Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Since 2001

WAC WD OSM WNS

THE BEST RUSSIAN GRAFFITI WRITER

SINCE 2001

 

Книга посвящена жизни, работе и творчеству одного из самых интересных, опытных, мастеровитых и известных представителей отечественной граффити-сцены – Косте SENS’у, который в разные годы являлся участником топовых команд граффитчиков, таких как WAC, WD, OSM и WNS.

 

Чуть позже вы сможете лицезреть большую коллекцию фотографий творений этого прекрасного автора. Но сначала вас ждёт рассказ. Итак, кто же такой Sens? Откуда этот граффити-райтер родом и где предпочитает создавать свои настенные шедевры? Когда же Сенс начал рисовать граффити? Какие люди были и остаются его самыми верными и близкими друзьями? На каких событиях он смог поучаствовать? Кто же повлиял на его творчество? Чем автор занимался в прошлом, чем он занимается сейчас и каковы его планы на ближайшие годы? На все эти интригующие вопросы вы найдёте ответы в рассказе, который начинается прямо сейчас! Поехали!

 

В середине 1990-х произошёл резкий скачок в сторону популяризации граффити в России. В советское время людям жилось неплохо, каждый мог найти себе работу по профессии, практически не было бедности, общество было гораздо чище, а люди часто были искреннее и добрее. Однако, невозможно не отметить, что советские законы были довольно строги. К тому же, во времена СССР наша страна была отрезана от Западной Европы, и люди не могли иметь яркую и обширную картину того, что же происходило тогда в самых развитых странах мира. После распада СССР ситуация в обществе изменилась с точностью да наоборот: основная часть общества стала жить бедно, однако появились магнаты и олигархи, тем самым общество начало разделяться на богатых и бедных. Не возможно не отметить, что возрастала безработица, расцветал бандитизм. Начались так называемые «лихие девяностые». Однако, в этом времени были свои плюсы. И если первая половина девяностых отличалась только бедностью основной части населения и высоким уровнем криминала, а также постоянной скукой и ностальгией по только что распавшемуся Советскому Союзу, то вторая половина девяностых для многих из нас стала довольно интересным периодом жизни русского общества. Россия больше не имела резкой грани между собой и странами Западной Европы. А значит, западноевропейская и американская культуры, субкультуры и занятия медленно, но верно просачивались и занимали свои позиции в нашей огромной стране. Мы узнали вкусы «Макдоналдса», американских лимонадов и немецкого пива, поимели возможность сравнить вкусы бельгийского и отечественного шоколада, а вместо духов и одеколонов стали использовать привезённые к нам немецкие и английские дезодоранты. Да, многие из вас прекрасно помнят тот момент, когда полки ларьков и магазинов стали заполняться товарами из более чем 20 разных стран мира. Вместе с зарубежными продуктами и промтоварами приходили и зарубежные направления творчества, на тот момент абсолютно чуждые России. Распространителями этих самых направлений и течений творчества в нашу страну в большой степени являлись молодые люди, в возрасте от 15 до 30 лет. Это легко объяснить – ведь именно в этом возрасте люди отличаются большим энтузиазмом, активностью и постоянными поисками чего-то нового и своего места и хобби в большой стране. Так потихоньку в России, и главным образом – в Москве и в Санкт-Петербурге появлялись и распространялись в обществе такие занятия, как создание музыки в стиле drum’n’bass и в более сложных и экспериментальных электронных жанрах, читка рэпа, танцы в стиле «брейкданс» и многое другое. Появились и поклонники рок-музыки, считавшие классический рок довольно простым стилем и желавшие чего-то более яркого, агрессивного и динамичного – так появлялись русские альтернативщики, беря пример с альтернативщиков американских и немецких. И, наконец, появились люди, хотевшие связать свою жизнь с распылением аэрозольных красок на стены.

 

Стоит немного рассказать и про сами аэрозольные краски того времени. Не смотря на то, что в СССР они производились с начала 1970-х, качество этих красок и клапанов баллончиков не позволяло создавать чёткие и ровные линии, которыми можно было бы не красить стену, а рисовать на ней. В конце 1994 года в Москву и Петербург стали экспортировать краску ABRO SPRAY PAINT, производившуюся в США. Это сегодня мы можем смело утверждать, что качество этой краски далеко от идеала, но тогда это был прорыв. Очень яркий баллончик, оригинальной американской формы и раскрашенный во все цвета радуги, так и просился в руки тогдашней креативной молодёжи. А попробовав попшикать, они видели, что этим баллончиком можно делать качественные и чёткие линии. Да и палитра была довольно широка. Вывод один – появившийся в нашей стране в середине 1990-х ABRO SPRAY PAINT прекрасно подходил для рисования на стенах, а не для их окраски. Чуть позднее в Россию завезли и голландский MOTIP, и немецкий DUPLI-COLOR. Эти краски подходили для рисования даже лучше, чем ABRO. В принципе, уже в 1995 году была создана неплохая база для зарождения граффити в Петербурге, ведь если продаются такие краски, то и их постоянные пользователи найдутся!

 

Собственно говоря, так и произошло. И первой известной и профессиональной командой граффитчиков в городе стала легендарная SPP CREW, основанная в центре Петербурга в 1995 году. Эти ребята имели доступ к зарубежному граффити, так как были увлечены туризмом и в развитых странах добывали журналы о граффити. Естественно, им захотелось повторить это самим! И это у них получилось прекрасно! Граффити вызывало фурор в обществе. Люди, считавшие, что городские стены всегда будут однотонными, неожиданно встречали им абсолютно не понятные разноцветные картины, сделанные баллончиками. Они не знали, как к этому относиться. Тогда как сама SPP CREW очень быстро стала легендарной, ведь когда единомышленников мало, авторы сразу становятся известными и оригинальными в своём деле. Правда, стоит отметить, что как только граффити в Петербурге стало популярно, сами SPP CREW перестали рисовать. Случилось это уже в 2003 году.

 

Помимо SPP можно отметить и некоторые другие очень известные команды граффитчиков из Петербурга второй половины 1990-х. Например, в районе Ладожской серые стены становились яркими из-за легендарной DS CREW, а в Автово одними из первопроходцев в граффити считаются FAT CAPZ. Кстати, команда FAT CAPZ существует и в наше время, а вот DS CREW, к огромному сожалению, распалась в 2009 году.

 

К концу 1990-х практически в каждом районе нашего большого города стали появляться интересные и довольно мастеровитые любители рисования на стенах, создававшие свои команды. Не стал исключением и родной район Sens’а. Sens – это граффити-райтер, живущий в Приморском районе Санкт-Петербурга, недалеко от нынешней станции метро «Комендантский проспект». На рубеже 1990-х и 2000-х в Приморском районе была очень даже неплохая ситуация с граффити, более того – про многих людей, живших и рисовавших в Приморском районе, знали далеко за пределами района. Так что, в какой-то степени верно утверждать, что Sens’у посчастливилось жить в таком интересном месте! Да, Приморский район – это его самое родное и любимое место не только в городе, но и во всём мире!

 

Кто же представлял граффити на районе до прихода Кости? Одной из культовых команд района была CAC – Crime Art Crew, в составе которой были такие авторы, как Insane, Base-2, Eman, Omen и Sofer. Все они делали стены района по-настоящему интересными и даже загадочными! Например, именно они первыми украсили серые стены гаражного кооператива, расположенного между Камышовой и Планерной улицами. Их творчество поражало глаза – инопланетные персонажи от Base-2, качественные вайлдстайлы от Insane, абстракции Емана и Омена. К сожалению, любимую стену этой команды снесли в начале 2010-х, построив на её месте мост скоростной автодороги ЗСД. Однако, поразителен факт, что некоторые шедевры CAC провисели на этой стене вплоть до её сноса! Настолько эта команда была уважаема. А после её распада в 2002 году образовалась ныне очень известная 158 CREW. Также известны в те годы были участники команды SM – Street Masters. На тот момент (1998-2001 годы) в команде были как граффити-райтеры, так и танцоры брейкданса. Рисовали за SM главным образом Masta (в 2003 году сменивший свой никнейм на Sore) и Lacros. Они же тогда стали одними из основателей школы граффити «Isku Katu», располагавшейся в здании обычной школы на районе. В которой обучали рисованию баллончиками на стенах всех желающих. К сожалению, ввиду многих причин школу пришлось закрыть, а сама команда SM стала состоять только из брейкеров. Спустя некоторое время после этого, главные художники SM – Sore, Lacros и их общий друг Rose основали свою команду – JEDEMS CREW. Стоит отметить, что и CAC, и SM тогда представляли основу районного райтинга, в основном предпочитая рисовать продуманные и детальные картины из шрифтов и персонажей в спокойных местах. Однако, в конце 1990-х начали появляться и первые профессиональные команды районных «бомберов» - поклонников рисования быстрых и несложных работ в видных местах, на стенах жилых домов и даже на общественном транспорте. Из таких команд были известны и уважаемы SAE, SKY CREW, INC, UTC, ESCAPE CREW и некоторые другие. В целом, 1998-2001 годы стали культовыми для Приморского района, так как многие бывшие до этого серые стены превращались в настоящие галереи нового и до этого неизвестного искусства – граффити. Серый мир с каждым днём становился всё ярче и интереснее, а каждое новое граффити автоматически входило в историю района как первое граффити, нарисованное в том или ином месте. Интерес к граффити у молодёжи возрастал в геометрической прогрессии, практически каждый месяц на районе и не только появлялись новые люди и команды. Некоторые из них довольно быстро уходили из граффити, но были и такие, которые пробыли в граффити более 10 лет и остались в нём и сегодня, а их творчество составило основу районного граффити. Сложно описать словами ту неповторимую атмосферу, когда граффити с каждым днём всё в большей степени становилось частью улиц. Когда всё это вспоминаешь, становится жаль тех, кто начинает рисовать на стенах сейчас, так как все они, к сожалению, не смогли и никогда не смогут прочувствовать это. Одновременно становится гордо и за первопроходцев – ведь историю граффити создавали они, а так, как они начали рисовать раньше остальных, то можно утверждать, что вся история районного граффити пережита ими и прошла сквозь них.

 

Но вернёмся ближе к теме. Будучи типичным школьником, Костя Sens очень любил гулять по родному району и рассматривать увиденное граффити. Граффити привлекало его практическим отсутствием стереотипов, очень интересным и разноплановым содержанием, полной независимостью от коммерции, изначальной направленностью на стремление превращать серые стены в разноцветные, новизной для общества, показом и выплеском своих эмоций и чувств на стены. Да и просто, как и многим другим, Сенсу всё же хотелось попробовать попшикать этим самым прекрасным баллончиком ABRO SPRAY PAINT на районные стены. В итоге, в 2001 году Sens попробовал впервые порисовать граффити. Сначала, естественно, он попробовал сделать эскиз своего граффити-шрифта на листе бумаги, а затем вылез и на стену! И граффити его привлекло сразу! Он влюбился в граффити с первого своего творения, и какое-то время его мысли были исключительно об этом. Он понял, что нашёл своё дело и место в нашем городе. А его эмоции и впечатления от рисования граффити были таковы, что он осознал, что вряд ли он сможет забросить это когда-либо. Так на отечественной сцене появилось новое имя.

 

Что же рисовал Sens в первые годы своей творческой жизни? Стоит сказать, что, не смотря на опасность быть пойманным, именно нелегальный уличный «бомбинг» нравился Косте больше, чем спокойное рисование на стенах заборов и заброшенных зданий. В этом деле он видел огромный кайф, особенно если учитывать, что вплоть до середины 2000-х в нашем районе граффити не закрашивалось. Осознание факта, что созданное им творение провисит на улице несколько лет и каждый день мимо него будут проходить сотни прохожих было для него стимулом к подобному творчеству, а от процесса рисования в людных местах он получал заряд бодрости и адреналина. Поэтому, в начале своей творческой карьеры Sens был известен исключительно как уличный бомбер, причём довольно смелый, не стесняющийся никого и идущий напрямую к своей цели.

 

Свои первые работы он сделал под ником SET. Это слово нравилось Косте по двум причинам. Во-первых, оно имело целых 2 любимых буквы Кости: «S» и «E». С самого начала своего рисования Костя осознал, что именно эти 2 буквы ему нравятся больше всего, ведь при пробах рисования на бумаге он видел, что эти 2 буквы у него получается рисовать лучше всех остальных. А во-вторых – словом Set называли выступление какого-либо экспериментального электронного музыканта или ди-джея на каком-либо событии или фестивале, а так как сама экспериментальная электронная музыка, также как и граффити, являлось новшеством для России и вызывала немалый интерес у молодёжи, Косте нравилось писать и рисовать это слово на стенах. Рисовал он его обычно двумя баллончиками ABRO, как правило, заливал хромом, а контурил чёрным. Его первые работы, сделанные под ником SET в 2002 году были кривыми, но уже довольно интересными по стилю и сделанными в ногу со временем.

 

 

 

Однако, вскоре после начала активного бомбинга и теггинга на улицах родного Приморского района, Костя осознаёт 2 вещи. Первое – что граффити его заманило так, что он вряд ли когда-то в жизни сможет остановиться. Ему кажется, что он и в старости будет заниматься именно этим. И второе – что ник SET неплох, но он слишком прост для того, чтобы сделать его словом, которое Костя будет писать и рисовать многие десятилетия. И так автор понимает, что нужно бы сменить ник. Только на что менять? Костя уже очень привык к этому сочетанию букв, и он видит, что буквы «S» и «E» ему не только нравятся, но и прекрасно подходят для рисования. И он явно не хочет избавляться от этих букв в своём нике. Однажды, пересмотрев фотографии своих ранних работ, Костя видит, что буква «T» у него получается хуже, чем буквы «S» и «E». И он решает избавиться от неё. Много разных вариантов приходило в голову Косте, но он точно знал, что его ник будет начинаться на сочетание букв SE. И путём поисков к нему в голову приходит идеальный вариант своего нового ника – SENS. Костя поражён: отличное сочетание букв: его любимая буква «S» встречается целых 2 раза, да ещё и как здорово – в начале и в конце! Буква «E» тоже остаётся. И добавляется ещё одна буква – «N». К ней Костя тоже относился положительно, ведь даже в алфавите вариантов её написания 2 – как печатная «N» и как прописная «n», так что экспериментов в её рисовании может быть сколько угодно. Да и слово неплохое: SENSitive – чувствительный, SENSation – сенсация, экстраСЕНС – тот, кто чувствует экстраординарные вещи и явления. С этого момента Костя находит свой окончательный ник и становится Sens’ом! Произошло это уже в середине 2002 года. С этого момента Костя больше не менял ника, он нашёл своё любимое сочетание. И сегодня он Sens, и завтра, и в ближайшие годы, а может и до конца жизни Костя останется верен своему нику!

 

После нахождения своего второго имени бомбер начинает расцветать. Ему уже не хочется делать небольшие кусочки на домах и разбитых машинах в родных дворах, ему хочется делать крупные и дерзкие «бомбы» в самых видных местах. И он смело идёт к цели и добивается её. Уже к концу 2003 года Sens становится известным как один из самых активных бомберов Приморского района, ведь его новые куски появляются в разных местах практически каждую неделю! Он запоминается заинтересованным зрителям, в числе которых и другие граффитчики. Некоторые из них отмечают, что работы Сенса немного грубы и неэстетичны по формам, и они в чём-то правы. Но всем ясно одно – автор обладает огромным энтузиазмом, и уже точно не бросит рисовать. Да и за счёт высокой активности Костя быстро овладевает неплохим уровнем владения баллончиком: заливки его кусков с каждым разом всё качественнее, контура – всё ровнее, а теги сделаны без потёков, не смотря на склонность красок ABRO SPRAY PAINT к потёкам и разводам. Многие районные граффитчики отмечают высокий уровень автора, и даже Masta (Sore) и Lacros, начавшие рисовать задолго до Сенса и в какой-то степени являющиеся кумирами Кости, делают ему респект за активность. В итоге, к началу 2004 года на районе про Сенса узнают все заинтересованные районные жители, а сам Sens продолжает рисовать и с каждым новым куском повышает свой стаж и уровень. Отныне он уже не новичок, он – новое яркое имя в районной граффити-флэйве.

 

 

 

 

Итак, теперь вы знаете, кто же такой Sens и как быстро ему удалось превратиться в уважаемого и известного бомбера. Но мы забыли рассказать, а кто же был вместе с Костей в первые годы его активности. Кто же составлял ему компанию на первых покрасах? Об этом вы узнаете далее.

 

Стоит сказать, что Sens довольно быстро полюбил рисовать с друзьями и единомышленниками, и редко рисовал в одиночку. Довольно быстро он знакомится с ребятами из районной команды WAC, и сам становится её участником. В команде на тот момент были Caps, Sein, Ёж (Azot), Soda, Irate и некоторые другие. Они делали упор на бомбинг, и команда славилась активностью в самых видных местах. После прихода Кости команда просто расцвела. С первых дней участия Сенса в ней стало заметно, что он становится одним из самых активных участников WAC. Он собирает товарищей на покрасы и теггинг, он строит большие планы на будущее, он живёт делами команды и становится незаменимым её членом. Для участников других команд и поклонников творчества Кости понятия Sens и WAC становятся неразделимыми. В то время как некоторые другие участники команды, например, Ёж, Soda и Irate, наоборот снижают свою активность в рисовании и отходят на второй план. Практически сразу после прихода Сенса в команду приходит и один из его лучших друзей – Esto, к тому моменту уже прорисовавший несколько лет и увлекающийся бомбингом. Так к концу 2004 года SENS и ESTO становятся важнейшими участниками WAC и начинают делать крупные и качественные «бомбы» там, где они сами желают. В 2005 году Esto меняет свой ник на DIKS.

 

 

 

Несмотря на важнейшую роль в команде WAC, Sens не ограничился только этой командой. В 2003 году несколько других районных бомберов, а именно Aver, Swet и Forse основывают свою команду – WD CREW, которая становится очень быстро известна за счёт огромной активности Авера, который в 2003-2004 годах стал одним из основателей «скрэчинга» в городе - выцарапывания букв острыми предметами на стёклах, в том числе стёклах окон в общественном транспорте. Это дело заманивает Авера так, что он мечтает выцарапать свой ник AVER и название своей команды WD на всех стёклах трамваев, поездов метро и остановок общественного транспорта в Приморском районе. И невозможно не отметить, что это дело у него получалось – с каждым днём всё больше стёкол имело его ник, а он умудрялся это делать очень быстро и не быть пойманным кондукторами и пассажирами. Вообще в то время царапать стёкла было модно, но никто их не царапал так активно, смело и качественно. Прошло более 10 лет, но до сих пор очень многие трамваи Приморского района имеют на своих стёклах скрэчи Авера – ведь скрэч не смоешь, его можно уничтожить только заменой стекла. Которые в трамваях не подлежат замене. Поэтому, очень часто, прокатившись в трамвае по Приморскому району, можно увидеть оставленное всем послание Авера и его команды WD, и поностальгировать, вспомнив ту прекрасную пору.

 

 

 

Эта самая активность Aver’а и Swet привлекает Сенса и он знакомится с ними лично. Вскоре после знакомства он попадает в состав их команды WD CREW и начинает бомбить и тегать сразу за 2 команды – за уже привычную для себя WAC и за WD, причём за WAC Костя старается рисовать, а за WD – писать и выцарапывать свой никнейм в самых видных местах, обычно делая это с остальными участниками команды. За счёт огромной активности на стёклах трамваев и качественного бомбинга на улицах WD становится одной из самых известных команд «бомберов» Приморского района. Но так складываются обстоятельства, что на рубеже 2004 и 2005 годов WD CREW окончательно распадается. Поводом для этого становятся разногласия у участников команды и уход из граффити основателей этой команды. Один из основателей WD – Forse, уже в 2004 году полностью уходит из граффити. После этого Aver, очень активный в 2004 году, тоже снижает активность и создаёт команду FTR, вместе с Йоком (нынешний TEKR из OMUT CREW), но FTR распадается через пару месяцев после её образования. И после распада FTR Aver, ставший одним из самых известных районных бомберов начала 2000-х, также уходит из граффити. В итоге из прежнего состава WD в граффити остаются только Swet и Sens. Sens считает дальнейшую активность за WD бессмысленной и повышает свою активность за WAC. Через некоторое время оставшийся участник WD – Swet сам попадает в состав WAC. И так от WD остаются только скрэчи на стёклах и теги и несложные куски на улицах, сделанные в 2003-2004 годах. WD CREW повлияла на известность и активность Сенса и стала причиной попадания Swet в WAC, но просуществовала чуть более двух лет.

 

 

А вот WAC после распада WD не только не ослабевает, но и усиливается. 2005-2007 годы можно смело назвать годами расцвета трейнбомбинга в Петербурге. Многим поклонникам быстрого и смелого рисования надоедает рисовать на стенах и они идут рисовать на транспорте, главным образом делая это в трамвайных парках на трамваях и в депо на электричках. Рисование на транспорте привлекает бомберов тем, что транспортное средство с граффити на нём будет кататься по многим местам. И граффити будет не висеть на стене, а кататься по городу, обретая тысячи зрителей. Трейнбомбинг вызывает фурор в обществе, но сами работники транспорта, находясь в недоумении, ещё не знают, как с этим бороться. Это идёт на руку бомберам, и трамваи и электрички с их творчеством катаются по городу по несколько дней, а то и недель. Практически каждый бомбер мечтает прокатиться на «своём» вагоне и о том, чтобы на вагоне с его куском прокатилось как можно больше пассажиров, и все они увидели этот вагон снаружи и рассмотрели кусок. Sens не становится исключением, и начиная с конца 2004 года всё больше уходит в трейнбомбинг, в основном разрисовывая электрички. На них он рисует примерно то же самое, что и на стенах, пытаясь дарить свой стиль не только стенам, но и поездам. Стоит отметить, что столь опасное занятие Косте удаётся легко, он не боится риска и делает всё продуманно, умно и грамотно. А рука уже набита так, что качество его работ, сделанных на электричках, практически не уступает качеству его настенных работ. Sens становится известен одновременно и как уличный, и как транспортный бомбер. О нём узнают за пределами Приморского района, а электрички с его «панелями» время от времени появляются на городских и пригородных платформах, вызывая респекты от единомышленников и озлобленные взгляды противников граффити.

 

 

 

Вместе с Костей рисованием на поездах начинают активно заниматься и другие активные участники WAC – Esto, после начала активного занятия трейнбомбингом сменивший свой ник на DIKS и остающийся верен своему новому нику и в наше время, и Swet. Весь 2005 год они проводят в активном поиске «спотов» - мест, где стоят поезда и при желании их можно разрисовать, и активно «бомбят», не забывая тегать на районе. Также местом для рисования Сенса, Дикса и Свет становится трамвайное кольцо на улице Шаврова. Отныне это место закрыто высоким забором с колючей проволокой и на месте въезда и выезда трамваев есть несколько охранников и камеры видеонаблюдения. Но тогда, в 2005-2007 годах, трамвайное кольцо не было закрыто никаким забором и практически не охранялось. Вход на его территорию был почти свободен, и его гостями были абсолютно разные люди – от трамвайных фанатов и фотографов общественного транспорта до трейнбомберов. И команда WAC прекрасно пользовалась этим. По ночам часть трамваев из этого кольца уходила в трамвайный парк на Ланской, который уже тогда неплохо охранялся и был огорожен высоким забором. Но другая часть оставалась «ночевать» на кольце. И именно трамваи из оставшейся части становились холстами для художников из WAC. То неповторимое ощущение, которое испытывали парни из WAC когда видели, как ими разрисованный ночью трамвай выходит с утра на линию и принимает пассажиров, вызывая бурю самых разных эмоций у многих зрителей, было для них стимулом заниматься этим дальше и дальше, и раскрашивать трамваи всё ярче и интереснее. Так Sens, Diks и Swet становились всё более известны и уважаемы на районе и далеко за его пределами. На какое-то время основная активность Сенса сконцетрировалась на раскрашивании транспорта, но это ничуть не значило, что WAC теряла свою популярность на улицах и хофах. Так, пока Sens, Diks и Swet занимались трейнбомбингом, одни из основателей команды – Sein и Caps – начали активно заниматься качественным граффити-райтингом на хофах района, создавая чёткие и интересные шрифты, по уровню и гармоничности не уступающие творениям от команд, занимающихся исключительно рисованием в спокойных местах. Эти ребята не любили экстрим, но обожали рисовать, поэтому их роль в обновлении и преображении районных хофов была очень велика. Наступил расцвет команды. Творчество WAC было везде – на хофах, на улицах, на транспорте. WAC становилась самой известной командой Приморского района.

 

2006 год стал годом перехода в новый этап развития отечественного граффити. В стране развивался Интернет – мировая паутина сайтов, позволяющая каждому, кто имел дома компьютер и был подключён к этому самому Интернету, не выходя из своего дома, смотреть на то, что происходит в других городах и странах. Россия становилась всё менее информационно отрезанной от мира, развивала как туристические, так и информационные связи с другими странами, развивался импорт и экспорт. Всё это не могло не повлиять и на русское граффити. Граффитчики поимели возможность через Интернет увидеть то, что рисовали в других странах. И если, смотря на граффити небольших и на тот момент отстающих от нас стран, наши райтеры чувствовали гордость за Россию и русское граффити, то при просмотре граффити Германии, Испании и США становилось немного грустно – разница в уровнях рисования между некоторыми немцами и основными русскими райтерами была слишком очевидна. И русские райтеры начинали пробовать делать что-то похожее на то, что делалось в развитых странах. А там уже тогда было популярно эстетичное и плавное шрифтовое граффити. На смену жёстким и угловатым шрифтам приходили закруглённые и обтекаемые. А на смену трудночитаемым вайлдстайлам и ломаным абстракциям приходили европейские прописные и готические прописные шрифтовые композиции. В бомбинге стал очень популярен так называемый «bubble style» - направление шрифтов, в котором буквы имеют максимально закруглённые и овальные формы, похожие на пузыри. Граффити становилось понятнее для основной части общества, оно стало менее андеграундным и более художественным. Многие русские граффитчики, увидев в Интернете подобное европейское граффити, начинали думать так: если мы будем рисовать что-то похожее, то мы догоним развитые европейские страны! С одной стороны, это было абсолютно верно – почему же русское граффити должно быть не похожим на граффити европейское? Ведь если мы будем делать так, как они, то мы не будем иметь резких творческих границ с ними. Но с другой стороны, начался постепенный процесс стандартизации граффити – многие люди замечали, что бывшая до этого момента независимость и самобытность русского граффити теряется, что не имея Интернета и связи с Европой наши райтеры делали чисто свои, ни кем ранее не использовавшиеся формы и стили, которые запоминались сразу, а с европеизацией граффити появилось много похожего творчества. Оно было лучше по качеству, но эта самая независимость русского граффити терялась. И райтеры разделились на 2 категории – одни стремились к европейскому стилю и уровню, их стало большинство; другим же явно не нравилось быть похожим на кого-либо и они продолжали рисовать в своих первоначальных стилях и формах, не обращая внимания на тенденции и предпочтения большинства.

 

Как человек Sens не только смелый, целеустремлённый и решительный, но и довольно футуристичный. Он всегда старался и старается идти в ногу со временем и следовать новым тенденциям, не любит смотреть назад и не сильно склонен к ностальгии, считая, что всё лучшее впереди. И, естественно, такой человек после увиденных новых стилей не стал продолжать творить в стилях старых, а предпочёл осваивать эти самые западноевропейские течения. И это ему тоже удалось отлично! Он сумел соединить свой стиль с новыми формами и фишками, в итоге его творения стали ещё интереснее и динамичнее. Какое-то время он активно рисовал на улицах района в этом самом «баббл-стиле», пришедшем к нам из Западной Европы. Стиль прекрасно подходил для бомбинга, так как округлые формы букв делались легко и быстро, да и краски на них уходило меньше. Это прекрасно видел Костя, поэтому в своём творчестве 2006 года он активно развивал подобные формы и шрифты. Некоторым было непривычно видеть после жёстких и брутальных форм букв Сенса его округлые шрифты, но всем было понятно – качество кусков увеличилось, и Sens добивается повышения своего уровня. Похожий подход к дальнейшему рисованию был и у Дикса, причём в некоторых местах его формы округлились даже больше, чем у Сенса. А вот Swet не особо принял эту тенденцию в бомбинге, продолжив творить в своём стиле и не особо смотря на то, что происходило в тот момент за рубежом. Позднее Swet увлёкся немецкими вайлдстайлами и стал смешивать свой стиль с их фишками. Sens же продолжал рисовать несложные, но чёткие и современные шрифты.

 

 

 

К концу 2006 года Sens уже прекрасно развил свой стиль в новых, европейских тенденциях, рисуя не только «бомбы», но и довольно сложные и интересные куски с продуманной цветовой гаммой и в отличном качестве. Причём, он умудрялся делать это не только на хофах и трансформаторных будках во дворах, но и на транспорте. Трамвайное кольцо на улице Шаврова начали ограждать высоким бетонным забором и строить на въезде и выезде трамваев с кольца будущие будки охраны. Всем сразу стало ясно, что уже через пару месяцев туда уже будет так просто не попасть, и бомберам придётся перелезать через двухметровый забор, и если перелезть удастся, то далее рисовать так, чтобы не быть замеченным ни охраной, ни водителями трамваев, ни кондукторами. Но пока что можно было в последние разы порисовать там относительно спокойно. И Sens воспользовался этим, сделав на трамвае яркий, качественный и очень интересный кусок в новом европеизированном и гармоничном стиле.

 

 

А тем временем наступил 2007 год. Как и следовало ожидать, кольцо стало закрыто, но Sens иногда продолжал рисовать там. Телосложения он крепкого и спортивного, поэтому перелезть через такой забор он умел, да и скрываться от охраны ему удавалось неплохо – всё же он уже много рисовал на электричках, опыт рисования там, где нельзя у него имелся немалый. Но, конечно, раскрашенные трамваи стали появляться на районе всё реже и реже. Интерес к их разрисовке терялся не только из-за усиления мер охраны, но и из-за постоянного закрашивания граффити на трамваях. Если до 2007 года многие раскрашенные трамваи могли неделями кататься по всему району, то после 2007 они часто вообще не выходили на линию. Стал осуществляться жёсткий контроль за стандартизацией окрасов трамвайных вагонов, в результате которого были приняты только 3 стандартных окраса, имея которые трамвай мог спокойно ходить по рельсам и катать пассажиров. Если же трамвай был раскрашен иначе, то он попросту не мог выйти на линию до тех пор, пока в трамвайном парке или даже прямо на отныне закрытом трамвайном кольце на Шаврова ему не придадут стандартный окрас. Естественно, сначала это коснулось граффити – любые творения уличных художников, созданные на трамваях, закрашивались немедленно, и не важно было, что там нарисовали – грязный троу-ап или вайлдстайл с персонажами – «кереками». Затем это коснулось и рекламы на государственном общественном транспорте – рекламные оформления трамваев стали запрещены. Это вызвало популяризацию «бенчинга» - фото- и видеоотлова трамваев с граффити. Бенчинг вызывал огромный интерес, так как трамвай с граффити чаще всего стал проходить только 1 раз – от трамвайного кольца на Шаврова, где был разрисован, до трамвайного парка на Ланской, где был в тот же день перекрашен. Подобные меры заставили бомберов осознать, как же хорошо жилось им до 2007 года. Но русские бомберы сдаваться не собирались – взамен долгого и качественного ночного рисования на транспорте в местах «ночёвки» транспортных средств приходили так называемые «бэкджампы» - очень быстро сделанные и, как правило, простые куски на транспорте, создаваемые во время остановок транспортных средств. Да, некоторые бомберы умели и стильно тегануть на электричке, пока она пол минуты стояла на платформе и сделать небольшой кусок на трамвае, пока он, допустим, стоял в пробке минут 5. Одним из популярных мест для бэкджамп-трейнбомбинга трамваев на районе было кольцо 18 трамвая на Старой деревне. На этом кольце каждый трамвай стоял около 10 минут, делая посадку пассажиров у метро. Вход на это кольцо был и остаётся свободным, а так как трамвай на нём всё же хоть недолго, но стоит, то у бомберов появилась возможность «делать» его там. Правда, стоит отметить, что место крайне людное – в паре шагах станция метро, а у кольца есть стоянка машин с охранниками при въезде на стоянку. Так что, сделать неплохой кусок там за 10 минут и остаться незамеченным противниками очень непросто. Но некоторые всё же осмеливались на это дело и оно им удавалось, в итоге в 2007-2009 годах раскрашенные трамваи всё же можно было изредка и днём «сбенчить». Прокатиться на них тоже некоторым удавалось, от кольца у Старой деревни до трамвайного парка, где трамвай, опять же, перекрашивали.

 

Но вернёмся к делам Сенса и его родной команды WAC. Кстати, стоит отметить, что Sens продолжал быть одним из самых активных участников WAC, чувствовал себя в этой команде по-прежнему прекрасно и ни в одну другую команду он больше не хотел. Но сама команда переживала значимую перемену. К сожалению, не все участники WAC оставались активными после 2005 года. Люди, которые создавали команду – Caps, Cans, Sein, Ёж, Irate и Soda перестали рисовать. Как стало известно в будущем, Caps, Sein, Ёж и Soda сделали перерыв в рисовании и вернулись «в дело» только через 4-5 лет, в 2010 году. А вот Cans и Irate в 2005 году ушли из граффити окончательно, у них поменялись взгляды на жизнь и творчество, и рисовать на стенах им стало не интересно. В итоге, к 2007 году за WAC продолжили рисовать только Sens, Diks и Swet. Однако, вскоре Diks знакомится с молодым бомбером, пишущим BEET. Взгляды Бита и Дикса на граффити были очень похожи, и так Beet попадает в состав WAC и становится одним из самых близких друзей Дикса (после Сенса конечно). Beet обладает немалой смелостью и огромным желанием рисовать на транспорте. В отличие от остальных участников WAC, он не получает большого удовольствия при рисовании на стенах, даже если это бомбинг на крыше жилого дома. Его привлекают электрички, а спустя некоторое время он попадает и в депо метрополитена, чтобы порисовать уже на поездах метро. Это ему удаётся отлично, он рисует граффити и остаётся незамеченным охраной. По поводу стиля Beet всегда рисовал довольно простые шрифты – или несложные печатные буквы с очень чёткими контурами или европейские полупрописные шрифты, выполненные в высоком качестве. Он имеет свой запоминающийся шрифт, который узнаётся сразу. WAC становится ещё более бомберской командой. Diks и Beet рисуют не так часто, как Sens и Swet, да и их шрифты смотрятся проще, но из-за трейнбомберских предпочтений они становятся очень уважаемыми и известными участниками WAC.

 

В июле 2007 года на хофе гаражного кооператива на Шуваловском проспекте проходит второй в истории Санкт-Петербурга международный фестиваль граффити «Meeting Of Styles», собравший десятки райтеров из разных городов России у одной стены. В отличие от прошлогоднего фестиваля, прошедшего в Автово, из специальных гостей из Европы в этот раз были только парни из французско-немецкой команды INXS, в основном занимающейся трейнбомбингом. На фестивале они сделали один яркий разноцветный кусок INXS в сиренево-фиолетовой гамме. Остальное же граффити, сделанное на фестивале, было создано райтерами из разных городов России. Однако, фестиваль производил ярчайшее впечатление и навсегда вошёл в историю Приморского района как, пожалуй, самый масштабный фестиваль граффити, прошедший на районе. Именно на нём Sens, Swet и Diks знакомятся с одним из основателей и самых ярких участников известной московской команды TKS, она же TK5 – с Seno. Ребята сразу подружились, в итоге к созданию работы TKS на фестивале были причастны и участники WAC. Порисовав вместе на фестивале и создав сложнейшую и качественную работу, они сразу укрепили дружеские связи и решили, что отныне часто будут рисовать вместе. Так создался альянс TKS WAC, в результате которого ребята из двух известных команд делали общие куски и целые продакшены на хофах и не только. Про WAC стали знать многие не только в Петербурге, но и в Москве.

 

 

 

 

 

Также в 2007 году состав команды пополнился ещё одним очень ярким и сильным участником – Aroe. (наш, не путать с легендарным английским Aroe из команды MSK). Aroe к тому моменту уже долго и активно рисовал на стенах и поездах, имел немалую известность на районе и за его пределами, но ни в одной команде не состоял. Однако, он очень много рисовал с Сенсом и Диксом, уже давно представлявшими WAC. Также стоит отметить, что учителем Aroe был тот самый Sore, с которого Sens явно брал пример в начале своей творческой деятельности и который в 2007 году активно рисовал за JEDEMS CREW, а лучшим другом Aroe был Егор Shen, на тот момент уже много лет рисовавший за KGM. Так что, появление Aroe в составе WAC стало скорее закономерностью, чем сюрпризом. И после этого Aroe повысил активность как свою, так и команды. Раскрасил немало поездов за WAC, в том числе и поездов метро. Много и активно тегал за WAC на районе. Немало путешествовал, где рисовал за WAC вдали от родных мест. Также Aroe был очень современным и продвинутым парнем, на тот момент он писал электронную музыку в стилях deep techno, deep house и minimal techno, иногда играл в питерских клубах, становясь не только известным граффитчиком, но и музыкантом. К сожалению, надолго остаться в музыке ему не удалось, однако его музыкальные предпочтения ничуть не изменились, и он продолжает фанатеть от подобной музыки, не смотря на вкусы своих товарищей. Ну и особую роль Aroe в распространении творчества WAC в мировой сети невозможно не осознать – с середины 2000-х он вёл свою страницу на сайте fotolog – мировом сообществе фотографов, где каждый мог зарегистрироваться по e-mail и выкладывать свои фотографии. И именно туда попадали новые куски WAC, сделанные на стенах и поездах. Про WAC могли узнавать далеко за пределами России, ведь сайт международный. А сам Aroe выкладывал туда как свои работы за WAC, так и работы товарищей по команде. На fotolog в то время было зарегистрировано и сидело довольно много русских граффитчиков, поэтому страница Aroe быстро стала популярна, имела немалое количество просмотров и комментариев. Это делало WAC и самого Aroe ещё более значимыми для отечественного граффити. Кстати, страница Aroe на fotolog доступна и в наше время:

 

https://www.fotolog.com/wacgroup1/

 

Так, к концу 2007 года за WAC активно рисовали и тегали Sens, Diks, Swet и Aroe. Уровень рисования Сенса повышался с каждым годом, его сокомандники не желали отставать. Они не только не думали уходить из граффити, но и строили немалые планы на будущее. Стоит сказать, что многие из их планов стали реальностью.

 

 

 

 

И так наступил 2008 год. 2008 год отличился стабильной активностью всех четырёх основных участников WAC. Они не забывали про район, но уже активно путешествовали по городу и не только. Не забывали про улицы и хофы, но и успевали заниматься трейнбомбингом. Кстати, стоит отметить, что смелые и упорные парни из WAC хоть иногда и бывали гостями отделений милиции, но старались оставаться безнаказанными и активно продолжать своё дело. Эти ребята имели огромный энтузиазм, который мог сломить все преграды, встречавшиеся на их пути. За что получали респекты от многих товарищей по делу и делали этот мир ярче. Sens стал уделять больше внимания не только бомбингу, но и качественному и спокойному рисованию на районных хофах. С каждым годом он становился не только смелым бомбером, но и талантливым и мастеровитым райтером. Его настроение было довольно переменчиво. И, в зависимости от него, Sens то лез в депо метрополитена, чтобы сделать быстрый кусок на поезде метро, то шёл на спокойный хоф неподалёку от своего дома или в тихую и атмосферную заброшку, чтобы посвятить целый день рисованию одного куска, сделав его максимально стильно, интересно и качественно. Тем самым, проявляя себя как в нелегальном, так и в относительно легальном граффити. Связи участников WAC с Seno и командой TKS укрепились, и ребята сделали ещё несколько совместных продакшенов.

 

 

В октябре 2008 года прошёл третий в истории Санкт-Петербурга международный фестиваль граффити «Meeting Of Styles». И, как и в 2007 году, он прошёл в Приморском районе, в родном районе Сенса и всей WAC CREW. Но на этот раз местом для рисования стала угловая стена 12-этажного жилого дома на проспекте Маршала Новикова. Огромная стена преобразилась до неузнаваемости, на всей стене был создан единый продакшен из граффити-шрифтов и персонажей – «кереков» на тему сказочного леса и его героев. Это было просто прекрасно! На стене рисовали лучшие райтеры России, а передвигались по высоте стены они по специально установленным строительным лесам. Однако, не всем участникам хватило места на стене, в один момент ставшей легендарной для всего отечественного граффити. И для многих других участников фестиваля неподалёку от стены дома установили специальные плиты из фанерного оргалита, на которых они могли отлично порисовать. На оргалите рисовали по разным причинам. Были и те, кто просто не мог вписаться в общий продакшен фестиваля и его стиль слишком бы контрастировал с общей картиной, и те, кто боялся высоты или не мог спокойно передвигаться по строительным лесам, и те, чей уровень рисования немножко не дотягивал до уровня рисовавших на доме. На оргалите сделали свой продакшен и WAC & TKS. Естественно, они рисовали на оргалите по первой причине – парни попадали на крыши и в депо, высоты они точно не боятся и по лесам пройдут спокойно, ну а уровень рисования Сенса из WAC и Seno из TKS был явно не ниже уровня некоторых соавторов общего настенного продакшена. А вот тематика их продакшена явно не могла вписаться в общий продакшен фестиваля – на доме изображали сказочное дерево с его жителями, а у WAC & TKS был задуман продакшен с портретом Сталина и вайлдстайлом после него. Естественно, такое они никак не могли нарисовать на доме, но отлично нарисовали на фанерном оргалите. Их продакшен стал одним из самых ярких и запоминающихся творений фестиваля, ещё больше сблизив райтеров из разных команд и городов. Ведь TKS – это московская команда.

 

 

Также на фестивале порисовали участники другой московской crew – WNS, в составе которой тогда были Abord, Pisok и Guri4. Эти парни также рисовали на оргалите, на соседней плите. Участники WNS оказались довольно общительными людьми, и так они сдружились и с нашей WAC. Так появились дружеские связи Сенса и команды WAC ещё с одной московской командой – WNS. Pisok впоследствии стал отличным московским другом для WAC, а ещё через несколько лет и сам пополнил состав петербургской команды, не покидая при этом свою родную WNS.

 

Пока Swet и Sens активно рисовали концептуальные продакшены на хофах и фестивалях, Aroe, Diks и Beet продолжали бомбить. Этим ребятам хотелось всё больше эмоций, экстрима, адреналина. В итоге разноплановость WAC никуда не девалась. Aroe увлёкся активным теггингом, причём чаще всего ставил крупные теги с фэт-кэпа, не боясь ничего и не стесняясь никого. Районный теггинг, также как и районное рисование, уже не привлекали его как раньше. Ему хотелось оставлять свои теги в самых видных и людных местах города, поэтому основную активность он проявлял в центре города – ведь именно там народа больше всего. В центре он знакомится с активными центровыми бомберами, среди которых легенда Петроградки – Locke из ATAS и один из самых активных теггеров центра – Keno из OMUT. Эти парни всё чаще составляют компанию Aroe при центровом теггинге и бомбинге. Немало времени Aroe проводит и с легендарным бомбером Приморского района – Nitro из 158. Однако, не забывает рисовать за WAC на районе с сокомандниками, главным образом с Диксом и Сенсом.

 

 

Яркий и интересный для WAC 2008 год подходит к концу. И начинается год 2009. Который, к сожалению, не стал для команды положительным.

 

Sens становится сильнейшим представителем как нелегального, так и легального шрифтового граффити. В граффити его начинает интересовать всё – от трейнбомбинга в метро до рисования на фестивалях. Sens продолжает быть преданным своей команде. Но, к сожалению, не все участники WAC обладают таким стимулом быть в ней, и некоторые из них по разным причинам покидают команду. Практически одновременно, в 2009 году, состав WAC покидают Swet и Aroe. Оба граффитчика к тому моменту уже сделали очень многое для команды и стали её полноценной частью. Поэтому, их уход из WAC означал заметное ослабление команды и увеличение роли Сенса в ней.

 

Swet примечает одного из представителей новой волны районного граффити – Razoist’а (он же просто RAZO), основателя команды CPS – Criminal Piter Style. Razo привлекает бывшего участника WAC огромной активностью на районе и за его пределами, проявлением себя как на хофах, так и в трейнбомбинге, современным стилем и немалым энтузиазмом. И так Swet пополняет состав CPS. Он стремится сделать свою новую команду не только не хуже, но и лучше своей прежней. Правда, со временем CPS уходит из активного бомбинга и проявляет свою основную граффити-активность исключительно в популярных для рисования местах – на хофах, в заброшках, на гаражных стенах вдоль железных дорог и т.д. Однако, Swet не желает возвращаться в WAC, скорее наоборот – обретает важнейшую роль в CPS, так как один из основателей команды – Fox уходит из граффити. Уходят из граффити и ещё 2 представителя новой волны – Рито и Otar, не состоявшие в CPS, но много рисовавшие с Razo. И наступает момент, когда CPS превращается в команду, где Razo и Swet составляют основу. Становится очевидным, что WAC теряет своего важнейшего участника.

 

Что же касается Aroe, то он всё больше предпочитает рисовать и тегать в центре города, с участниками команд OMUT и ATAS. И через некоторое время и сам попадает в состав ATAS. Сначала он совмещает активность за 2 команды – WAC и ATAS, но затем делает выбор в пользу центровой команды, покидая WAC. Через некоторое время он попадает и в состав OMUT, а чуть позже основывает сообщество из граффитчиков из разных команд, городов и стран – творческое объединение LUX. С которым становится очень известным райтером. Его работы попадают всюду – в популярные паблики о граффити в контакте, в печатные и электронные журналы о граффити, в граффити-видео. Он и сам издаёт серию своих личных журналов о граффити – электронные PDF-журналы LUX MAGAZINE. Естественно, и на граффити-фестивалях он становится одним из важнейших участников. Со временем Aroe начинает покорять Прибалтику и Скандинавию, и любимыми городами для рисования у него становятся столица Эстонии – Таллинн, столица Финляндии – Хельсинки и столица Швеции – Стокгольм. Этот граффитист становится одним из самых успешных и известных отечественных авторов. По прежнему проявляя себя и в бомбинге, и в райтинге, он становится кумиром многих новичков, увлёкшихся граффити после 2009 года. Успех, известность, активность, путешествия – это всё сыграло прекрасную роль для самого Aroe, но вот для WAC это стало ещё одной потерей. Хоть Aroe и Sens остались в товарищеских отношениях и часто вспоминали и вспоминают совместные покрасы, о возвращении Aroe в WAC даже не думалось – зачем ему надо было возвращаться в районную крю, представляя 2 сильнейшие городские команды и являясь одним из основателей интернационального творческого объединения LUX? Так список нынешних участников WAC ещё укоротился.

 

На рубеже 2009 и 2010 годов наступили тяжёлые времена для WAC. Swet активно рисовал за CPS, Aroe – за ATAS, Beet снизил свою активность, а основатели команды в граффити пока что не возвращались. И в какой-то момент считалось, что WAC – это 2 человека – Sens и Diks. По сути, так и было. Многие знали богатую историю команды, но все видели и её нынешнее положение. Однако Sens твёрдо знал, что никуда из команды не уйдёт и не позволит легендарной районной команде распасться. Он начинает вытягивать команду практически в одиночку. Однако, это показывает Сенса как сильнейшего патриота своей команды. За это он становится ещё более уважаем на районе.

 

И так началось новое десятилетие. Всю первую половину 2010 года Sens в основном занимался активным уличным теггингом за WAC. Давая всем понять, что команда жива и её активность не станет ниже, даже если в команде будут только 2 человека. Постепенно Sens начинает обращать огромное внимание на новую волну районных граффитчиков. Он это делает для того, чтобы иметь полноценное представление о новом поколении «районной флэйвы», подмечать её более-менее сильных представителей и думать, кто же может продолжить старое доброе дело по «раскачке района» и, возможно, даже стать новым участником WAC. Его творческие планы забиты одной мыслью – «кто же после нас?». Однако, понаблюдав за творчеством новой волны на улицах, он практически никого не может выделить как имеющего право пополнить состав WAC. Единственную заметку он делает на очень активном районном бомбере с ником ENTA. Его куски довольно оригинальны, а места для своего творчества Enta выбирает настолько неожиданные и травмоопасные, что порой кажется Сенсу, что даже он сам туда бы не залез. К тому же, Enta активен исключительно в видных местах на районе и абсолютно не творит в заброшках и на невидных хофах. Также он находится в полнейшем андеграунде, рисует исключительно в одиночку, не выкладывает свои работы в Интернет, не желает быть известным за счёт знакомств, связей и пиара в виртуальном пространстве. Всё это вызывает респекты у Сенса, однако немалым минусом является относительно невысокий (на тот момент) уровень рисования Енты. Sens примечает Енту, но взять его в состав WAC пока что не может.

 

В середине 2010 года происходит сенсация в жизни WAC. Неожиданно для многих, в граффити возвращаются сразу 4 старейших представителя этой команды, причастные к её основанию – Caps, Sein, Ёж и Soda. И так команда начинает новый этап своей многолетней истории…

 

Возвращение легенд команды вызвало увеличение интереса заинтересованных зрителей и других граффитчиков к WAC. Не смотря на большой перерыв в рисовании, олдовые мастера из WAC ничуть не утратили свой уровень, и их новые работы были по качеству не хуже старых. Единственное, что отмечалось в их новых кусках – за годы отсутствия активности их стиль ничуть не изменился. Это вызвало респекты у поклонников старой школы – мол, не смотря на все стереотипы, они не поддались влиянию времени и остались на своей волне; но было воспринято не совсем положительно футуристами и поклонниками нью-скула – творчество этих авторов, по их мнению, устарело, и они не пошли в ногу со временем. Sens же, несмотря на всю современность своего стиля, был очень рад возвращению ребят в команду. Как же, теперь WAC снова является большой командой, а не дуэтом или трио. И в первые годы нового десятилетия WAC была снова активна на районных хофах. Естественно, основателям команды уже было около 30 лет, и они не могли активно бомбить, как делали в свои 17-20 лет. Зато в спокойных, атмосферных и проверенным временем местах их появление вызвало не только увеличение интереса к команде, но и увеличение интереса к районному граффити в целом. А новички района тем самым узнали, что у команды WAC огромная история.

 

 

 

 

 

 

После довольно серого начала 2010 года и столь яркого его конца наступает год 2011. Который стал одним из наиболее спокойных годов в жизни команды, но и яркими событиями он не отличился. Ребята продолжали рисовать и радовать глаза очень многих заинтересованных товарищей. WAC стала меньше проявлять себя в трейнбомбинге, так как заниматься этим с каждым годом было всё сложнее, опаснее и палевнее. Трамвайные парки имели очень сильную охрану, повсюду были установлены камеры видеонаблюдения. Так что, даже умея перелезать через заборы и убегать от охраны, бомберы отнюдь не гарантировали себе удачный исход своих акций. То же самое происходило и в депо вокзалов, ну а в депо метрополитена тем более. Тотальный бафф граффити на транспорте также был стимулом для многих авторов, ранее увлекавшихся трейнбомбингом, уйти из этого дела и пойти рисовать на улицы. Где ещё многие места были не тронуты баффом. Улицы в начале 2010-х были довольно контрастны в этом плане: лицевые стороны домов уже имели множество заплаток баффа, и практически не имели граффити. Тогда как дворы были утеганы и, к счастью, ещё оставалось немало таких мест, в «жизни» и истории которых баффа не было никогда. Ребята пользовались этим, и уходили на улицы и хофы. Правда, стоит отметить, что Sens всё же продолжал делать «панели» на электричках, и делал их качественно и удачно. Но, в основном, это делал он за городом, на территории Ленинградской области. В местах, где ещё не было такой бдительной охраны. Diks и Beet тоже составляли ему компанию на трейнбомбинге, но сами рисовали всё реже и реже. Множество негативных факторов отрицательно влияли на энтузиазм этих ребят, тогда как энтузиазм Сенса не исчезал ни на грамм. Однако, Sens и сам отмечал, что отныне бОльшую часть своих кусков он всё же рисует на хофах и улицах, но не на транспорте. Но это не было печальным фактом – всё же Костя уже не был начинающим бомбером, и тогда, когда бОльшая половина граффитчиков не только ушла из трейнбомбинга, но и отошла от уличного рисования, Sens желал рисовать и на поездах, и на улицах. Весной 2011 года он подарил району ещё несколько отменных кусков в очень видных местах. Это были невероятно качественные, продуманные и современные работы, сделанные там, где многие и тегануть бы побоялись. Так, например, запомнился его очень крупный кусок, который он сделал на угловой стене жилого дома на проспекте Авиаконструкторов. Место это было атмосферным и приятным, но одновременно и очень видным и просматриваемым. Стена жилого дома была прекрасно видна и из трамвая, и с автодороги, и с противоположной стороны улицы. Этот факт делал место очень палевным для рисования на нём, а самого Сенса – ещё более уважаемым и сильным граффитчиком. Но Sens всё сделал качественно и чётко, а его шедевр сразу вошёл в историю того места, ведь до него там очень многие люди тегали, но практически никто не рисовал.

 

 

 

Лето 2011 года подарило району несколько отменных работ Сенса, а вот работ Дикса и Бита практически не было. Что же касается основателей команды, они немного снизили активность, но уходить из уличной культуры явно не собирались. Ещё одним ярким событием команды стала смена ника Ежа. Ёж, неожиданно для многих, решил сменить свой ник на Azot, объясняя это тем, что Ёж – это скорее не ник, а его кликуха, которую приобрёл он из-за растрёпанной «колючей» причёски, которая была у него до конца 2000-х. И, что он до этого момента рисовал свою кликуху, а отныне будет рисовать свой ник. Что ж, дело его, главное, что со сменой ника практически не произошло смены его стиля, и он по-прежнему рисовал олдскульные шрифты в вайлдстайле. После смены ника Azot проводит много времени с командой JEDEMS. С этой командой активно общается и Sein, при этом они оба не покидают WAC, а дружеские связи двух сильнейших районных крю – WAC и JEDEMS – после этого становятся ещё крепче.

 

Enta продолжает активно рисовать на районе, по-прежнему выбирая очень опасные и видные места. Уровень его рисования повышается, также начиная с осени 2011 года начинается наблюдаться яркая страсть этого автора к экспериментам – в отличие от большинства отечественных граффитчиков, Enta не зацикливается на одном выработанном граффити-шрифте, а постоянно экспериментирует. Он пробует рисовать в самых разных направлениях – от современных троу-апов в «баббл-стайле» до сложнейших ломаных форм, ранее никем не использовавшихся. Это поражает Сенса, и он понимает, что ещё немножко, и, если Enta будет продолжать творить в том же духе, то он точно станет участником WAC. Осень 2011 года дарит району одного яркого лидера – Енту. Его работы поражают очень многих, и даже на какой-то момент кажется, что интерес к нему у районных граффитчиков и поклонников граффити становится выше, чем к старым и мастеровитым райтерам и командам. А его андеграундность и независимость делает его загадкой для многих зрителей.

 

 

 

 

 

 

 

И так наступает 2012 год. После спокойного января и серого февраля очень печальную новость принёс март 2012 года. Тогда во всей России были выборы Президента, и результатом этих выборов стало избрание Владимира Путина главным лицом нашей страны. По мнению большинства граждан, это был самый достойный кандидат, также немалым стимулом к выбору Путина стало то, что мы все уже привыкли к его правлению и не хотели что-то менять. Ведь по сравнению с Борисом Ельциным Путин на самом деле был, есть и будет сильнейшим и перспективнейшим Президентом огромной страны, поднявшим страну на неплохой уровень после «лихих девяностых». Выборы прошли хорошо для всех, кроме граффитистов Приморского района. Дело в том, что, в погоне за похвалами от высокопоставленных лиц, администрация Приморского района дала приказ закрасить все трансформаторные будки, расположенные неподалёку от школ, так как именно в школы люди пойдут на выборы Президента. И этот приказ был выполнен безупречно. Так как школ в районе много, а будок вокруг них ещё больше, то закрашенными оказались около 40 трансформаторных будок. Многие граффитчики оказались свидетелями этого «баффа». На удивление, закрасили всё качественно, и ни одно граффити не просвечивалось сквозь слой густой бафферской краски. Это стало ударом в душу практически всех районных райтеров. Ведь многие из этих будок до этого момента не только не закрашивались ни разу в своей истории, но и хранили на себе отличные и раритетные куски и граффити-продакшены, сделанные в период с далёкого 1995 по 2012 годы. Всё это исчезло буквально в течение одной предвыборной недели. Улицы будто опустели, ведь отныне была стёрта история не только с лицевых сторон улиц и проспектов, но и со дворов, где находятся эти самые будки. Многие райтеры на время снизили активность и вообще не хотели рисовать. Но для некоторых этот тотальный бафф наоборот стал стимулом для активного уличного рисования. Они мыслили примерно так: «хоть история отныне осталась только на фотографиях и в памяти, а на улице её не вернёшь, тем не менее – а кто мешает нам создать новую историю, сделав по баффу десяток новых ярких творений!». Так мыслили и Sens, и Enta. И пока Sens продумывал свои будущие акции, Enta уже вовсю «ломал бафф», выдавая ещё более яркие и интересные куски, чем он делал раньше. Чем явно радовал Сенса и других представителей «районной флэйвы».

 

STREET MASTERS & INC CREW 2002.

ЯНТАР (by Enta) 2012.

Мартовский бафф был печален для района, но в нём был один плюс – после баффа стены многих будок стали чистыми и пригодными для дальнейшего рисования на них. И весна и лето 2012 года были временем для новой раскачки района, результатом которой стало выявление сильных и слабых граффитчиков Коменданы. Рисовали по баффу многие, только одни делали это отлично, а другие только ради того, чтобы что-то намалевать. И Enta был явным лидером по качеству и стилю. Также радовали Hus и Bes, на тот момент не состоявшие ни в одной команде, ну и Bune из проекта CW (что на самом деле имеет н

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Seadoo And Brp Diagnostic For The Technicians To Grow Business | Ввод в эксплуатацию смарт-часы Q50.




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.