Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возникновение Древней Руси.






Норманнская теория:

Авторы: Миллер, Байер, Шлецер – историки РАН в первой половине XVIII. Согласно древнерусским летописям, в 862 г. для прекращения междоусобиц племена восточных славян (кривичи и ильменские словене) и финно-угров (весь и чудь) обратились к варягам-русь с предложением занять княжеский престол. Пригласили конунга Рюрика, его братьев Синеуса и Трувора («земля наша велика и обильна, да наряду в ней нет»). Откуда именно призвали варягов, летописи не сообщают. Можно примерно локализовать местожительство руси на побережье Балтийского моря. Название «Русь», соответственно, связывается с названием племени, из которого были призваны варяги. Норманисты склонны считать, что государственность у восточных славян не образовалась бы без участия варягов. С этим впоследствии будет связана и теория гитлеровских нацистов о неполноценности славянской нации.

Антинорманизм:

Основоположники антинорманизма в России – Ломоносов, Татищев. Хотя все историки сходятся во мнении, что славяне были способны образовать государство самостоятельно, они имеют различные взгляды по другим вопросам:

· признают историчность Рюрика и называют его лишь катализатором, ускорившим переход от догосударственного образования к полноценному государству, поскольку один-единственный человек не смог бы образовать государственность там, где не было для этого достаточных предпосылок (Клейн)

· полагают Рюрика потомком славянских князей (внук Гостомысла)

· считают, что Рюрик был призван княжить в уже сформировавшееся государство (недаром ему предложили княжеский престол, а о каком князе может вообще идти речь там, где нет государства?)

· полагают, что Рюрика вообще не могло быть в истории России (Иловайский), т.к. если бы и был призван Рюрик, то не с дружиной, а с целым народом (подтверждая данными, что Оскольд и Дир уходят от Рюрика на юг и захватывают Киев, а через год или через два они уже нападают на Константинополь в количестве 200 лодок, на которых помещались приблизительно до 10000 войска, состоящего из Руси. А между тем Оскольд и Дир могли отвлечь только часть Руси от Рюрика, у которого оставалась главная ее масса) – но в иностранных и древнерусских летописях отсутствует какое-либо упоминание о масштабном переселении народа, которое не могло остаться незамеченным. Значит Русь – племя, которое было на территории восточных славян изначально. Кроме того, даже если считать, что Рюрик пришел княжить не с народом, а с небольшой дружиной, за столь короткий период невозможно объединить разрозненные племена и вывести их объединенное государство на тот высокий уровень развития, о котором свидетельствуют летописи. Иловайский склонен считать, что Русское государство так же, как и все другие, произошло из борьбы племен и народов между собой. На данном про­странстве – Скифии - из массы одноплеменных и разноплеменных элементов выделяется наиболее воинственный, наиболее способный к единению народ – Россаланы, который постепенно под­чиняет себе соседей и распространяет свое господство обыкновенно до тех пределов, где встречаются или есте­ственные преграды, или не менее сильные народы (Готы).

Название «Русь» пошло:

· От финского Ruotsi – шведы

· От названия реки Рось, по берегам которой жило племя росов

· Россоланы – название племени причерноморья

· От профессионального «дружинник» в одном из шведских наречий

2. Принятие христианства.
Причины принятия новой религии:

· Для того, чтобы избежать политической и, главное, экономической изоляции языческой страны в сформировавшемся христианском мире

· Монотеизм соответствовал сущности нового единого государства во главе с монархом (Единый бог в царстве небесном, как единый монарх в царстве земном), а отсюда укрепление государственной власти и влияния лично князя

· Обществу нужна была более гуманная мораль (те же стремления впоследствии подтверждаются принятием Русской правды, где, к примеру, кровная месть заменяется вирой)

· Язычество с его равенством людей перед силами природы не могло, в отличие от христианства, оправдать появившееся социальное расслоение, т.е. освящение принципов феодализма

Причины принятия именно Православие:

· Православие ко времени принятия христианства имело наиболее прочные и глубокие корни на Руси. Благодаря грамотной миссионерской деятельности, в России количество Православных было на втором месте после количества язычников

· Принятие восточной ветви христианства было необходимо для улучшения отношений с Православной Византией – основного торгового партнера

· Власть светская в Православии была выше церковной («богу богово, кесарю кесарево»), во главе церкви император, которому подчинялся патриарх, в отличие от Католичества, где во главе церкви и государства – Папа, т.е. власть церковная была выше светской

· Православие разрешало вести службу в землях новообращенных народов на их родном языке, а не на латыни (западная ветвь), что способствовало меньшему сопротивлению христианизации и сохранению самобытности (языка)

+Нет запрета на алкоголь, как в мусульманстве («Руси есть веселие пить, не можем без того быть»)

Значение принятия христианства:

· Стало объединяющей силой для славянских народов. Сыграло значительную роль в преодолении раздробленности в дальнейшем

· Христианские обычаи развивали общественную мораль, нравственность – человеколюбие, защита обиженных и угнетенных, терпимость, подавляли варварские черты, оставшиеся от язычества – многоженство, браки в близких степенях родства.

· Оказало влияние на развитие культуры (жития святых, храмы), грамотности (привнесение Кириллом и Мефодием нового алфавита – кириллицы, который способствовал скорописи, появление первых школ)

· Сблизило Русь и Византию, подняло международный престиж Руси.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.