Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Последствия Смутного времени






· Россия вышла из Смуты разоренной с территориальными и людскими потерями

· Усиление крепостничества

· Ухудшение международного положения страны

· В культурно-цивилизационном плане усилилась замкнутость страны

· Всплеск деятелей представительных органов власти

· Обострение патриотизма в народе

· Появление новой династии

Б) Военные реформы Милютина можно разделить на две условные части: организационные и технологические.

Организационные реформы

 

Превратить резервные войска в боевой резерв, обеспечив пополнение ими состава действующих войск и освободив их от обязанности обучать в военное время рекрутов.

Подготовку рекрутов возложить на запасные войска, обеспечив их достаточными кадрами.

Всех заштатных «нижних чинов» резервных и запасных войск в мирное время считать в отпуску и призывать только в военное время. Рекрутами пополнять убыль в действующих войсках, а не формировать из них новые части.

Сформировать для мирного времени кадры запасных войск, возложив на них гарнизонную службу, расформировать батальоны внутренней службы.

Быстро внедрить эту организацию не удалось, и лишь с 1864 г. была начата планомерная реорганизация армии и сокращение численного состава войск.

К 1869 г. было завершено приведение войск на новые штаты. При этом общее количество войск в мирное время по сравнению с 1860 годом сократилось с 899 тыс. чел. до 726 тыс. чел. (в основном за счёт сокращения «не боевого» элемента). А количество резервистов в запасе увеличилось с 242 до 553 тыс. чел. При этом с переходом на штаты военного новых частей и соединений теперь не формировалось, а части разворачивались за счёт резервистов. Все войска могли теперь быть доукомплектованы до штатов военного времени за 30—40 дней, в то время как в 1859 г. на это требовалось 6 месяцев.

Новая система организации войск содержала и ряд недостатков:

Организация пехоты сохранила деление на линейные и стрелковые роты (при одинаковом вооружении смысла в этом не было).

Артиллерийские бригады не были включены в состав пехотных дивизий, что отрицательно влияло на их взаимодействия.

Из 3-х бригад кавалерийских дивизий (гусарской, уланской и драгунской), только драгунские были вооружены карабинами, а остальные не имели огнестрельного вооружения, в то время как вся кавалерия европейских государств была вооружена пистолетами.

В мае 1862 г. Милютин представил Александру II предложения под заглавием «Главные основания предполагаемого устройства военного управления по округам». В основе этого документа лежали следующие положения:

Уничтожить деление в мирное время на армии и корпуса, высшей тактической единицей считать дивизию.

Разделить территорию всего государства на несколько военных округов.

Во главе округа поставить начальника, на которого возложить надзор за действующими войсками и командование местными войсками, а также поручить ему заведование всеми местными военными учреждениями.

Уже летом 1862 г. вместо Первой армии были учреждены Варшавский, Киевский и Виленский военные округа, а в конце 1862 г. — Одесский.

В августе 1864 г. было утверждено «Положение о военных округах», на основании которого Командующему войсками округа подчинялись все расположенные в округе воинские части и военные учреждения, таким образом он становился единоличным начальником, а не инспектором, как это планировалось раньше (при этом все артиллерийские части в округе подчинялись непосредственно начальнику артиллерии округа). В пограничных округах на Командующего возлагались обязанности генерал-губернатора и в его лице сосредотачивалась вся военная и гражданская власть. Структура окружного управления осталась без изменений.

В 1864 г. было создано ещё 6 военных округов: Петербургский, Московский, Финляндский, Рижский, Харьковский и Казанский. В последующие годы были образованы: Кавказский, Туркестанский, Оренбургский, Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский военные округа.

В результате организации военных округов создалась относительно стройная система местного военного управления, устранила крайнюю централизацию Военного министерства, функции которого теперь в осуществлении общего руководства и наблюдения. Военные округа обеспечивали быстрое развёртывание армии в случае войны, при их наличии стало возможно приступить к составлению мобилизационного расписания.

Параллельно шла реформа самого военного министерства. По новому штату состав Военного министерства был уменьшен на 327 офицеров и 607 солдат. Значительно сократился и объём переписки. Как положительное можно отметить и тот факт, что военный министр сосредоточил в своих руках все нити военного управления, однако войска не находились в полном его подчинении, так как начальники военных округов зависели непосредственно от царя, который и возглавлял верховное командование вооружёнными силами.

Вместе с этим организация центрального военного управления содержала в себе и ряд других слабых сторон:

Структура Главного штаба была построена таким образом, что функциям собственно генерального штаба отводилось немного места.

Подчинение главного военного суда и прокурора военному министру означало подчинение судебных органов представителю исполнительной власти.

Подчинение лечебных заведений не главному военно-медицинскому управлению, а начальникам местных войск, отрицательно влияло на постановку лечебного дела в армии.

Выводы организационных реформ вооружённых сил, проведённых в 60—70-х годах XIX века:

На протяжении первых 8 лет Военному министерству удалось осуществить значительную часть намеченных реформ в области организации армии и управления войсками.

В области организации армии была создана система, способная в случае войны увеличить численность войск, не прибегая к новым формированиям.

Уничтожение армейских корпусов и сохранённое деление пехотных батальонов на стрелковые и линейные роты имело отрицательное значение в смысле боевой подготовки войск.

Реорганизация Военного министерства обеспечила относительное единство военного управления.

В результате проведения военно-окружной реформы были созданы местные органы управления, устранена излишняя централизация управления, обеспечивалось оперативное управление войсками и их мобилизация.

Технологические реформы

В 1856 г. был разработан новый вид пехотного вооружения: 6-линейная, заряжающаяся с дула, нарезная винтовка. В 1862 г. ей были вооружены более 260 тыс. чел. Значительная часть винтовок выпускалась в Германии и Бельгии. К началу 1865 г. вся пехота была перевооружена 6-линейными винтовками. В то же время продолжались работы по совершенствованию винтовок, и в 1868 году на вооружение принимают винтовку Бердана, а в 1870 — её модифицированную версию. В итоге, к началу Русско-турецкой войны 1877—1878 годов вся русская армия была вооружена новейшими казнозарядными нарезными винтовками.

Введение нарезных, заряжающихся с дула орудий было начато в 1860 г. На вооружение полевой артиллерии были приняты 4-фунтовые нарезные пушки калибром 3, 42 дюйма, превосходящие ранее выпускаемые как по дальности стрельбы, так и по точности.

В 1866 г. было утверждено вооружение для полевой артиллерии, по которому все батареи пешей и конной артиллерии должны иметь нарезные, заряжающиеся с казённой части орудия. 1/3 пеших батарей должна быть вооружена 9-фунтовыми пушками, а все остальные батареи пешей и конная артиллерия — 4-фунтовыми. Для перевооружения полевой артиллерии требовалось 1200 орудий. К 1870 г. перевооружение полевой артиллерии было полностью завершено, а к 1871 г. в запасе имелось 448 орудий.

В 1870 г. на вооружение артиллерийских бригад были приняты скорострельные 10-ствольные картечницы Гатлинга и 6-ствольные Барановского со скорострельностью 200 выстрелов в минуту. В 1872 г. была принята на вооружение 2, 5-дюймовая скорострельная пушка Барановского, в которой были осуществлены основные принципы современных скорострельных орудий.

Таким образом, на протяжении 12 лет (с 1862 по 1874) количество батарей выросло с 138 до 300, а количество орудий с 1104 до 2400. В 1874 г. в запасе находилось 851 орудие, был осуществлён переход от деревянных лафетов к железным.

9)

А) Михаил Романов

Никому из бояр, дьяков, дворян не мстили, не было ни одной опалы. Все сохранили свои былые позиции, земли, чины, несмотря на связи кого с «тушинским вором», кого с поляками; многие были пожалованы землями, новыми чинами.

Чувствуя еще слабость своей власти, правительство Михаила, особенно в первые послесмутные годы, опиралось на Боярскую Думу и Земские соборы. Этот выборный орган собирался довольно часто для решения важных государственных дел – установления новых налогов, вопросов внешней политики. Такой постоянный совет с «землей» укреплял авторитет новой власти, позволял ей действовать решительней и жестче во всех делах управления.

Однако практика обращения к выборному органу не стала постоянной. Напротив, по мере укрепления власти царя, особенно после появления в Москве патриарха Филарета, Земские соборы стали собираться все реже, а во второй половине XVII в. вообще исчезли из российской государственной системы.

Все сильнее попадала под влияние царя и Боярская Дума. Бояре скоро стали исполнителями воли самодержца, его различных поручений в приказах, различных комиссиях, в командовании войсками.

Была изменена и система местного самоуправления. Вместо старых полунезависимых наместников правительство стало назначать в города и уезды воевод, которые управляли при помощи приказных изб и местных выборных старост. Сделано это было с целью усиления центральной власти на местах и искоренения злоупотреблений и взяточничества.

Для восполнения оскудевшей казны правительство ввело ряд новых налогов, обратилось к богатым купцам с просьбой дать деньги взаймы, а к духовенству – уговаривать население жертвовать продовольствие на сохранение армии.

С первых же дней монархия первого Романова стала формироваться как самодержавная власть по примеру предшественников XVI в. Из Смуты монархическая власть благодаря поддержке всех слоев населения в тяжелое для страны время вышла более сильной, чем прежде.

Алексей Михайлович

Первые годы правления юного (17-летнего) царя, когда всеми делами ведал его воспитатель боярин Морозов, ознаменовались расцветом злоупотреблений власти: взятками, судебной волокитой, вымогательством, произволом чиновников, что вызвало возмущение простых людей. Чувствуя возрастающее напряжение, правительство Морозова попыталось провести некоторые реформы, в т.ч. налоговую: некоторые налоги с населения были снижены, а некоторые ликвидированы вовсе, однако взамен для пополнения казны введены косвенные налоги на товары первой необходимости (соль), что вызвало возмущение; правительство решило отменить соляную пошлину, введя вместо нее отмененные до этого налоги.

После Соляного бунта в Москве был созван Земский собор для разработки нового своды законов вместо устаревшего Судебника XVI в. и противоречивших друг другу законов и указов периода Смуты и послесмутного времени.

Каждый слой населения, представленный на Соборе (крепостное крестьянство к участию допущено не было), надеялся, что его интересы будут учтены в новом законодательном уложении.

В свою очередь, царь и новое правительство стремились выйти из кризиса не только за счет разумных мер, ликвидации прежних злоупотреблений и некоторых уступов различным слоям населения, но прежде всего за счет усиления царской власти, консолидации правящей верхушки общества.

Во время русско-польской (1654 – 1667) и русско-шведской (1656 – 1658) войн вводились дополнительные военные налоги. Наряду с этим правительство Алексея Михайловича для изыскания необходимых средств провело денежную реформы: в обращение были выпущены медные деньги, но тем же номиналом, как и серебряные, при этом налоги, таможенные пошлины правительство стремилось собирать серебряной монетой, что привело к нарушению денежной системы страны и Медному бунту.

Усиление царской власти в значительной степени происходило в ходе войны с Польшей, т.к. многие вопросы должны были решаться быстро и времени на созыв Земских соборов не было. Падает и роль Боярской Думы. Создается ближняя (или тайная) дума, где эффективно и без промедления решались наиболее важные государственные вопросы.

Для управления приказами был создан Приказ Тайных дел, функция которого заключалась в служении воле великого государя и осуществлении через доверенных лиц надзора за всеми делами в стране.

Уложение 1649 г. также подчеркнуло незыблемость и высочайший ранг царской власти.

Федор Алексеевич

При Федоре Алексеевиче вновь появился верховный орган, куда сходились все спорные вопросы из других приказов, - Расправная палата, подчинявшаяся непосредственно царю. Царь все чаще подписывал указы лично, без советов Боярской Думы. Со своими молодыми помощниками (Языков, братья Лихачевы, Голицын) он приступил к проведению реформ в военной, финансовой областях и в сфере центрального и местного управления.

Правительство Федора Алексеевича пошло на упрощение и сокращение налогов. Вместо многих прежних налогов, которые собирали различные приказы, был введен уменьшенный по общему размеру единый налог – стрелецкие деньги, исчисляемые по просьбе населения подворно в зависимости от достатка людей. Все прежние «льготники» также были обложены налогом.

Под руководством царя был разработан проект государственно-административного переустройства страны: предполагалось создать ряд центральных учреждений, которые уменьшили бы влияние Боярской Думы, власть московских патриархов.

Б) Правовые акты от 6 августа 1905 г. стали завершением первого этапа правительственного реформаторства: Манифест об учреждении Государственной Думы; ее статут – Учреждение Государственной Думы; Положение о выборах в Государственную Думу. Они вводили законосовещательный представительный орган, наделенный правом обсуждать проекты законов и роспись государственных доходов и расходов, задавать вопросы правительству, указывать на незаконные действия властей. Император, однако, мог издавать законы и вопреки заключениям Думы и Государственного Совета.

Выборы в Думу не были всеобщими, строились на основе смешанной избирательной системы, сочетавшей элементы сословного и имущественного цензов. Выборы носили не прямой, а многостепенной характер. Крестьяне и землевладельцы участвовали в избрании выборщиков, которые затем избирали депутатов. В городах могли голосовать только домовладельцы и крупные плательщики квартирного налога. Избирательный закон был основан на идее, что крестьянство лояльно власти, а крестьянская Дума будет соответствовать истинному облику русского народа, в который царь продолжал верить.

10)

А) Не было и не могло быть заранее разработанного общего плана реформ. Они рождались постепенно, и одна порождала другую, удовлетворяя требованиям данного момента. И каждая из них вызывала сопротивление со стороны самых различных социальных слоев, вызывала недовольство, скрытое и открытое сопротивление, заговоры и борьбу, отличающуюся крайним ожесточением.

«+» реформ

1. Был преодолен структурный кризис. Не угрожала потеря национальной независимости.

2. Произошла реформа важнейших структур.

3. Социальная структура приняла европейский вид.

4. Индустриализация и преодоление технической отсталости.

 

«-» реформ

Сословия зависимы от государства

Промышленность не имела стимулов к развитию.

Культурный раскол русского народа.

Созданное унитарное государство порождало страх перед государственной машиной и недоверие к власти.

Напряжение всех ресурсов, всех сил общества, снижение жизненного уровня населения страны.

 

Б) Первые шаги к отмене крепостного права были сделаны Александром I в 1803 году подписанием «Указа о свободных хлебопашцах», в котором прописан юридический статус отпускаемых на волю крестьян.

В 1816—1819 гг. крепостное право было отменено в прибалтийских (остзейских) губерниях Российской империи (Эстляндия, Курляндия, Лифляндия).

Вопреки существующему ошибочному мнению, что подавляющее большинство населения дореформенной России состояло в крепостной зависимости, в действительности процентное отношение крепостных ко всему населению империи держалось почти неизменным на 45 % с 1747 до 1837 гг., а к 1857 г. эта доля упала до 37 %. Согласно переписи населения 1857—1859 годов, в крепостной зависимости находилось 23, 1 миллиона человек (обоего пола) из 62, 5 миллионов человек, населявших Российскую империю. Из 65 губерний и областей, существовавших в Российской империи на 1858 год, в трёх вышеназванных остзейских губерниях, в Земле Черноморского войска, в Приморской области, Семипалатинской области и области Сибирских киргизов, в Дербентской губернии (с Прикаспийским краем) и Эриванской губернии крепостных не было вовсе; ещё в 4 административных единицах (Архангельской и Шемахинской губерниях, Забайкальской и Якутской областях) крепостных крестьян также не было, за исключением нескольких десятков дворовых людей (слуг). В оставшихся 52 губерниях и областях доля крепостных в численности населения составляла от 1, 17 % (Бессарабская область) до 69, 07 % (Смоленская губерния).

Основными причинами реформы были:

· кризис крепостнической системы

· крестьянские волнения, особенно усилившиеся во время Крымской войны

· нравственный аспект

· вопрос государственного престижа.

Подготовка реформы

В 1857 г. был создан Комитет по крестьянскому вопросу.

Планы:

Пулковский: освобождение с землей без переходного состояния с наградой; цель – дать помещикам больше выгоды от отмены крепостного права (нечерноземные районы)

Позов: сохранение максимального количества земли в руках помещиков, наделение крестьян малым количеством земли, с целью аренды ими земли у помещиков (черноземные районы)

Самарин: освобождение крестьян с землей, переходное состояние длится 10 – 12 лет, и в это время крестьяне несут помещикам повинности (степные районы)

Подходы к решению крестьянского вопроса:

Консервативный: освобождение без земли или с малым наделом

Либеральный: освобождение с землей за большой выкуп (выкуп – обязанность государства)

Радикальный: освобождение с землей и без выкупа

Программа правительства от 20 ноября 1857 г. предусматривала: уничтожение личной зависимости крестьян при сохранении всей земли в собственности помещиков; предоставление крестьянам определённого количества земли, за которую они обязаны будут платить оброк или отбывать барщину, и со временем — права выкупа крестьянских усадеб (жилой дом и хозяйственные постройки). В 1858 г. для подготовки крестьянских реформ были образованы губернские комитеты, внутри которых началась борьба за меры и формы уступок между либеральными и реакционными помещиками. Боязнь всероссийского крестьянского бунта заставила правительство пойти на изменение правительственной программы крестьянской реформы, проекты которой неоднократно менялись в связи с подъёмом или спадом крестьянского движения.

В декабре 1858 г. была принята новая программа крестьянской реформы: предоставление крестьянам возможности выкупа земельного надела и создание органов крестьянского общественного управления. Для рассмотрения проектов губернских комитетов и разработки крестьянской реформы были созданы в марте 1859 г. Редакционные комиссии. Проект, составленный Редакционными комиссиями в конце 1859 г., отличался от предложенного губернскими комитетами увеличением земельных наделов и уменьшением повинностей. Это вызвало недовольство поместного дворянства, и в 1860 г. в проекте были несколько уменьшены наделы и увеличены повинности. Это направление в изменении проекта сохранилось и при рассмотрении его в Главном комитете по крестьянскому делу в конце 1860 г., и при его обсуждении в Государственном совете в начале 1861 г.

19 февраля (3 марта) 1861 г. в Петербурге император Александр II подписал Манифест «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, состоявшие из 17 законодательных актов. Обнародован 21 февраля (5 марта) 1861 г.

Основные положения крестьянской реформы

Манифест от 19 февраля 1861 г. сопровождался рядом законодательных актов (всего 22 документа), касающихся вопросов освобождения крестьян, условий выкупа ими помещичьей земли и размеров выкупаемых наделов по отдельным районам России.

· Крестьяне получили личную свободу, становились юридическими лицами (до реформы не могли быть собственниками) – сельскими обывателями

· Смена формы эксплуатации на капиталистический (т.е. крестьян теперь нужно было нанимать как рабочую силу)

· Крестьяне были прикреплены к месту жительства, т.к. не могли выйти из общины

· Крестьяне получали надел, размер которого определялся на договорной основе; крестьяне считались временнообязанными (не менее 2 лет), пока не выкупят свой надел, но многие крестьяне несли повинность 22 года

· Размер земли крестьян регулировался: черноземные земли – 2, 75 – 6, нечерноземные земли – 3 – 7, степи – 3 – 12)

· Крестьянин выплачивал помещику 20 – 25%, 75 – 80% предоставляло государство под 6% годовых (долг государству нужно было вернуть за 49 лет)

+

· Реформа не сталкивала крестьян и помещиков

· Государство заработало на кредитах

· Дворяне избавились от долгов

-

· Крупное помещичье землевладение сохранялось

· Сохранялась община

· Тяжесть выкупных платежей

· Крестьяне были вынуждены обращаться к помещикам за помощью

Значение:

· Свобода многомиллионному крестьянству

· Толчок для развития страны

· Основной производитель перестал быть собственностью

· Нравственные преобразования

Реформа явилась компромиссом, т.е. она не могла быть радикальной, т.к. если бы она таковой была, она бы породила множество политических, экономических, социальных проблем.

11)

А) После смерти Петра I происходили частые дворцовые перевороты, которые, не изменяя сути самодержавия, вносили изменения в структуру и деятельность государственных органов власти.

Фактическую роль в эти времена приобретали специальные органы при царях. В 1726 г. при императрице Екатерине I был создан Верховный тайный совет, который отказался от ряда петровский начинаний. На местах были ликвидированы независимые от воевод надворные суды, Главный магистрат, а городовые магистраты подчинены воеводам. Отдельные коллегии были объединены, а их штаты упрощены и сокращены в целях экономии. Почти сразу после создания Совета были приняты меры по уменьшению роли Сената, и прежде всего было отнято наименование «Правительствующий», замененное на «Высокий». Сенат подчинялся Верховному тайному совету, генерал-прокурор Ягужинский был смещен с поста, а его должность оставалась незамещенной. Сократилась численность и принизилось значение фискалов. Сенат перестал быть органом надзора за государственным аппаратом, а превратился в многоотраслевой исполнительный аппарат по отношению к Тайному совету.

Приглашенная на престол после смерти Петра II в январе 1730 г. племянница Петра I Анна Иоанновна сначала подписала кондиции об ограничении ее власти Тайным советом. Согласно этим условиям, императрица не могла самостоятельно решать вопросы войны и мира, проводить назначение выше полковника, расходовать денежные средства, давать вотчины, назначать себе преемника и даже выходить замуж. Выяснив настроения массы дворянства, 25 февраля Анна объявила себе самодержавной государыней. По просьбе рядовых дворян, она восстановила Правительствующий Сенат в марте 1730 г. в составе 21 члена. Тогда же Ягужинский был вновь назначен исполняющим должность генерал-прокурора. Временное исполнение затянулось почти на 10 лет и завершилось в 1740 г. назначением генерал-прокурором князя Трубецкого. В этот период Сенат являлся исполнительным органом при Кабинете министров, который контролировал его деятельность. Верховный тайный совет был упразднен, а некоторые его члены репрессированы.

Вместо Тайного совета в 1731 г. был учрежден Кабинет министров в составе трех ведущих сановников. Его основателем и фактическим руководителем был Остерман. С 1735 г. этот орган приобрел законодательные права: подписи министров приравнивались к подписи императрицы. Однако они фактически исполняли волю Бирона, фаворита Анны Иоанновны, творившего произвол по усмотрению своего окружения (президента военной коллегии Миниха и вице-канцлера Остермана). Эта политика получила название «бироновщина», поскольку в общественном мнении она связывалась с деятельностью фаворита.

Расследование политических дел на всей территории России осуществлялось созданной 6 апреля 1731 г. Канцелярией тайных розыскных дел. Все лица, заявившие «слово и дело Государево», направлялись в данную Канцелярию, где подвергались суровым пыткам и после установления виновности предавались казни.

В это время происходит дальнейшее развитие полицейских органов. Законодательной основой создания регулярной полиции в периферийных городах явился Указ от 23 апреля 1733 г. «об учреждении полиции в городах».

При императрице Елизавете (дочери Петра I), пришедшей к власти в результате дворцового переворота в ночь на 25 ноября 1741 г., Кабинет министров был упразднен и госаппарат, включая армию, был очищен от иностранцев. Часть дел Кабинета стал исполнять Сенат, а часть – сама императрица. При императрице был восстановлен Кабинет ее величества, т.е. личная Канцелярия, сходная по компетенции с Кабинетом Петра I.

Правительство Елизаветы вело достаточно гибкую внутреннюю политику: прощало недоимки, временно снижало подушную подать, в 1754 г. ликвидировало внутренние таможни. Практически прекратились репрессии против дворян и развивались их привилегии. Законодательными функциями вновь был наделен Сенат, получивший статус высшего государственного органа. Однако он действовал по поручению царя. Сенат сохранял свое первенствующее положение вплоть до учреждения Конференции при высочайшем дворе в 1756 г., которая первоначально занималась только вопросами ведения войны, а уже затем была наделена большими полномочиями во внешней и внутренней политике. Конференция приобрела право посылать Сената свои распоряжения в форме протоколов. За Сенатом сохранилось практическое руководство государственным аппаратом в вопросах управления финансами, кредитом, торговлей и т.д. Ему был подведомствен Московский университет.

Сенат оставался высшей судебной инстанцией и даже пытался добиться исключительного права утверждения смертных приговоров, но безуспешно. Аппарат Сената усложнился за счет нескольких новых учреждений. Особое значение среди них приобрели Главная межевая канцелярия, созданная в 1755 г., а также учрежденная в феврале 1762 г. вместо Канцелярии тайных розыскных дел, Тайная экспедиция Сената. Царскую власть эти учреждения не ограничивали.

После смерти Елизаветы престол принял Петр III. При нем расширяются привилегии дворянства. Манифест Петра III «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству» 1762 г. освободил дворян от обязательной военной и государственной службы. Расширились права дворян в отношении крепостных. Указ 1760 г. предоставил право ссылки крестьян в Сибирь, а с 1765 г. – на каторжные работы. При нем началась секуляризация церковных земель. Политика его была направлена на либерализацию экономической и политической жизни общества. Была ликвидирована Тайная канцелярия, запрещено употребление выражения «слово и дело», прекращены преследования раскольников, отменены некоторые торговые монополии. В то же время Петр III стал решительно укреплять дисциплину в государственных учреждениях и армии.

Царских сановников раздражало постоянное вмешательство императора в текущие дела органов власти и его стремление ослабить влияние гвардии – главного орудия государственных переворотов. В сочетании с пропрусской внешней политикой указанные обстоятельства привели к возникновению заговора гвардейцев (при участии его жены, прусской принцессы – будущей Екатерины II), в результате которого Петр III был свергнут с престола, а 6 июля 1762 г. убит.

Б) По словам В.Ленина, переход к новой экономической политике был обусловлен жесточайшим кризисом во всех областях жизнедеятельности государства. Для вывода народного хозяйства из разрухи, вызванной многолетней войной, требовались срочные меры. Формы и методы руководства страной, присущие военному коммунизму (голое администрирование, прямое распределение и т.д.) не могли быть использованы в мирной обстановке. Продразверстка, которую крестьянство терпело в годы войны, теперь вызывало всеобщее неприятие, именно она явилась причиной антисоветских выступлений. Ленин признавал, что по пути национализации торговли и промышленности, по пути закрытия местного оборота зашли слишком далеко и это было ошибкой, что продразверстка не есть «наилучшее с точки зрения социализма».

Положения декрета:

1. Для обеспечения правильного и спокойного ведения хозяйства на основе более свободного распоряжения земледельца продуктами труда и средствами; для укрепления крестьянского хозяйства и поднятия его производительности; для точного установления обязательств земледельцев;

2. Сумма налога меньше разверстки. Его сумма должна быть вычислена, чтобы покрыть необходимые потребности армии, рабочих и неземледельческого населения. Она должна постоянно уменьшаться;

3. Налог взимался в виде процентного или долевого отчисления от произведенных продуктов, исходя из учета урожая, количества членов и наличия скота;

4. Налог должен быть прогрессивным;

5. «Старательные хозяева-крестьяне» получают льготы при выплате натурального налога;

6. Ответственность за выполнение налога лежит на каждом отдельном хозяине, органы власти могут наказывать тех, кто не платит налог; круговая ответственность отменяется;

7. Создание организации местных крестьян, контролирующих применение и выполнение налога;

8. Все запасы находятся в полном распоряжении земледельцев (т.е. возможны использование с целью улучшения и укрепления хозяйства, обмен);

9. Тем, кто захочет отдать излишки государству, предоставляются предметы широкого потребления и инвентаря, для чего выделяется часть государственного бюджета;

10. Снабжение беднейшего сельского населения производится в государственном порядке по особым правилам.

12)

А) Время царствования Екатерины II называют эпохой " просвещенного абсолютизма". Смысл " просвещенного абсолютизма" состоит в политике следования идеям Просвещения, выражающейся в проведении реформ, уничтожавших некоторые наиболее устаревшие феодальные институты (а иногда делавшие шаг в сторону буржуазного развития). Мысль о государстве с просвещенным монархом, способным преобразовать общественную жизнь на новых, разумных началах, получила в XVIII веке широкое распространение.

Развитие и воплощение начал " просвещенного абсолютизма" в России приобрело характер целостной государственно - политической реформы, в ходе которой сформировался новый государственный и правовой облик абсолютной монархии. При этом для социально-правовой политики было характерно сословное размежевание: дворянство, мещанство и крестьянство. Внутренняя и внешняя политика второй половины XVIII века, подготовленная мероприятиями предшествующих царствований, отмечена важными законодательными актами, выдающимися военными событиями и значительными территориальными присоединениями. Сама Екатерина II активно участвовала в государственной жизни. Любовь к России, её народу и всему русскому являлись существенным мотивом ее деятельности. Политика Екатерины II по своей классовой направленности была дворянской.

Задачи " просвещенного монарха" Екатерина II представляла себе так:
" 1.Нужно просвещать нацию, которой должен управлять.
2. Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы.
3. Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию.
4. Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным.
5. Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям".

Екатерина действительно мечтала о государстве, способном обеспечить благоденствие подданных. И, по моему мнению, с этой задачей она успешно справлялась. Свойственная веку Просвещения вера во всемогущество человеческого разума заставляла царицу полагать, что все препятствия к этому могут быть устранены путем принятия хороших законов. Российское же законодательство была крайне запутанным. Формально все еще продолжало действовать Соборное Уложение 1649 г., но за прошедшие с тех пор более 100 лет было издано множество законов и указов, зачастую не согласующихся друг с другом. Хотя при Петре I, а затем при его преемниках предпринимались попытки создать новый свод законов, но всякий раз по тем или иным
причинам этого сделать не удавалось.

Екатерина взялась за эту грандиозную задачу по-новому: она решила созвать выборных представителей от сословий и поручить им выработать новое Уложение. В течении двух лет она трудилась над программой своего царствования и предложила ее в 1767 г. в форме " Наказа", в котором впервые в истории России были сформулированы принципы правовой политики и правовой системы.

" Наказ" состоял из 20 глав, к которым потом добавилось еще две, главы делились на 655 статей, из них 294 были заимствованы из тракта Ш. Монтескье " О духе законов"; 104 из 108 статей в десятой главе взяты из тракта Ч. Беккариа " О преступлениях и наказаниях". Тем не менее " Наказ" является самостоятельным произведением, выразившим идеологию российского " просвещенного абсолютизма".

" Наказ" торжественно провозглашал, что цель власти состоит не в том, " чтобы у людей отнять естественную их вольность, но чтобы действие их направить к получению самого большего ото всех добра". Вместе с тем Екатерина предусмотрительно отмечала: " Для введения лучших законов необходимо потребно умы людские к тому приуготовить". На этом основании она предписывала: " Государь есть самодержавный; ибо никакая другая, как только соединенная в его особе власть, не может действовать сходно с пространством толь великого государства". Вольность в понимании Екатерины означала " право все то делать, что законы позволяют". Свобода в ее представлении вполне сочеталась с неограниченным самодержавием. Таким образом, взгляды императрицы отнюдь не полностью совпадали с идеями Монтескье, мечтавшего об ограниченной, конституционной монархии. Скорее, они приближались к взглядам тех просветителей (в частности Вольтера), которые предпочитали абсолютизм, но с просвещенным монархом. Гарантией от превращения такого монарха в деспота должны были послужить органы управления, стоящие между народом и верховной властью и действующие на основе законности. Идея была заимствована опять-таки у Монтескье, но при этом - совершенно искажена. Французский философ представлял эти " посредующие власти" относительно независимыми от престола, а у Екатерины они создаются и действуют исключительно по воле монарха.

Значительно решительнее императрица высказывалась за реформу судопроизводства. Она отвергала пытки, лишь в исключительных случаях допускала смертную казнь, предлагала отделить судебную власть от исполнительной. Вслед за гуманистами просветителями Екатерина провозглашала: " Гораздо лучше предупреждать преступления, нежели
наказывать".

Однако все рассуждения о свободе довольно странно звучали в стране, где значительная часть населения находилась в крепостной зависимости, фактически в рабстве. Императрица уже в 1762 г., почти сразу после вступления на престол, издала Манифест, в котором однозначно заявила: " Намерены мы помещиков при их имениях и владениях нерушимо сохранять, а крестьян в должном им повиновении содержать". Указы 1765 и 1767 гг. еще больше усилили зависимость крепостных от их господ.
И все же Екатерина видела в крепостном праве " несносное и жестокое иго", " человеческому роду нестерпимое положение", чреватыми серьезными потрясениями для государства. Правда, и " генеральное освобождение" она считала несвоевременным и опасным, а для " приготовления умов" к освобождению императрица за 34 года своего царствования раздала генералам, сановникам и фаворитам около 800 тыс. казенных крестьян обоего пола, распространила крепостное право на Украину.
В духе " Наказа" проходило и его обсуждение. Еще в период работы над ним Екатерина показывала свое произведение сподвижникам и под влиянием их замечаний сожгла добрую половину написанного. Однако главное обсуждение этого документа намечалось на заседании специальной Комиссии для кодификации законов.

Комиссия начала свою работу 30 июля 1767 г. " Наказ" был выслушан с восхищением, некоторые депутаты даже прослезились. Тогда и было принято решение преподнести императрице титулы Великая, Премудрая, Мать Отечества. Впрочем, когда 12 августа делегация депутатов представилась с этой целью Екатерине, императрица сказала: " Ответствую: на Великая - о моих
делах оставляю времени и потомству беспристрастно судить, Премудрая - никак себя таковой назвать не могу, ибо один Бог премудр, и Матерь Отечества - любить Богом врученных мне подданных я за долг звания моего почитаю, быть любимой от них есть мое желание". Тем не менее, именно с этого момента уже современники будут называть её " Великой".

Хотя комиссия в дальнейшем была распущена, она всё же имела важное значение, так как её члены ознакомили Екатерину с мнениями и желаниями русского общества. Императрица воспользовалась этими сведениями при осуществлении крупнейших реформ, касавшихся губернских учреждений и сословий. Эти действия Екатерины II ещё раз доказывают, что она стремилась к власти, думая больше о развитии государства, чем о власти как таковой.

При Екатерине полностью изменилась судебная система. Она была построена по сословному принципу: для каждого сословия свой суд. Дворян судили верхний земской суд в губернских городах и уездный суд - в уездных. Горожан - соответственно губернский и городовой магистраты, государственных крестьян - верхняя и нижняя судебная расправы. В губерниях создавался совестный суд из представителей трех сословий, который выполнял функции примирительной или третейской инстанции. Все эти сословные суды были выборными. Более высокой судебной инстанцией являлись создаваемые в губерниях судебные палаты - гражданская и уголовная, члены которых не избирались, а назначались. Высшим судебным органом империи был Сенат.
Стремясь создать наиболее реальные гарантии просвещённой монархии, Екатерина II начала работать над жалованными грамотами дворянству, городам и государственным крестьянам. Грамоты дворянству и городам получили законную силу в 1785 г. Жалованная грамота дворянству закрепила за каждым потомственным дворянином свободу от обязательной службы. Они освобождались и от государственных податей, от телесного наказания. За ними сохранялось право собственности на движимое и недвижимое имущество (даже в случае осуждения владельца, дворянские имения не конфисковывались), а также право судиться только равными (т.е. дворянами), вести торговлю, " иметь фабрики и заводы по деревням". Дворянское общество каждого уезда и
каждой губернии закрепляло за собой право периодически собираться, избирать сословных предводителей, иметь собственную казну. Правда, императрица не забыла поставить дворянские собрания под контроль генерал- губернаторов.

Екатерина II внесла существенный вклад в развитие культуры и искусства в России. При Екатерине была создана Российская Академия, Вольное экономическое общество, основано множество журналов, создана система народного образования, основание Эрмитажа, открытие публичных театров, появление русской оперы, расцвет живописи.

Ряд мероприятий эпохи " просвещённого абсолютизма" имел прогрессивное значение. Так, например, основанный по почину Шувалова и Ломоносова в 1755 году Московский университет сыграл огромную роль в развитии просвещения, русской национальной науки и культуры, выпустив большое число специалистов по разным отраслям знаний. В 1757г. начала обучение Академия художеств.

Б) В период нэпа была проведена кодификация права. Так, в 1922 – 1924 гг. в РСФСР были приняты Уголовный, Уголовно-процессуальный, Трудовой, Гражданский, Земельный, Гражданско-процессуальный, Лесной, Исправительно-трудовой кодексы.

Гражданское право. Принятию ГК РСФСР предшествовала подготовительная работа, выразившаяся в подготовке ряда законопроектов и в принятии серии актов, внедрявших принципы нэпа в имущественные и связанные с ними неимущественные отношения: декреты «О замене продовольственной разверстки натуральным налогом», «Об обмене», Наказ СНК РСФСР о проведение нэп, постановления о переводе на хозрасчет предприятий отдельных отраслей народного хозяйства, о предоставлении права аренды промышленных предприятий, о праве организовывать мелкопромышленные предприятия и т.д. (1921 г.).

Однако требовалось принятие универсального закона, регулировавшего весь круг гражданско-правовых отношений. Работа над его проектом велась ускоренными темпами. Поскольку проект кодекса в срок подготовить не смогли, 22 мая 1922 г. ВЦИК принял Декрет об основных частных имущественных правах, признаваемых РСФСР, охраняемых ее законами и защищаемых ее судами.

ГК был принят 4-ой сессией ВЦИК IX созыва 31 октября 1922 г. и вступил в силу 1 января 1923 г. Он состоял из четырех разделов: общая часть, вещное право, обязательственное право, наследственное право. Закон отразил многоукладность экономики, закрепив следующие виды собственности: государственную, кооперативную, частную. В исключительной собственности государства могли находиться земля, недра, леса, горы, железные дороги, их подвижной состав, летательные аппараты. На правах частной собственности могли быть: строения, торговые предприятия, промышленные предприятия с числом рабочих не выше установленных законом, орудия производства, ценности, не воспрещенные законом к продаже товары, предметы хозяйства и домашнего обихода и всякое имущество, не изъятое из частного оборота. Предприятия с неограниченным числом рабочих могли быть собственностью кооперативных организаций.

В гражданском праве было ярко выражено классовое начало и приоритет государственной собственности, а также отражено требование В.Ленина о расширении вмешательства государства в частноправовые отношения.

Гражданские права охранялись законом независимо от пола, расы, национальности, вероисповедания и происхождения за исключением тех случаев, когда они осуществляются в противоречии с их назначением. Дееспособность в полном объеме наступала по достижении 18-летнего возраста.

Несмотря на то, что ГК был призван обеспечить развитие товарно-денежных отношений, в нем четко прослеживалось стремление провести принцип уравнительности.

Кодекс восстановил договор дарения, тем не менее, он был ограничен (суммой 10 тыс. рублей). Передаваемое по наследство имущество также ограничивалось (суммой 10 тыс. рублей и на наследство, превышающее 1 тыс. рублей, вводился прогрессивный налог (до 50%)).

В 1928 г. были разрешены завещания в пользу государственных органов, партийных, профсоюзных, общественных организаций.

Трудовое право. Разработка нового трудового законодательства протекала в обстановке отказа от сложившейся в период военного коммунизма системы организации труда на основе повинности, по разверсткам и предписаниям административных органов. В основу трудовых отношений был положен свободный найм рабочей силы. Возобновлялось заключение коллективных договоров между профсоюзными организациями и администрацией. Были признаны недействительными статьи колдоговора, ухудшавшие условия труда по сравнению с условиями, установленными кодексом и другими нормативными актами о труде.

Кодекс законов о труде РСФСР распространялся на всех лиц, работавших по найму. Продолжительность рабочего дня для совершеннолетних не могла быть более 8 часов, для подростков 16 – 18 лет, лиц, привлекаемых к подземным работам, и занятых умственным и канцелярским трудом – не более 6 часов. Устанавливался минимум заработной платы для каждой категории труда.

Произошел переход от государственного социального обеспечения к системе государственного социального страхования. Страхование включало оказание лечебной помощи, выдачу пособий при временной нетрудоспособности и дополнительных пособий (на кормление ребенка, погребение), выдачу пособий по безработице, инвалидности, членам семей трудящихся в случае смерти кормильца.

Споры между нанимателями и работниками рассматривались в трудовых сессиях судов, реже – в примирительных камерах и третейских судах.

Земельное право. Принятый ВЦИК 30 октября 1922 г. Земельный кодекс РСФСР состоял из трех частей. В первой части регламентировались вопросы трудового землепользования в деревне, во второй – регулировался правовой режим городских и государственных земель (совхозов, госзапаса), третья была посвящена вопросам землеустройства.

Исходя из принципа национализации земли, Кодекс устанавливал, что государство как собственник земли передает ее во владение и пользование. Земля могла передаваться во владение при условии ведения трудового хозяйства любому гражданину РСФСР, способному ее обрабатывать. Максимально были сокращены возможность аренды земли и применение наемного труда.

Кодекс выделял общинную (с уравнительными переделами земли между дворами), участковую (с неизменным размером земельных участков каждого двора), товарищескую (с совместным использованием земель членами сельскохозяйственной коммуны, артели или товарищества по общественной обработке земли) формы землепользования.

Земельное законодательство носило классовый характер. Это выражалось, в частности, в том, что бывшие помещики, выселенные из имений, могли получить землю в трудовое пользование только вне губерний, где ранее имели земельную собственность. Общие начала установили, что лица, лишенные избирательных прав, землю в трудовое пользование получают в последнюю очередь.

Уголовное право. Первый советский УК был принят ВЦИК 26 мая 1922 г. Он также основывался на классовом принципе, что проявлялось в формулировке его целей и задач, определений понятий преступления, наказания и других уголовно-правовых норм. Главной задачей объявлялась правовая защита пролетарского государства и советских граждан от различных преступных посягательств. Преступлением признавалось «всякое общественно опасное действие или бездействие, угрожающее основам советского строя и правопорядку, установленному рабоче-крестьянской властью на переходный к коммунистическому строю период времени».

Кодекс состоял из Общей и Особенной частей. Общая часть предусматривала пределы действия УК, общие начала применения наказания, определенные меры наказания, роды и виды наказаний и других мер социальной защиты, порядок отбывания наказания.

Субъектами уголовного права являлись граждане, достигшие 14-летнего возраста. Закон предусматривал возможность применения в отношении несовершеннолетних 14 – 16 лет мер медико-педагогического характера.

В УК получили закрепление другие важные уголовно-правовые институты: вины, соучастия, необходимой обороны и крайней необходимости, давности применения наказания и т.д. Вместе с тем в нем содержались нормы, применение которых обернулось существенными нарушениями прав граждан (придание закону обратной силы, введение института аналогии, применение наряду с наказанием понятия других мер социальной защиты, допущение применения к уголовной ответственности без наличия в деяниях субъекта состава преступления, а по признакам его социальной опасности).

Особенная часть УК устанавливала виды преступлений: государственные, должностные (служебные), нарушение правил об отделении церкви от государства, хозяйственные, против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности, имущественные, воинские, нарушение правил, охраняющих народное здравие, общественную безопасность и публичный порядок.

Уголовный процесс. Первый УПК РСФСР был принят ВЦИК 25 мая 1922 г. В него вошло 6 разделов: Общие начала уголовного судопроизводства; Порядок дознания предварительного следствия; Производство в народном суде, кассационное и надзорное производство, порядок возобновления дел по вновь открывшимся обстоятельствам; Порядок производства в революционных трибуналах и Верховном трибунале; Производство в порядке высшего судебного контроля

Кодекс установил такие демократические принципы уголовного судопроизводства как гласность, устность, состязательность, свободная оценка доказательств судом и т.д.


13)

А) Реформа высших органов управления

30 марта 1801 г. Государственный совет заменен Непременным советом: рассмотрение и обсуждение государственных дел — совещательный орган при императоре.

1 января 1810 г. (по проекту Сперанского) Непременный совет преобразовывается в Государственный совет, состоявший из Общего собрания и четырёх департаментов — законов, военного, гражданских и духовных дел, государственной экономии (позже временно существовал и 5-й — по делам царства Польского). Для организации деятельности Государственного совета создавалась Государственная канцелярия и её государственным секретарем назначен Сперанский. При Государственном совете учреждались Комиссия составления законов и Комиссия прошений.

Председателем Государственного совета являлся один из его членов по назначению императора. В состав Государственного совета входили все министры, а также лица из высших сановников, назначаемых императором.

Сначала законопроекты обсуждались в департаментах, затем выносились на обсуждение в Общее собрание. И только после утверждения их императором получали силу закона.

Государственный совет не издавал законы, а служил совещательным органом при разработке законов. Его задача — централизовать законодательное дело, обеспечить единообразие юридических норм, не допускать противоречий в законах.

8 сентября 1802 г. проведена министерская реформа. Манифестом утверждено 8 министерств, заменявших петровские коллегии. Дела теперь решались единолично министром, отчетным перед императором. Каждый министр имел заместителя и канцелярию.

Министерства подразделялись на департаменты, возглавляемые директорами; департаменты — на отделения во главе с начальниками отделений; отделения — на столы во главе со столоначальниками.

Для совместного обсуждения дел учреждался Комитет министров.

С 1802 г. существовали министерства: военносухопутных сил, морских сил, внутренних сил, иностранных дел, юстиции, финансов, народного просвещения, коммерции (упразднёно)

Некоторые недостатки:

· отсутствие точного определения ответственности министров

· неправильное распределение дел между министрами

12 июля 1810 г. — разделение государственных дел на особые управления (Сперанский).

25 июня 1811 г. — «Общее учреждение министров» (Сперанский).

1802—1811 гг. — Министерская реформа: число министров достигло двенадцати; министры вводились в состав Сената; в «Общих учреждениях» определены были состав и делопроизводство министров, установлены точные разграничения функций министров, единые принципы их организации, ответственности, пределы власти и отношения министров к другим органам высшего государственного управления.

К 1811 г.:

· министерство коммерции — упразднилось, а его дела распределены между министерством финансов и внутренних дел;

· министерство полиции — в его ведомство переданы дела о внутренней безопасности, ранее закрепленные за министерством внутренних дел.

Созданы новые ведомства — «Главные управления» — и приравнены к министерствам:

Главное управление путей сообщения (созданное ещё в 1809 г.)

Главное управление духовных дел иностранных исповеданий

Главное управление ревизии государственных счетов (или Государственный контроль)

Началось составление единого государственного бюджета, но из-за его дефицитности сведения скрывались.

В 1802 г. был издан указ о правах Сената: он объявлялся верховным органом в империи, сосредотачивающим в себе высшую административную, судебную и контролирующую власть, ему предоставлялось право делать представления по поводу издаваемых указов, если они противоречили другим законам.

Изменениям подвергся и Святейший Синод, членами которого были высшие духовные иерархи — митрополиты и архиереи, но во главе Синода стоял гражданский чиновник в звании обер-прокурора. При Александре I представители высшего духовенства уже не собирались, а вызывались на заседания Синода по выбору обер-прокурора, права которого были значительно расширены.

С 1803 по 1824 г. должность обер-прокурора исполнял Голицын, бывший с 1816 г. также и министром народного просвещения.

Программа преобразований М. М. Сперанского и её судьба

В конце 1808 г. Александр I поручил Сперанскому разработку плана государственного преобразования России. В октябре 1809 г. проект под названием «Введение к уложению государственных законов» был представлен царю.

Задача плана — модернизировать и европеизировать государственное управление путем введения буржуазных норм и форм.

Сословия:

дворянство имеет гражданские и политические права;

«среднее состояние» имеет гражданские права (на движимую и недвижимую собственность, свободу занятий и передвижений, выступать от своего имени в суде) — купцы, мещане, государственные крестьяне;

«народ рабочий» не имеет политических и гражданских прав: помещичьи крестьяне, рабочие и домашние слуги.

Разделение властей:

законодательные органы: Государственная дума, губернские думы, окружные думы, волостные думы;

исполнительные органы: Министерства, губернские, окружные, волостные;

судебные органы: Сенат, губернские (разбираются гражданские и уголовные дела), окружные (гражданские и уголовные дела).

Выборы — четырехступенные с избирательным имущественным цензом для избирателей: помещики — землевладельцы, верхи буржуазии.

При императоре создается Государственный совет, при этом император сохраняет всю полноту власти:

сессии Государственной думы император мог прервать и даже распустить, назначив новые выборы; Дума – представительный орган при императоре;

министры назначаются императором;

состав Сената назначается императором.

Проект встретил упорное противодействие сенаторов, министров и других высших сановников, и Александр I не решился его реализовать.

Однако 1 января 1810 г. был учрежден Государственный совет по плану Сперанского.

12 июля 1810 г. и 25 июня 1811 гг. преобразовываются министерства.

К началу 1811 г. подготавливается проект преобразования Сената, а в июне вносится на рассмотрение в Государственный совет.

Было предложено преобразовать Сенат в два учреждения:

1. Сенат правительствующий сосредотачивал в себе правительственные дела и комитет министров — министров с их товарищами и начальниками особых частей управления.

2. Сенат судебный распадался на четыре местных отделения в соответствии с главными судебными округами империи: в Петербурге, Москве, Киеве и Казани; особенностью судебного Сената была двойственность его состава: одни сенаторы назначались от короны, другие выбирались дворянством.

Государственный совет данный проект резко раскритиковал, но большинство проголосовало «за». Однако и сам Сперанский советовал его не принимать.

Таким образом, из трех отраслей высшего управления — законодательной, исполнительной и судебной — были преобразованы только две; третьей (т.е. судебной) реформа не коснулась. К проблеме губернского управления не было преступлено и в проекте.

Финансовая реформа

По смете 1810 г. всех выпущенных в обращение ассигнаций (первых российских бумажных денег) считалось 577 млн; внешнего долга — 100 млн. Смета доходов на 1810 г. обещала сумму в 127 млн; смета расходов требовала 193 млн. Предвиделся дефицит — 66 млн ассигнаций.

Планировалось прекратить выпуск новых ассигнаций и изымать постепенно старые; далее — повышать налоги (прямые и косвенные).

2 февраля 1810 г. и 11 февраля 1812 г. — увеличение всех налогов.

Реформа в области образования

В 1803 г. было издано новое положение об устройстве учебных заведений, внесший новые принципы в систему образования:

· бессословность учебных заведений;

· бесплатность обучения на низших его ступенях;

· преемственность учебных программ.

Уровни системы образования:

· университет

· гимназия в губернском городе

· уездные училища

· одноклассное приходское училище.

Всей системой образования ведало Главное управление училищ. Образовано 6 учебных округов, возглавляемых попечителями. Над попечителями были учёные советы при университетах.

Основаны пять университетов: Дерптский (1802), Виленский (1803), Харьковский и Казанский (1804), Петербургский Педагогический институт (1804, с 1819 г. – университет).

1804 г. — Университетский устав предоставлял университетам значительную автономию: выборность ректора и профессуры, собственный суд, невмешательство высшей администрации в дела университетов, право университетов назначать учителей в гимназии и училища своего учебного округа.

1804 г. — первый цензурный устав. При университетах из профессоров и магистров были созданы цензурные комитеты, подчинявшиеся Министерству народного просвещения.

Были основаны привилегированные средние учебные заведения — лицеи: в 1811 г. — Царскосельский, в 1817 г. — Ришельевский в Одессе, в 1820 — Нежинский.

В 1817 г. Министерство народного просвещения было преобразовано в Министерство духовных дел и народного просвещения.

В 1820 г. направляется в университеты инструкция о «правильной» организации учебного процесса.

В 1821 г. начинается проверка выполнения инструкции 1820 г., проводившаяся очень жестко, необъективно, что особенно наблюдалось в Казанском и Петербургском университетах.

Попытки решения крестьянского вопроса

При вступлении на престол Александр I торжественно заявил, что отныне прекращается раздача казенных крестьян.

12 декабря 1801 г. — указ о праве покупки земли купцами, мещанами, государственными и удельными крестьянами вне городов (помещечьи крестьяне получают это право только в 1848 г.)

20 февраля 1803 г. — указ о «вольных хлебопашцах».

1804—1805 гг. — первый этап реформы в Прибалтике.

10 марта 1809 г. — отмена права помещиков ссылать своих крестьян в Сибирь за маловажные проступки; подтверждение правила: если крестьянин получил свободу, он не мог быть вновь укреплен за помещиком; получали свободу выходцы из плена или из-за границы, взятые по рекрутскому набору; помещику должен кормить крестьян в голод; с разрешения помещика крестьяне могли торговать, брать векселя, заниматься подрядами.

С 1810 г. начинается практика организации военных поселений.

За 1810—1811 гг. в связи с тяжелым финансовым положением казны было продано частным лицам свыше 10 000 казенных крестьян.

В ноябре 1815 г. Александр I даровал конституцию Царству Польскому.

В ноябре 1815 г. российским крестьянам запрещено «отыскивать вольность».

В 1816 г. новые правила организации военных поселений.

В 1816—1819 гг. завершается крестьянская реформа в Прибалтике.

В 1818 г. Александр I поручил министру юстиции Новосильцеву подготовить Государственную Уставную грамоту для России.

В 1818 г. несколько царских сановников получили секретные поручения разработать проекты отмены крепостного права.

В 1822 г. было возобновлено право помещиков ссылать крестьян в Сибирь.

В 1823 г. — указ подтверждал право потомственных дворян владеть крепостными крестьянами.

Б) Через неделю после Октябрьского переворота (2.11.1917) именем Российской Республики Ленин, как председатель СНК, подписал «Декларацию прав народов России». Провозглашались «добровольный и честный союз народов России» и принципы национальной политики: равенство и суверенность народов России, право народов России на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельных государств.

 

Лишь в центральных российских регионах половина населения поддерживала большевиков, на остальных территориях - около десятой части. Тем не менее, уже к февралю 1918 г. советская власть была установлена в большинстве нерусских западныхкраев бывшейРоссийской империи; также силами красногвардейцев ликвидировано самоуправление в Туркестане (г. Коканд).

 

Формально независимыми советские республики оставались еще год как тактический ход российского правительства.

По Брест-Литовскому мирному договору (3.3.1918 г.) на германских условиях, Украина должна быть независимой, а Польша, Латвия, Эстония и часть Белоруссии - отторгнуты. Хотяреволюция в Германии (ноябрь)позволила аннулировать договор, ЦК РКП(б), с целью создания буферной зоны, посчитал необходимым сохранить формальную неза­висимость западных территорий и не включать их в РСФСР. По Ленину, без независимости " шовинисты Украины, Литвы, Латвии, Эстляндии" относились бы к движению красногвардейских частей как к оккупации, а население не встречало бы их, как освободителей.

Ленинское понимание свободы национальностей как возможность пролетариата всех национальностей перейти к построению социалистического общества, вызывало много споров как внутри российской партии большевиков, так и за ее пределами.

На VIII съезде РКП(6) (март 1919 г.) этот вопрос вызвал обширную полемику, в ходе которой Н. И. Бухарин, говоря о «самоопределении трудящихся классов каждой национальности», поставил под сомнение необходимость лозунга о самоопределении наций. Предложение, хотя и отражало суть большевистского подхода, не было принято. На практике же, в тяжелых условиях гражданской войны (а затем и вынужденного перехода к политике военного коммунизма) вопрос о самоопределении наций отходит на задний план.

Уже через месяц после съезда (24.4.1919) было решено объединить вооруженные силы независимых советских республик " на все время социалистической оборонительной войны" под единым руководством Совета Обороны и других центральных учреждений РСФСР. Постановлением ВЦИК (1.5.1919) были централизованы все основные звенья управления хозяйством и финансами.

После того, как части XI Красной Армии заняли Баку, 26.4.1920 был создан Временный военно-революционный комитет Азербайджанской Советской Независимой Республики и 30.9.1920 был подписан двусторонний договор о военном и финансово-экономическом союзе с РСФСР.

С Арменией об объединении было подписано соглашение (4.12.1920).

Независимыми оставались Эстляндия и Грузия, с которыми большевики подписали мирные договора.

О том, каким должно быть государственное устройство новой страны, среди лидеров большевиков не было единого мнения даже на исходе гражданской войны. Преобладали сторонники унитаризма, при котором всецело должен быть воплощен принцип торжества пролетариата всех наций. Ленин, будучи сторонником централистского государства (при автономизации части национальных территорий), считал, что необходимо в данном вопросе учитывать текущую ситуацию. Сталин, как ответственный в партии по национальному вопросу, стоял за создание крупных государственных объединений с учетом их национальной специфики, но в составе России.

Ре






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.