влюблен — безумно! Вся моя жизнь — в любимой!

— Я почувствовал сегодня: я — ученик Великого Учения, и все остальное померкло перед моими глазами.

— Истина, которая мне явилась, важнее всего на свете, и я — пророк ее!

— Для меня сейчас ничего не существует, кроме моей ненаглядной крошки.

— Моя единственная реальность — Бог, а весь остальной мир я вижу в сильном тумане.

Упражнение 22. Вспомните свои сахасрарные субличности и соответствующие жизненные периоды и переживания. На каком уровне сейчас находятся эти субличности? Как их изменило их сахасрарное бытие?

Считаете ли вы сахасрарные субличности опасными? Важными? Излишними? Ответьте на этот вопрос а) для себя и б) для ваших близких и знакомых.

Упражнение 23. Предъявите на уровне сахасрары следующие субличности и пять субличностей по своему выбору.

1. Судья.

2. Раб.

3. Жрец.

4. Авторитет.

5. Завистник.

6. Победитель.

7. Неудачник.

8. Самокритик.

9. Романтик.

10. Коллективист.

* * *

В течение жизни человека его субличности видоизменяются, поднимаясь и опускаясь по ступеням эволюционной лестницы, и «предыстория» субличности очень важна: анахатная субличность, только-только возникшая из манипурной, существенно отличается от анахатной субличности, поднимавшейся когда-то до вишудхи, или аджны (а то и сахасрары), а затем спустившейся обратно на анахату. Субличности меняются (в том числе и по своему эволюционному уровню в рамках психики) по мере развития человека и исполнения им своих задач, но они во многих смыслах слова ведут себя как живые существа, и строить отношения с ними следует, исходя из этого обстоятельства. В частности, чем раньше человек замечает появление новой субличности и чем точнее он оценивает положение и движение уже имеющихся субличностей по эволюционной лестнице, тем легче ему налаживать с ними отношения и мирить и согласовывать их друг с другом.

Упражнение 24. Попытайтесь ретроспективно отследить эволюционный путь своих нескольких субличностей (в том числе уже исчезнувших) — как они зарождались, обозначались на муладхаре, переходили на свадхистхану и т. д.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.