Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Петровские преобразования






I. Петровские реформы в сфере государственного управления.

1. Состояние системы управления в конце XVIIв. и причины реформ.

Допетровская система управления была неудачной.. Функции многих приказов переплетались. Старая система управления была не в состоянии справиться с обширными новыми задачами, поставленными Северной войной, требовавшей решительности и оперативности. Это побудило Петра I реформировать ее.

2. Реформа центрального управления

а) «Консилия министров» и Сенат

Боярская Дума была ликвидирована. Появился «Правительствующий Сенат», который контролировал коллегии, был высшим судебным органом и законосовещательным органом при монархе. Во главе Сената стоял генерал-прокурор (П.И. Ягужинский).

б) создание коллегий

В 1718г. было создано 12 коллегий, заменивших большинство приказов. Коллегии были построены по отраслевому принципу. Важнейшими были «Первейшие»коллегии:: Военная (президент А.Д. Меншиков), Адмиралтейская (Ф.М. Апраксин), Иностранная (Г.И. Головкин).

Коллегию возглавлял президент. Решение принималось большинством голосов, в случае равенства голосов голос президента считался за два. Коллегии располагали не только административными функциями, но и судебными. Финансовые тяжбы разбирали магистраты, права промышленников защищали Берг-и Мануфактур-коллегии. Военная коллегия разбирала преступления, совершенные солдатами и офицерами.

в) контролирующие органы

Надзор за должностными лицами осуществляли тайные агенты — фискалы: обер-фискал при Сенате и фискалы в провинциях. Фискал не нес ответственности за ложный донос, а в случае подтверждения сообщенных сведений получал половину штрафа, наложенного на преступника. Государство поощряло и доносы рядовых подданных.

Особенностью системы управления при Петре I являлась возможность личного вмешательства монарха в любой вопрос, минуя государственные органы. Для этого у Петра был личный аппарат — так называемый Кабинет Е.И.В., который возглавлял кабинет-секретарь А.В. Макаров.

3. Реформа местного управления

В 1708—1710гг. территория страны была разделена на 8 губерний. Губернии позднее разделились на 50 провинций. Провинции делились на дистрикты. Во главе губернии стоял губернатор, который ведал сбором налогов, правосудием, набором рекрутов и т.п.

4. Военная реформа.

Изменения были внесены в систему комплектования личного состава армии. Были введены рекрутские наборы, когда по одному человеку бралось с определенного количества дворов. Большое значение в подготовке офицерских кадров имели преобразованные в гвардию Семеновский и Преображенский полки, из которых дворяне после прохождения службы в качестве рядовых направлялись офицерами в армейские полки. Перечисленные меры ускоряли формирование в России регулярной армии.

5. Порядок прохождения службы

Петр I стремился привлекать на государственную службу способных людей вне зависимости от их происхождения. В связи с этим он изменил порядок прохождения службы. В 1722г. была разработана «Табель о рангах». Вся государственная служба была разделена на 3 вида: военная, статская и придворная. Военные чины, в свою очередь, делились на гвардейские, армейские и флотские. Высшим рангом был первый (фельдмаршал или канцлер), низшим — 14-й. С получением 14-го ранга на военной службе или 8-го ранга на статской службе присваивалось потомственное дворянство. Это открывало путь к карьере выходцам из податных сословий и, в то же время, способствовало пополнению дворянства наиболее способными из них.

6. Церковная реформа.

Высшие церковные иерархи неодобрительно относились к петровским преобразованиям. Церковь оставалась единственной в стране силой, формально самостоятельной по отношению к государственной власти.

Царь создал Священный Синод. Во главе Синода стоял светский чиновник — обер-прокурор (Ф. Прокопович). Так церковь стала государственным учреждением.

7. Изменения в порядке престолонаследия.

В 1722г. был принят «Устав о престолонаследии», находившийся в тесной связи с делом царевича Алексея. Сын Петра от первого брака выступал против реформ царя. Поэтому Петр, боясь, что все его начинания могут быть отменены, изменил порядок престолонаследия.

Перспектива ликвидации всех его начинаний в случае прихода к власти людей иной идеологии заставила Петра изменить порядок престолонаследия. В «Уставе» дано право царствующей особе назначать себе преемника по своему усмотрению, минуя старшего сына.

8. Итоги и характер государственных реформ Петра I.

Таким образом, петровские реформы системы государственного управления способствовали окончательному установлению абсолютизма в России. Внешним выражением утвердившегося в России абсолютизма является принятие в 1721г. Петром I титула императораю

II. Развитие промышленности при Петре I.

а) строительство мануфактур

Еще до Петра I, в XVII в.. в России стало складываться мелкотоварное ремесло, появились первые мануфактуры. Однако экономическое развитие страны сдерживалось оторванностью отсутствием морских торговых путей. Решающий рывок в экономическом развитии был сделан при Петре I.

Экономические преобразования, осуществленные Петром Великим, диктовались потребностями обеспечения армии в ходе Северной войны. Армия и флот требовали большого количества железа, леса, парусов, канатов, обуви, сукна и т.д. Государство вынуждено было спешно развивать отрасли промышленности, работавшие на военные нужды. В 1702—1707гг. были основаны 11 предприятий. Это позволило удовлетворить потребность страны в металле, уральское железо на долгое время оказалось лучшим в мире.

б) поощрение частного производства. «Берг-привилегия».

В конце Северной воины Петр приступил к поощрению частного предпринимательства. В 1719г. была объявлена «Берг-привилегия», согласно которой все российские подданные получили право на разработку недр и строительство заводов. В частные руки стали широко передаваться заводы, принадлежавшие ранее казне.

в) особенности российских мануфактур.

Если в допетровский период на мануфактурах трудились как по вольному найму, так и по принуждению, то при Петре I рабочие на мануфактурах стали почти полностью подневольными. Поскольку потребности армии в рекрутах и податная реформа потребовали закрепления населения на местах, сыск беглых значительно ужесточился. В этой ситуации вольнонаемных рабочих просто не могло хватить. В связи с этим в 1721г. Петр I специальным указом разрешил владельцам покупать крепостных к заводам. В отличие от крепостных такие крестьяне именовались посессионными. Они считались собственностью не владельца, а завода и не могли быть проданы отдельно от предприятия.

III. Развитие торговли

а) теория меркантилизма и политика протекционизма

Внешняя торговля развивалась в соответствии с теорией меркантилизма. Согласно ей основу государственного богатства составляет накопление денег в казне. Следовательно, экспорт (вывоз товаров из страны) должен был превышать импорт (ввоз товаров в страну). Основным средством для обеспечения этого становился протекционизм, т.е. высокие таможенные пошлины на импорт производимых в стране товаров и поощрительные низкие пошлины на экспорт.

б) Таможенный тариф 1724г.

Петр принял в 1724 г. Таможенный тариф, который был протекционистским, так как запрещал ввоз многих импортных товаров.

Российский экспорт составляли в основном продукты сельского и лесного хозяйства: лен, пенька, лес, кожа. К ним добавились железо и полотно. Импортировали сукна, шелка, краски, вина, сахар, предметы роскоши.

IV. Налоговая политика

а) податная реформа 1725г.

Главным источником средств, которых при Петре I требовалось особенно много в связи с многолетней войной, являлись налоги и подати. Была проведена перепись населения, что позволило перейти к подушному взиманию налогов. С 1725г. все многообразные налоги были заменены единой подушной податью. Однако из-за того, что многие помещики утаивали количество душ, т.е.сколько у них было крестьян государство регулярно стало проводить ревизии, проверки.

б) ее значение

Подушная подать была распространена на холопов, которые ранее не платили государственного тягла. С введением подушной подати холопы потеряли право выхода на волю в случае смерти господина. Разница между холопами и крестьянами окончательно исчезла. Холопство как социальная категория прекратило свое существование.

Кроме того был образован новый разряд крепостных крестьян, получивших название государственных. Возложенные на них подати (подушная и 40-копеечный оброк) свидетельствовали о включении государственных крестьян в сферу феодальной эксплуатации.

Одновременно (1724 г.) вводилась паспортная система, по которой каждый крестьянин, уходивший на заработки дальше 30 верст от постоянного места жительства, должен был иметь паспорт с указанием срока возвращения домой.

Таким образом, петровские реформы способствовали значительному ускорению экономического развития страны. Но одновременно они усилили крепостнические порядки и тем самым заложили условия для последующего отставания от развитых стран Запада. Так что можете спокойно говорить, что эпоха Петра – очередной период в процессе закручивания гаек закрепощения крестьян.

V. Городская реформа:

Интересы развития промышленности и торговли, без которых государство не могло решать стоявшие перед ним задачи, определяли его политику в отношении города, купечества и ремесленного населения.

В 1699г. посадское население было изъято из ведения воевод и подчинено выборным бурмистерским палатам, переименованным затем в ратуши. С созданием в 1721г. Главного магистрата ратуши были заменены магистратами, получившими судебные функции в отношении посада. Соответствующие учреждения в мелких городах сохранили название ратуш.

Население города делилось на «регулярное» и «нерегулярное» (в зависимости от владения собственностью). Регулярное население делилось на две гильдии. К первой относились купцы и промышленники, а ко второй - мелкое купечество и ремесленники. Правом выбора в городские учреждения пользовалось только «регулярное» население.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.