Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






РАЗДЕЛ 5. Основные направления программы развития. Целевые подпрограммы.






Для достижения поставленной цели необходимо выработать приоритетные направления развития и сформировать целевые подпрограммы.

1. Развить практику социально-экономического партнерства ДЮЦ «ВО» со школами, вузами, другими организациями и предприятиями в целях профессиональной ориентации, социализации воспитанников, приобщения одарённых детей к активной исследовательской и проектной деятельности с использованием ресурсной базы социальных партнёров.

Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детско-юношеский Центр «Васильевский остров» Санкт-Петербурга, и Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6 Василеостровского района Санкт-Петербурга, расширили практику сетевого взаимодействия учреждений основного и дополнительного образования, в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование». Сотрудничество будет осуществляться в сферах: развития и укрепления совместной научно-методической и материальной базы образовательных учреждений; здоровья и безопасности обучающихся; создания условий для качественного, всестороннего образования и организации условий для индивидуального образования школьников; поиска и сопровождения талантливых детей; повышения эффективности расходов и повышения квалификации педагогов.

Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детско-юношеский Центр «Васильевский остров» Санкт-Петербурга, и Государственное образовательное учреждение Санкт-Петербургский Гсударственный Университет, расширили практику сетевого взаимодействия учреждений высшего и дополнительного образования школьников, в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование». Сотрудничество будет осуществляться в сферах: развития и укрепления совместной научно-методической базы образовательных учреждений; создания условий для качественного, всестороннего образования и организации условий для индивидуального образования школьников; поиска и сопровождения талантливых детей; привлечения к преподаванию сотрудников, обладающих необходимыми педагогическими компетенциями, но не имеющие педагогическое образование.

Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детско-юношеский Центр «Васильевский остров» Санкт-Петербурга, и Государственное образовательное учреждение Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, расширили практику сетевого взаимодействия учреждений высшего и дополнительного образования школьников, в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование». Сотрудничество будет осуществляться в сферах: развития и укрепления совместной научно-методической базы образовательных учреждений; взаимное обеспечение психолого-педагогической и профильной подготовки и переподготовки преподавателей, разработка и освоение новых образовательных технологий в области дополнительного образования.

2. Создать модель интегрированной системы дополнительного образования, способствующей развитию креативных компетенций личности, её самоопределению в социуме, духовно-нравственному формированию человека.

Как уже говорилось, креативная компетентность – сложное личностное образование, включающее интеллектуальные, эмоциональные, нравственные и другие приобретенные знания, умения и навыки, позволяющее на принципиально новом, интегративном уровне переносить приобретенные компетентности из одной области жизнедеятельности в другую, с целью либо достижения принципиально нового результата деятельности, либо выполнения деятельности на принципиально новом качественном уровне.

Основная задача ДЮЦ «ВО» – развить личность, которая, накапливая знания и навыки, накапливая социальный опыт, вступает во взаимоотношения с окружающими, активно использует имеющиеся творческие навыки в учебе и работе, формируют личностную базу для креативного отношения к действительности. Для нас важно, чтоб любой воспитанник смог получить здесь не только профильные знания в любых областях науки или искусств, но и навыки, которые позволят ему шире смотреть на вещи. Мы часто можем видеть, как юные таланты способны совершить научные открытия, предложить неординарные подходы к решению проблем, и как они же не способны донести информацию до слушателей из-за неумения, во всех отношениях, грамотно преподнести себя. Бывают и обратные ситуации – юная «звезда сцены или искусств», настолько увлечена своей деятельностью, что не способна заглянуть в другие области знаний, которые могли бы в суме дать принципиально новый результат. Наша задача, интегративным обучением и воспитанием научить молодых «ученых» в полной мере владеть собой и аудиторией при публичных выступлениях или оформлении научных материалов, а молодых «дарований», уметь аналитически мыслить, заглядывая в глубины искусства, которое ими осваивается.

3. Развить творческую среду для выявления и развития одаренных детей, а также развития креативной компетентности у детей с обычными возможностями.

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» — «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность — уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей. Указанная альтернатива снимается в рамках следующей позиции: потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей.

Тот или иной ребенок может проявить особую успешность в достаточно широком спектре деятельностей, поскольку его психические возможности чрезвычайно пластичны на разных этапах возрастного развития. В свою очередь, это создает условия для формирования различных видов одаренности. Более того, даже в одном и том же виде деятельности разные дети могут обнаружить своеобразие своего дарования применительно к разным ее аспектам.

Проявления детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности (или шире — степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка. Ясно, что при равных способностях ребенок из семьи с высоким социально-экономическим статусом (в тех случаях, когда семья прилагает усилия по его развитию) будет показывать более высокие достижения в определенных видах деятельности по сравнению с ребенком, для которого не были созданы аналогичные условия.

Оценка конкретного ребенка как одаренного в значительной мере условна. Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми. Не стоит использовать словосочетание «одаренный ребенок» в плане констатации (жесткой фиксации) статуса определенного ребенка, ибо очевиден психологический драматизм ситуации, когда ребенок, привыкший к тому, что он «одаренный», на следующих этапах развития вдруг объективно теряет признаки своей исключительности. Может возникнуть болезненный вопрос о том, что дальше делать с ребенком, который начал обучение в специализированном образовательном учреждении, но потом перестал считаться одаренным.

Сформулированная задача порграммы содержит три подпункта:

· выявить одаренного ребенка;

· развить выявленную одаренность;

· развить специальную способность у ребенка, ненаделенного одаренностью.

Подробно работа педагогов и администрации ДЮЦ «ВО» по этим подпунктам будет расписана в программе работы с одаренными детьми.

4.Развить систему привлечения и отбора талантливой молодежи, содействия ее продвижению в системе предпрофильной подготовки.

Немалая часть одаренных учащихся, достигших значительных успехов в учебной, научно-исследовательской деятельности, в области художественного и сценического творчества, и получивших высокую оценку, признание на региональном и всероссийском уровнях, становится студентами ВУЗов.

Работу с талантливой молодежью необходимо выстроить в систему довузовской, предпрофильной подготовки. Довузовская подготовка осуществляется посредством сотрудничества с профильными школами, малыми факультетами ведущих университетов, работа которых проводится на базе школ и университетов. Выявление талантливой молодежи производится посредствам организации олимпиад, конкурсов, соревнований, выставок.

Эффективными средствами выявления талантливой молодежи на уровне ДЮЦ «ВО» и на уровне района, стимулирования ее к творческой деятельности могут стать Конкурсы «Воспитанник года», «Молодой талант года», «Лучшая творческая группа» и другие.

В то же время имеют место случаи, когда одаренные ребята, став воспитанники ДЮЦ «ВО», не всегда во время оказываются замеченными в объединениях, не всегда своевременно получают необходимую психолого-педагогическую поддержку от педагогов. Это объясняется тем, что в ДЮЦ «ВО» еще только развивается система комплексной работы с одаренной молодежью, в связи с отсутствием взаимодействия между объединениями. Именно такая внутренняя интеграция объединений внутри ДЮЦ «ВО», позволила бы формировать элементы креативной компетентности у каждого воспитанника.

Задача объединений ДЮЦ «ВО», совместно с партнерами, не свести подготовку воспитанников к прохождению вступительных испытаний, а развить научно-исследовательскую или творческую составляющую дополнительного образования.

5. Обеспечить безопасность и здоровьесберегающую среду для воспитанников, сотрудников ДЮЦ «ВО».

Усложнение образовательных программ, наряду с углубленным изучением ряда предметов, являются, с одной стороны, прогрессивными потребностями современного общества, а с другой – факторами риска для здоровья учащихся.

В образовательной среде, в которой развивается ребенок, важно как физические параметры среды(температура, освещенность, визуальная среда ит.д.), так и психологически-безопасный воспитательный процесс (знание возрастных психологических данных; стиль деятельности учителя; окружающие воспитанники).

ДЮЦ «ВО» работает в режиме «шестидневки», поэтому воспитанники имеют с одной стороны достаточно серьезную учебную нагрузку, с другой – возможность распределить свою основную учебную нагрузку и дополнительную по всем дням недели. Но это влечет за собой увеличению времени воздействия сенсорно-обедненной среды: закрытых помещений и ограниченных пространств, снижение двигательной активности, поэтому сохранение и укрепление здоровья обучающихся – одно из приоритетных направлений в работе педагогического коллектива ДЮЦ «ВО».

Построение инфраструктуры здоровья в ДЮЦ «ВО» носит интегративный характер и связан с сочетанием медицинских, образовательных и административно – управленческих форм работы, базирующихся на медицинских и образовательных технологиях.

Основные направления укрепления здоровья учащихся Содержание
1. Оптимизация внутридюцевской среды Выполнение санитарно – гигиенических требований
2. Организация учебного процесса Составление сбалансированного расписания
3.Информационная и просветительская работа Наглядная агитация Рефераты по здоровому образу жизни Спортивные соревнования и праздники Дни здоровья.
4.Проектно – исследовательская деятельность Внутридюцевский проект «Окружающая среда и здоровье человека» Экологический паспорт собственного жилья Экологическая безопасность питания
5. Психологическое Психологические тренинги Индивидуальное консультирование Психодиагностика Психокоррекционная работа Целевые тестирования.
6. Физкультурное Выезды за пределы центра по тематикам объединений

 

6. Создать систему повышения профессиональной компетентности педагогов школьного и дополнительного образования, привлечения преподавателей, не имеющих базового педагогического образования, как ресурса практико-ориентированного подхода и развития креативной компетентности у воспитанников.

Отдельная задача - привлечение в ДЮЦ «ВО» педагогов, не имеющих базового педагогического образования. Организовать психолого-педагогическую подготовку, предоставить возможности освоить новые образовательные технологии, чтобы они затем продемонстрировали воспитанникам - в первую очередь, старшеклассникам, выбравшим профиль обучения, свой богатый профессиональный опыт.

7. Совершенствовать научно-методическую деятельность, способствующую развитию идеи применения креативности в практике профильной и предпрофильной подготовки воспитанников.

8. Развить направление работы по привлечению детей-инвалидов в дополнительное образование и развитию их креативной компетентности для адаптации в социо-профессиональной жизни.

 

Облик ДЮЦ «ВО» будет меняться. ДЮЦ «ВО» станет центром творчества и информации, насыщенной интеллектуальной и творческой жизнью. Будет создана, в раках партнерства с СОШ №6 универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов. Дети-инвалиды должны иметь равноправную возможность и доступ к дополнительному образованию.

Примерное содержание по основным направлениям программы

  Направление программы Проекты деятельности Проекты содержания работы
I. Создание на базе ДЮЦ «ВО» центра сетевого взаимодействия основного и дополнительного образования
1. 2. Система управления. Совершенствование нормативно-правовой базы ДЮЦ «ВО», приведение локальных актов в соответствие с действующим законодательством. Создание программы развития ГОУ ДОД ДЮЦ «ВО» Создание программы поддержки одаренных и талантливых детей.
Развитие социального партнёрства. Заключение договоров о сотрудничестве с сетевыми партнерами: школами района и ведущими вузами по организации предпрофильной и профильной подготовки воспитанников ДЮЦ «ВО».
Внедрение современных технологий в практику управляющей системы ДЮЦ «ВО». Закупка нового оборудования и программного обеспечения, которое обеспечит сетевое взаимодействие всех участников образовательного процесса в ДЮЦ «ВО».
Учреждение и развитие органов самоуправления, обеспечивающих государственно-общественный характер управления ДЮЦ «ВО». Создание попечительского совета при ДЮЦ «ВО», целью которого станет общественный контроль над образовательным процессом ДЮЦ «ВО»
Совершенствование предоставления учредителю и общественности ежегодного отчета в целях обеспечения открытости и прозрачности деятельности ДЮЦ «ВО», в том числе, при наличии технической возможности, через сайт в системе Интернет. Поддержка и наполнение Интернет-ресурса ДЮЦ «ВО». Мониторинг блогов и мнений в сети относительно работы ДЮЦ «ВО».Отчет перед попечительским советом.
  Научно-методическая и экспериментальная работа. Отработка сетевой модели взаимодействия образовательных учреждений района. Заключение партнерских договоров о сотрудничестве с целью пофилизации образования со школами Василеостровскоо района и ведущими вузами СПб.
Повышение профессионального мастерства педагогов ДЮЦ «ВО» в части использования информационных компьютерных технологий в учебном процессе, руководства исследовательской деятельностью учащихся, помощи учащимся в профильном и профессиональном самоопределении. Освоение программ и технологий развивающего обучения, воспитывающего обучения. Регулярное прохождение педагогами ДЮЦ «ВО» актуальных курсов повышения квалификации. Создание УМК по курсам и прграммам дополнительного образования.
Развитие ДЮЦ «ВО» как методического центра для других образовательных учреждений района; Организация и проведение обучающих семинаров и мероприятий для педагогов Василеостровского района.
Открытие экспериментальной, инновационной площадки на базе ДЮЦ «ВО». Подготовка документов и диагностического аппарата для организации экспериментальной работы ДЮЦ «ВО» на период с 2010 по 2015 гг.
II. Поиск и привлечение одаренных и талантливых детей в творческих, гуманитарных и естественно-научных сферах.
3. Учебная деятельность Развитие системы привлечения и отбора одаренных детей в соответствии с Концепцией поддержки талантливой молодежи. Разработка и реализация программы поддержки талантливых и одаренных детей ДЮЦ «ВО». Использование исследовательской и проектной деятельности во внеурочной работе со шольниками.
Развитие системы привлечения и отбора одаренных детей в соответствии с Концепцией поддержки талантливой молодежи. Совершенствование образовательной программы ДЮЦ «ВО» в областях творческого, естественнонаучного и гуманитарного направлений. а) Введение новых курсов естественно-научного направления в план учебной работы ДЮЦ «ВО» б) Введение новых курсов гуманитарного направления в план учебной работы ДЮЦ «ВО» в) Разработка новых технологий образовательной деятельности в области декоративно-прикладного искусства.
Интеграция навыков творческой активности в сферах практической жизни или практической учебной деятельности. Разработка педагогами методов мотивации воспитанников, которые не являются одаренными в данной области, но посещающие занятия, к получению навыков творческой или поисковой активности.
Совершенствование форм и методов исследовательской и поисковой деятельности воспитанников. Использование учебных баз партнеров для реализации программ естественно-научного и гуманитарного циклов. Расширение региональных и мировых связей через Интернет сообщества с целью повышения уровня образования воспитанников. Интеграция мирового опыта образования и воспитания в деятельность ДЮЦ «ВО». Участие воспитанников ДЮЦ «ВО» в международных и межрегиональных проектах, конкурсах, фестивалях и пр.
Обеспечение кадровых, методических и организационных условий для совершенствования воспитательной работы и развития креативной компетентности. Разработка новых образовательных программ. Разработка методических рекомендаций по их внедрению в сферу дополнительного образования. Привлечения преподавателей, не имеющих базового педагогического образования, как ресурса инновационного практико-ориентированного подхода к обучению и развитию креативной компетентности у воспитанников.
II. Воспитание в образовательном процессе ДЮЦ «ВО»
  Воспитательная работа.   Реализация воспитательной работы в различных жизненных областях и духовно-нравственной сфере. Развитие ученического самоуправления в ДЮЦ «ВО». Создание дополнительного ресурса - попечительского (общественного) совета при ДЮЦ «ВО». Участие в формировании инициативных групп совместно с муниципльным округом «Гавань» по разработке и внедрению социально- значимых молодежных проектов. Фиксация применение полученных воспитанниками знаний, в реальной жизни. Организация экологических, творческих, культурных, патриотических PR-акций на уровне Василеостровского района, попаганда здорового уровня жизни.
IV. Развитие и реализация безопасной и здоровьесберегающей среды в ДЮЦ «ВО».
  Безопасность и здоровьесберегающая среда. Поддержание безопасной и здоровьесберегающей среды в ДЮЦ «ВО» через осуществление системы мероприятий по обеспечению безопасности здания, помещений, образовательного процесса; внедрение здоровьесберегающих технологий, совершенствование физкультурно-оздоровительной и просветительской работы с учащимися и родителями. Построение инфраструктуры здоровья в ДЮЦ «ВО», носящая интегративный характер и связанная с сочетанием медицинских, образовательных и административно – управленческих форм работы, базирующихся на медицинских и образовательных технологиях.
V. Информатизация образовательного пространства ДЮЦ «ВО»
  Материально-техническое обеспечение. Обеспечение необходимым компьютерным и учебным оборудованием кабинетов. Оснащение кабинетов новой техникой, необходимой для учебно-воспитательного процесса или для использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе. Развить направление работы по привлечению детей-инвалидов в дополнительное образование и развитию их креативной компетентности для адаптации в социо-профессиональной жизни по средствам дистанционного обучения. Основные направления информатизации ДЮЦ «ВО» в направлениях: Повышения квалификации и профессиональной подготовки административных и педагогических кадров ДЮЦ «ВО»; Подбор кадров, владеющих технологиями работы современными софтами и программным обеспечением. Оснащение ДЮЦ «ВО» средствами информатизации; Создание условий для доступа к услугам ДЮЦ маломобильных групп населения. Создание единой образовательной информационной среды, с целью методической поддержки преподавателей ДЮЦ «ВО» и повышение их квалификации и оптимизации процесса управления в ДЮЦ «ВО», создания медиатеки. Наладить в ДЮЦ «ВО» функционирование локальной компьюторной сети. Заполнить и поддерживать в актуальном состоянии базу анкетных данных воспитанников. Спроектировать и начать создавать электронные библиотеки собственных образовательных ресурсов ДЮЦ «ВО»; Создать условия для разработки электронных пособий преподавателями; Организовать проектное развитие дистанционной формы предоставления доп.образования детям, неспособным посещать ДЮЦ «ВО» по состоянию здоровья. Оснастить ДЮЦ «ВО» современными средствами информатизации.





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.